Система работы Лыкошинской школы-интерната №2 по краеведческому направлению. «Родиноведческое содержание образования»
методическая разработка по краеведению по теме

Бойкова Ирина Алексеевна

 

 

Выступление на региональных  педагогических  краеведческих  чтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodinovedcheskoe_soderzhanie_obrazovaniya.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей.

Региональные педагогические краеведческие чтения.

Система работы Лыкошинской школы-интерната №2 по краеведческому направлению.

«Родиноведческое содержание образования»

Выполнила: Бойкова Ирина Алексеевна,

учитель географии

                                             почётный работник общего образования

Российской Федерации, высшая категория.

                            Муниципальная общеобразовательная школа – интернат

                  Лыкошинская школа – интернат среднего

 (полного) образования №2

                                            171066 Тверская область

 Бологовский район, п. Лыкошино,

            ул. Пушкина, д. 50 ,        телефон 91-218

                 

        

           

Лыкошино

2010

Пограничье Тверской земли. Северо–запад  Бологовского района.

Петляя  вдоль холмов Валдайской гряды, перекатываясь через пороги, где-то разливаясь довольно широко и вольготно, а в иных местах – суживаясь до предела,  несёт свои воды через Бологовские земли речка Валдайка, берущая начало на Новгородской земле в Валдайском озере и впадающая в озеро Пирос, что на границе  Тверских и Новгородских земель раскинулось. А вдоль беспокойной вертлявой речушки, почти параллельно, а в  ряде мест перепрыгивая через неё по построенным заботливыми руками мостам, проходит старинный тракт Новгород – Валдай – Боровичи.

Пожалуй, это самый живописный край по красотам природы. И один из самых важных по своей роли объединения земель Новгорода с Центральной Россией. Река Валдайка, вытекая из  Валдайского озера, несёт свои воды  в Пирос, а там реки Березайка, Мста и далее плыви, куда хочешь, хоть в Персию, хоть в Индию, повторив путь знаменитого земляка.

На берегу Валдайки расположился посёлок Лыкошино, носивший  до XX века название Валдайка. Село древнее, упоминающееся в писцовой книге Деревской пятины 1495 года.

Наш посёлок и окрестные деревни были издавна любимым местом отдыха многих столичных знаменитостей. И в школьном музее есть разделы, посвященные пребыванию в наших краях семьи Ульяновых, Н. К. Крупской, Л. М. Книпович, Н. К. Рериха, В. В. Бианки, В. А. Панаева, Н. А. Некрасова, Г. Успенского, М. Чехова, И. Я. Билибина и других. Лыкошино – родина известного художника – графика, керамиста, миниатюриста, художественного руководителя Ломоносовского фарфорового завода  С. В. Чехонина.  Наши края также и родина для  талантливейшего театрального деятеля С. П. Дягилева, величайшего путешественника, гуманиста Н. Н. Миклухо – Маклая. В окрестностях Лыкошино было множество усадеб, судьбу которых нам предстоит ещё раскрыть. В селе сохранился храм Иверской иконы Божией матери, возведённый в конце XIX века по проекту известного архитектора К. А. Тона.

В школе действует старейший в Бологовском районе школьный краеведческий музей. В 2007 году исполнилось 40 лет со дня его создания. За более чем 40-летнюю историю в музее накоплен огромный фактический материал по истории посёлка, школы, детского дома,  купечества, местных предприятий и прочее. В музее хранятся более сотни альбомов, оформленных учащимися  школы, содержащих уникальный  краеведческий материал.  Экспонатами музея являются предметы старины, письма, фотографии, документы, старинные книги. Есть отдел нумизматики.  Школьный музей награждён множеством дипломов, грамот. Не раз был победителем конкурса школьных музеев.

Работает Совет музея. Есть поисковая группа.

Школьный музей имеет и филиалы: Зал Боевой Славы и кабинет – музей «Предметный мир русской культуры» («Светёлка»).

