СТУДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Методическая разработка 6-8 классы "Возможности перспективы для интерьерных решений"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Шилина Елена Сергеевна

СТУДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОТВОРЧЕСТВА

Пояснительная записка

Основной задачей занятий в детской студии изобразительного творчества является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

 Эстетическое освоение мира, изучение истории искусств, позволяющее детям увидеть высшие достижения творцов прошлого и почувствовать вся глубину, драматизм и противоречивость искусства нашего времени, дают то нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность.

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно-творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

В студию принимаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному творчеству в любом его виде. В задачу студии не входит пред профессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее художественное учебное заведение. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности. Как пример рассмотрим  10 дизайнерских приемов, которые позволяют визуально увеличить пространство помещения.

1. Не используем в интерьере декор небольших размеров.

Мелкие детали интерьера (картинки, статуэтки, вазочки, шкатулки) визуально «захламляют» пространство. Поэтому, если важно создать ощущение простора,  от их использования в интерьере придется отказаться.  

 

2. «Дробим» пространство за счет использования ковриков небольшого размера.

Отсутствие  напольного текстиля, добавляет воздушность пространству жилого помещения. Если вам просто необходим домашний  напольный текстиль,  советуем выбирать малогабаритные варианты.

 

3. Поднимаем потолок  вытянутыми конструкциями.

Фасады корпусной мебели, шкафов, стенок должны иметь вертикальную вытянутую форму и быть однотонными. Цвет их должен быть приближенным по тональности к цвету стен с  минимальной численностью открытых полок.

 

4. Открываем горизонты, при помощи низких предметов мягкой мебели.

Выбирайте мягкую мебель (кровати, диваны, кресла) не большую по высоте. Чем компактнее выглядит предмет мебели, тем визуально больше пространства остается вокруг него. Столики, стулья  должны быть максимально " светопрозрачными" с элементами металла,  стекла, плетения.

 

5. Объединяем  цветовые и световые решения при помощи стиля омбрэ.

  Омбрэ - отличный выбор для визуального расширения пространства. Это смешение нескольких цветов с постепенным переходом от основного цвета до белого. Данный прием сделает  дизайн вашей комнаты выразительным,  не «утяжелит» его зрительно, т.к. любой из выбранных оттенков  переходит в светлые тона. 

 

6. Используем нетипичные цветовые решения.

Принято считать, что белый потолок визуально увеличивает пространство комнаты.  Использование одного цвета светлой тональности на потолке и стене позволяет достичь того же  результата.      Если покрытие потолка  сделать гладким и блестящим, то пространство зрительное увеличится вдвое. Использование зеркал на потолке и стенах так же способствует этому.

 

7. Выбираем прозрачный оконный текстиль.

Останавливайте свой выбор на прозрачных материалах светлых тонов. Прекрасный  вариант – шторы одного цвета со стенами или прозрачные нитевидные - шторы. Для защиты от света во время отдыха можно использовать рулонные шторы. Максимально открытые оконные проемы создадут видимость простора в помещении.

 

8. Заменяем перегородки на элементы, разделяющие пространство. 

Отказ от межкомнатных перегородок - отличный выход для расширения пространства. Удачным решением для разграничения зон является использование стеллажей и ширм.

 

9.Играем светом

Всем известен факт, что хорошее освещение значительно увеличивает объем пространства. Особого внимания заслуживают темные места в небольшом помещении. Модели освещения для таких помещений, необходимо планировать так, чтобы оно распределялось равномерно по всей площади, использовать индивидуальные осветительные приборы, которые позволят разделить пространство по зонам и выделить их. 


10. Используем обои с эффектом перспективы. 

Удачно подобранный рисунок фотообоев не только зрительно увеличит пространство, но и позволит проникнуться духом выбранного сюжета. Самыми универсальными и уместными являются фотообои природы, покоряющие своей ненавязчивостью и естественностью.

