Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс 2020-2021 уч. год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Литвинская Анастасия Геннадиевна

Содержание программы: «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Декор – человек, общество, время», «Декоративное искусство в современном мире», «Виды изобразительного искусства», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство. Пейзаж», «Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры», «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств», «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека», «Человек в зеркале дизайна и архитектуры», «Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах», «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий», «Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?», «Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 г. Сычевки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству 5-8 класс (ФГОС)

учителя

Литвинской Анастасии Геннадиевны

г. Сычевка

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с действующей в сфере образования нормативно – правовой базой:

-  Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

-  приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

-  Примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, авторской программой под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 2 г. Сычевки;

-  Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

- Программа ориентирована на УМК:

- учебник под редакцией Б. М. Неменского; Н. А. Горяева, О. В. Островская «Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс»;

- учебник под редакцией Б. М. Неменского. Л. А. Неменская, «Изобразительное искусство.  Искусство в жизни человека. 6 класс»;

- учебник под редакцией Б. М. Неменского. А. С. Питерских Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс».

- учебник под редакцией Б. М. Неменского. А. С. Питерских «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении. 8 класс».

Цель программы — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры; приобретение практических навыков работы различными материалами.

Помочь учащимся получить представление:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных искусствах;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Задачи предмета «Изобразительное искусство»

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в       пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально- пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится следующее количество часов: Класс – 5,6,7,8. Количество часов в неделю – 1 ч. Количество часов в год – 34ч.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Роль искусства и художественной

деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

  • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях

        искусства с наукой и религией;

  • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к

        человеку, природным и социальным явлениям;

  • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-

        творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в

        произведении искусства;

  • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
  • различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

  • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
  • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных

         представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

  • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить с собственной и давать ей оценку;
  • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать свое

         отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

  • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
  • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
  • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
  • понимать роль художественного образа в искусстве;
  • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для                                  создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
  • понимать и использовать в работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
  • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами,

 архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

  • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать виды декоративно-прикладного искусства, понимать их специфику;
  • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

  • определять шедевры национального и мирового изобразительного                        искусства;
  • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств

Изобразительная природа фотографии, театра, кино

Выпускник научится:

• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;

• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;

• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);

• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;

• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;

• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;

• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Раздел «Древние корни народного искусства» (8 ч)

Тема: Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.

Тема: Убранство русской избы

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

Тема: Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна - очи, свет и т. д). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Тема: Конструкция, декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

Тема: Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце, подзоре, женских рубахах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой. Символика цвета в вышивке.

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.

Тема: Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Тема: Народные праздничные обряды

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Раздел «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

Тема: Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.

Тема: Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

Тема: Городецкая роспись

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

Тема: Хохлома

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Два типа письма: верховое и фоновое. 

Задание: выполнение фрагмента по мотивам хохломской росписи.

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

Тема: Жостово. Роспись по металлу

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Основные приемы жостовского письма: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага

Тема: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зеленого замалевка с графической линией – черным перьевым контуром.

Задания: Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон)

Материалы: карандаш, бумага, картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей.

Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Раздел «Декор – человек, общество, время» (11ч)

Тема: Зачем людям украшения

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного

украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

Тема: Одежда «говорит» о человеке

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко). Роль декора при разделении людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.

Тема: О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Первые гербы в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб – знак достоинства и символ чести. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: 1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов. 2.Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

Тема: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

Раздел «Декоративное искусство в современном мире» (7 ч)

Тема: Современное выставочное искусство 

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.

Тема: Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага.

Тема: Обобщение изученного за год

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов. Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Оформление школьной выставки по итогам года.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д.

6 класс

ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Раздел «Виды изобразительного искусства»

 (8 ч)

Тема: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материалы и художественная техника.

Тема: Рисунок — основа изобразительного творчества

Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности.

Тема: Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема: Пятно как средство выражения. Композиция. Ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Тема: Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Тема: Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Тема: Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др., и их выразительные свойства.

Тема: Основы языка изображения

Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)

Тема: Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема: Изображение предметного мира

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.

Тема: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема: Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Тема: Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Тема: Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема: Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Тема: Выразительные возможности натюрморта

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХТХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественно-творческое задание.

Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (11 ч)

Тема: Образ человека — главная тема искусства

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Тема: Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Тема: Графический портретный рисунок и выразительность образа

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Тема: Портрет в графике

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Тема: Портрет в скульптуре

Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Тема: Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура, дружеский шарж.

Тема: Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Тема: Портрет в живописи

Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера: П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века. Кроссворд.

Тема: Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Тема: Великие портретисты

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Раздел «Человек и пространство. Пейзаж» (7 ч)

Тема: Жанры в изобразительном искусстве

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.

Тема: Правила воздушной и линейной перспективы

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл. Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Тема: Пейзаж — большой мир. Организация пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Тема: Пейзаж-настроение. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Тема: Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».

Тема: Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства – труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

7 класс

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Раздел «Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»

(8 ч)

Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и

эмоциональная выразительность плоскостной композиции

Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.

Тема: Прямые линии и организация пространства

Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции членение плоскости.

