Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс 2020-2021 уч. год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)
Содержание программы: «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Декор – человек, общество, время», «Декоративное искусство в современном мире», «Виды изобразительного искусства», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство. Пейзаж», «Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры», «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств», «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека», «Человек в зеркале дизайна и архитектуры», «Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах», «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий», «Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?», «Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 г. Сычевки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству 5-8 класс (ФГОС)
учителя
Литвинской Анастасии Геннадиевны
г. Сычевка
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с действующей в сфере образования нормативно – правовой базой:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
- Примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, авторской программой под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 2 г. Сычевки;
- Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
- Программа ориентирована на УМК:
- учебник под редакцией Б. М. Неменского; Н. А. Горяева, О. В. Островская «Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс»;
- учебник под редакцией Б. М. Неменского. Л. А. Неменская, «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс»;
- учебник под редакцией Б. М. Неменского. А. С. Питерских Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс».
- учебник под редакцией Б. М. Неменского. А. С. Питерских «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении. 8 класс».
Цель программы — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры; приобретение практических навыков работы различными материалами.
Помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных искусствах;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Задачи предмета «Изобразительное искусство»
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально- пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится следующее количество часов: Класс – 5,6,7,8. Количество часов в неделю – 1 ч. Количество часов в год – 34ч.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Роль искусства и художественной
деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях
искусства с наукой и религией;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к
человеку, природным и социальным явлениям;
- понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-
творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
- определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
- различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
- понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных
представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
- осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить с собственной и давать ей оценку;
- передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать свое
отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
- осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
- осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
- понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- понимать роль художественного образа в искусстве;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
- понимать и использовать в работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
- анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами,
архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
- различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать виды декоративно-прикладного искусства, понимать их специфику;
- различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
- понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Выпускник научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;
• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);
• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Раздел «Древние корни народного искусства» (8 ч)
Тема: Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
Тема: Убранство русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
Тема: Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна - очи, свет и т. д). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
Тема: Конструкция, декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
Тема: Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце, подзоре, женских рубахах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой. Символика цвета в вышивке.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.
Тема: Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Тема: Народные праздничные обряды
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Раздел «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
Тема: Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
Тема: Искусство Гжели
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
Тема: Городецкая роспись
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Тема: Хохлома
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Два типа письма: верховое и фоновое.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам хохломской росписи.
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Тема: Жостово. Роспись по металлу
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Основные приемы жостовского письма: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
Тема: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зеленого замалевка с графической линией – черным перьевым контуром.
Задания: Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон)
Материалы: карандаш, бумага, картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей.
Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Раздел «Декор – человек, общество, время» (11ч)
Тема: Зачем людям украшения
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного
украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
Тема: Одежда «говорит» о человеке
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко). Роль декора при разделении людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.
Тема: О чём рассказывают нам гербы и эмблемы
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые гербы в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб – знак достоинства и символ чести. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.
Задания: 1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов. 2.Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
Тема: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.
Раздел «Декоративное искусство в современном мире» (7 ч)
Тема: Современное выставочное искусство
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.
Тема: Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага.
Тема: Обобщение изученного за год
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов. Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Оформление школьной выставки по итогам года.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д.
6 класс
ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Раздел «Виды изобразительного искусства»
(8 ч)
Тема: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материалы и художественная техника.
Тема: Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности.
Тема: Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Тема: Пятно как средство выражения. Композиция. Ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Тема: Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Тема: Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Тема: Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др., и их выразительные свойства.
Тема: Основы языка изображения
Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)
Тема: Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Тема: Изображение предметного мира
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.
Тема: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Тема: Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Тема: Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Тема: Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Тема: Цвет в натюрморте
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема: Выразительные возможности натюрморта
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХТХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественно-творческое задание.
Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (11 ч)
Тема: Образ человека — главная тема искусства
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Тема: Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема: Графический портретный рисунок и выразительность образа
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Тема: Портрет в графике
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Тема: Портрет в скульптуре
Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Тема: Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура, дружеский шарж.
