Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Направление: общекультурное.
Возраст детей: 11-12 лет.
Срок реализации программы – 1 год (34 часа, 1 час в неделю).
Цель программы: Создание условий для интеллектуального и эстетического развития школьников, для формирования логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора, формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай»
Рассмотрено на заседании Методического совета школы Протокол № __________
| Согласовано: Зам.директора ______________________ | Утверждаю: Директор ________________________ ________________________ Приказ № _______________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Смотрю на мир глазами художника»
- Направление: общекультурное
- Возраст детей: 11-12 лет
- Срок реализации программы – 1 год
Составила:
Литвина А. А.
учитель изобразительного искусства
и черчения
I квалифицированной категории
г. Алзамай
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника», разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО, в соответствии с ФГОС ООО.
Цель:
Создание условий для интеллектуального и эстетического развития школьников, для формирования логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора, формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
Учебные задачи программы:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- научить замечать и выделять основные средства выразительности;
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством;
Воспитательные задачи.
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего
- воспитывать, трудолюбие, аккуратность.
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Смотрю на мир глазами художника»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, - наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Обучающиеся научатся:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- понимать и применять в работе технику работы по- сырому;
- компоновать предметы в творческом произведении;
- правильно построить композицию с учетом законов перспективы;
- понимать особенности понятия «замалевок» (подмалевок);
- понимать первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2—3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;
- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению в рисунке, скульптуре основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);
- сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
- использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности.
Живопись (12 ч.)
Закрепление у детей знаний цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: составление таблицы цветов, цветового пятна. Приемы работы с цветовым пятном. Изображение цветов, сюжетных композиций, пейзажей, природных объектов.
Графика (11 ч.)
Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста, новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях), учебной задачи — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение тонового пятна, объектов природы, быта, деревьев, сюжетных композиций, пейзажей, портрета.
Скульптура (4 ч.)
Закрепление знаний и навыков — работы над рельефом. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе, работа над рельефом. Лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека.
Аппликация (4 ч.)
Продолжение работы с материалами, используемыми в аппликации, с приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры.
Практическая работа: изображение коллажа, пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений.
Бумажная пластика (1 ч.)
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов фигур человека в движении в современной одежде.
Работа с природными материалами (1 ч.)
Закрепление творческих задач в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: Оформление любимого уголка природы родного края.
Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч.)
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
#1058;ематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п/п | Раздел (тема) | Количество часов | Теория | Практика | Вид деятельности |
1. | Живопись | 12 | 4 | 8 | Познавательная Художественное творчество |
2. | Графика | 11 | 3 | 8 | |
3. | Скульптура | 4 | 1 | 3 | |
4. | Аппликация | 4 | 1 | 3 | |
5. | Бумажная пластика | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Работа с природными материалами | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 11 | 23 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание (тема занятия) | Дата | Продукт деятельности | Примечание |
Живопись (12 ч.) | ||||
1 | Введение в образовательную программу. Условия безопасной работы. Материалы и инструменты работы с акварелью | Упражнения | ||
2 | Свойства акварели. Составление таблицы цветов. Цветовое пятно. Приемы работы с цветовым пятном | Упражнения Рисунок | ||
3 | Композиция из осенних цветов | Рисунок | ||
4 | Тематическая композиция «Осенний день в городе» | Тематический рисунок | ||
5 | Композиция «Морской пейзаж». Освоение приема работы по - сырому | Рисунок | ||
6 | Композиция «Горный пейзаж» | Рисунок | ||
7 | Тематическая композиция «Наши зимние забавы» | Тематический рисунок | ||
8 | Приемы кистевой росписи. Замалевок (подмалевок) | Рисунок | ||
9 | Цветочная композиция в круге | Рисунок | ||
10 | Роспись готовой формы по жостовским мотивам | Рисунок | ||
11-12 | Тематическая композиция «Весенний день» | Тематический рисунок | ||
Графика (11 ч.) | ||||
13 | Закрепление знаний учащихся о языке выразительности графики. Тоновое пятно | Упражнения | ||
14 | Линия, штрих, тон. Тематическая композиция гелевой ручкой «В аквариуме есть частица моря» | Тематический рисунок | ||
15 | Кленовый лист | Рисунок | ||
16 | Рисование ветки дерева | Рисунок | ||
17 | Тонкие линии. Тематический рисунок «Дерево» | Тематический рисунок | ||
18 | Тематический рисунок «Дерево с кроной и тенью» | Тематический рисунок | ||
19 | Рисование ствола старых деревьев | Рисунок | ||
20 | Рисование лодки | Рисунок | ||
21-22 | Пейзаж городской улицы | Сюжетная композиция | ||
23 | Графический портрет | Рисунок | ||
Скульптура (4 ч.) | ||||
24 | Лепка лежащих животных | Поделка | ||
25 | Лепка сидящей фигуры человека | Поделка | ||
26-27 | Лепка рельефа. Выполнение творческого задания «Портрет» | Рельеф | ||
Аппликация (4 ч.) | ||||
28 | «Осенний пейзаж» в технике аппликации | Композиция | ||
29 | Композиция из засушенных листьев, создание фантастического дерева | Композиция | ||
30 | Коллаж из разных материалов | Коллаж | ||
31 | Фантастические животные из засушенных листьев | Поделка на плоскости | ||
Бумажная пластика (1 ч.) | ||||
32 | Создание образов фигур человека в движении в современной одежде | Композиция | ||
Работа с природным материалом (1 ч.) | ||||
33 | Оформление любимого уголка природы родного края | Поделка на плоскости | ||
Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч.) | ||||
34 | Организация и обсуждение выставки детских работ | Выставка детских работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник"
В данном документе представлена программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник" для начальной школы (3 класс). Программа разработана в соответствии с рекомендациями ФГОС ...
Программа дополнительного образования "Смотрю на мир глазами художника"
Программа дополнительного образования "Смотрю на мир глазами художника" разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. ...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" (декоративно-прикладное и художественное направление) на 2018-2019 учебный год
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Смотрю на мир глазами художника» (художественное направления) на учебный год носит инновацио...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный художник" для 1 классов
Рабочая программа разработана для 1 классов. Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - художник" 5 - 7 классы, (ФГОС ООО) срок реализации 3 года
Составление РП ВУД в конструкторе...