Тема: Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Тема: Буква – строка – текст. Искусство шрифта

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.

Тема: Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве.

Тема: Многообразие форм полиграфического дизайна

Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.

Раздел «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» (9 ч)

Тема: Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения.

Тема: Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Тема: Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль.

Тема: Важнейшие архитектурные элементы здания

Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.

Тема: Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.

Тема: Роль и значение материала в конструкции

Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.

Тема: Цвет в архитектуре и дизайне

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска.

Раздел «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» (10 ч)

Тема: Город сквозь времени страны. Образы материальной культуры прошлого

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.

Тема: Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна

Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

Тема: Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда.

Тема: Вещь в городе и дома. Городской дизайн

Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком.

Тема: Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст.

Тема: Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования.

Тема: Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление

Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.  

Раздел «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» (7 ч)

Тема: Образ жизни и индивидуальное проектирование. Интерьер, который мы создаем

Принципы организации членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера.

Тема: Дизайн и архитектура моего сада

Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории.

Тема: Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и кич. Дизайн современной одежды.

Тема: Автопортрет на каждый день

Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке.

Тема: Моделируя себя – моделируешь мир

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». 

8 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Раздел «Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах» (8ч)

Тема: Изображение в театре и кино

Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей.

Тема: Театральное искусство и художник

Актер – основа театрального искусства. Устройство сцены и принципы театрального макетирования. Основные задачи театрального художника. Элементы декорационного оформления сцены.

Тема: Сценография - особый вид художественного творчества

Сценография – элемент единого образа спектакля. Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Типы декорационного оформления спектакля.

Тема: Сценография – искусство и производство

Этапы и формы работы театрального художника. Виды театральных цехов. Роль художника-технолога в создании спектакля.

Тема: Костюм, грим и маска. Тайны актерского перевоплощения

Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима, прически, от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.

 Тема: Художник в театре кукол

Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол.

Тема: Спектакль – от замысла к воплощению

Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность современных сценических зрелищ.

Раздел «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий» (8 ч)

Тема: Фотография - новое изображение реальности

Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.

Тема: Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать

Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно - выразительные средства в фотографии.

Тема: Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура

Свет – средство выразительности и образности. Операторская грамота съемки фотонатюрморта.

Тема: Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера

Образные возможности цветной и черно - белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в живописи и фотографии. Фотопейзаж – хранилище визуально – эмоциональной памяти об увиденном. Грамота композиции в съемке человека на фоне натуры.

Тема: Операторское мастерство фотопортрета

Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет.

Тема: Искусство фоторепортажа

Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа.

Тема: Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка

Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возможности компьютера в обработке фотографий.

Раздел «Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?» (12 ч)

Тема: Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино

Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме.

Тема: Художник – режиссер – оператор. Художественное творчество в игровом фильме

Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.

Тема: От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка

Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Фильм – рассказ в картинках. Понятие кадра и плана.

Тема: Чудо движения. Увидеть и снять

Режиссура. Режиссерский сценарий и раскадровка. Задачи режиссера. Операторское мастерство. Монтажная съемка.

Тема: Искусство анимации. Живые рисунки на твоем компьютере

Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика рисовального фильма.

Раздел «Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель» (6 ч)

Тема: Информационная и художественная природа телевизионного изображения Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты.

Тема: Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка

Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.

Тема: Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества. Видеоэтюд. Видеосюжет

Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме, телерепортаже. Различие киноязыка в этюде и репортаже. Виды звукового оформления и специфика их применения.

Тема: Современные формы экранного языка

 Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Монтажное построение клипа. Характерные черты телевизионных клипов.

Тема: Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. Искусство – зритель – современность

Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Авторская программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского

-Учебник 5 класс- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное

искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н. А.

Горяева, О. В. Островская; под ред.    Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

-Учебник 6 класс- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6

класс: учебник для общеобразовательных организаций/Л.А.Неменская; под ред .Б.М.

Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

- Изобразительное искусство.6 класс: технологические карты уроков по учебнику И38

Л. А. Неменской/ авт.-сост. И. Н. Клочкова.-Волгоград:Учитель,2015.-143с.

-Учебник 7 класс- Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и

архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций

/А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

-Учебник 8 класс- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразовательных         организаций /А.С. Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение, 2013.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Название раздела

Кол-во часов

1

Древние корни народного искусства

8

2

Связь времен в народном искусстве

8

3

Декор – человек, общество, время

11

4

Декоративное искусство в современном мире

7

Всего

34

6 класс

ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Название раздела

Кол-во часов

1

Виды изобразительного искусства

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

3

Вглядываясь в человека. Портрет

11

4

Человек и пространство. Пейзаж

7

Всего

34

7 класс

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Название раздела

Кол-во часов

1

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

8

2

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

9

3

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

10

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

7

Всего

34

8 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Название раздела

Кол-во часов

1

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

8

2

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий 

8

3

Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

12

4

Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель

6

Всего

34

Приложение к рабочей программе по изобразительному искусству  

5-8 класс

Календарно - тематическое планирование на 2020 -2021 учебный год.

