Рабочая адаптированная образовательная программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОИУ ИСКУССТВУ для обучающихся с ОВЗ 7 класс (вариант 8.2)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Екатерина Сергеевна Чернышева

Рабочая адаптированная образовательная программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОИУ ИСКУССТВУ для обучающихся  с ОВЗ 7  класс (вариант 8.2)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район»

Рабочая адаптированная образовательная программа

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОИУ ИСКУССТВУ

 для обучающихся  с ОВЗ

7  класс

 (вариант 8.2)

 

2023 -2024 учебный год

                                                   

Учитель  изобразительного искусства

Чернышева Е.С.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) по изобразительному искусству в 5-7 классах   составлена в соответствии с:

1.Основной адаптированной общеобразовательной программой на 2017-2018 уч. год 2.Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-7 классы под редакцией В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2011 г.

Одной из важнейших и актуальных задач коррекционного класса является улучшение психического состояния учащихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.

Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как

линия развития личности ученика средствами предмета:

– использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.

В соответствии с этой целью определены задачи:

коррекционно-развивающая:

-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

-развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

-улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

образовательная:

-формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

-развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое,

высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

-знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-

прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

-расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

воспитательная:

-воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и

самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

 Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, воли, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция - развитие памяти;

- коррекция - развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. Коррекция мелкой моторики.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно

связано с другими учебными предметами, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Обучение изобразительному искусству в коррекционных классах VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение

к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.
Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.

При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специального (коррекционного) класса VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с технологией, математикой, литературой.

Ценностные ориентиры содержания программы

Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоения) обучающимися системы ценностей (ценность добра, общения, природы, семьи, гражданственности, красоты, творчества).

Ценность данной программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья – интеллектуальная отсталость и задержка психического развития,- а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. В условиях правильного обучения эти учащиеся постепенно усваивают знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Коррекционная работа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по изобразительному искусству, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать полученные знания для успешной социализации. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Основные сведения познаются учащимися в результате практической деятельности. Так как новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно, для их закрепления предусмотрены многократные указания и повторения. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.Для решения задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры: содержанием уроков является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся.Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ (детский строительный конструктор). Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование: содержанием уроков является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Во время занятий школьники получают сведения оприменении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию имеют определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно-отсталых школьников.

Рисование на темы: содержанием уроков является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты (когда это возможно), а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащегося с моделями и макетами.

Беседы об изобразительном искусстве: для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание необходимо уделять выработке умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные средства художественной выразительности.

Программа составлена с учетом уровня обученности школьников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенного ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых на уроках:

-письмо и развитие речи (развитие мелкой моторики);

-чтение и развитие речи (восприятия произведений изобразительного искусства, обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства);

-математика (правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше))

- истории (история искусства);

-биологии (строение растений, животных, особенности деревьев и т.д.);

-технологии (элементы художественного труда);

 -информатики (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);

-развития речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);

-физики (физические основы цвета);

-химии (состав изобразительных материалов).

Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по изобразительному искусству для учащихся специальных коррекционных классов рассчитана на 3 года обучения: 5-7 классы. Программа реализуется на занятиях продолжительностью 40 минут и рассчитана на 34 учебных часа в учебном году (1 учебный час в неделю). Программа будет реализована в 2016-2017 уч.гг.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

Знать/понимать:

-отдельные виды изобразительных (пластических) искусств (живопись, графика,

декоративно-прикладное искусство)

-жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр);

-основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, светотень, пространство, ритм,композиция);

-выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин,М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. Да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;

-наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана,Прадо, Дрезденская галерея);

-значение изобразительного искусства в художественной культуре;

Уметь:

-применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров

изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, светотень, композиция);

-ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-восприятия и оценки произведений искусства;

-самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Опыт творческой деятельности:

-Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений.

-Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

-Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

-Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

-Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды.

-Проектирование и изготовление открыток.

-Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, соленого теста, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

-Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-

прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.

-Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.

-Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость).

-Создание композиций на плоскости и в пространстве.

-Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение

национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента.

-Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Личностные результаты освоения АООП общего образования:

-осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире;  

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Содержание программы

7 класс

1.Рисование с натуры. (10 ч)

Развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной форм. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.

2.Декоративное рисование. (7 ч)

Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.

3.Рисование на темы. (11 ч)

Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.

4.Беседы об изобразительном искусстве.(6 ч)

Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительной живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства. умений каждым учеником, развитие его умений действовать

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

минимальный уровень:

-основы цветоведения (основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета);

-форму, конструкцию предмета, величину его составных частей, цвет и положение в пространстве;

-последовательность выполнения рисунка;

-приёмы выполнения простейшего шрифта по клеткам

-виды узоров (орнаментов): геометрический, растительный

-приёмы работы акварельными и гуашевыми красками;

-значение прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни;

-понятие о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план;

-виды и жанры изобразительного искусства: натюрморт, живопись, скульптура, архитектура, графика;

-широко известные скульптурные произведения, архитектурные произведения.

