Конспект открытого урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Литвинская Анастасия Геннадиевна

Урок познакомит с геральдической символикой и особенностями составления герба

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СШ № 2 г. Сычевки

Метапредметная неделя «В союзе с наукой и технологиями»

Конспект открытого урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Задачи:

  • формировать представления о различных видах гербов и эмблем;
  • научить анализировать символические изображения и понимать их смысл гербов;
  • привить интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

На уроке мы узнаем:

  • символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; смысл и значение символов и эмблем в современном обществе.

мы научимся:

  • понимать символический характер языка герба как отличительного знака.

мы сможем:

  • составления композиции герба, эмблемы, используя язык символов.

Цель урока: узнать геральдическую символику и особенности составления герба

Задачи

  • Познакомиться с формами, цветовой символикой и негеральдическими фигурами гербов
  • научиться составлять гербы, используя символические элементы

Ход урока

Учитель

Здравствуйте ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Начнем урок.

-Я рада видеть Вас. А какое настроение у Вас?

Слайд 1

-А теперь давайте поделимся хорошим настроением, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот теперь у нас у всех хорошее настроение.

Слайд 2

На экране вы видите государственные символы РФ.

Но здесь нет одного очень важного. Какого?

Слайд 3

Приём «Зашифрованное слово».

Для того, чтобы вы ответили на мой вопрос, я хочу предложить вам угадать ребус.

Дети отвечают: ГЕРБА

Слайд 4

Прочитайте, пожалуйста, стихотворение, а затем рассмотрите герб Российской Федерации.

Слайд 5

А _____________попрошу прочитать вслух.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад - на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он - России дух свободный.

(В. Степанов)

Думаю, что вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке.

Даёт возможность учащимся высказать предположения.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном государственном символе- гербе.

- Как вы думаете, что нам предстоит узнать о гербе?

- В конце урока вы должны будете создать герб вашего класса

Как вы думаете, что символизирует герб нашей страны?

Ребята, более точный ответ на вопрос вы получите в конце урока, а поможет нам тема нашего урока. Как вы думаете, какова она? (Формулировка урока тема урока учащимися)

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

Итак, тема урока «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы?»

Слайд 6

Ребята знаете, ли вы, что у каждого города нашей страны, есть свой герб. Есть он и у нашего города Сычевки. Как он выглядит?

Слайд 7

Ребята, а хотели бы вы, чтобы у вашего класса тоже был свой герб?

А как вы думаете, могли бы вы его составить прямо сейчас?

Почему нет?

Как вы думаете, если бы вы знали, почему фон герба определенного цвета, что означает изображенная фигура или предмет, почему именно эта форма щита, вы бы смогли нам рассказать, почему он составлен именно так, а не по-другому?

Теперь вы понимаете, для того чтобы составить герб, нужно знать, как выбрать форму поля герба, как подобрать цвет, узнать какие фигуры можно использовать, другими словами, надо узнать особенности составления герба.

Теперь, попробуйте сформулировать цель урока.

Цель: узнать геральдическую символику и особенности составления герба.

Давайте, попробуем составить план действий. Сегодня, вы будете работать в группах.

Какие правила работы в группе вы помните?

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен, предлагай.

Вы уже заранее распределились на 6 групп.

Каждая команда получает кейс для работы, учитель объясняет, что содержится в кейсах (рабочие листы, конверты с наглядным материалом для практической работы, листы оценивания)

Цель работы группы: подготовить творческую работу.

Слайд 8

Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века.  Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика, связанная с составлением гербов.

Слайд 9

Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица. 

Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство».

Слайд 10

Геральдика – искусство составления гербов.

ГЕРАЛЬДИКА - наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология и символика, позволяющие кратко и ясно описывать герб.

ГЕРОЛЬДы - (в переводе с немецкого языка – глашатаи) распорядители на рыцарских турнирах, впоследствии они стали описывать и составлять гербы.

На стр.137 рассмотрите рисунок старинного герба и ответьте, из каких элементов он состоит.

Слайд 11

Щит – самая важная часть герба, поле для изображения эмблемы.

Щитодержатели - обычно поддерживающие щит фигуры (это могут быть люди, птицы, звери, стоящие на задних лапах).

Корона или шлем - венчает герб

Намет - справа и слева от короны располагаются завитки

Девиз - в нижней части герба

Иногда герб дополняет изображение мантии

Слайд 12

Основой герба является щит. Щит для герба обязательный. Щит может иметь различную форму.

Слайд 13

В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем.

Слайд 14

Слайд 15

Фигуры, которые делят щит на части, называются геральдическими.

Особое значение в геральдике имеет цвет. Прочитайте. Каково символическое значение цвета?

Слайд 16

Символика цвета в геральдике

Червленый (темно-красный)- символ любви и смелости;

Черный - мудрость и печаль;

Зеленый- символ изобилия и надежды;

Голубой - символ красоты и величия;

Пурпурный (оттенок красного)- могущество;

Белый (серебро)- символ чистоты;

Желтый (золотой)- символ богатства, справедливости.

А также использовались негеральдические фигуры для украшения гербов.

Слайд 17

Естественные (человек, животные, растения, явления природы, планеты, звезды). 

