Статья-исследование по теме проведенной персональной выставки в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи «Вселикий Петербург Игоря Крапивина»
статья по изобразительному искусству (изо)
В июле - августе 2024 года в филиале Русского музея, в республике Мордовия, город Саранск, художник-иконописец Крапивин Игорь Геннадьевич, провел свою первую персональную музейную выставку. В музее С. Д. Эрьзи в городе Саранск республики Мордовия, была представлена развернутая экспозиция из 40 произведений автора. Выставка, всеобъемлюще и детально, показала направленность творческой мысли и разносторонние идеи мастера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья-исследование по теме проведенной персональной выставки в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи
«Вселикий Петербург Игоря Крапивина»
В июле - августе 2024 года в филиале Русского музея, в республике Мордовия, город Саранск, художник-иконописец Крапивин Игорь Геннадьевич, провел свою первую персональную музейную выставку. В музее С. Д. Эрьзи в городе Саранск республики Мордовия, была представлена развернутая экспозиция из 40 произведений автора. Выставка, всеобъемлюще и детально, показала направленность творческой мысли и разносторонние идеи мастера.
В экспозиции были представлены произведения разных лет творческой деятельности. Иконопись, живопись, графика, коллаж – такие направления в искусстве выбирает для себя Игорь Крапивин приоритетными. В свою же очередь, например, живопись делится автором на классическую живопись с применением традиционных материалов: холст, масло и декоративную живопись в смешанной технике с применением коллажирования.
Графика в плане коллажирования поддерживает живопись, в чем и прослеживается отчетливо авторский почерк художника. Искусство коллажа в разное время, разных эпох, поддерживалось многими мастерами. Создавать объемные вещи в формате холста, выходящие за грань двухмерного пространства, идея очень интересная и привлекающая к себе внимание зрителя. Вот и на выставке “Вселикий Петербург”, коллажи, как часть экспозиции, часть творческого пути мастера, привлекали зрителей и репортеров, снимающих сюжеты о выставке. В частности, в период активной работы над коллажными произведениями и, выставляя их в галереях Петербурга, Крапивин Игорь получал обратную связь от коллекционеров искусства и гостей города, тем, что произведения приобретались и особенно активно гостями города из Индии.
Очень показательно и со знанием дела о выставке и художнике высказала свое мнение искусствовед и куратор выставки Игоря Крапивина Наталья Осянина:
“ Свою первую персональную выставку Игорь Крапивин решил провести на малой родине – в Саранске – и назвал «Вселикий Петербург». Так художник соединил два города, одинаково дорогих ему, тот, в котором он родился, и тот, который стал родным, дал образование, вдохновляет на творчество, окрыляет и освящает своей великой историей тернистую дорогу мастера, посмевшего отразить его многоликость на холстах. Петербург воистину вселик благодаря божественной красоте, основанной на постулатах эстетики европейской культуры и азиатской послушности, выносливости, терпимости, благодаря чему они и воплотились на болотистых берегах Невы. В России Петербург везде: от Балтики до Тихого океана, так как всякий живущий в стране стремится прикоснуться к нему. Игорю же повезло жить в нем и ежедневно наблюдать изменчивые лики Петербурга.
Будущий художник родился в Саранске в 1992 году и прожил в нашем городе до 12 лет, а в 2004 году вместе с мамой Жанной Григорьевной уехал на постоянное место жительство в Петербург. Жанна Григорьевна по профессии художник, выпускница 1990 года прикладного отделения Саранского художественного училища. Во многом благодаря маме стали раскрываться художественные способности у мальчика. Ещё живя в Саранске, Игорь посещал занятия в ДХШ №2 (педагог В.А. Лычев), а затем продолжил начальное художественное образование в Санкт-Петербургской детской школе искусств им. Г.В. Свиридова. В 2011 году закончил строительный колледж, а в 2018 - Высшую школу народных искусств (академия), получив специальность иконописца. С 2012 года преподаёт.
Вполне естественно, что на художественные интересы Игоря Крапивина оказал влияние Петербург с его историко-культурной средой и духовной атмосферой, поэтому городской пейзаж занимает ведущее место в его творчестве. Художник пишет популярные места с красивыми архитектурными ансамблями: стрелку Васильевского острова, мосты над Невой, Дворцовую набережную и Невский проспект. Причем, главное в композиции выписывается и становится узнаваемым, всё второстепенное изображение носит абстрактный характер. Живопись отличается широким, свободным письмом. Одним из выразительных средств полотен является фактура, создаваемая не только кистью, но и мастихином. Таким образом, передаётся ритм жизни мегаполиса, вечное движение воздушных и человеческих масс. Этот новаторский живописный метод вошёл в русское искусство в начале XX века с именем Николая Фешина, у которого немало последователей и в настоящее время. Один из них, авторитетнейший петербургский художник Николай Блохин, имеющий академическое образование и преподающий рисунок в институте им. И.Е. Репина. Его живопись отличается пульсирующим цветом и пастозностью. Для Игоря искусство Николая Блохина является примером для подражания, его он называет в ряду своих кумиров.
Уже много лет Игорь Крапивин показывает свои картины в петербургских арт-галереях, но самой престижной для художников площадкой является Выставочный зал Санкт-Петербургского Союза художников. Именно здесь, на Большой Морской он успешно экспонировался в 2023 и 2024 годах на выставках «Молодость Петербурга».