достаточный уровень:

-основные средства выразительности живописи и их отличительные особенности;

-виды народного декоративно-прикладного искусства и их отличительные особенности;

- виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

-отличительные признаки видов изобразительно искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

- основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);

- особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

- отличительные особенности произведений декоративно – прикладного искусства;

- названия крупнейших музеев страны.

Учащиеся должны уметь:

минимальный уровень:

-строить изображение в определённой последовательности (от общего к частному);

-пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

-передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами;

-подбирать цвет в соответствии с натурой;

-пользоваться художественными материалами в процессе рисования;

-передавать в рисунке связанное содержание;

-использовать приём загораживания одних предметов другими в зависимости от их положении относительно друг друга;

-размещать предметы в открытом пространстве;

-изображать удалённые предметы с учётом их зрительного уменьшения;

-изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску.

достаточный уровень:

-планировать свою работу;

-проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построения узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;

-подбирать гармонические сочетания цветов;

-высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался;

-передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);

-стилизовать природные формы и использовать их в оформительской работе;

-проявлять интерес к произведениям изобразительно искусства и высказывать о них оценочные суждения.

Реализация коррекционной работы по разделам предмета изобразительного искусства в 5-7 классах

Вид занятия

Коррекционная работа

1

Рисование с натуры

Развитие самостоятельности, аналитико-синтетической деятельности при определенииформы, цвета, сравнении величины составных частей предмета. Развитие пространственной ориентировки на плоскости.

2

Декоративное рисование

Развитие глазомера, чувства эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме. Развитие воображения и творческого мышления.

3

Рисование на темы

Развитие творческого воображения, наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса,

аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.

4

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.

 

Тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

7 класс

1

Рисование с натуры

10

2

Декоративное рисование

7

3

Рисование на темы

11

4

Беседы об изобразительном искусстве

6

Итого

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

урока

Тема урока

Дата

планир.

Дата фактич.

Требования к результату

Домашнее задание

знать/понимать

уметь

I четверть – 9ч.

1

Рисование объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (высокая коробка)

Этапы (последовательность) построения изображения.

Выполнять изображение с натуры. Определять форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве предмета и передавать в изображении.

Повторить последовательность построения изображения

2

Рисование объемного предмета прямоугольной формы в простом для восприятия положении (радиоприемник, телевизор).

Этапы (последовательность) построения изображения. Зависимость формата листа от формы и пропорций предмета.

Изображать с натуры объемный предмет прямоугольной формы с передачей пропорций, объема.

Повторить последовательность построения изображения

3

Рисование объемного предмета прямоугольной формы в простом для восприятия положении (стопа из 5-6 книг).

Способы передачи пропорций предмета на плоскости. Приемы передачи объема на плоскости.

Соблюдать последовательность выполнения рисунка. Компоновать предмет на листе. Передавать в линейном рисунке объемную форму предмета.

Повторить материалы и инструменты художника

4

Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись»(И. Грабарь «Березовая аллея», И.Машков «Снедь московская. Мясо, дичь», В.Серов «Мика Морозов», И.Репин «Иван Грозный и его сын Иван», В. Маковский «Свидание»).

25.09

Материалы и инструменты художника-живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический и бытовой. Художников разных жанров и их работы.

Определять жанр картины.Узнавать работы известных художников. Определять сюжет исторических и бытовых картин.

Повторить жанры ИЗО

5

Рисование двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка)

Последовательность выполнения изображения. Зависимость изображения от положения предмета в пространстве.

Определять положение предмета в пространстве по изображению. Изображать предмет, расположенный ниже уровня зрения. Соблюдать последовательность в работе. Выполнять контроль и коррекцию в работе.

Выполнить наброски посуды

6

Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части (сыр, торт)

Способы передачи объема на плоскости.

Выполнять работу последовательно. Следовать инструкции учителя.  Компоновать изображение на листе.

7

Рисование предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка, цветочный горшок, ваза)

Законы формообразования.

Определять основную форму предмета. Выполнять изменение основной формы предмета в соответствии с натурой. Пользоваться вспомогательными линиями. Компоновать изображение на плоскости листа.

8

Рисование предмета комбинированной формы (торшер, подсвечник со свечой)

Приемы формообразования. Последовательность выполнения работы от простого к сложному, от общего к частному.

Передавать в рисунке объемных предметов комбинированную (сложную) форму, соблюдать пропорциональность, последовательность выполнения рисунка.

