Роль театра в общем становлении личности воспитанника в условиях школы-интерната.
статья по теме

Фролова Наталья Владимировна.

 

 

В статье затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребёнка в систему «человек – образ – спектакль» предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие её постижения. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.В. Фролова, педагог дополнительного образования санаторной школы-интерната №18  г. Таганрога Ростовской области.

Роль театра в общем становлении личности воспитанника в условиях школы-интерната.

Одной из важнейших проблем современности является гуманизация общественной жизни. В нынешнем социальном развитии России особый гуманистический смысл приобретает утверждение о том, что человек – это высшая ценность бытия, в связи с чем, наибольшую актуальность приобретает задача создания условий для его свободного развития.

Современная педагогическая наука, воспринимающая образование как средство для воспроизведения духовного потенциала человека, имеет в своем наличии арсенал образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, помогающее формированию социально-эстетической активности личности. По утверждению ученых, исследующих проблемы школьного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в большей степени способствует синтез искусств.

И хотя каждый возрастной период по-своему важен для человека, но психологи и педагоги единодушны во мнении, что подростковый возраст представляет собой очень значимый момент в становлении личности. И от того, как подросток преодолеет свой возрастной кризис, и какие новые психические характеристики он приобретет в этот период, во многом будут зависеть его характер, способы самореализации – словом дальнейшая судьба взрослого человека. Известно, что личностью человек становится лишь тогда, когда начинает самостоятельно заниматься какой-либо творческой деятельностью.

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако надо признать, что школе в большей мере удается формальное насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого потенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений. Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе, в старшем школьном возрасте проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказать свою точку зрения, эмоциональной обедненности. Соединенная с общей скованностью (зажатостью, несвободой) ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков (любое произведение ребенка становится «вещью в  себе», не находя выхода в социальную сферу). Узость художественного кругозора, рожденная той же привычкой к стереотипу, приводит к искажению вкусовых предпочтений школьников, к неадекватной оценке своих собственных возможностей, к отсутствию потребности в познании, безоговорочному, слепому следованию общеизвестным «истинам».

Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое, непосредственное  общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир.

Деятельность студии театральных миниатюр «Подмостки», созданной в санаторной школе-интернате № 18,  имеет определенную специфику в силу объективных причин. Большая часть воспитанников – это дети соматически  ослабленные, имеющие нарушения интеллектуального и личностного развития, дети из неблагополучных семей, социальные сироты. Нередко у таких детей отмечается ранняя педагогическая запущенность,  скудность представлений об окружающем мире, искаженность нравственных и моральных принципов. Решение проблемы следует связывать с восстановлением у ребенка адекватной картины мира посредством приобщения его к миру Истины, Добра и Красоты; воздействуя на его чувственную сферу, тем самым, восстанавливая у него духовный потенциал и возможность реализации и включения ресурсного потенциала.

С целью выявления приоритетных направлений деятельности театральной студии, а так же изучения интересов, склонностей, особенностей личностного развития воспитанников санаторной школы-интерната № 18  было проведено тестирование и  анкетирование среди  учащихся школы.  Могут быть использованы следующие методики:

  1. Методика изучения психологических особенностей личности (подростковый вариант теста Кеттеля).
  2. Методика изучения  мотивации одобрения (вариант шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу).
  3. Методика оценки общей одаренности подростка (по А.И Савенкову).
  4. Тест - опросник -  «Какой я?»

По результатам исследований наряду с высокой заинтересованностью воспитанников в творческой деятельности отмечался достаточно низкий  интеллектуальный потенциал, ограниченный словарный запас, трудность  речевого планирования, несформированность логического мышления.  

Исходя из вышесказанного,  мной была разработана программа «Волшебный мир театра», отличительной особенностью которой является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра. Ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой – художника, режиссера, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от воспитанника осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит, внутренней свободы – открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей этой группы. В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребёнка в систему «человек – образ – спектакль» предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие её постижения.

        Программа построена по принципу блоков.

1 блок – период накопления (введение, сценическая речь).

2 блок – период моделирования (актёрское мастерство, работа над ролью и создание образа героя).

3 блок – период становления собственного «Я» (работа над пьесой и создание образа спектакля, этика творчества).

        Блоки отражают содержательный аспект программы, выявляя при этом основные направления развития ребёнка средствами театрального искусства.  К последним относятся:

- освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актёра;

- творческая деятельность в процессе создания образа отдельного героя или спектакля в целом;

- освоение творческой этики;

- общеэстетическое развитие.

        Первое направление предполагает постоянный тренинг навыков и умений, связанных с воображением  и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, совершенствование речевого аппарата,  включая навык чёткого произношения звуков, постановку дыхания, развитие и совершенствование навыка работы над художественным текстом.

Вторая линия развития связана с участием ребёнка в творческой деятельности по созданию образа отдельного героя или спектакля в целом. В процессе творческой деятельности ребёнок овладевает навыками актёрского мастерства, получает представление об образе спектакля и его компонентах.

Освоение  творческой этики направлено на формирование у воспитанников навыка коллективной работы и творческой дисциплины.

Общеэстетическое развитие предполагает знакомство с основами истории театра всех времен и народов, в процессе чего происходит познание национальной специфики мира, постижение нравственных законов бытия, раскрывается значение театра в духовном обогащении человека.