Yf

При реализации цикла программ под общим названием «Студия изобразительного творчества» предполагается деление обучаемых на  три возрастные группы. Распределение по группам учитывает возрастные особенности детей и связанные с этим творческие предпочтения и возможности более адекватного самовыражения в области изобразительной деятельности.

Первый год обучения – для детей 8 – 10 лет, второй год обучения – для детей 11 – 13 лет, третий год обучения – для детей 14 – 16 лет.

При реализации творческих замыслов в области моделирования и декоративного искусства предлагается применять на стадии эскиза карандаш, мелки, акварель, тушь, цветную бумагу; на стадии воплощения замысла в материале – бумагу, холст, ткань, картон, гуашь, масло, акриловые краски, а также подсобные материалы.

Задания в каждой из программ адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений.

По программе «Мир вокруг нас» (первый год обучения) на занятиях в изостудии дети выполняют различные задания – осуществляют своими силами постановку кукольного спектакля, работают над графической серией «Фантастический город», выполняют коллективные задания на темы: «Сказки», «Персонажи», «Животные», «Растительный мир» и т.д.

По программе «Художественный образ и законы творчества» (второй год обучения) задания будут носить более индивидуальный характер, что обусловлено возрастными особенностями подростка 11 -13 лет. Будут предполагаться задания более длительные по времени, направленные на изучение и практическое освоение различных художественных техник, материалов и т.д. В этом возрасте ребята с интересом работают в графических техниках, как в уникальных (тушь, палочка, перо, уголь), так и в тиражных (гравюра, граттаж, монопия).

В возрасте 14 – 16 лет по программе «Изобразительное творчество в синтезе с другими искусствами» (третий год обучения) дети создают индивидуальный работы в области живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. Эскизы костюмов к спектаклю, моделирование атрибутов костюма, элементов оформления, разработка эскизов пригласительных билетов и тиражирование их в технике гравюры, создание афиши спектакля, роспись декораций – все это с наибольшим успехом могут осуществить дети данной возрастной группы. Украшение коридоров школы декоративными рельсами, выполненными в технике бумажной пластики в сочетании с икебаной из сухих растений,  работа над шрифтом и плакатом в технике коллажа – все это усиливает общественной интерес и вырабатывает активную жизненную позицию обучаемых. Наряду с этим в программу третьего года обучения вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей ребят. Эти задания могут быть выполнены в разнообразных художественных техниках (как в области изобразительного искусства, так и в области декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна).

Можно предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в русло программы. Программа не только не должна ограничивать учителя в его творческих поисках, но, наоборот, служить определенным стимулом к ним.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shilina_e.s._perspectivainterier.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТУДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОТВОРЧЕСТВА

Пояснительная записка

Основной задачей занятий в детской студии  изобразительного творчества является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

 Эстетическое освоение мира, изучение истории искусств, позволяющее детям увидеть высшие достижения творцов прошлого и почувствовать вся глубину, драматизм и противоречивость искусства нашего времени, дают то нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность.

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно-творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

В студию принимаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному творчеству в любом его виде. В задачу студии не входит пред профессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее художественное учебное заведение. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

При реализации цикла программ под общим названием «Студия изобразительного творчества» предполагается деление обучаемых на  три возрастные группы. Распределение по группам учитывает возрастные особенности детей и связанные с этим творческие предпочтения и возможности более адекватного самовыражения в области изобразительной деятельности.

Первый год обучения – для детей 8 – 10 лет, второй год обучения – для детей 11 – 13 лет, третий год обучения – для детей 14 – 16 лет.

При реализации творческих замыслов в области моделирования и декоративного искусства предлагается применять на стадии эскиза карандаш, мелки, акварель, тушь, цветную бумагу; на стадии воплощения замысла в материале – бумагу, холст, ткань, картон, гуашь, масло, акриловые краски, а также подсобные материалы.

Задания в каждой из программ адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений.