Искусственные, созданные самим человеком (постройки, оружие, корабли, атрибуты охоты и войны, предметы быта, орудия труда). 

Фантастические (единорог, дракон, гриф, сказочные птицы). Слайды

Они тоже попадали на герб не случайно.

Каждое условное изображение имело своё значение:

Слайд 18

Лев - мужество и благородство;

Дуб, медведь - крепость, сила;

Факел, раскрытая книга - знание;

Пчела - трудолюбие;

Лавр - слава;

Крылатый змей - зло;

Змея - ум, изворотливость, вечность;

Дракон - могущество;

Собака – преданность;

Солнце – свет, богатство, изобилие;

Феникс – бессмертие;

Овца – кротость;

Рука- храбрость.

Орел – власть, господство.

Конь – сила и быстрота.

Кошка – независимость.

Ворон – долголетие.

Звезда – ночь, вечность.

Посох – духовная власть.

Многие гербы украшает лента с девизом. 

Слайд 19

Как вы думаете, для чего писались девизы?

Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря.

Посмотрите, сколько интересных девизов здесь представлено:

«Храбрость и справедливость»,

«Со щитом или на щите»,

«Доброе имя - выше всего»;

«Любовь и долг»;

«Без страха и упрёка».

В средневековье гербы были и у ремесленников.

Слайд 20

В гербах гильдий ремесленников, как правило, изображались профессиональные инструменты и принадлежности. Не трудно распознать гербы ткачей, портных, мельников, перчаточников.

Физминутка Упражнение «Виртуальное рисование»

Учащиеся рисуют в воздухе, одновременно обеими руками большие буквы слова «герб» приседая и двигаясь при этом в нужном направлении.

А теперь вернемся к гербу Российской Федерации.

Слайд 21

Учитель объясняет значение герба РФ.

Герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орёл – символ власти, господства и государственной прозорливости.

Орел увенчан тремя историческими коронами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона. Всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство РФ и независимость её от других государств.

Творческое задание (работа в группах)

Слайд 22

Закрепляет знания учащихся с помощью творческого задания. Теперь, зная, что нужно учитывать при составлении герба, давайте по группам попробуем составить герб вашего класса. 

1. Выберете форму щита из предложенных в кейсе.

2. Продумайте геральдическую фигуру из предложенных в кейсе

3. Выберите цветовую гамму и заполните поля щита, раскрасив его или наклеив цветную бумагу.

4. Придумайте негеральдическую фигуру в виде изображений тех предметов, которые характеризуют ваш класс (книги, спортивные снаряды, музыкальные инструменты и другое).

5. Придумайте и напишите девиз вашего класса. Он должен быть кратким, но точно характеризовать вас.

Выполнение задания,

защита творческого проекта по группам

Подведение итогов.

Приём «Синквейн»

Предлагает составить синквейны по важным терминам сегодняшнего урока: герб, щит, геральдика.

А теперь, давайте составим синквейны. В ваших кейсах возьмите лист –(Приложение №5).

Вы видите правила составления синквейна, напишите его рядом, придерживаясь их.

Даёт слово представителям групп зачитать получившиеся синквейны.

Предлагает осуществить оценку деятельности на уроках в листах оценивания

Что вы узнали сегодня на уроке? Понравился ли вам урок? Где могут пригодиться вам эти знания?

Да, ребята, действительно. Все правила составления и все гербы, какие существуют на свете, знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый человек. Герб – это язык, на котором говорят города и страны. Герб – это наша история.

Ребята на столе у вас лежит список группы. У вас одна минута, чтобы оценить работу каждого в группе. Листочки сдадите мне.

Домашнее задание: придумать и нарисовать герб своей семьи.

Как вы думаете, каким сегодня будет домашнее задание?

Я сейчас назову домашнее задание, а вы проверьте, правы ли вы оказались. В альбомах вам надо будет нарисовать герб семьи, опираясь на полученные знания и рассказать на следующем уроке, что изображено и почему.

Рефлексия

Ребята а теперь, кто хочет, поделитесь впечатлениями от урока.

Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Герб семьи для детского сада - Геральдический портал (всё о флагах и гербах)

Символика

Раскраска герб России для детей

Шаблоны для герба семьи – Семейный герб: шаблоны и рисунки


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Листы для синквейнов

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов (предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).

СИНКВЕЙН

__________________

___________________________

_____________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Листы для синквейнов

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).

СИНКВЕЙН

__________________

___________________________

_____________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

ФИ_________________________________________ группа __________________________________

Критерии оценки работы в группе

(до 3 баллов)

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Активность

Выполнение обязанностей

Вклад в работу

Сотрудничество

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ

«5» - 36-33 баллов, «4» - 32 или 29 баллов, «3» - 28 и меньше баллов


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

ФИ________________________________________ группа ___________________________________

Критерии оценки работы в группе

(до 3 баллов)

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Активность

Выполнение обязанностей

Вклад в работу

Сотрудничество

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ

«5» - 36-33 баллов, «4» - 32 или 29 баллов, «3» - 28 и меньше баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.

Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»...

Конспект открытого урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Одежда Второй мировой войны»

На уроке сможем узнать, какую форменную одежду (обмундирование) носили военнослужащие во время второй мировой войны и изготовить военную форму для солдата Красной армии...