На персональной выставке в Саранске автор представил около сорока живописных и графических работ, а также две иконы – Святителя Спиридона Тримифунтского и Святого праведного воина Феодора Ушакова. Выставка даёт представление о многогранности дарования Игоря Крапивина, стремлении работать в различных жанрах и техниках, о вариативности композиционных решений и позволяет надеяться на новые интересные вернисажи.
Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, куратор выставки.
Декоративная живопись представлена такими полотнами, как диптих «Симфония цвета», «Встреча», «Экзотическая рыбка», «Королевская рыбка» и другими. В них прослеживается разнообразность владения художественно- изобразительными средствами, художественными образами, техниками наложения краски, от пластичных лессировок до динамичных мазков мастихина, от скрупулезности выведения линий и графических элементов до мастерски объединяющих вуалей растушевок. Все это в синтезе рождает законченное и цельное произведение искусства.
Образность художественно-эстетического мышления автора раскрывается в триптихе, посвященном литературно-художественному Петербургу. Центральным полотном служит картина «Город муз и художников», на которой изображен намеком Невский проспект в районе Думской башни, весь холст декорирован совместно с живописью мастихином тюбиками из-под масляной краски и кистями автора. Таким образом коллаж приобретает образ одновременно и живописного полотна, и палитры художника, где из хаоса оттенков рождается художественный образ, который в свою очередь уже и складывается в единую мозаику произведения.
Картина «Город муз и художников» в целом имеет пастельную гамму, а фоном служит золотой оттенок патинированного отлива. В центре изображен силуэт женщины в шляпе и с зонтиком, символизирующий музу, которая идет к мастеру по центральной улице города. Зонтик тут, как символ города на Неве, который по народной питерской примете если взять с собой, то дождя точно не будет, а если он и будет, то защита от него рядом.
Продолжением диптиха служат картины, который поддерживают по гамме и коллажированию средний холст. На обоих полотнах изображен Казанский собор и своя история со своими символами и смыслами. На одной из картин раскрывается литературная легендарика Петербурга, где главные персонажи Великие русские писатель и поэт: Гоголь Николай Васильевич и Пушкин Александр Сергеевич. По легенде, известной всем литераторам и любителям литературы, в свое время Гоголь подарил Пушкину сюжет для «Пиковой дамы», а в свою очередь Пушкин подарил Гоголю сюжет для произведения «Мертвые души», таким образом два гения создали произведения по истине величайшие, которые нашли свое отражение в картине Игоря Крапивина, где портрет Пушкина соседствует с картой из колоды игральных карт, с Пиковой дамой, а окружает это, коллажирование в стиле автора.
Городские пейзажи, где отображены мосты над Невой, Исаакиевский собор, Банковский мостик, канал Грибоедова, Казанский собор, Пять углов и другие легендарные достопримечательности, поражают своей легкостью, понятностью, воодушевляюще пастельной палитрой красок. Смело решены знакомые всем мотивы города, где инструментарий автора разнообразен в стилистике того, как положена краска на холст, и как сочетаются между собой смелые мазки и легкие лессировки.
Отдельной витриной особняком стоят в выставке иконописные произведения. Иконы Благоверного Князя Владимира, Спиридона Тримифунтского, Святого Праведного Воина Феодора Ушакова. Иконописные произведения автора выполнены по всем канонам иконописи, с соблюдением технологии иконописания и с применением золочения сусальным золотом.
Бесконечно можно вести диалог об искусстве и о каждом художнике, в частности, писать монографии и статьи о каждом произведении и о вариациях того, что хотел сказать автор в картине, в произведении. И очень хорошо, что, в частности, нам дано разделять с пониманием, то, что создается художником на периоды, стили и техники. Крапивин Игорь, на сегодняшний момент времени, потихоньку вписывает свое имя в историю искусства. Картина «Белые ночи» и икона Феодора Ушакова теперь есть в коллекции музея С.Д. Эрьзи, так же картины украшают интерьеры и пространства почитателей искусства в разных городах России и за рубежом. Очень интересно наблюдать за развитием дальнейшего творческого пути автора. За тем, в какие ещё эксперименты и развитие того что уже создано, будет вобран авторский почерк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-экскурсия в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Это интегрированный классный час и урок истории для детей 6-го класса в самом начале учебного года. Урок-воспоминание, урок-экскурсия. урок-впечатление....
Интегрированный урок "Музыка, поэзия, изобразительное искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир".
Интегрированный урок "Музыка, поэзия, изобразительно искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир"...

Решётки набережных Петербурга (Интегрированный урок Истории Санкт-Петербурга и Изобразительного искусства).
В презентации Проиллюстрированны решотки набережных Петербурга.Учащиеся узнают как очертания решоток набережных может помочь сориентироваться в городе.В конце предлогается иллюстрированное задан...

Организация внеурочной деятельности в начальной школе на примере интеграции предметов изобразительное искусство и история и культура Санкт - Петербурга в контексте внедрения ФГОС
В статье речь идёт о результативности реализации Программы внеурочной деятельности на основе интеграции предметов "Изобразительное искусство", "История СПб" и элементов музейной педагогики в контексте...

Пример интеграции уроков изобразительного искусства и истории и культуры Санкт- Петербурга
В 5 классе в программу по изобразительному искусству включены уроки – беседы. Тема одного из уроков « Виды изобразительного искусства», где учащиеся знаком...

Республиканская олимпиада по изобразительному искусству "Грани мастерства"-2021
Ежегодная олимпиада учителей и учащихся по изобразительному искусству "Грани мастерства"...