Использование ИКТ технологий на уроках "ИЗО", "Искусство (МХК)".
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Шихова Елена Викторовна

Использование мультимедийных презентаций на уроках ИЗО и МХК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmo_23.03.20_vesennie_kanikuly.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ технологий на уроках  изобразительного                            искусства и МХК

Выступление учителя ИЗО и МХК,  Шиховой Е.В.

на заседании РМО (23 марта 2020 года)

Введение

Бурное развитие технических средств обучения привело к возникновению нового педагогического понятия – “технологии в образовании”.

Применение их в учебном процессе – путь повышения эффективности обучения, особенно заметен с введением в учебный процесс персональных компьютеров. “Педагогические технологии” рассматриваются как совокупность педагогических методов и приемов эффективного использования технических средств обучения и воспитания.

Ребёнок, будучи от природы одарённым, в школе постепенно теряет интерес к обучению. Так часто случалось и случается. И дело здесь не в способностях детей, а в организации процесса обучения. С появлением компьютеров процесс обучения становится наиболее естественным, в его основе лежат естественное любопытство детей, а компьютер – средство для удовлетворения этого любопытства.

Использование мощного потенциала мультимедийных презентаций, позволяют знакомить учащихся 10 – 11 классов с Мировой художественной культурой, с произведениями русских и зарубежных художников, “посещать” величайшие музеи мира, осуществлять заочно экскурсии. Специфика уроков Изобразительного искусства в 5 – 7 классах, Искусство в 8 классах в том, что в них явно просматривается интеграция с другими учебными предметами: литературой, технологией, историей, краеведением, биологией, географией и т.д. Я считаю, что межпредментые связи на каждом уроке – это путь к получению учащимися наиболее глубоких знаний по всем предметам. Но для этого и учитель должен постоянно расширять и углублять свои знания.

Использование мультимедийных презентаций на уроках                       изобразительного искусства и МХК

Современная школа не может стоять на месте, реформирование системы образования вызвано объективными причинами развития общества. Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствования. Одним из приоритетных направлений в достижении этой цели является использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение ИКТ технологий – одно из основных направлений моей работы, которое позволяет мне овладеть образным языком изобразительного искусства, развивать художественно - эстетический вкус, формировать художественные знания, умения и навыки у моих учащихся.

Применение мной компьютера в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученикам  на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, мою организацию познавательной деятельности у учащихся.

Вообще компьютерные технологии предоставляют мне множество дидактических возможностей, например таких как:

  • подачу дозированной текстовой и графической информации на экраны;
  • посещения виртуальных выставок в крупнейших музеях страны и мира;
  • создания цифровой коллекции шедевров мировой живописи;
  • контролировать знания (тестирование);
  • создавать  мультимедийные презентации самими учащимися.

Мультимедийные презентации прочно вошли в мою практику преподавания предметов в области «Искусство». Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от темы урока, а также предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, самостоятельной работы, тестирования, защите творческого проекта.

Для проведения уроков я создаю учебные презентации в программе Microsoft PowerPoint (Майкрософт ПауэрПоинт) по различным темам, таким как “Эскиз хохломской росписи”, “Эскиз орнаментов”, “Музеи Мира”, «Музеи России» и т.д.  С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю созданные слайды на соответствующих уроках. По ходу урока поэтапно вывожу  необходимый материал на экран, где рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае необходимости в любой момент я могу заменить текст, фотографию, рисунок или просто поменять или скрыть ненужные слайды. Эти возможности программы позволяют мне  максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе, ставить различные задачи учащимся (индивидуальные задания по уровню сложности), демонстрировать репродукции и другую графическую и видеоинформацию.

При использовании наглядностей в обучении  соблюдаю ряд условий:

  • применяемая мной наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  • использую ее в меру, и показываю постепенно и только в соответствующий момент урока;
  • наблюдение организовываю таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • четко выделяю главное, существенное при показе иллюстраций;
  • детально продумываю пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • демонстрируемую наглядность  точно согласовываю с содержанием материала;
  • привлекаю  самих учеников к нахождению желаемой информации.

При подготовке сообщений и докладов на различные темы учащиеся применяют электронные энциклопедии и работу в Интернет – библиотеке, используя при этом поисковые системы. Полученную информацию они обрабатывают в текстовом редакторе, таким образом, учатся находить и выделять главное, а также располагать текст и изображение на странице и сохранять созданный документ.

Совместно с учащимися ведем  работу  по созданию цифровой коллекции шедевров мировой живописи, которая постоянно пополняется. Коллекция произведений искусства позволяет знакомить на уроках детей с шедеврами живописи без использования сети Интернет.

Тесты и интеллектуальные игры по предмету должны отвечать целям и задачам урока, способствовать организации активного общения. Для создания тестов я использую программу Microsoft PowerPoint (Майкрософт ПауэрПоинт). С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю слайд с вопросом и вариантами ответов для обсуждения учащимися и определения правильного варианта. Такие презентации - тесты использую и для индивидуального контроля знаний на уроках, где у каждого учащегося есть возможность самостоятельно отвечать на предложенные вопросы. Презентации - тесты использую для закрепления знаний на текущих уроках или на уроках их обобщения.

Следующим направлением моей работы является проектная деятельность учащихся. При реализации этого вида деятельности осуществляется тесная взаимосвязь с технологией. Данное направление работы расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к народным промыслам, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников я  использую разные формы творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов. Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых “продуктов”. Мои учащиеся создают презентации на защиту творческих проектов по различной тематике. Выбирая свою технологию и методы работы, стараюсь  работать во благо развития ребенка. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ученика.

Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Поэтому формы работы с упражнениями я выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

Заключение

В заключении своего выступления  хочу сказать, что практически любой учитель при желании может использовать мультимедийные пособия или создать свои электронные презентации, а также создавать тесты для своих уроков. Использование мультимедийных презентаций на уроках ИЗО и МХК  имеет целый  ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные варианты набросков, эскизов, ответов на вопросы. Можно предложить ученикам записать некоторые определения, опираясь на наглядность, что многим учащимся облегчает процесс правильного восприятия. И в дальнейшем эти записи и зарисовки могут ими  использоваться при подготовке к тестам, урокам-практикумам  по теме, а также при выполнении домашнего задания.

Другой положительный результат использования презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс на уроках изобразительного искусства и МХК дала возможность развивать познавательную активность учащихся по предметам, расширять их кругозор, активизировать мыслительную деятельность, решать учебные и воспитательные задачи в соответствии с целями и задачами школы.

Список литературы:

  1. Е.В. Поваляев. Полезные подарки, или Обучение с развлечением. Компьютер Пресс 12-2000, с. 45.
  2. И.И. Мархель. Компьютерная технология обучения. Педагогика, 5 - 1990, с. 88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств

Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...

Использование информационных технологий на уроках изобразительного искусства

Использование современных коммуникационно- информационных технологий является одним из путей повышения качества образовательного процесса . В работе представлены теоретические материаля и преведены пр...

Использование информационных технологий на уроках изобразительного искусства

Использование современных коммуникационно- информационных технологий является одним из путей повышения качества образовательного процесса   В работе представлен теоретический материал и прев...

Использование инновационных технологий в эстетическом воспитании обучающихся посредством искусства флористики

Программа занятий студии "Флоренталь" составлена с учетомВсестороннего развития личности; Возрастных и индивидуальных особенностей детей;Сознательности, творческой активности и самостоятель...

Использование инновационных технологий в эстетическом воспитании обучающихся посредством искусства флористики. Выступление на конференцию

   В настоящее время в России идет становлении новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается сущес...