Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Блажнова Галина Алексеевна

Конспект урока по изобразительному искусству

в 5 классе на тему  « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству

в 5 классе на тему  « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Учитель: Блажнова Галина Алексеевна

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель: Формирование у обучающихся представления о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о современной символике

Задачи:

- Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно- эстетическое отношение к миру искусства;

-  Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами;

 - Воспитывать интерес к истории, уважение к культуре, и символике своей страны, своего города, края

Планируемые образовательные результаты урока:

 Личностные:

-Формирование основ художественной культуры.

-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

  Метапредметные:

-Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

-Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

-Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

 Предметные: Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

-научить располагать геральдические элементы в определенном композиционном пространстве;

-систематизировать знания о геральдических фигурах, символике цвета и негеральдических фигурах как об основных элементах композиции герба; - закрепить навыки работы с различными материалами (гуашь, фломастеры)

   Базовый уровень: Знать понятия: «символика», «герб», «эмблема», «геральдика», «рыцарь»

Оборудование и технические средства обучения:  Компьютер, проектор, презентация по теме, лист формата А4, линейка, простой карандаш, краски, кисти.

Дидактические материалы: шаблоны щитов для рисования герба

Автор учебника: Горяева Н.А., О.В. Островская Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. 5 класс./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.Просвещение: 2015

№п/п

Этапы  урока, продолжительность

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1 мин

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Ученики проверяют правильность расположения художественных принадлежностей.

Улыбаются, занимают свои места.

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

2 мин

  • Как называется государство, в котором мы живем?
  • У России, как и у любого государства есть свои символы.
  • Какие символы государства вы знаете? (Слайд 1)
  • А для чего они нужны? (Слайд 2)

-Как составляются гербы? А что означают изображения на гербах? У каждого государства, города есть герб, который отображает особенности этой страны, региона языком символов.

-Вы бы хотели научиться составлять герб по всем правилам?

-А как бы, вы определили тему нашего урока? (Слайд 3)

Россия

-Герб, флаг, гимн.

-Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране.

-Да.

-О чем рассказывают гербы.

3

Этап выявления места и причины затруднения

1 мин

-Итак, мы  пока не знаем, что означают изображения на гербах?

-Мы пока не можем составить герб?

- Для того чтобы этому научиться, мы должны обратиться к истории.

-Да.

-Не можем.

4

Этап построения урока выхода из затруднения

1 мин

 (Слайд 4)-Ребята, давайте распределим по пунктам, что нам нужно сделать:

1.Рассмотреть  формы гербов;

2.Изучить символику, её значение;

3.Изучить значение цвета на гербах.

Ученики знакомятся с планом действий.

5

Этап реализации построенного урока

12 минут

Ребята, откройте стр. 134 учебника найдите в тексте, когда и где появились первые гербы.(Слайд 5)

(Слайд 6 )- Ребята, посмотрите на экран, видите, как выглядел средневековый рыцарь. Рыцари – это воины, защищающие во время воин свое государство, а в мирное время они участвовали в рыцарских турнирах

(Слайд 7) Еще свои гербы были и у ремесленников.

  • А что означает слово герб? Кто прочитает? (Слайд 8 )

- А какая наука занимается искусством составления гербов? (Слайд 9 )

(Слайд 10)Рассмотрите формы щитов и геральдические фигуры, которые делят щит на несколько полей определенного цвета.

(Слайд 11)- На гербах использовали геральдические фигуры, которые делят щит на несколько полей.

(Слайд  12)Форма щита говорила о национальности рыцаря, например: овальный – итальянский, квадратный с закруглением – французский, фигурный – немецкий.

 (Слайд 13)- А какие еще бывают фигуры на гербовых щитах? Найдите в тексте учебника на стр.134.

(Слайд 14, 15 )

(Слайд 16)- Цвет тоже имеет символическое значение.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть слайд, на котором написана символика цвета.

- Ребята, а еще существуют эмблемы. (Слайд17) Эмблема  — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл.

- Ребята,как вы думаете, что вы будете сейчас рисовать?

