разработка урока по теме: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутное шитье", 5 класс ФГОС
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Юдина Елена Александровна

Урок для 5 класс из раздела "Декоративно- прикладное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_2.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока: Декоративно – прикладное творчество. Лоскутное шитье.

Класс: 5

Цель:  Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать стремление  к углублению знаний по теме «Декоративно – прикладное творчество. Лоскутное шитье».
  •  Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.
  • Предметные: понимание и определение понятий «Лоскутное шитье»,  умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).

Методы ведения урока: рассказ; беседа; индивидуальная практическая работа; демонстрация, ИКТ.

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.

Средства обучения:

  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
  • Презентация: «Лоскутное шитье».

Наглядные пособия: образцы готовых изделий; набор трафаретов; различные виды ткани; таблицы с рисунками инструкционные карты. 

Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.

Оборудование: компьютер,  швейные принадлежности, заготовки из бумаги, швейная машина.

 Источники информации:

Предмет, класс, тема

Методы обучения

Тип урока

Планируемые результаты освоения содержания урока

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

  • предмет «Технология», 5 класс
  • раздел программы: «Декоративно – прикладное творчество»
  • тема: «Декоративно – прикладное творчество. Лоскутное шитье»
  • Продолжительность  урока – 90 минут

  • Словесные, наглядные, практические, частично- поисковый

  • Комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)

- Установление связей и значимости данного вида деятельности;

- умение мотивировать свою деятельность;

- осознание своих возможностей;

- проявление интереса к новому содержанию;

- осознание ответственности за качество своей деятельности

- Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов;

- самостоятель-ное решение творческих задач;

- выбор способа выполнения задания, аккумулирование нужной информации;

- умение строить логическую цепочку рассуждений;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

- Составление плана действий и применение его для решения творческих задач;

- прогнозирова-ние результата труда;

- умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

- ответственное отношение к практической деятельности

- Умение осуществлять учебное сотрудничество;

- Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого;

- умение выражать свое мнение, аргументировать, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение вести диалоговую беседу

- Понимание и определение понятий: «Декоративно-прикладное творчество», «лоскутное шитье»,«Художественный вкус», «Пропорция, цвет, размер», узор «Спираль», узор «Изба»;

- умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических  учебных задач;

- умение применять знания в практической деятельности;

- овладение способами эстетического оформления изделия

  • Работа в группах
  • Работа с текстом
  • Ведение диалога, объяснение
  • Выполнение практической работы (индивидуальная работа)

Оборудование:  мультимедийный проектор;

- экран;

- компьютер;

Презентация:

- «Лоскутное шитье»

- инструкционные карты№1, №2

по выполнению практической работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный

(2 минуты)

- Организует начало учебной деятельности;

- проверяет готовность учащихся к уроку;

- создает эмоциональный настрой на совместную работу

- Готовятся к уроку;

- погружаются в благоприятную атмосферу

Личностные:

- эмоциональный настрой на урок;

- самоорганизация.

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке

2. Актуализация

знаний

(13 минут)

- Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

- Организует побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала.

Проведение:Карточки с вопросами наклеены на доске в перевернутом виде. Ученик называет номер карточки, учитель переворачивает карточку и задаёт вопрос.

Ответьте на вопросы:

- Что такое декоративно – прикладное  творчество,  и на какие виды оно делится?

- Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства?

- Какое впечатление производит на вас тот или иной предмет народного творчества? 

 Что же такое лоскутное шитье?

Это, когда из разноцветных лоскутков в виде мозаики создаётся полотно, пробовали сами шить простые блоки. Получили представления о современных направлениях лоскутного шитья.

Сообщает тему урока «Лоскутная пластика. Технология изготовления изделия из лоскутков».

Подводит учащихся к цели занятия:

«расширить знания о возможностях использования лоскутков ткани в творчестве» и ставит задачу:

  • научиться изготавливать традиционные прихватки в технике лоскутного шитья.

- Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока.

Личностные:

- Активное погружение в тему;

- умение осознавать значимость поставленных учебных задач;

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель.

Познавательные:

- Умение анализировать, структурировать знания;

- умение выделять и формулировать задачи.

Коммуникативные:

- Умение выражать свои мысли в устной форме.

Предметные:

- Закрепление знаний  по предыдущим темам.

3. Введение новых

знаний

(10 минут)

- Сообщает новые знания;

Лоскутное шитье –древний вид декоративно-прикладного искусства.техника шитья из кусочков ткани – лоскутов -  в России известна издревле. Вначале бедность заставляла бережливых хозяек из остатков староц одежды шить новую, а из лоскутков – изделия для домашнего обихода,сейчас лоскутное шитье стало для многих женщин любимым занятием. Из разноцветных лоскутков можно получить оригинальные вещи: жилеты, юбки, сумки, одеяла, подушки, покрывала.

     

- Организует работу в группах.