Тема: Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Тема: Портрет в живописи
Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера: П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века. Кроссворд.
Тема: Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Тема: Великие портретисты
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Раздел «Человек и пространство. Пейзаж» (7 ч)
Тема: Жанры в изобразительном искусстве
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.
Тема: Правила воздушной и линейной перспективы
Виды перспективы в изобразительном искусстве. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл. Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Тема: Пейзаж — большой мир. Организация пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Тема: Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Тема: Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».
Тема: Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства – труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
7 класс
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Раздел «Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»
(8 ч)
Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и
эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.
Тема: Прямые линии и организация пространства
Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции членение плоскости.
Тема: Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Тема: Буква – строка – текст. Искусство шрифта
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.
Тема: Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве.
Тема: Многообразие форм полиграфического дизайна
Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.
Раздел «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» (9 ч)
Тема: Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения.
Тема: Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Тема: Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль.
Тема: Важнейшие архитектурные элементы здания
Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.
Тема: Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.
Тема: Роль и значение материала в конструкции
Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
Тема: Цвет в архитектуре и дизайне
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска.
Раздел «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» (10 ч)
Тема: Город сквозь времени страны. Образы материальной культуры прошлого
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.
Тема: Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.
Тема: Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда.
Тема: Вещь в городе и дома. Городской дизайн
Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком.
Тема: Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст.
Тема: Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования.
Тема: Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
Раздел «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» (7 ч)
Тема: Образ жизни и индивидуальное проектирование. Интерьер, который мы создаем
Принципы организации членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера.
Тема: Дизайн и архитектура моего сада
Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории.
Тема: Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и кич. Дизайн современной одежды.
Тема: Автопортрет на каждый день
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке.
Тема: Моделируя себя – моделируешь мир
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу».
8 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Раздел «Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах» (8ч)
Тема: Изображение в театре и кино
Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей.
Тема: Театральное искусство и художник
Актер – основа театрального искусства. Устройство сцены и принципы театрального макетирования. Основные задачи театрального художника. Элементы декорационного оформления сцены.
Тема: Сценография - особый вид художественного творчества
Сценография – элемент единого образа спектакля. Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Типы декорационного оформления спектакля.
Тема: Сценография – искусство и производство
Этапы и формы работы театрального художника. Виды театральных цехов. Роль художника-технолога в создании спектакля.
Тема: Костюм, грим и маска. Тайны актерского перевоплощения
Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима, прически, от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.
Тема: Художник в театре кукол
Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол.
Тема: Спектакль – от замысла к воплощению
Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность современных сценических зрелищ.
Раздел «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий» (8 ч)
Тема: Фотография - новое изображение реальности
Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.
Тема: Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать
Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно - выразительные средства в фотографии.
Тема: Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура
Свет – средство выразительности и образности. Операторская грамота съемки фотонатюрморта.
Тема: Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера
Образные возможности цветной и черно - белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в живописи и фотографии. Фотопейзаж – хранилище визуально – эмоциональной памяти об увиденном. Грамота композиции в съемке человека на фоне натуры.
Тема: Операторское мастерство фотопортрета
Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет.
Тема: Искусство фоторепортажа
Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа.
Тема: Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка
Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возможности компьютера в обработке фотографий.
Раздел «Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?» (12 ч)
Тема: Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино
Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме.
Тема: Художник – режиссер – оператор. Художественное творчество в игровом фильме
Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.
Тема: От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка
Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Фильм – рассказ в картинках. Понятие кадра и плана.
Тема: Чудо движения. Увидеть и снять
Режиссура. Режиссерский сценарий и раскадровка. Задачи режиссера. Операторское мастерство. Монтажная съемка.
Тема: Искусство анимации. Живые рисунки на твоем компьютере
Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика рисовального фильма.
Раздел «Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель» (6 ч)
Тема: Информационная и художественная природа телевизионного изображения Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты.