В Зале Боевой Славы хранятся материалы о жителях Лыкошино, окрестных деревень, Бологое – участников Великой Отечественной войны. Воспоминания, письма, награды, фотографии, переписка с родственниками бойцов, похороненных на территории Валдайского поселения в братских захоронениях п. Лыкошино, д. Широкое, д. Заключье. Среди писем есть послания знаменитого лётчика, героя Великой Отечественной войны  А. П. Маресьева   лыкошинским школьникам. Учащиеся нашей школы ухаживают за воинскими могилами и памятником лыкошинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Ведут переписку с родственниками бойцов, захороненных на территории Валдайского поселения.

В школе с 1999 года работает эстетико –краеведческое творческое объединение «Русь», в которое входят, преподаватели начальных классов, истории, литературы, ИЗО, технологии, руководители кружков, студий, фольклорных коллективов, заведующие детских садов, художественный руководитель ДК, библиотекарь поселковой библиотеки, учащиеся школы. У объединения много задач: это и активная перестройка воспитательной системы школы, когда воспитание ведётся на основе знания исторических, нравственных, эстетических корней, идеалов своей Родины, воспитание учащихся на русских традициях; это и поисковая работа учащихся. Членами объединения поддерживаются тесные связи с краеведческими музеями близлежащих городов: Бологого, Окуловки, Валдая, Боровичей.

Составляется фото- и видеолетопись школы.

Поисковая деятельность, изучение истории, природы, хозяйства, культуры своего народа невозможны без походов и экскурсий. В практике объединения походы, поездки по Тверскому и Псковскому краям, Новгородчине, по святым местам.  Встречи с прошлым пробуждают в нас разнообразные чувства, мысли, умудряют нас опытом человеческой культуры, возвышают нас. И чем больше мы будем знать о прошлом, среди которого мы живём ( ибо прошлое среди нас), тем значительнее, богаче, многоцветнее предстанет перед нами окружающее, тем больше мы будем любить свою страну – Россию.

В 2000 году членами объединения был открыт кабинет–музей для занятий с учащимися по русской культуре «Предметный мир русской культуры» («Светёлка»). Экспонатами этого музея являются подлинные предметы старины: прялки, самовары, сундуки, люлька, серпы и деревянная посуда. В красном углу размещаются иконы и лампада. В печном – искусно сделанная на кружке «Мастерица»  печь с чугунами и ухватами. В сундуках и комоде хранятся изделия местных мастериц: подзоры, рушники, салфетки, покрывала и скатерти.

В «Светёлке» проходят встречи школьников с интересными людьми  нашего края. Так,  последние встречи состоялись с петербургской поэтессой Ирэной Сергеевой, с жительницей посёлка  Офицеровой Руфиной Михайловной.   И. А. Сергеева живёт и работает в Санкт- Петербурге, но корни у неё   лыкошинские, так как происходит  из старинного купеческого рода Капустиных, очень любит родину своих предков и воспевает её в своих стихах. Во время этой встречи состоялась презентация её нового сборника стихов «Пресветлый рай» ( так когда-то называлось место, где сейчас располагается Лыкошино). А Руфина Михайловна в детстве в Лыкошино познакомилась с детским писателем Виталием Валентиновичем Бианки, отдыхавшем в наших краях в 1946 году. Мы часто приглашаем Р. М. Офицерову на традиционные Бианковские чтения, которые ежегодно проходят в нашей школе в феврале. В апреле  2010 года прошла встреча ребят с местной мастерицей, знающей секреты крестецких мастеров. На этой встрече произошло знакомство школьников с подлинно  народным и очень красивым  искусством – крестецкая строчка. Недавно у ребят в гостях был коллекционер колокольчиков Н. И. Арсеньев. Эта тема очень близка нам, так как в городе Валдае и на нашей маленькой станции Валдайка было развито колокололитейное производство. И именно от нас звонкоголосый товар разлетался по всей необъятной России.

Краеведение является неотъемлемой частью жизни нашего дружного школьного коллектива. Краеведческая направленность присуща учебно–воспитательной программе «Истоки», по которой работала последние десять лет    Лыкошинская школа.

В качестве основных целей программы выдвигаются: забота о здоровье физическом и нравственном, личностное развитие через учение, обучение и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, социализацией.

Программа ориентирована на общечеловеческую (мировую и русскую) культуру.

