Главные вкладки

    Конспект и презентация внеклассного занятия с использованием ТРКМ по сказке В.В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил" с воспитанниками 3 класса 2 отделения школы-интерната для слабослышащих детей
    план-конспект занятия по теме

    Амелина Елена Валерьевна

    Занятие по внеклассному чтению. Тема: сказка В.В. Бианки  "Как Муравьишка домой спешил". 

                              Задачи.

    1.   Знакомство воспитанников со сказкой.

    2.   Развитие выразительного чтения.

    3.   Развитие ранее полученных знаний о насекомых.

    4.   Накопление словарного запаса по теме; уточнение значений слов.

    5.   Обучение краткому пересказу по данному плану.

    6.   Обучение работы с толковым словарём.

    7.   Развитие познавательных способностей учащихся: внимания, памяти, мышления.

    8.   Развитие слухового восприятия на речевом материале по теме.

    9.   Работа над слитностью, выразительностью речи; воспитание орфографически правильной речи.

    10.         Закрепление произносительных навыков.

    11.          Воспитание бережного отношения к живой природе, любви к насекомым.

     Ресурсы занятия:  текст сказки в книге «Внеклассное чтение» 2 класс, составитель Юдаева М.В., карточки с  отрывками из сказки, презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект занятия20.92 КБ
    Office presentation icon презентация к занятию2.33 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия.

    • «Вызов»
    1. Встали ровно, подтянулись,

    Все друг другу улыбнулись,

    Друг на друга посмотрели,
    И на место тихо сели.

    1. -Прочитайте предложение, подумайте: верно или неверно, поставьте знак плюс в таблице.

    верно

    неверно

    Друзья – это близкие люди, которые помогают

    друг другу.

    У животных нет друзей.

    -К вашим ответам вернёмся в конце урока.

    3.

    - На прошлом занятии вы рассказывали сведения из интернета о насекомых (Слайд с изображением животных: муравей, гусеница-землемер, паук-сенокосец, жужелица, жучок-блошачек, кузнечик, водомер, майский хрущ, гусеница-листовёртка.),  составляли синквейн о муравье, а к этому занятию вы приготовили синквейн на остальных животных.

    - Сегодня ваши синквейны оценят гости. Отдайте свою работу какому хотите гостю. Уважаемые гости, к концу занятия оцените работу учащегося, нарисовав соответствующий смайлик.

    • «Осмысление содержания»

    1. Сегодня будем читать сказку об этих животных.

    Отгадайте загадку и вы узнаете, кто главный герой сказки.

    «Это мелкое насекомое, у которого многочисленная семья. Он строит дом из веток и хвоинок»

    - Муравей – главный герой сказки.

    2. - Откройте книгу стр.84., прочитайте название сказки.

    - Прочитайте, что значит спешит домой. (слайд. Спешит домой – торопится, хочет быстрее прийти домой)

    - Как называется дом муравьёв?

    - Кто автор сказки?(Слайд с изобр.Бианки)

    3. Прочитайте начало сказки до слов «…чуть жив от страха»

    (Жужжащее чтение)

    Слайд с изображением муравейника и муравьёв.

    - Посмотрите на картинку, что вы видите? (Муравейник и муравьи)

    - Что вы узнали о жизни муравьёв? Прочитайте.

    (У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат – все домой бегут. Сядет солнце – муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опаздал, тот хоть на улице ночуй.)

    - Что делал Муравьишка на берёзе?(Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко – и вниз.»)

    - Где в это время было солнце? (Солнце уже к лесу спускалось)

    - Что случилось с Муравьишкой?

    (А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несётся листок через лес, через реку, через деревню.)

     (слайд с изображением муравья на листке)

    - Посмотрите: это летит муравей на листке.

    4. О том, как Муравьишка вернулся домой, вы расскажете сами. Каждый получает отрывок  из сказки. Прочитайте, смотрите в данный словарь и расскажите по плану.

    1) Где оказался Муравьишка?

    2) Кто помог(ла) (не помог(ла)) Муравьишке?

    3) Как помог(ла)?

    Ученики читают.

    • Послушайте предложение из начала отрывка. (за экраном):

    «Занёс ветер листок на луг за деревней да там и бросил».

    - У кого этот отрывок?

    Расскажи свою часть по плану.

    1)Муравьишка оказался на лугу. Листок упал на камень. Муравьишка себе ноги отшиб. (слайд с изображ.муравья на камне)

    - Посмотрите: Муравьишка ударился об камень и не может идти.

    2)Муравьишке помогла Гусеница-Землемер. (Слайд с изобр.гусеницы)

    3)Муравьишка вскарабкался на спину к Гусенице. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.

    Уточняющий вопрос:

    - Почему Муравьишка хотел укусить Гусеницу?(Потому что Муравьишке было страшно так ехать. Он хотел слезть.)

    Словарь.

    Ноги отшиб – ударил ноги. Ноги болят.

    Вскарабкался на спину – залез и сел на спину.

    • «Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит.

    1)Муравьишка оказался на скошенном лугу.

    2)Муравьишке помог Паук-Сенокосец. (Слайд)

    3)Муравьишка залез на спину Пауку. Паук пошел. Все восемь ног, как спицы в глазах у Муравьишки замелькали.

    Уточняющий вопрос:

    - Почему Муравьишка хотел укусить Паука? (Паук шёл очень медленно)

    Словарь.

    Начал ходули переставлять – начал идти. Пошёл.

    • «Жужелка, жужелка, отнеси меня домой»

    1)Муравьишка оказался на гладкой дорожке.

