Декоративно-прикладное и народное искусство. 5 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Касперович Анжелика Ивановна

Цель: создание благоприятных условия для формирования теоретических знаний о городецкой росписи и формирования практических умений выполнять основные элементы городецкой росписи.

Художественно-педагогическая идея урока: «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorb_urok_v_5_kl._gorodets.docx75.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока изобразительного искусства  в 5 классе

«К народным традициям должно быть

величайшее внимание,

 их надо изучать и воспринимать

 всей душой, их надо осваивать»

  А.Б.Салтыков

УМК: Декоративно-прикладное и народное искусство. 5 класс.

 Горяева Н. А., Островская О.В., под редакцией  Неменского Б.М.

Автор разработки: Горб Ирина Николаевна., учитель изобразительного искусства МБОУ» СШ №15 им. Героя Советского Союза Н. Токарева»

Тема учебного раздела: Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека.

Тема урока:  «Городецкая роспись.»

Тип урока: урок-игра «Ярмарка-Городец»

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная

Художественно-педагогическая идея урока: «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»  

Цель: создание благоприятных условия для формирования теоретических знаний о городецкой росписи и формирования практических умений выполнять основные элементы городецкой росписи.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование у обучающихся теоретических знаний о возникновении городецкой росписи, о её особенностях, а также создание благоприятных условий для формирования практических умений выполнять основные элементы росписи: точки, круги, дуги, капли, , штрихи. Продолжить развивать умения работать с художественными принадлежностями, воображение и творческие способности, интерес к профессии.

 Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Личностные УУД:
- готовность и способность к саморазвитию и самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;

-проявлять уважительное отношение к народному искусству

Ресурсы урока: 

Оборудование: интерактивная доска, презентация  «Городецкая роспись» Художественные материалы:  краски гуашь, кисть круглая синтетика №6, кисть белка №3, тряпочка (ватные диски), непроливайка, палитра, альбом.

 Фрагменты народной музыки .для создания музыкального фона на уроке. в исполнении ансамбля народных инструментов "Сударушка"

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи каждого этапа урока

Последовательность действий учителя и учащихся

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель приветствует и проверяет присутствующих, проверяет наличие необходимых инструментов.

. Учитель: Здравствуйте ребята

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

- Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность к уроку.

- Проверим на месте ли:

- «разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь). Покажите.

- Сегодня вам не обойтись без той, которая

- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.

   И не просто машет, а бумагу мажет.

   Красит в разные цвета. Ух, какая красота!» (кисть). (Слайд)

II.Сообщение темы и цели занятия (1-2 мин.)

Формулировка и представление темы, проблемы урока. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Учитель: Прочтите эпиграф к уроку (Слайд)

(«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»   А.Б.Салтыков.)

- Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? (Ответы детей).

-  Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.

- Итак, чтобы нам узнать тему нашего урока, необходимо отгадать кроссворд, и вы узнаете ключевое слово, которое будет являться темой урока.  

(Слайд)

(Слайд)

Г О Р О Д  Е   Ц                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Сегодня мы познакомимся с еще одним из видов декоративно-прикладного ис-кусства, известным и часто применяемым - это «городецкая роспись».

 (слайд с городецкой росписью)

А вот такие прекрасные вещи делают мастера ещё одного промысла - Городца.

В ходе занятия мы с вами познакомимся с городецкой росписью, а также научимся выполнять основные элементы этой росписи: точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. Научившись выполнять их, вы сможете с легкостью рисовать композиции городецкой росписи. (Слайд)

III.Актуализация и мотивация знаний (7-10 мин.)

4. Практическая работа (27-34 мин.)

Постановка учебной задачи, целей урока.

Учитель проверяет наличие необходимых материалов и показывает пример выполнения задания «Основные элементы городецкой росписи».

Учитель: на берегу Волги стоит славный и древний город. По преданию, этот город был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Город был основан как сторожевая крепость. Называли его в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли и разграбили его. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой.
По Волге шли баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок были переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Жители Городца славились. как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.
(Слайд)
Учитель: особой известностью пользовались городецкие прялки. Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. (Слайд)
Учитель: давайте с вами рассмотрим, а что же рисовали городецкие мастера, на своих изделиях и какие этапы росписи проходило изделие. (Слайд)
Учитель: в течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов и выработали определенные правила. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Этот этап называют «подмалевка». (Учитель показывает на слайде первый этап росписи – подмалёвок).
Учитель: следующий этап называют «теневка», как вы думаете почему это этап так называется?
Учащийся: на данном этапе используются темные цвета.
Учитель: правильно, здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. (Учитель показывает на слайде первый этап росписи – тенёвка).
Учитель: завершающий этап росписи называют «оживка», как вы думаете почему это этап так называется? (Слайд)
Учащийся: добавляются цвета, которые помогают цветку ожить и стать более реалистичным.
Учитель: правильно, именно после этого этапа весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой или черной краской. (Учитель показывает на слайде первый этап росписи – оживка).

(Слайд)

Учитель: Господствующий цвет городецких росписей?

Учащиеся:  ярко-желтый хром или ярко-красная краска. Синий, зелёный и иногда

«разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей .

Физкультминутка для глаз

Учитель: а сейчас мы с вами  будем расписывать  «нарисованные дощечки» элементами городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Чтобы приблизиться к секретам росписи, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Учащийся: подмастерья.
Учитель: задание: выполнить основные элементы Городецкой росписи: точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи на альбом листе А4 гуашевыми красками кистью белка. Для этого нам понадобится: альбом, кисть белка №3, кисть синтетика №6, простой карандаш, гуашь, палитра, непроливайка.

Дети расписывают «дощечки» и размещают их в коллективной работе «Веселая ярмарка».

(Учащиеся работают под негромкую инструментальную музыку)

         В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, проводя индивидуальные консультации.

 Подведение итогов

Учитель

Ученики, выполнившие работу, размещают ее на доске с помощью магнита.

Учитель: Ребята, посмотрите какие замечательные работы у вас получились

5. Рефлексия.

- О каком виде росписи мы с вами сегодня говорили?

- Назовите мне основные элементы городецкой росписи?

- Какие цвета характерны для городецкой росписи?

Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно………

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

  (Ответы детей)

Учитель: спасибо за урок.. Всем хорошего дня. До свидания..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»

Проектные работы учащихся  по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми    вещами.  Да и сегодня мы с удовольствием е...

Документы об участии в I Международном конкурсе декоративно-прикладного творчества и изобразительног искусства "Космос глазами детей"

Свидетельство о публикации творческой работы "С Днём космонавтики!", автор: Деглина София, 8 летСертификат участника конкурса.Благодарственное письмо...

разработка урока по теме: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутное шитье", 5 класс ФГОС

Урок для 5 класс из раздела "Декоративно- прикладное творчество"...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...