По программе «Мир вокруг нас» (первый год обучения) на занятиях в изостудии дети выполняют различные задания – осуществляют своими силами постановку кукольного спектакля, работают над графической серией «Фантастический город», выполняют коллективные задания на темы: «Сказки», «Персонажи», «Животные», «Растительный мир» и т.д.

По программе «Художественный образ и законы творчества» (второй год обучения) задания будут носить более индивидуальный характер, что обусловлено возрастными особенностями подростка 11 -13 лет. Будут предполагаться задания более длительные по времени, направленные на изучение и практическое освоение различных художественных техник, материалов и т.д. В этом возрасте ребята с интересом работают в графических техниках, как в уникальных (тушь, палочка, перо, уголь), так и в тиражных (гравюра, граттаж, монопия).

В возрасте 14 – 16 лет по программе «Изобразительное творчество в синтезе с другими искусствами» (третий год обучения) дети создают индивидуальный работы в области живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. Эскизы костюмов к спектаклю, моделирование атрибутов костюма, элементов оформления, разработка эскизов пригласительных билетов и тиражирование их в технике гравюры, создание афиши спектакля, роспись декораций – все это с наибольшим успехом могут осуществить дети данной возрастной группы. Украшение коридоров школы декоративными рельсами, выполненными в технике бумажной пластики в сочетании с икебаной из сухих растений,  работа над шрифтом и плакатом в технике коллажа – все это усиливает общественной интерес и вырабатывает активную жизненную позицию обучаемых. Наряду с этим в программу третьего года обучения вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей ребят. Эти задания могут быть выполнены в разнообразных художественных техниках (как в области изобразительного искусства, так и в области декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна).

Можно предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в русло программы. Программа не только не должна ограничивать учителя в его творческих поисках, но, наоборот, служить определенным стимулом к ним.

     

Учебно – методический план .

Первый год обучения

Пояснительная записка

Развитие творческой активности детей, создание условий для ее пробуждения и реализации, превращения ее в потребность – главные цели программы.

Содержание программы основывается на реалиях того исторического пути, который проделало человечество в ходе формирования принципов художественной культуры. Мышление и поведение человека качественно отличаются от мышления и поведения животного способностью к созданию смыслов, символизации и переформировании реальности первого уровня, данной нам в природе, в так называемую вторую реальность, реальность, пересозданную на основе человеческой жизнедеятельности и культуры.

Формирование первичных смыслов, схем символизации (архетипов, мифологен, культурных кодов) относится к отдаленным от нас эпохам. Схемы первообразов настолько вошли в плоть и кровь человеческой культуры, а их передача настолько автоматизировалось и перешла на подсознательный уровень, что они осознаются нами, как нечто присущее нам изначально, способное, несмотря на свою крайнюю обобщенность вызывать яркие и глубокие эмоции, рождать ассоциации, будить в человеке творческое начало. Именно они лежат в основе любого художественного произведения.

К 6 – 7 годам своей жизни ребенок обладает уже обширным культурным опытом, переданным ему в ходе семейной социализации и в принципе владеет достаточным, хотя и не актуализированным, багажом архетипических образов (образное представление о цвете, форме, геометрических знаках), символических смыслов (знание того же языка), мифологем (сказки, игры, малые фольклорные формы – загадки, пословицы, попевки). На занятиях этот опыт ребенка востребуется.

I блок «От хаоса к форме, или что мы можем увидеть в геометрических формах » соответствует реалиям эпохи «геометрического символизма» (верхний палеолит), когда формировались простейшие геометрические символы, для описания бытия (времени и пространства).

II блок «Символика цвета», целью которого является изучение цветовой образности, соответствует следующему этапу исторического развития, который связан с осмыслением символики цвета (период реконструкции похоронного обряда, в котором появляется охра – красный цвет кА цвет жизни).