    2)Муравьишке помогла Жужелица. (слайд)

    3)Муравьишка сел на спину Жужелицы. Ноги у неё ровные, как у коня. Жужелица бежала быстро.

    Уточняющий вопрос:

    - Почему Муравьишке пришлось слезть с Жужелицы? ( Жужелица не могла по грядкам прыгать.)

    Словарь.

    Вскарабкаться на спину – залезть и сесть на спину.

    Как пустится бежать – побежала быстро.

    Домчались – добежали.

    • « Картофельная ботва для Муравьишки – лес густой»
    1. Муравьишка оказался на картофельном поле.
    2. Муравьишке помог Жучок-Блошачок.

    3)Муравьишка влез на спину к Жучку. У него ножки, как пружинки. Он прыгал с грядки на грядку до самого забора.

    Уточняющий вопрос:

    - Почему Жучок не пошёл дальше?(Жучок не мог перепрыгнуть через забор)

    - Где было солнце (А солнце уж низко)

    Словарь.

    Задние ножки, как пружинки складные, - да – щёлк! – распрямил их. Глядь уж он на грядке сидит. Щёлк! – На другой. – прыгал с грядки на грядку.

    • «- Кузнечик, кузнечик, снеси меня домой!»

    1)Муравьишка оказался  около забора.

    2)Муравьишке помог кузнечик.

    3)Муравьишка сел Кузнечику на загривок. Кузнечик перепрыгнул через забор.

    Уточняющий вопрос:

    - Почему Кузнечик не повёз Муравьишку дальше? (Потому что впереди была река)

    -Где было солнце (А солнце ещё ниже)

    Словарь.

    Загривок – часть шеи.

    • «Затрещал по-своему, глядь – бежит по воде лодочка на ножках.

    1)Муравьишка оказался около реки.

    2)Муравьишке помог Водомер.

    3)Водомер оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду.

    Уточняющий вопрос:

    - Почему Водомер дальше не повёз Муравьишку?

    (По земле ноги не скользят)

    - Где было солнце?(А солнце за лесом скрылось)

    Словарь.

    Шибче – быстрее.

    Да как припустит – очень быстро побежал.

    • «Видит Муравьишка: ползёт мимо Майский хрущ»

    1)Муравьишка оказался в лесу.

    2)Муравьишке помог Майский Хрущ.

    3)Муравьишка сел жуку на голову. Жук полетел и сел на берёзу.

    Словарь.

    Затрепетали крылышки – зашевелились крылья.

    Поднялся на воздух – полетел.

    Уточняющий вопрос:

    - Где было солнце?(Солнышко уже краем землю зацепило)

    • «Глянул Муравьишка вниз ..»

    1)Муравьишка оказался на берёзе.

    2)Муравьишка увидел Гусеницу-Листовёртку. Она не хотела помогать.

    3)Муравьишка укусил Гусеницу. Гусеница испугалась и полетела вниз. Муравьишка крепко вцепился. На нитке спустился на землю и побежал домой.

    - Где было солнышко, когда Муравьишка увидел Гусеницу?(Солнышко уже по пояс в землю ушло)

    - Успел Муравьишка домой?прочитай.

    Словарь.

    С перепугу – испугалась

    Кувырк с листа – упала с листа

    Крепко вцепился – крепко держится.

    5.Обобщение работы с текстом. Беседа по вопросам.

    слайд с изобр.всех животных.

    - Можно сказать, что эти насекомые – друзья Муравьишки? Почему? (Да, потому что они помогли Муравьишке добраться домой)

    - Все помогали? (Нет, Гусеница-Листовёртка не хотела помогать)

    - Почему она отказала? (Она была занята работой)

    - Что сделал Муравьишка? (Он укусил Гусеницу)

    - Гусеница могла бы помочь? (Да, могла бы помочь, а потом работать)

     - Вы прочитали сказку каждый по одной части. Дома прочитайте всю сказку.

    • Рефлексия.

    - Вернёмся к началу занятия. (Таблица – верно-неверно)

    1. - Друзья - это близкие люди, которые помогают друг другу. Верно или неверно. (Ответы детей)

    - Проверь по толковому словарю, Даша. Найди в словаре слово – друг. (Друг – близкий человек, приятель, хороший знакомый. Противоположный врагу)

    Слайд с изобр.скана со страницы толк.словаря.

    - Верно. Хорошие люди всегда помогают друг другу.

    2. – У животных нет друзей. Верно или неверно? (Ответы детей)

    - Неверно. Животные тоже помогают друг другу.

    3. Прочитайте вывод из нашего занятия.

    Слайд с изобр.надписи.

    У животных и людей есть друзья. Они помогают и выручают друг друга в трудный момент.

    4.Подведение итогов.

    -Понравилась вам сказка?

    - дополните предложения.

    - Было интересно, как Муравьишка спустился на землю на нитке.

    - Меня удивило, что кузнечик перепрыгнул через забор.

    - Теперь я знаю, что у животных есть друзья.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль театра в общем становлении личности воспитанника в условиях школы-интерната.

    В статье затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребёнка в систему «человек – обра...

    "Вахта памяти". Социальный проект патриотической направленности для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида

    Данный проект предусматривает   развитие связей с социумом  в целях создания  условий для дальнейшей социализации обучающихся, воспитанников   специальной (коррекционной) школы 8 в...

    План мероприятий по предупреждению правонарушений и преступности среди воспитанников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида

    План мероприятий по предупреждению правонарушений и преступности среди воспитанников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильного на 2014-2015 учебный год...

    Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

    Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)

    В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...