Выполнить работу в цвете с элементами украшений

9

Беседа об изобразительном искусстве. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция». (И. Шишкин «Полдень», А. Куинджи «Березовая роща», И. Левитан «Сумерки. Стога», М. Врубель «В ночном», В. Поленов «Московский дворик»)

Основные средства выразительности живописи (цвет, колорит, материал). «Теплые» и «холодные» цвета. Свойства цвета в зависимости от освещения. Художников-пейзажистов и их работы.

Определять цветовую гамму, колорит в пейзаже. Отличать жанр пейзажа от других. Различать и называть русских художников-пейзажистов и их работы.

Составить отзыв по картине

II четверть – 7ч.

10

Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором.

Понятие «декор».

Изготавливать из бумаги пилотку. Выполнять декоративную переработку природных форм и использование их в оформлении работы. Использовать различные художественные и прикладные материалы в работе.

Подготовить зарисовки деревьев, кустов ит. Д.

11

Рисование на основе наблюдений зарисовок осеннего леса.

Геометрические тела, отличие геометрических фигур и тел.

Передавать в рисунке связное содержание, использовать прием загораживания одних предметов другими. Изображать ближний и дальний планы в рисунке. Передавать характер деревьев в линейном рисунке.

12

Рисование объемных предметов – посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза)

Основы формообразования, последовательность выполнения рисунка.

Изображать объемный предмет с натуры с передачей пропорций, формы и дополнительных элементов. Компоновать изображение на листе.

Выполнить подобные наброски

13

Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. томский «Портрет И.Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.)

Виды изобразительного искусства. Понятие «скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. Художников-скульпторов.

Отличать произведения скульптуры от других видов изобразительного искусства.

Повторить виды ИЗО

14

Рисование предмета комбинированной формы (настольная лампа)

Приемы формообразования.

Передавать форму предмета, выполнять рисунок последовательно.

15

Беседа об изобразительном искусстве на тему: «Народная скульптура» (игрушка)

Народные промыслы (дымковская игрушка, богородская игрушка). Образы в народной игрушке. Материалы разных промыслов.

Отличать народную игрушку от современной. Различать дымковскую и богородскую игрушки.

Выполнить работу из глины. пластилина

16

Изготовление макета пригласительного билета на праздник

Приемов работы гуашевыми красками.

Работать гуашью. Передавать в изображении настроение праздника.

17

Рисование на основе наблюдений зарисовок зимнего леса

Виды линий. Значение линии в изобразительном искусстве. Особенности передачи характера деревьев в линейном рисунке.

Размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Передавать характер деревьев линейно. Использовать разные линии в изображении.

Подготовить зарисовки зимнего леса

18

Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. «Карикатура»

Виды изобразительного искусства. Графика как вид изобразительного искусства. Понятия «книжная иллюстрация», «плакат», «карикатура».

Различать плакат, иллюстрацию, карикатуру.

Подготовить коллекцию различных видов шрифтов

19

Выполнение эскизов элементов оформления книги -рисование заставок, буквиц, концовок

Понятия «заставка», «буквица», «концовка».

Использовать декоративное значение цвета при составлении орнаментальных композиций.

Выполнить дополнительные эскизы по теме

20-21

Рисование натюрморта из объемных предметов округлой формы (овощи)

Рисование натюрморта из объемных предметов округлой формы (фрукты)

Правила составления композиции из 3-х предметов.

Составлять композицию из 3-х предметов на плоскости. Передавать в изображении форму предмета, его цвет. Использовать оттенки цвета.

Оформить работу

22

Рисование постройки из элементов строительного материала (башня)

Последовательность выполнения изображения на плоскости.

Определять форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение предмета в пространстве, изображать на плоскости.

23

Рисование предметов комбинированной формы (ваза)

Основные приемы формообразования, получения сложных форм предмета.

Делить сложную форму предмета на простые, определять пропорции, соотношение составных частей формы. Компоновать изображение на листе в соответствии с пропорциями предмета. Выполнять декоративное оформление предмета (цветом, орнаментом)

Подготовить изображения различных узоров для ваз

24

Составление узора для вазы

Декоративное значение цвета

Составлять декоративный узор, подбирать гармоничное сочетание цветов для узора.

25

Рисование предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты)

Приемы компоновки изображения на листе. Последовательность выполнения работы.

Изображать предметы с натуры с передачей характерной формы, деталей, положения в пространстве. Выполнять работу последовательно.

Подготовить сообщение о народных промыслах

26

Беседа об изобразительном искусстве. Демонстрация учебного кинофильма «Народное декоративно-прикладное искусство России». Показ изделий народного творчества (Хохлома, Гжель, Жостово, Палех)

Требования к композиции на листе бумаги. Как передать форму предмета в соответствии с натурой. Последовательность выполнения изображения (этапы).

Различать изделия народного ДПИ. Различать промыслы (Хохлома, Гжель, Жостово, Палех)

IVчетверть - 8 ч.

