Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Направление: общекультурное.

Возраст детей: 11-12 лет.

Срок реализации программы – 1 год (34 часа, 1 час в неделю).

Цель программы: Создание условий для интеллектуального и эстетического развития школьников, для формирования логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора, формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай»

Рассмотрено на заседании

Методического совета школы

Протокол № __________

Согласовано:

Зам.директора

______________________

Утверждаю:

Директор

________________________

________________________

Приказ № _______________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Смотрю на мир глазами художника»

  1. Направление: общекультурное

  1. Возраст детей: 11-12 лет
  1. Срок реализации программы – 1 год

Составила:

Литвина А. А.

учитель изобразительного искусства

и черчения

I квалифицированной категории

г. Алзамай

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника», разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО, в соответствии с ФГОС ООО.

Цель:

Создание условий для интеллектуального и эстетического развития школьников, для формирования логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора, формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

Учебные задачи программы:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

- научить замечать и выделять основные средства выразительности;

- освоение детьми основных правил изображения;

  • овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
  • развитие стремления к общению с искусством;

Воспитательные задачи.

  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего
  • воспитывать, трудолюбие, аккуратность.
  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

Творческие задачи:

- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Смотрю на мир глазами художника»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, - наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучающиеся научатся:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- понимать и применять в работе технику работы по- сырому;

- компоновать предметы в творческом произведении;

- правильно построить композицию с учетом законов перспективы;

- понимать особенности понятия «замалевок» (подмалевок);

- понимать первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2—3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению в рисунке, скульптуре основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);

- сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;

- использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;

- соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности.

Живопись (12 ч.)

Закрепление у детей знаний цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: составление таблицы цветов, цветового пятна. Приемы работы с цветовым пятном. Изображение цветов, сюжетных композиций, пейзажей, природных объектов.

Графика (11 ч.)

Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста, новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях), учебной задачи — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение тонового пятна, объектов природы, быта, деревьев, сюжетных композиций, пейзажей, портрета.

Скульптура (4 ч.)

Закрепление знаний и навыков — работы над рельефом. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе, работа над рельефом. Лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека.

Аппликация (4 ч.)

Продолжение работы с материалами, используемыми в аппликации, с приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры.

Практическая работа: изображение коллажа, пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений.

Бумажная пластика (1 ч.)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов фигур человека в движении в современной одежде.

Работа с природными материалами (1 ч.)

Закрепление творческих задач в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: Оформление любимого уголка природы родного края.

Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч.)

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.

#1058;ематическое планирование с определением основных видов деятельности

п/п

Раздел (тема)

Количество часов

Теория

Практика

Вид деятельности

1.

Живопись

12

4

8

Познавательная

Художественное творчество

2.

Графика

11

3

8

3.

Скульптура

4

1

3

4.

Аппликация

4

1

3

5.

Бумажная пластика

1

0,5

0,5

6

Работа с природными материалами

1

0,5

0,5

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

1

Итого:

34

11

23

Календарно-тематическое планирование

Содержание (тема занятия)

Дата

Продукт деятельности

Примечание

Живопись (12 ч.)

1

Введение в образовательную программу. Условия безопасной работы. Материалы и инструменты работы с акварелью

Упражнения

2

Свойства акварели. Составление таблицы цветов. Цветовое пятно. Приемы работы с цветовым пятном

Упражнения Рисунок

3

Композиция из осенних цветов

Рисунок

4

Тематическая композиция «Осенний день в городе»

Тематический рисунок

5

Композиция «Морской пейзаж». Освоение приема работы по - сырому

Рисунок

6

Композиция «Горный пейзаж»

Рисунок

7

Тематическая композиция «Наши зимние забавы»

Тематический рисунок

8

Приемы кистевой росписи. Замалевок (подмалевок)

Рисунок

9

Цветочная композиция в круге

Рисунок

10

Роспись готовой формы по жостовским мотивам

Рисунок

11-12

Тематическая композиция «Весенний день»

Тематический рисунок

Графика (11 ч.)

13

Закрепление знаний учащихся о языке выразительности графики. Тоновое пятно

Упражнения

14

Линия, штрих, тон. Тематическая композиция гелевой ручкой «В аквариуме есть частица моря»

Тематический рисунок

15

Кленовый лист

Рисунок

16

Рисование ветки дерева

Рисунок

17

Тонкие линии. Тематический рисунок «Дерево»

Тематический рисунок

18

Тематический рисунок «Дерево с кроной и тенью»

Тематический рисунок

19

Рисование ствола старых деревьев

Рисунок

20

Рисование лодки

Рисунок

21-22

Пейзаж городской улицы

Сюжетная композиция

23

Графический портрет

Рисунок

Скульптура (4 ч.)

24

Лепка лежащих животных

Поделка

25

Лепка сидящей фигуры человека

Поделка

26-27

Лепка рельефа. Выполнение творческого задания «Портрет»

Рельеф

Аппликация (4 ч.)

28

«Осенний пейзаж» в технике аппликации

Композиция

29

Композиция из засушенных листьев, создание фантастического дерева

Композиция

30

Коллаж из разных материалов

Коллаж

31

Фантастические животные из засушенных листьев

Поделка на плоскости

Бумажная пластика (1 ч.)

32

Создание образов фигур человека в движении в современной одежде

Композиция

Работа с природным материалом (1 ч.)

33

Оформление любимого уголка природы родного края

Поделка на плоскости

Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч.)

34

Организация и обсуждение выставки детских работ

Выставка детских работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник"

В данном  документе представлена программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник" для начальной школы (3 класс). Программа разработана в соответствии с рекомендациями ФГОС ...

Программа дополнительного образования "Смотрю на мир глазами художника"

Программа дополнительного образования "Смотрю на мир глазами художника" разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. ...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" (декоративно-прикладное и художественное направление) на 2018-2019 учебный год

Рабочая  образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС)  «Смотрю на мир глазами художника» (художественное направления)  на учебный год   носит инновацио...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный художник" для 1 классов

Рабочая программа разработана для 1 классов.  Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и...