Почему «Истоки»? Потому, что эта программа направлена на возрождение социальной сферы села, на возрождение народных традиций, культуры. И мы очень рассчитываем на то, что  знания, умения выпускников пробьются  ключиками, родниками в уклад жизни района, села, каждой семьи.

Программа «Истоки» основывается на концепции развития ребёнка от 6 до 17 лет в процессе активной деятельности, учения и обучения.

Проблема номер один в нашем обществе – это отчуждение, в том числе и в образовательном процессе. Родители не знают, чем заняты их дети в школе, в учреждениях дополнительного образования. Воспитатели и учителя мало знают о жизни семей своих воспитанников. Школа, детский сад, учреждения дополнительного образования отделены друг от друга и проблема преемственности в их работе пока не получила должного освещения.         Мы же объединили воспитательные и образовательные системы школы и детских садов, откуда к нам приходят дети в первый класс,  и в 2004 году разработали совместную учебно-воспитательную программу «Здравствуй, мир!». Воспитанники детских садов частые гости в школе, ученики – в детских садах. Школьные учителя проводят с детишками игровые уроки по русской культуре, кружковые занятия. Воспитанники садиков «Пчёлка» и «Чебурашка» с удовольствием посещают наши музеи, участвуют в фольклорных праздниках, Вечерах Хорошего Вкуса, Праздниках Русской Культуры.

Есть у нас совместная программа с местным Домом Культуры, художественный руководитель которого входит в школьное эстетико – краеведческое творческое объединение «Русь». При творческом объединении и Доме Культуры несколько лет назад образовался клуб любителей народной песни «Дружба», который с удовольствием посещают ветераны, жители нашего посёлка. В течение учебного года  проходит много совместных мероприятий школы, детских садов, Дома Культуры и клуба «Дружба». С удовольствием участвуют во всех проводимых мероприятиях родители.

Образовательный процесс в нашей школе имеет дело с душой и чувствами ребёнка, который уже в основном сложился. И в этом становлении огромную роль сыграли наследственность и условия семейного воспитания. Однако мы вправе ожидать плодотворных результатов образовательного процесса в стенах школы-интерната, так как рассматриваем воспитание и обучение как никогда не прекращающийся процесс постоянного самосовершенствования личности и обогащения её жизни  социальным опытом, который ей же порождается.

Таким образом, в воспитательной работе обеспечивается тесная связь трёх факторов – семьи, школы и общества.

В качестве отправной точки зрения на воспитание и обучение человека взяты педагогические идеи многовекового опыта воспитания детей в русском социуме и работы доктора педагогических наук, профессора Санкт- Петербургского университета Гончарова Ивана Фёдоровича.

Иван Фёдорович является ярким приверженцем идеи национальной школы. С его проектом «Русская школа» наш коллектив познакомился более десяти лет назад. Тогда и родилась идея адаптировать проект к условиям сельской школы-интерната.

На первом этапе (2000 – 2002 г.г.)  была составлена программа развития школы, разрабатывались образовательные и воспитательные проекты, проходила защита проектов, апробация и  их внедрение. Понимая, что этнопедагогизация учебного процесса в сельской школе – не только педагогическая, но и актуальная социальная проблема, учителя-предметники внесли в учебные программы изменения с учётом организации обучения и воспитания как целостного процесса формирования национального самосознания у учащихся. Использование методов интеграции в учебном процессе придало образованию более целостный характер, а контакты между педагогами на этом этапе способствовали  более тесному сотрудничеству в деле реализации идеи воспитания русского человека, человека, влюблённого в свой край, патриота. Именно на этом этапе сформировалось эстетико-краеведческое творческое объединение «Русь».

Второй этап (2003-2004 г.г.)  был посвящён процессу корректирования проектов, созданию модели нравственного воспитания сельских школьников, привлечению имеющихся в педагогике и этнографии научных знаний.

Третий этап (2005-2006 г.г.) был самый важный, практический, когда знания переходят во внутренний план: становятся убеждениями, внутренней нравственной позицией человека. Основой построения учебно-воспитательного процесса в нашей школе стала русская традиционная народная культура, гуманная в своей основе, несущая в себе высокую духовность, сконцентрировавшая народные представления о человеческом идеале, отражающая сущность и специфику психологического склада, характера и поведения русского человека.  В своей работе мы стали  широко  использовать нравственные уроки православия. Ведь Русская православная церковь – это кладезь неисчислимых духовных сокровищ.