- мотивирует учащихся на совместную деятельность;

- нацеливает на активную работу всех учащихся.

Игра «Собери узор»

Каждому из вас даны карточки с одинаковым заданием. Посмотрите, в корзине лежат различные зпготовки из картона. Возьмите каждый по одному набору и попробуйте составить из них узор. Первые три человека, выполнившие задание, зарабатывают самое большое количество очков.

- предлагает проанализировать информационные источники;

- контролирует и подтверждает правильность составления узоров;

- обобщает полученные результаты.

- Фиксируют в тетради основные понятия, зарисовывают  полученные узоры в тетрадь

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- умение давать определения новым понятиям темы;

4. Физкультминутка

(5 минут)

- Показывает физические упражнения,

 - создает условия для снятия переутомления у учащихся.

Гимнастика для глаз.

1. Исходное положение -  сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8 – 12 раз.

2. Исходное положение -  сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 – 10 раз.

3. Исходное положение -  сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4 - 6 раз.

4. Исходное положение -  сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15 – 30 секунд.

Подтягивание.

1. Исходное положение -  стоя, руки опущены. На раз - руки поднять вверх, потянуться; на два – вернуться в исходное положение. Повторить 4- 6 раз.

Полуприседания.

2. Исходное положение -  стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз - присесть на носках или всей стопе, на два – вернуться в исходное положение.

- Выполняют физические упражнения.

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни

5. Первичное закрепление нового материала

(5 минут)

Команды поочередно отвечают на вопросы учителя.

  • 1. Что является основным материалом для изготовления изделий из лоскута?
  • 2. Назовите волокна растительного происхождения.
  • 3. Назовите волокна животного происхождения.
  • 4. Назовите отрицательное свойство тканей, влияющее на ее размер.

- отвечают на вопросы;

- рассуждают,

- в случае необходимости дополняют ответы товарищей.

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи.

6. Практическая работа (45 минут)

- Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:

  • Сообщает учащимся название практической работы;
  • Разъясняет задачи практической работы;
  • Демонстрирует  основные приемы соединения лоскутов между собой;
  • Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы.

    В процессе выполнения  практической работы учитель делает целевые обходы:

1. - Контролирует  правильность выполнения приемов;

- контролирует выполнение  объема   и качество работы,

-  контролирует соблюдение правил безопасной работы;

- оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.

2. - Проводит заключительный инструктаж. (5 минут)

3. - Анализирует выполнение самостоятельной работы.(3 минуты)

Целью нашего урока было освоение вами техники лоскутного шитья, и исполнение в этой технике небольшого элемента. Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием.

Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, с нужной плотностью. Другим девочкам надо еще потренироваться дома.

3. Выставление оценок.

(2 минуты)

- Организуют рабочее место;

- повторяют правила безопасной работы;

- готовят необходимые для выполнения практической работы материалы;

- выполняют практическую работу: «Изготовление образцов лоскутных узоров».

- Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения.

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- мотивация на творческую деятельность;

- осознание ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

- умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;

- умение соблюдать трудовую дисциплину;

- умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;

- умение обосновывать критерии качества конечного результата.

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- закрепление полученных  знаний на уроке;

- применение новых знаний на практике.

7. Рефлексия

(3 минуты)

- Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;

- Мне понравилось на уроке…

- Мне не понравилось на уроке…

- Легко ли для вас давалось освоение техники вязания крючком?

- Что ещё хотелось бы узнать?

- дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

- Проводят самооценку – выставка работ учащихся;

- оценивают работу одноклассников.

Личностные:

- умение провести самооценку.

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников.

8. Домашнее

задание

(2минуты)

- Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:

  • Связанные образцы прикрепить в альбом  и подписать.
  • Принести нитки, крючок, схему, конспект.

Рекомендация учителя: в свободное время попробуйте выполнить другой узор в технике лоскутного

- Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;

- записывают домашнее задание в дневник.

9. Уборка рабочих мест

Учащиеся наводят порядок на своих рабочих местах.

10. Окончание урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Декоративно-прикладное искусство"

Цели урока:·         знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства;·         углубление эстетического по...

Разработка урока по теме "Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком."

Тема из раздела "Декоративно-прикладное творчество" 6 класс ФГОС...

Разработка урока на тему "Сила тяжести. Явление тяготения" 7 класс ФГОС

Общая информацияУчебный предмет: ФизикаКласс: 7Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Явление тяготения. Сила тяжести.»Место урока ...

Методическая разработка урока на тему "Жизнь и творчество Гончарова"

Данный урок начинает серию уроков по изучению творчества Гончарова и романа "Обломов"....

Методическая разработка уроков по блоку декоративно-прикладного искусства по технологии

В данной разработке представлены методические указания по урокам "Мезенской росписи" на уроках технологии...

Урок по теме "Декоративно- прикладное искусство

Урок по теме "Декоративно-0прикладное искусство" урок для 5 класса...