27-28

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник, самовар).

Завершение работы над натюрмортом

Основы светотени: «свет», «тень», «полутень». Приемы передачи светотени в изображении.

Изображать предметы сложной формы последовательно. Передавать пропорции и объем в изображении.

Упражнения в изображении соответсвующих предметов

29

Беседа об изобразительном искусстве на тему: «Виды изобразительного искусства. Декоративно – прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно).

Значение народного ДПИ. Промысел «Городецкая роспись». Материал и изделия Городца. Отличительные признаки городецкой росписи. Элементы городецкой росписи.

Отличать изделия Городца от других народных промыслов.

Повторить особенности городецкой росписи

30

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки)

Приемы выполнения изображения на плоскости.

Выполнять изображение предмета на плоскости последовательно, соблюдать пропорции, передавать форму предмета.

Подготовить иллюстрации . открытки ко Дню Победы

31

Разработка эскиза плаката ко Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам)

Роль декоративного рисования в повседневной жизни

Выполнять эскиз тематического плаката. Использовать символику цвета в изображении. Использовать надпись в изображении. Выполнять надпись по сетке.

32

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной Войне (П. Логинов и В. Панфилов «Знамя Победы», П.Кривоногов «Брестская крепость», Ф. Усыпенко «Ответ гвардейцев-минометчиков»).

Жанры изобразительного искусства, батальный жанр.

Определять жанр изобразительного искусства, отличать батальный жанр от других жанров. Определять сюжет картины. Составлять рассказ по картине.

Составить отзыв по картине

33

Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям

Спортивную символику. Роль декоративного рисования в повседневной жизни. Значение цвета в декоративном изображении

Символически изображать разные виды спорта.

Прочитать на выбор литературное произведение

34

Самостоятельная работа: иллюстрирование отрывка из литературного произведения

Определять сюжет. Составлять тематическую композицию. Определять главного героя.

Самостоятельно составлять и изображать сюжетную композицию по отрывку из литературного произведения в соответствии с замыслом.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения

Основная литература для учителя:

1. Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Воронковой Просвещение 2010. (автор Грошенков И.А.).

2.        Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

3.Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VIIклассах вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1975.

Дополнительная литература для учителя:

1.Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

2.Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

3.Методическое пособие для учителя к учебнику для 5 класс «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека», под редакцией О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2005 г.

4.Методическое пособие для учителя к учебнику для 6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека», под редакцией О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2008 г.

5.Методическое пособие для учителя к учебнику для 7-8 класс «Дизайн и архитектура в жизни человека», под редакцией а. С. Питерских, Г. Е. Гуров. Издательство «Просвещение» (Москва),2008 г.

6.Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя / Б. М. Неменский. -М.: Просвещение, Учебная литература, 1995 г.

7. «Великий художник» - справочник школьника. М: Просвещение 2004. 13. Знакомство с пейзажной живописью. С-Петербург-2001

8. Энциклопедический словарь юного художника. М:1993

Интернет – ресурсы:

1.http://muzeinie-golovolomki.ru/ -Музейные головоломки

2.http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php - Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников

3.http://www.museum-online.ru/ - Виртуальный музей искусств

4.http://www.artdic.ru/index.htm  - Словарь терминов искусства

5.wwwSCHOOL. Ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

6.http://.schol-collection.edu.ru/catalog/teacher/ -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

7.http://art-rus.narod.ru/main.html- Искусство в школе: научно-методический журнал

8.http://festival.1september.ru/-Авторские программы и разработки уроков

9.http://.schol-collection.edu.ru/catalog/rubr-Азбука ИЗО. Музеи мира

10.http://festival.1september.ru/-Викторины

11.http://www.uchportal.ru/load/149-Учительский портал

12.http://www.openclass.ru/node/203070-Шедевры зарубежных художников

13.http://art.festival.1september.ru/- Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

14.http://.draw.demiart.ru-Уроки рисования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)

Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках  направления «Техноло...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству

Пояснительная записка.  Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...

Рабочая адаптированная образовательная программа по МУЗЫКЕ для обучающихся с ОВЗ (VII вид) 5-8 классов (ФГОС)

     Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ «Музыка» 5-8 классы разработана на основе   программы  «Музыка» 5-8 классы, авт...

Рабочая адаптированная образовательная программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для обучающихся с ОВЗ 5-8 классов (ФГОС)

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»

Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...

Рабочая адаптированная образовательная программа по английскому языку для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития

Изучение иностранного языка является необходимым для современного культурного человека. Для лиц с ЗПР владение английским языком открывает дополнительные возможности для понимания современного мира, п...

Рабочая адаптированная образовательная программа по Географии для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 7 класса 2020-2021

Рабочая адаптированная образовательная программапо Географиидля обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)для 7 класса...