 На занятиях в театральной студии воспитанники развивают и расширяют эмоциональный, коммуникативный, актерский опыт через невербальное общение (с помощью мимики и жестов), разыгрывают театрализованные этюды, мини-пьесы, игры под музыку, способствующие стрессоустойчивости, воспитанию волевых качеств, способности к саморегуляции; коррекции сниженной учебной мотивации. Используя методы Станиславского, студийцы знакомятся со способами словесного действия, внутренней техникой актера, внешней техникой актера, техникой движения по сцене. В виде игры проводятся тренинги на моделирование образа через подражание, формирование навыка творческой мобилизации, развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры и т.д.

Театр – симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Очень важно использовать феномен театра в формировании общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к окружающим), культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности. С этой целью в репертуар включены сценки, миниатюры, направленные на воспитание доброты, гражданственности, чувства ответственности за порученное дело.

Предлагаемая  мной модель художественно-творческого развития средствами театрального искусства имеет универсальный характер, и её элементы могут быть использованы в самых различных формах учебно-воспитательного процесса, как в школе, так и во внешкольных учреждениях. Ориентированная, прежде всего на творчество педагога, она даёт широкую возможность сконцентрировать свое внимание  на поиске собственного стиля преподавания, включая сюда не только методику, но и структурно-организационные формы занятий, выбор художественного материала, творческих заданий, определение  необходимости принципов включения смежных искусств.

Именно в детском театральном коллективе успешно решаются задачи воспитания нравственной личности, ориентирующейся на высокие общечеловеческие ценности – культуру, духовность, творчество.

Театральная деятельность способствует:

  1. включению воспитанника в разнообразные виды художественно-эстетической деятельности с целью сохранения, восстановления и развития здоровья, коррекции психологического, физического и духовного здоровья детей;
  2. развитию самостоятельного мышления;
  3. приобретению и обогащению нравственного опыта, воспитанию эмоциональной отзывчивости  на чужую радость или горе;
  4. пониманию тех сил (духовных и физических), которые таятся в каждом ребенке, для того, чтобы дать им возможность проявляться в еще большей степени.

Занятия воспитанников театральным искусством – не только удовольствие, но и огромный и постоянный труд, связанный с необходимостью овладения все новыми знаниями и умениями. Этот труд – творческий, радостный и упорный, направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения самостоятельно преодолевать трудности и критически относиться к сделанному.

        По окончании реализации программы у воспитанников формируется навык в вариативности достижения поставленной цели,  умение реально оценивать свои  способности и решать проблемы соотношения желаний и возможностей. Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Прививают и чисто практические навыки и умения, необходимые в процессе подготовки и организации спектакля, воспитывают навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам соей работы и работы коллектива. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочередной задачей в работе театральной студии становится снятие психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощение детей, раскрытие их творческих возможностей.  

Педагогическая деятельность театральной студии направлена на социализацию подростков в условиях школы, города, области, страны, их социальную адаптацию. Следуя принципам сотрудничества, создаваемая на занятиях атмосфера доверительного общения, диалога, раскрепощённости, добра и уважения, моделируемая ситуация успеха, позволяет подросткам по-новому взглянуть на себя, проявляя какие-то неведомые для себя качества.

Во время анкетирования, которое проводится ежегодно в начале и по окончании реализации программы, воспитанники ответили, что у них появились новые качества, необходимые для общения в семье и школе:

- смелость, раскрепощенность (стали менее скрытными и стеснительными) – 28%;

- общительность - 18%;

- уверенность в себе (умение владеть собой) – 22%.

Знания и навыки, полученные на занятиях в театральной студии, ребята применяют и в повседневной жизни. Все воспитанники отметили, что они востребованы в своих классах в школе: на вечерах, конкурсах чтецов, на праздниках и уроках гуманитарного цикла. Особенно порадовал тот факт, когда 18% подростков отметили, что их высоко ценят друзья, их семьи и люди старшего возраста.  Это означает, что удалось выявить способности и достоинства ребёнка, развив и обратив их во благо  другим.

К сожалению, деятельность театральной студии в условиях санаторной школы-интерната №18 имеет свои сложности: прежде всего это частая смена детского коллектива (воспитанники проходят курс лечения, который длится от 3 до 9 месяцев), несформированность позитивной модели поведения, большое количество ребят состоящих в «группе риска» (25% от общего числа).

Несмотря на сложности работы с данной категорией воспитанников надо отметить, что у ребят формируется сознательное и заинтересованное отношение к делу, когда каждый болеет за всех и все за каждого, когда воспитанники с увлеченностью отдают все, что получили сами на занятиях.

Ведь придя в театральный коллектив, ребенок уже совершает самостоятельный шаг, побуждающий к началу чего-то нового, потому что ему нужны «…радость творчества, радость красоты, радость творческих побед!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях школы-интерната

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности....

Нравственное становление личности воспитанников младшего школьного возраста в условиях развивающейся среды ГКОУ ЛО «Павловский центр Логос»

От педагогов, ежедневно соприкасающихся с детьми в условиях центра психолого-педагогигической реабилитации и коррекции, зависит, какими людьми станут их воспитанники. В данной статье подробно описан, ...

Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"

Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов....

Формирование культуры поведения воспитанников в условиях школы-интерната

Формирование культуры поведения воспитанников в условиях школы-интерната...

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы - интерната"

Участие в конкурсе педагогических проектов "Мой вклад в совершенствовании работы школы-интерната" доклад с темой самообразования "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в у...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)

В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...