Ближайшей целью занятий по программе является активизация процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, а более отдаленной целью – выработка и закрепление у них потребности в творчестве, представления о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии. Программа создает предпосылки для понимания детьми этого, что «созидающее воображение проникает своим творчеством всю жизнь, личную и общественную, умозрительную и практическую…что оно вездесуще» (Т.Рибо).

Умения и навыки технического воплощения результатов творчества приходит позднее, с возрастом. Эмоциональное переживание состояния творчества продуктивнее, чем его конечные результаты. Для достижения эффекта эмоционального закрепления навыков творчества необходимо перенести акценты с результатов на сам процесс.

Программа рассчитана на 70 часов.

п/п

Названия разделов и тем

Количество

часов

1

2

3

I. От хаоса к форме, или что мы можем увидеть в геометрических формах

1

Реальность и фантазия, или как маленькая девочка может превратиться в непослушного зайчонка. Слушаем и рисуем сказку

4

2

Фантазии в мире реальности, или как чувствуют себя сказочные существа в реальном мире

2

3

Точка (зерно) как символ рождения мира

4

4

Сказка из цветного песка (точка – пятно, динамика и статистика множества точек)

2

5

Линия и изменчивое множество

4

6

Мореплаватели туманного моря, или сказка сплетения линий

2

7

Суровая музыка прямоугольных очертаний

2

8

Острые вершины ломаной линии

2

9

Кусты, барашки и облака, или пряничный домик

2

10

В лабиринте линий

2

11

Круг, треугольник, квадрат (прямоугольник) – что мы можем увидеть в каждой из этих фигур и в их сочетании

2

1

2

3

12

«Семейный портрет» из геометрических фигур

2

13

Следствие ведут знатоки, или как можно одновременно улыбаться и хмуриться

2

14

Могут ли предметы вести беседу, или говорящие фрукты

2

15

Конечная бесконечность окружности

4

16

Ковер Царевны – лягушки, или целый мир в квадрате

4

17

Треугольник, или мир горы

4

II. символика цвета

18

«Летопись Кляксы »

2

19

Хеппениг, или что произойдет?

4

20

Цвет и наши ощущения

2

21

Какого цвета звуки? Желтая сказка

2

22

Цвет и движение. Синяя сказка

4

23

Какого цвета наши чувства? Красная сказка

2

24

Определи свой цвет. Зеленая сказка

4

25

Роль ахроматического цвета, или монолог серого

2

26

Начало начал, или «Белая сказка»

4

27

Цвет и слово, или пишем цветные стихи

2

28

«Синяя птица» мечты

6

29

Радуга, или цветные нити жизни

4

30

Радужные ступени, или дополнительный цвет

2

31

Сказка превращений, или как из трех цветов сделать шесть

2



Второй год обучения

(возраст детей 11 – 13 лет)

Художественный образ и законы творчества

Пояснительная записка

В условиях студийной деятельности в области изобразительного творчества открываются большие возможности для духовного, эстетического и художественного воспитания детей. Занятия по данной программе органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

Знакомство подростка в условиях студии с различными видами и жанрами изобразительного искусства происходит в процессе творческой деятельности, направленной на воплощение собственных замыслов в конкретном художественном материале.

Изобразительное творчество находит в разнообразные формы выражения: это и работа в области живописи с использованием таких материалов, как гуашь, акварель, акриловые краски, масло, пастель; и работа в области графики с применением таких художественных материалов, как карандаш, тушь, перо, палочка, уголь, сангина; и работа в области скульптуры с использованием пластилина, глины, пластика и пр.

Задания, предлагаемые программой «Художественный образ и законы творчества», носят более индивидуальный характер, чем задания в предыдущей программе «Образы и символы времени» так как они адресованы подросткам 11-13 лет и обусловлены их возрастными особенностями, творческими возможностями и предпочтениями.

Стремление к овладению профессиональными знаниями, желание выразить свое отношение к природе и ко многим явлениям окружающей жизни вызывают у подростка стремление исследовать свои пока еще скрытые возможности, т.е. на практике попробовать себя в каждом из видов изобразительной деятельности.