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

5 А

5 Б

Древние корни народного искусства (8 ч)

1

Древние образы в народном искусстве.

1

2

Убранство русской избы.

1

3

Внутренний мир русской избы.

1

4

Внутренний мир русской избы. Вводный контроль.

1

5

Конструкция, декор предметов народного быта.

1

6

Русская народная вышивка.

1

7

Народный праздничный костюм.

1

8

Народные праздничные обряды.

1

Связь времен в народном искусстве (8 ч)

9-10

Древние образы в современных народных игрушках

2

11

Искусство Гжели.

1

12

Городецкая роспись

1

13

Хохлома.

1

14

Жостово. Роспись по металлу.

1

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

Декор – человек, общество, время (11 ч)

17-18

Зачем людям украшения

2

19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2

21-22-23

Одежда «говорит» о человеке

3

24-25

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

2

Декоративное искусство в современном мире (7 ч)

26-27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

2

28-29

Современное выставочное искусство

2

30

Промежуточная аттестация. Тест.

1

31-32-33

Ты сам - мастер

3

34

Обобщение изученного за год

1


Календарно - тематическое планирование

на 2020 -2021 учебный год.

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 6

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

6 А

6 Б

Виды изобразительного искусства (8 ч)

1

Изобразительное искусство в семье пространственных искусств.

1

2

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

3

Линия и ее выразительные возможности.

1

4

Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен. Вводный контроль.

1

5

Цвет, основы цветоведения.

1

6

Цвет в произведениях живописи

1

7

Объемные изображения в скульптуре

1

8

Основы языка изображения

1

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

10

Изображение предметного мира.

1

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

13

Освещение. Свет и тень.

1

14

Натюрморт в графике.

1

15

Цвет в натюрморте

1

16

Выразительные возможности натюрморта.

1

Вглядываясь в человека. Портрет (11 ч)

17

Образ человека, главная тема искусства

1

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

19

Графический портретный рисунок и выразительность образа.

1

20

Портрет в графике.

1

21

Портрет в скульптуре.

1

22

Сатирические образы человека.

1

23

Образные возможности освещения в портрете

1

24

Портрет в живописи.

1

25

Роль цвета в портрете.

1

26- 27

Великие портретисты.

2

Человек и пространство. Пейзаж (7 ч)

28

Жанры в изобразительном искусстве.

1

29

Правила воздушной и линейной перспективы.

1

30

Пейзаж - большой мир. Организация пространства.

1

31

Промежуточная аттестация. Тест.

1

32

Пейзаж настроения. Природа и художник.

1

33

Городской пейзаж.

1

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1


Календарно - тематическое планирование

на 2020 -2021 учебный год.

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 7

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

7 А

7 Б

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 ч)

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

2

Прямые линии и организация пространства.

1

3

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

4-5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Вводный контроль.

2

6

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

7-8

Многообразие форм полиграфического дизайна.

2

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (9 ч)

9

Объект и пространство.  Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

10

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов архитектурном макете.

1

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

13-14

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.

2

15

Роль и значение материала в конструкции.

1

16-17

Цвет в архитектуре и дизайне.

2

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (10 ч)

18

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

1

19

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

1

20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

21-22

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

2

23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно- вещной сред интерьера.

1

24-25

Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства.

2

26-27

Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

2

Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 ч)

28

Образ жизни и индивидуальное проектирование. Мой дом – мой образ жизни. Интерьер, который мы создаем.

1

29-30

Дизайн и архитектура моего сада.

2

31

Промежуточная аттестация. Тест.

1

32

Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

1

33

Автопортрет на каждый день.

1

34

Моделируешь себя – моделируешь мир.

1


Календарно - тематическое планирование

на 2020 -2021 учебный год.

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 8

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

8 А

8 Б

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч) 

1

Изображение в театре и кино.

1

2

Театральное искусство и художник.

1

3

Сценография – особый вид художественного творчества

1

4

Сценография – искусство и производство. Вводный контроль

1

5

Костюм, грим и маска. Тайны актерского перевоплощения

1

6-7

Художник в театре кукол

2

8

Спектакль: от замысла к воплощению.

1

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч)

9

Фотография – новое изображение реальности

1

10

Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать

1

11

Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

1

12

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

1

13

Операторское мастерство фотопортрета.

1

14

Искусство фоторепортажа.

1

15-16

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

2

Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12ч)

17-18-19

Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

3

20-21-22

Художник – режиссер – оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

3

23-24

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка.

2

25

Чудо движения: увидеть и снять.

1

26-27-28

Искусство анимации. Живые рисунки на твоем компьютере

3

Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель (6 ч)

29

Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

1

30

Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка

1

31

Кинонаблюдение – основа документального видео творчества. Видеоэтюд. Видеосюжет.

1

32

Промежуточная аттестация. Тест.

1

33

Современные формы экранного языка.

1

34

Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. Искусство – зритель – современность.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина

Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по программе Т.Я. Шпикаловой

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе :федерального компонента государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского

Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» для 7 класса на основе программы Б.М.Неменского (М., Просвещение, 2011 г.)

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабочая программа составлена с учётом статуса учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...