Тема: Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка
Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.
Тема: Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества. Видеоэтюд. Видеосюжет
Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме, телерепортаже. Различие киноязыка в этюде и репортаже. Виды звукового оформления и специфика их применения.
Тема: Современные формы экранного языка
Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Монтажное построение клипа. Характерные черты телевизионных клипов.
Тема: Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. Искусство – зритель – современность
Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Авторская программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского
-Учебник 5 класс- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н. А.
Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
-Учебник 6 класс- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6
класс: учебник для общеобразовательных организаций/Л.А.Неменская; под ред .Б.М.
Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- Изобразительное искусство.6 класс: технологические карты уроков по учебнику И38
Л. А. Неменской/ авт.-сост. И. Н. Клочкова.-Волгоград:Учитель,2015.-143с.
-Учебник 7 класс- Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и
архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций
/А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
-Учебник 8 класс- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций /А.С. Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение, 2013.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Древние корни народного искусства | 8 |
2 | Связь времен в народном искусстве | 8 |
3 | Декор – человек, общество, время | 11 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 7 |
Всего | 34 |
6 класс
ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Виды изобразительного искусства | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 11 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж | 7 |
Всего | 34 |
7 класс
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры | 8 |
2 | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств | 9 |
3 | Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека | 10 |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры | 7 |
Всего | 34 |
8 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | 8 |
2 | Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий | 8 |
3 | Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | 12 |
4 | Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель | 6 |
Всего | 34 |
Приложение к рабочей программе по изобразительному искусству
5-8 класс
Календарно - тематическое планирование на 2020 -2021 учебный год.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
5 А | 5 Б | ||||
Древние корни народного искусства (8 ч) | |||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | |||
2 | Убранство русской избы. | 1 | |||
3 | Внутренний мир русской избы. | 1 | |||
4 | Внутренний мир русской избы. Вводный контроль. | 1 | |||
5 | Конструкция, декор предметов народного быта. | 1 | |||
6 | Русская народная вышивка. | 1 | |||
7 | Народный праздничный костюм. | 1 | |||
8 | Народные праздничные обряды. | 1 | |||
Связь времен в народном искусстве (8 ч) | |||||
9-10 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | |||
11 | Искусство Гжели. | 1 | |||
12 | Городецкая роспись | 1 | |||
13 | Хохлома. | 1 | |||
14 | Жостово. Роспись по металлу. | 1 | |||
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1 | |||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 | |||
Декор – человек, общество, время (11 ч) | |||||
17-18 | Зачем людям украшения | 2 | |||
19-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 2 | |||
21-22-23 | Одежда «говорит» о человеке | 3 | |||
24-25 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | 2 | |||
Декоративное искусство в современном мире (7 ч) | |||||
26-27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 2 | |||
28-29 | Современное выставочное искусство | 2 | |||
30 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | |||
31-32-33 | Ты сам - мастер | 3 | |||
34 | Обобщение изученного за год | 1 |
Календарно - тематическое планирование
на 2020 -2021 учебный год.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 6
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
6 А | 6 Б | ||||
Виды изобразительного искусства (8 ч) | |||||
1 | Изобразительное искусство в семье пространственных искусств. | 1 | |||
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества | 1 | |||
3 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | |||
4 | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен. Вводный контроль. | 1 | |||
5 | Цвет, основы цветоведения. | 1 | |||
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | |||
7 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | |||
8 | Основы языка изображения | 1 | |||
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч) | |||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | |||
10 | Изображение предметного мира. | 1 | |||
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | |||
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | |||
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 | |||
14 | Натюрморт в графике. | 1 | |||
15 | Цвет в натюрморте | 1 | |||
16 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | |||
Вглядываясь в человека. Портрет (11 ч) | |||||
17 | Образ человека, главная тема искусства | 1 | |||
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | |||
19 | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | 1 | |||