Программа не должна ограничивать педагога в его творческих поисках.

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Общее количество часов

В том числе

Теоретические часы

Практически часы

1

Композиционное равновесие, характер линии, пятна в графике

12

1

11

2

Колорит, теплая и холодная гамма, цветовые контрасты, композиционное равновесие, передача пространства в живописи

12

2

10

3

Характер движения, равновесие масс, пропорции в скульптуре

10

1

9

4

Натюрморт в живописи

14

1

13

5

Натюрморт в графике

18

2

16

6

Пейзаж в живописи и графике

12

1

11

7

Портрет в графике

18

2

16

8

Портрет в живописи

18

1

15

9

Портрет в скульптуре

16

1

15

10

Экслибрис

14

1

13

Итого

144

13

131


Третий год обучения

(возраст детей 14 – 16 лет)

Изобразительное творчество

в синтезе с другими искусствами

Пояснительная записка

Цель работы студии изобразительного творчества – это в первую очередь возможность интенсивного духовного роста, расширение художественного опыта ребенка, выявление и развитие у него творческих способностей и задатков в области живописи, графики, скульптуры. Квалифицированное руководство главным образом должно способствовать раскрытию творческой одаренности и развитию потенциальных способностей подростков 14 – 16 лет.

Процесс обучения в старшей группе изостудии должен строиться на основе органичного сочетания духовно - творческого и собственно художественного развития. Погружаясь в атмосферу искусства, подросток испытывает на себе его облагораживающее действие. Продвигаясь в процессе собственного творчества от этапа к этапа, реализуя свой художественный замысел, находящийся на стыке с искусством театра, дизайном и искусством художника, занимающегося книжной и промышленной графикой, подросток заново открывает для себя широкий спектр возможностей художника.

Занимаясь по программе «Изобразительное творчество в синтезе с другими искусствами» (третий год обучения), дети создают работы в области живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. Эскизы костюмов к спектаклю, моделирование атрибутов костюма и элементов оформления, разработка эскизов пригласительных билетов и тиражирование их в технике гравюры, создание афиши спектакля, роспись декораций – все это с наибольшим успехом могут осуществить ребята 14-16 лет.

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Общее

количество

часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

1

2

3

4

5

1

Работа над оформление спектакля

22

4

18

2

Натюрморт в живописи

20

2

18

3

Натюрморт в графике

14

1

13

4

Дизайн среды

18

1

17

5

Портрет с скульптуре

12

1

11

6

Портрет в живописи

12

1

11

7

Портрет в графике

14

1

13

8

Товарный знак, монограмма

8

1

7

9

Пригласительная открытка

(в технике гравюры)

10

1

9

10

Плакат (в технике коллажа)

14

2

12

ИТОГО

144

15

129

Содержание учебных тем

  1. Работа над оформлением спектакля. 22 ч

Решение локальными средствами оформления декораций к спектаклю с учетом сменяемости одних элементов и замены их другими.

Практическая работа: выполнение эскизов декораций к выбранному спектаклю.

Материалы: гуашь, акриловые краски, бумага; материалы для техники коллажа.

Передача условными средствами атмосферы и характера пьесы.

Практическая работа: выполнение декорации (коллективная работа).

Материалы: на выбор – картон, холст или бумага, ткани, краски гуашевые, акриловые.

Поиски характеров героев спектакля, решенных силуэтно, при помощи ярких характерных атрибутов, прически, антуража (выполнение коллажа).

Практическая работа: выполнение эскизов костюмов театральных персонажей.

Материалы: цветная бумага, ткани, ножницы, клей.

Передача лаконичными графическими средствами образа спектакля в плакате – афише, разработка эмблемы спектакля для оформления пригласительных билетов.

