«Задачи и основные направления воспитательной работы в школе-интернате для детей с ОВЗ».
материал

Конусова Алла Алексеевна

Основная цель воспитательной работы школы: подготовить к жизни человека, физически и нравственно способного и желающего жить в современном мире, посильно участвовать в труде и общественной жизни. Достижение цели осуществляется по разным направлениям воспитательной работы в каждом звене школы. Особенности организации воспитательного процесса обусловлены возрастом воспитанников, на который необходимо ориентироваться, так как меняются интересы и лидирующие виды деятельности, которые и формируют личность. Поэтому любую общешкольную задачу необходимо адаптировать к уровню развития и воспитанности детей. Воспитатель четко должен ориентироваться в потребностях, возможностях своих воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Задачи и основные направления  воспитательной работы

в школе-интернате для детей с ОВЗ».

В ГБОУ РХ «Аскизская школа – интернат», как и у других учреждений системы образования, есть общие функции ухода, содержания детей, их воспитания, обучения и развития.

В школе-интернате обучаются дети с нарушением интеллекта, со множественными нарушениями. Контингент учащихся имеет ряд специфических особенностей в области познавательной деятельности и особенности личности

Образовательная организация дает возможность своим обучающимся и воспитанникам учиться в условиях безопасности и успеха. Здесь создана благоприятная атмосфера для реализации целей и задач, поставленных как перед коллективом, так и обучающимися. Основным направлением деятельности коллектива является формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя, готовой выстраивать гармоничную систему отношений с другими людьми. Большое внимание уделяется воспитательной работе, задачей которой является сформировать у каждого воспитанника навыки социализации и социально одобряемого поведения.

Воспитательная работа в школе-интернате находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. Основным направлением педагогического воздействия является формирование у воспитанников системы самосознания, которая определит социальное поведение учащихся. Для реализации данных задач разработана «Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников», отвечающая требованиям, предъявляемым к данному типу школ. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта. Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления организации воспитательной работы в школе-интернате.

Программа ориентирована на:

  • коррекцию недостатков личностного развития, на снятие вторичных дефектов и наслоений, осложняющих процесс социальной адаптации;
  • адаптацию в социуме, посредством культурной деятельности;
  • формирование потребности к здоровому образу жизни;
  • приобретение жизненного опыта, через занятия разнообразными видами деятельности;
  • выработку у воспитанников достаточного уровня самостоятельного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • развитие навыков и умений коммуникативного поведения.

Основная цель воспитательной работы школы: подготовить к жизни человека, физически и нравственно способного и желающего жить в современном мире, посильно участвовать в труде и общественной жизни.

Достижение цели осуществляется по разным направлениям воспитательной работы в каждом звене школы. Особенности организации воспитательного процесса обусловлены возрастом воспитанников, на который необходимо ориентироваться, так как меняются интересы и лидирующие виды деятельности, которые и формируют личность. Поэтому любую общешкольную задачу необходимо адаптировать к уровню развития и воспитанности детей. Воспитатель четко должен ориентироваться в потребностях, возможностях своих воспитанников.

Программа воспитания реализуется по пяти направлениям: общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное. В каждом направлении воспитатели проводят разовые или систематические мероприятия в течении учебного года. Каждый воспитатель сам определяет модули, которые он планирует реализовать в учебном году, исходя из психолого-социального портрета своей группы, ее потребностей и проблемных точек в развитии воспитанников. Весь воспитательный процесс учитывает знание особенностей структуры дефекта, индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, где каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении. Наряду с традиционными мероприятиями (день Знаний, день Учителя и т.д.) проводятся нетрадиционные формы внеклассной работы: праздник нового года, Масленица, фольклорные праздники и т.д. Все используемые формы и методы работы дают определенный положительный результат в вопросах воспитания и развития детей. В школе-интернате отработана система по формированию положительных черт личности, по реализации задач воспитательного процесса через кружковую работу.

Виды деятельности реализуются в следующих формах работы:

  • этические беседы;
  • библиотечные мероприятия;
  • познавательные экскурсии;
  • викторины;
  • развивающие игры, деловые игры;
  • коллективные творческие дела;
  • социально-образовательные проекты;
  • просмотр кино - видео- телефильмов, концертов;
  • трудовые десанты;
  • спортивные турниры в классах;
  • художественные выставки;
  • участие в социальных акциях;
  • праздничные мероприятия
  • мастер-классы

Общекультурное направление

Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.

Вовлечь детей в творческую деятельность воспитателю помогают внеклассные занятия, которые дают возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности, воспитывает такие положительные качества личности как трудолюбие, настойчивость, коллективизм, что способствует выработке правильной самооценки.

Внеклассные занятия проводятся воспитателем каждый день по 35 минут. Во время проведения занятий используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальные, групповые.

Основные коллективные творческие дела школы:

  • проведение досуговых мероприятий;
  • проведение предметных недель, месячников;
  • организация встреч с интересными людьми, с представителями различных служб и организаций;
  • работа школьных кружков.

Учащиеся школы становятся активными участниками фестивалей детского художественного творчества, где мы принимаем участие и неоднократно становились победителями. Мы выступаем на школьных мероприятиях, городских.

Духовно-нравственное направление

Ведется работа по формированию у учащихся понимания сущности Родины, воспитанию патриотизма; развитию социальной памяти – способности хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений; знакомство обучающихся с жизнью и деятельностью национальных героев – созидателей Родины; развитию интереса у учащихся к истории родного края. Используется для формирования гражданской идентичности уникальная история и традиции народа.

        

        Спортивно-оздоровительное направление

Задача воспитателей направлена на пропаганду физической культуры и занятий адаптивным спортом как составляющей здорового образа жизни; пропаганду здорового питания и здорового образа жизни как способа повышения качества жизни; на формирование негативного отношения к курению и употреблению алкоголя и наркотических веществ;

Социальное направление

Мы стремимся приобщать учащихся к различным видам деятельности; способствуем формированию самостоятельности необходимой для жизни в обществе, помогаем получить социальный опыт. Обязательным компонентом воспитательного процесса является приобщение к труду.

Учитель:                                                                                      А.А.Конусова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании  неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирован...

Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта

 Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности   выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

Отчет о спортивной деятельности в ГКС(К)ОУ "Школы-интерната для глухих детей"

Результаты спортивной деятельности глухих детей в школе....

Положение о порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

Положениео порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» горо...

Цикл занятий в группе продлённого дня в специализированной школе-интернате для слабовидящих детей с применением арт-технологий.

Описание занятий со слабовидящими детьми в группе продлённого дня с использованием арт-технологий: цели, ход занятия, методические рекомендации. Рекомендовано  воспитателям, школьным  психол...

доклад Тема: «Воспитательный час как основная форма работы в школе интернате».

Доклад на Мо Тема: «Воспитательный час как основная форма работы в школе интернате»....