Четвёртый этап (2007-2011 г.г.) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития, распространение опыта.

Структура учебно-воспитательной программы «Истоки».

Программа

«Истоки»

Подпрограмма

«Образование»

Подпрограмма

«Воспитание»

Научное общество

Работа

МО

Подпрограмма

«Ученическое самоуправление»

Подпрограмма

«Здоровье»

Дополнительное образование

Подпрограмма

«Здравствуй, мир»

Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Для её решения, с этого учебного года мы перешли на новый  качественный этап развития учебно-воспитательной системы школы и  разработали на ближайшие пять лет учебно-воспитательную программу развития школы «Школа-интернат – территория здоровья», которая органично связана с программой «Истоки», так как в программу входила подпрограмма «Здоровье».

Главными целями программы являются формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью; формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек, что немаловажно в наше время, особенно в среде  воспитанников интерната, которые обучаются в нашей школе и практически все относятся к категории трудных подростков. Задача педагогов – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Подавляющее большинство воспитанников интерната с трудом осваивают учебную программу. И в тоже время  в одном с ними  классном  коллективе учатся дети из благополучных семей, с высокой степенью активности, способные логически мыслить, овладевать знаниями, умениями и навыками. Поэтому перед педагогами стоит задача  активизации познавательного интереса учащихся.

И основной путь к этому – организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся, так как собственные исследования – это наиболее эффективный путь познания. Максимально благоприятные условия для проведения поисковой и исследовательской работы со школьниками содержит  в себе краеведение.

Краеведение – первый шаг на пути научных исследований. Оно учит проводить самостоятельные изыскания, проникать мыслью в сокровенные тайны природы, познавать культурную и хозяйственную деятельность человека, участвовать в охране природных богатств. Краеведение обостряет наблюдательность. Общение с природой делает человека духовно богаче.

Встречи с интересными, увлечёнными  людьми, мастерами своего дела, патриотами родного края способствует воспитанию чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, к своим землякам.

Дети учатся применять свои знания на практике. Это приносит пользу родному краю.

Сложившаяся система работы школы позволила перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса: помимо традиционных программ  в учебный план вошли курсы «Народоведение», «Уроки Добротолюбия», «Светлый мир народной культуры». Созданы  фольклорные коллективы, театральная студия «Иван-да-Марья», кружки «Русская вышивка», «Мастерица», «Деревянные узоры», «Русское поле» и другие. Результатом стало обновление содержания образовательного процесса с помощью народных традиций и обычаев. Создана система школьного образования, основанная на глубоком осмыслении богатейшего культурного наследия России. В организации образовательного процесса максимально используется местный, региональный материал.

Но проблем остаётся ещё очень много: это и нежелание многих родителей участвовать в жизни школы, падение интереса к знаниям у детей, проблемы со здоровьем у школьников, массовый антипатриотизм и многое другое. И это проблемы не только нашей школы, а подавляющего большинства школ нашей страны. Что же делать? Ответ один: России нужна добротная школа для всех детей – школа радости узнавания, умственного наслаждения, школа гуманного, духовно-делового человека. Как делать нашу школу такой? Прислушаемся к голосу мыслителей, наших национальных светочей. «Задача школы выпестовать самобытные личности, т.е. людей высоконравственных, образованных, духовно богатых. Способных стремиться к доброумному бытию, обладающих  чувством гражданского долга и любовью к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный хотя бы прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно, лишь узнав и полюбив свою страну, её историю и её язык» (профессор В. Ю. Троицкий). «Необходимо сделать русские школы русскими» (К. Д. Ушинский).

Теоретическая база

Список литературы :

  1. Неогуманистические идеи в педагогике.  Педагогика. 1993. №6.

  1. «Школьные технологии» №1 1998 г.

  1. Публикации в научно – методических журналах «Классный руководитель», «Воспитание школьника».

  1. Публикации в психолого – педагогическом журнале «Кафедра».ТОИУУ.

     г. Тверь.