Практическая работа: создание афиши и пригласительных билетов к спектаклю.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, гуашевые или акриловые краски, типографская краска, валик, линолеум (для тиражной графики).

Зрительный ряд: произведения К.Коровина, Л.Бакста, Ф.Федоровского, Б.Кустодиева.  

2. Натюрморт в живописи. 20 ч

Передача в натюрморте настроения своего представления о мире и в зависимости от этого выбор художественных средств, формата бумаги или холста.

Практическая работа

Вариант А: постановка натюрморта на темы «Деревенский натюрморт», «Поэтический натюрморт», «Театральный натюрморт» и т.д.

Вариант Б: разработка эскизов натюрморта с натуры (в карандаше).

Вариант В: выполнение натюрморта в цвете (с натуры).

Материалы: бума или холст больших форматов, гуашь или темпера, пастель (на тонированной бумаге), масло и т.д.

Зрительный ряд: натюрморты П.Сезанна, А.Матисса, К.Коровина, И.Машкова, А.Куприна.

3, Натюрморт в графике. 14 ч

Передача характера, настроения в натюрморте и в зависимости от этого выбор материала, техники, художественных средств выражения.

Практическая работа: выполнение натюрморта в технике графики (уникальной или тиражной – по выбору учащегося).

Материалы: для уникальной графики – карандаш; тушь, перо, палочка; кисти; прессованный или древесный уголь; масляная, восковая пастель; для граттажа – воск, тушь, гуашь, палочка; для монотипии – типографская краска, стекло, валик; для тиражной графики – линолеум, резцы, типографская краска для линогравюры; картон, клей, кусочки кружева и т.д. для гравюры на картоне

Зрительный ряд: подлнные гравюры; пособия, разработанные педагогом; работы детей.

4. Дизайн среды. 18 ч

Оформление пространства, в котором гармонично сочетаются бумажная пластика и сухие растения, развитие навыков владения элементами конструирования.

Практическая работа: украшение коридоров школы декоративными рельефами, выполненными в технике бумажной пластики, а также икебаной из сухих растений.

Материалы: плотная бумага, картон, клей, сухие растения, ножницы.

Зрительный ряд: книги и пособия по дизайну среды, журналы по оформлению интерьера.

5. Портрет в скульптуре. 12 ч

Передача в скульптурном портрете характера, разного настроения (страх, ужас, смех, скорбь, удивление), применение пластических средств выражения для передачи характера.

Практическая работа: выполнение портрета в рельефе.

Материалы: глина, стеки (предпологается обжиг).

Зрительный ряд: рельефы эпохи Древнего Египта и Античности, современные рельефы.

6. Портрет в живописи. 12 ч

Передача в портрете характера и настроения портретируемого. Образно-выразительные возможности живописи.

Практическая работа: выполнение портрета с натуры.

Материалы: гуашь, темпера, акриловые краски, масло, картон, холст, бумага, кисти.

Зрительный ряд: портреты О.Ренуара, В.Ван Гога, В.Серова, З.Серебряковой.


7. Портрет в графике. 14 ч

Передача в портрете характера, экспрессии портретируемого. Образно – выразительные возможности графики.

Практическая работа: выполнение острохарактерных портретов, выполненных в духе шаржа.

Материалы: тушь, палочка, перо, глянцевая бумага.

Зрительный ряд: графика О.Бердслея, рисунки В.Горяева, Х.Бидструпа.

8. Товарный знак, монограмма. 8 ч

Условная стилизация изображения с включением шрифта.

Практическая работа: создание символа своей предполагаемой фирмы с включением в изображение собственной монограммы.

Материалы: тушь, палочка, перо, глянцевая бумага.

Зрительный ряд: современные журналы по дизайну.

9. Пригласительная открытка (в технике гравюры). 10 ч

Изучение всех этапов работы в области создания линогравюры или гравюры на картоне.

Практическая работа: разработка и выполнение в технике гравюры серии открыток на тему «Мой город».