Вам нужно составить и изобразить свой личный герб или герб своей семьи.

- Давайте составим план наших действий. С чего начнем свою работу?

- Следующий этап?

- Продумываем цветовое решение.

  • (Слайд 18) Прежде чем приступить к самостоятельной работе я вам предлагаю собрать из предложенных  деталей герб городского округа Серебряные Пруды.

 Приступаем к самостоятельной работе. Для вас на столе лежат шаблоны формы щита, обведите их на альбомный лист. Раскрашивать можно фон – красками, а символы красками, фломастерами, карандашами.

Ребята читают: самые первые гербы появились в Западной Европе в Средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые помещали на боевых щитах, а также на шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.

   

Дети рассматривают на экране рыцаря.

На слайде  ребята читают, что герб (немец. – наследство) – условное изображение, являющееся символом или отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

   

Ребята находят в учебнике стр.134 и читают: «Именно в эпоху Средневековья в Европе появились новое искусство и новая наука – геральдика, связанная с составлением гербов»

 

Ученики слушают учителя и рассматривают на слайде.    

Ребята находят в тексте и читают: негеральдические фигуры – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и др.)

Ученики читают, что желтый означает золото и символ богатства и справедливости; белый (серебро) – невинность и чистоту; червленый (темно-красный) – любовь, смелость; голубой – красота и величие; зеленый – изобилие; пурпурный – могущество; черный – мудрость.

-Ребята читают на слайде

  • Рисовать герб.

  • Нарисуем форму щита.

-Продумаем, какие символы будем изображать на щите. (каждый свои, характеризующие себя, свои увлечения и т. д.)

-Ребята собирают герб.

Ученики рисуют каждый свой герб. Следят за последовательностью по составленному плану. Ребята могут пользоваться текстами учебника и иллюстрациями учебника.

6

Динамическая пауза

1 минута

Физкультминутка с музыкальным сопровождением

Раз, два - хлопай, хлопай.

Три, четыре - топай, топай.

Раз, два - улыбнись

Три, четыре - подтянись.

Высоко попрыгали,

Ножками подрыгали,

Крикнули привет друг другу!

Повернулися по кругу

Вправо,влево наклонились.

И друг другу поклонились

А теперь коленки вместе

Начинаем бег на месте,

Быстро, быстро побежали

Всё закончили.

Устали.

Ребята выполняют упражнения.

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

23 мин

Учитель проговаривает задание для обучающихся. Составь и нарисуй свой собственный герб или герб своей семьи. Учитель контролирует выполнение работы учащихся.

Ученики рисуют каждый свой герб.

8

Этап включения в систему знаний и повторений

2 мин

  • Ребята, вы нарисовали  герб.
  • Расскажите о своей работе.

Ребята рассказывают о своих гербах

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1 мин

Продолжи предложения:

«Я узнал(а)……»

«Мне понравилось…»

Знаковая система:

Красный  –  у меня всё получилось, я доволен;

Синий  – не всё задуманное получилось;

Жёлтый – мне мало что удалось, я не доволен результатом.

Ученики отвечают на вопрос, оценивают свою работу.

10

Домашнее задание

1 мин

Задание: выполнить эскиз  эмблемы  для школьного кабинета (изобразительное искусство, технология, биология, спортзал, библиотека и др.).

СПАСИБО ЗА УРОК!         


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс

Конспект урока изобразительного искусства (5-й класс, 3 четверть) по теме: «Изготовление куклы- берегини в русском народном костюме»....

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс

Разработка плана конспект урока по изобразительному искусству 5 класс фгос...

Конспект урока по изобразительному искусству. 5 класс. Тема "Особенности древнегреческой керамики"

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе                                       ...

Конспект урока по предмету Искусство 8 класс (ФГОС). Тема: Художественный образ - стиль - язык

Разработка урока для 8 класса по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой...

Фото с мастер- класса "Линогравюра" презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

quot;Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционнойшколе Мастер- класс проведен в театрализованной...