20 | Портрет в графике. | 1 | |||
21 | Портрет в скульптуре. | 1 | |||
22 | Сатирические образы человека. | 1 | |||
23 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | |||
24 | Портрет в живописи. | 1 | |||
25 | Роль цвета в портрете. | 1 | |||
26- 27 | Великие портретисты. | 2 | |||
Человек и пространство. Пейзаж (7 ч) | |||||
28 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | |||
29 | Правила воздушной и линейной перспективы. | 1 | |||
30 | Пейзаж - большой мир. Организация пространства. | 1 | |||
31 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | |||
32 | Пейзаж настроения. Природа и художник. | 1 | |||
33 | Городской пейзаж. | 1 | |||
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 |
Календарно - тематическое планирование
на 2020 -2021 учебный год.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 7
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
7 А | 7 Б | ||||
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 ч) | |||||
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | 1 | |||
2 | Прямые линии и организация пространства. | 1 | |||
3 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | 1 | |||
4-5 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Вводный контроль. | 2 | |||
6 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. | 1 | |||
7-8 | Многообразие форм полиграфического дизайна. | 2 | |||
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (9 ч) | |||||
9 | Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 1 | |||
10 | Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов архитектурном макете. | 1 | |||
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | 1 | |||
12 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | |||
13-14 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. | 2 | |||
15 | Роль и значение материала в конструкции. | 1 | |||
16-17 | Цвет в архитектуре и дизайне. | 2 | |||
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (10 ч) | |||||
18 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. | 1 | |||
19 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 | |||
20 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | 1 | |||
21-22 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | 2 | |||
23 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно- вещной сред интерьера. | 1 | |||
24-25 | Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства. | 2 | |||
26-27 | Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 2 | |||
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 ч) | |||||
28 | Образ жизни и индивидуальное проектирование. Мой дом – мой образ жизни. Интерьер, который мы создаем. | 1 | |||
29-30 | Дизайн и архитектура моего сада. | 2 | |||
31 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | |||
32 | Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 | |||
33 | Автопортрет на каждый день. | 1 | |||
34 | Моделируешь себя – моделируешь мир. | 1 |
Календарно - тематическое планирование
на 2020 -2021 учебный год.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 8
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
8 А | 8 Б | ||||
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч) | |||||
1 | Изображение в театре и кино. | 1 | |||
2 | Театральное искусство и художник. | 1 | |||
3 | Сценография – особый вид художественного творчества | 1 | |||
4 | Сценография – искусство и производство. Вводный контроль | 1 | |||
5 | Костюм, грим и маска. Тайны актерского перевоплощения | 1 | |||
6-7 | Художник в театре кукол | 2 | |||
8 | Спектакль: от замысла к воплощению. | 1 | |||
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч) | |||||
9 | Фотография – новое изображение реальности | 1 | |||
10 | Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать | 1 | |||
11 | Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура. | 1 | |||
12 | Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. | 1 | |||
13 | Операторское мастерство фотопортрета. | 1 | |||
14 | Искусство фоторепортажа. | 1 | |||
15-16 | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. | 2 | |||
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12ч) | |||||
17-18-19 | Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. | 3 | |||
20-21-22 | Художник – режиссер – оператор. Художественное творчество в игровом фильме. | 3 | |||
23-24 | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. | 2 | |||
25 | Чудо движения: увидеть и снять. | 1 | |||
26-27-28 | Искусство анимации. Живые рисунки на твоем компьютере | 3 | |||
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель (6 ч) | |||||
29 | Информационная и художественная природа телевизионного изображения. | 1 | |||
30 | Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка | 1 | |||
31 | Кинонаблюдение – основа документального видео творчества. Видеоэтюд. Видеосюжет. | 1 | |||
32 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | |||
33 | Современные формы экранного языка. | 1 | |||
34 | Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. Искусство – зритель – современность. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина
Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по программе Т.Я. Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе :федерального компонента государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского
Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» для 7 класса на основе программы Б.М.Неменского (М., Просвещение, 2011 г.)
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа составлена с учётом статуса учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...