Материалы для линогравюры – линолеум, резцы, типографская краска; для гравюры на картоне – картон, клей, бумага, кусочки фактурного кружева или гипюра, типографская краска.

Зрительный ряд: гравюры В.Фаворского, Ф.Мазереля; фото-изображения архитектуры родного города.

10. Плакат (в технике коллажа). 14 ч

Решение композиции плакат. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта в плакате.

Практическая работа: поиски эскиза и осуществление в технике коллажа плаката на любую тему.

Материалы: гуашь, тушь, ткань, цветная бумага, фотографии, клей, ножницы.

Зрительный ряд: книга «художники плаката», пособия по шрифтам.

Методическое обеспечение

Форма занятий по данной программе может быть определена как свободное студийное творчество под руководством художника – педагога. Очень важно выделить индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях. Внутри детского коллектива формируются творческие группы, каждая из которых имеет свою направленность, если можно так сказать, свою творческую профессию. Одна группа может оперативно оформлять крупные мероприятия, другая – выпускать стенную газету, третья – периодически обновлять оформление студии в соответствии  с изучаемой на занятиях темой.

Для работы в области живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, масло, пастель, для работы в области графики – карандаш, тушь, перо, палочку, уголь, а также такие технические приемы, как монопия, граттаж (воскография), гравюра на линолеуме и т.д. При работе в области скульптуры детям предлагаются следующие материалы и техники: глина, пластилин, пластика, замазка. Изделия из глины можно обжигать в печи, а также, в зависимости от степени их декоративности, покрывать ангобами или глазурью.

Задания в области дизайна предусматривают такие технические приемы и материалы, как моделирование из картона, бумаги, природных материалов, а при изображении на плоскости – карандаш, перо, палочка, фломастер, уголь, акварель, гуашь, аппликация и т.д. На заданиях по монументальной живописи применяются такие художественные материалы и техники: гуашь, темпера, акриловые краски, коллаж из бумаги и тканей, применение цветовых фильтров, смальты, керамических плиток и т.д. На занятиях по монументальной скульптуре используются следующие художественные материалы (замазка, пластика) и т.д. Работая в области прикладного искусства, на стадии разработки эскиза можно применять гуашь, акварель, мелки, тушь, перо, а для аппликаций – цветную бумагу разной фактуры, кусочки тканей, фольгу, нити.

Формой подведения итогов может быть индивидуальный письменный отчет, персональная выставка творческих работ, общая выставка работ всех учащихся студии.

Рекомендуемая литература

Агамирян Ж. Детская картинная галерея. – М; 1979.

Алексеева В.В. Что такое искусство? – М; 1991.

Башилов Я.А. Ребенок – художник. – М; 1929.

Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М; 1961.

Библер В.С. Мышление как творчество. – М; 1975.

Выгодский Л.С. Психология и искусство. – М; 1987.

Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве (искусство в школе). – М; 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Методическая разработка по теме: "Применение аналитической геометрии к решению стереометрических задач".

ВЫЧИСЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И УГЛОВ       Рассмотрим несколько геометрических задач, для решения которых необходимо вычислить те или иные расстояния или углы в пространст...

Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа «Решение тригонометрических уравнений»

Разработка урока с использованием коллективного способа обучения....

Методическая разработка по физике (9 класс) по теме: Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »

Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:  - актуализация знаний учащихся по закону всемирного тяготения; ускорению свободного падения на Земле и других пла...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Решение уравнений."

Этот урок знакомит учащихся с новым способом решения уравнений.Учащиеся узнают правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую....

Методическая разработка урока по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач»

Предлагаемый мною урок по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач» проведен в 9 классе и направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся и формированию у них с...

Развивающий потенциал дополнительного образования детей и его реализация в практике УДО на примере программы студии изобразительного творчества «Мир фантазий»

В статье описываются возможности всестороннего развития детей на занятиях изобразительным творчеятвом в системе дополнительного образования...