Музыкальная деятельность в системе музыкального воспитания школы-интерната
консультация по музыке на тему

Доклад на МО  по музыкальному воспитанию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_po_muz_vospitaniyu.docx24.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание в школе-интернате VIII вида.

     Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные  и коррекционно-развивающие задачи.

Для того, что бы ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, на уроках и во внеурочной деятельности необходима коррекция и развитие его высших психических функций (ВПФ), эмоционально-волевой, двигательной, социальной сфер. 

Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком. Следовательно, очень важен правильный подбор педагогом музыкальных произведений для слушания и пения, а так же то, как он сможет пробудить у воспитанников интерес, стимулировать активность, поможет детям с ОВЗ в развитии способностей, духовно-нравственном становлении личности. 

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности:

  • умение слушать музыку,
  • слухоречевое координирование,
  • точность интонирования,
  • умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,
  • умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности;
  • исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, решающихся на уроках музыки и во внеурочной музыкальной деятельности:

Задачи образовательные: (направленные на формирование знаний о музыке)

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

Задачи коррекционные: (решение которых, способствует коррекции сфер личности ребенка с ОВЗ)

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
  • помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Задачи развивающие: (направленные на развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков, творческих способностей)

  • совершенствовать певческие навыки;
  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
  • активизировать творческие способности.

Задачи воспитательные: (решение которых способствует воспитанию чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности, толерантности;  повышению общего культурного уровня воспитанников)

  • повышать культурный уровень воспитанников;
  • развивать художественный вкус детей;
  • обогащать их музыкальный кругозор;
  • создавать атмосферу творчества;
  • воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело, толерантности.

Кроме задач, при работе с детьми, имеющими особенности развития, нужно обязательно учитывать педагогические принципы:

  • доступности;
  • побуждение детей к познавательной деятельности;
  • последовательного формирования мыслительной деятельности от простого к сложному;
  • наглядности и эмоциональности, индивидуального и дифференцированного подхода, которые предполагают учет особенностей высшей нервной деятельности ребенка;
  • многократной повторяемости с элементами новизны, т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются;
  • активизация внимания с использованием частой смены видов деятельности;
  • соблюдения тщательной дозировки заданий;
  • темп работы, соответствующий работе детей.

     Цель, задачи и принципы системы музыкального воспитания направлены на решение главной задачи - формирование личности ребенка с ОВЗ.

Недостаточность интеллектуального развития детей затрудняет восприятие и анализ произведений, сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности.

Восприятие музыки – важнейшая область музыкальной практики. Поэтому очень важно научить детей с ОВЗ внимательно слушать музыку, благодаря чему дети, активно приобщаются к музыкальной культуре: приобретают способность к художественному восприятию, постигают особенности музыкального искусства, происходит развитие и совершенствование процессов творческого (художественного) мышления и воображения, что оказывает огромное влияние на формирование личности человека.

     Я беру за основу урока основные понятия: композитор, исполнитель, слушатель. На каждом уроке дети превращаются в детей- слушателей, в детей-исполнителей, знакомятся с композиторами.

Музыкальный образ труден для восприятия, т.к. лишен непосредственной живописи и конкретного слова. Он не передает точных понятий, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий. Музыка не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей. Поэтому восприятие слушателя достаточно часто нуждается в дополнительных «опорах», в роли которых могут выступать другие более доступные виды искусства.

В связи с этим, очень важно на уроках при прослушивании музыкальных произведений, знакомстве с новыми песнями опираться на имеющийся у школьников жизненный опыт (а это предметы и образы окружающего мира) и знания, полученные на других предметах. 

Поэтому, я считаю, очень важно научить детей выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, учить ребенка объяснять, почему у него возникло то или иное мнение.  Нередко случается, что ребенок, разобравшись с помощью учителя, меняет свое негативное, скорее всего, спонтанно возникшее суждение, на позитивное. А если не меняет, то учится объяснять и доказывать, почему он думает именно так. Это происходит благодаря беседе, в которой я обращаюсь с вопросами по содержанию музыки, по ее эмоциональному воздействию, не только конкретно к этому ученику, а ко всему классу. Причем, рассматриваем это мнение как правильное, истинное. И в ходе беседы, в которую обычно постепенно включаются все учащиеся, высказывая свои предположения по данному вопросу, мы стараемся разобраться, где истинное, а где ложное.

Такие беседы на уроках музыки, я считаю самым важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети учатся высказывать свое мнение, а для этого нужна определенная смелость; учатся его отстаивать, т.е. брать ответственность за свои слова; учатся слушать и уважать мнение другого, т.е. толерантности; учатся анализировать информацию и делать выводы, т.е. рефлексии; учатся общению. Все эти качества, безусловно, пригодятся воспитанникам в их дальнейшей жизни.

     Используемые мною приемы на уроках помогают детям лучше понять, осознать, разобраться в звучащей музыке, полюбить ее. У детей возникает желание и потребность слушать ее вновь и вновь, при этом они понимают, что музыка не абстрагируется от жизни, она составная и необходимая ее часть. Постепенно дети начинают понимать, что слушать прекрасное, видеть прекрасное, говорить о прекрасном – значит улучшаться!

Своей большой находкой для урока музыки считаю использование пальчиковых игр. Зная о том, что чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем лучше у ребенка развита речь, я на уроках использую пальчиковые игры. Не все дети могут сложить из пальчиков простейшие фигуры: петушка, козу, гусей и т.д. Приходится индивидуально складывать фигуры с каждым ребенком, многократно повторять, прежде, чем дети сами смогут сказать  и слова игры и непринужденно поработать пальчиками обеих рук. Это очень кропотливый и долгий процесс. Ученикам пальчиковые игры очень нравятся: они доступны по содержанию, близки к жизни, интересны и разнообразны. Мне эти игры помогают решать проблему отдыха и оздоровления на уроке музыки. С их помощью я имею возможность развивать память, речь, мелкую моторику, а также осуществлять коррекцию звукопроизносительной стороны речи учащихся. 

     Огромное влияние на формирование личности воспитанников оказывает подготовка и участие в школьных мероприятиях. Участие детей в совместной подготовке мероприятия способствует созданию благоприятного психологического климата в классе, развитию творческих способностей учащихся. А главное формированию таких важных качеств личности как самоорганизация, дисциплина, ответственность за общее дело, взаимовыручка, терпение.

Наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Выступая перед публикой, дети приобретают уверенность в себе, в своих силах. 

     Таким образом, музыкальная деятельность в системе музыкального воспитания школы-интерната способствует формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитию человеческой индивидуальности, помогает ребенку понять этот мир во всем его многообразии связей и отношений, стать полноправным членом общества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска

В материале описана воспитательная система ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска.Цель воспитательной системы: создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью...

Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната

Опыт  моей  работы  по  патриотическому  воспитанию  воспитанников – это  один  из  наших  примеров,  создания  эффективной  системы...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Музыкальная шкатулка».

Это модифицированная программа по театрально-музыкальному развитию   детей младшего школьного возраста. Цель программы - совершенствование музыкально - образовательной работы с детьми м...

Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы школы-интерната. Номинация: На благо Отечества

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в соци...

Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности на школьном уроке музыки

Игра на детских музыкальных инструментах в современной педагогике музыкального образования рассматривается как один из ведущих видов музыкальной деятельности на школьном уроке музыки, в особенности в ...