«Портрет в изобразительном искусстве ХХ века: выполняем исследовательский проект»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века: выполняем исследовательский проект».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.5 КБ |

Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 им. Ю.А.Гагарина»
Региональный конкурс методических разработок
«Уроки Победы»
Номинация:
«Лучший урок изобразительного искусства»
Тема урока изобразительного искусства в 6 классе:
«Портрет в изобразительном искусстве
ХХ века:
выполняем исследовательский
проект»
Автор методической разработки урока:
Маркова Ольга Александровна
2025 год
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………..3
- Основная часть………………………...............................................7
- Рекомендации по использованию методической разработки в
практике……………………………………………………….….....................11
- Использованные информационные ресурсы……………………...13
- Пояснительная записка
Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века: выполняем исследовательский проект».
Актуальность:
Национальные проекты современной образовательной политики Российской Федерации ориентированы на воспитание патриотизма. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлен на развитие воспитательной работы в общеобразовательных организациях. Средства изобразительного искусства в контексте реализации данного проекта играют одну из ключевых ролей.
Изучение картин художников, которые посвятили свои работы выдающимся личностям, героям времен Великой Отечественной войны, играют важную роль в установлении эмоциональной связи с историческим прошлым своей Родины, способствуют формированию осознания ценности культурного наследия России.
Изучение портретов героев Великой Отечественной войны, созданных в 20 веке, биографий художников, которые трудились на фронте и принимали непосредственное участие в военных действиях, условия их труда, позволяют раскрыть глубокие человеческие чувства, героизм, стойкость духа доблестных героев прошлого. А использование примеров портретной живописи на уроках изобразительного искусства способствуют формированию патриотизма и чувства уважения к истории своей страны.
Роль и место образовательного мероприятия в системе работы:
Тип урока: урок изучения нового материала.
В федеральных государственных стандартах третьего поколения в предусмотрены задания, направленные на формирование патриотического мышления школьников. Система работы учителя предметника является комплексной. Она включает в себя различные аспекты, а именно: обучение предмету, воспитательную функцию, организацию внеклассной работы и другие. Данная методическая разработка урока по изобразительному искусству в 6 классе по теме: «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века: выполняем исследовательский проект» является важной частью системы работы педагога по воспитанию патриотизма.
Урок по изобразительному искусству в 6 классе по теме: «Портретная живопись ХХ века. Выполняем исследовательский проект» входит в программу основного общего образования по изобразительному искусству в 6 классе федерального государственного стандарта третьего поколения. Является частью модуля 3 «Вглядываясь в человека. Портрет».
Целевая аудитория: урок предназначен для обучающихся 6 класса, возраст 12 лет.
Для обучающихся 6 класса характерно появление более устойчивого мировоззрения и переоценка жизненных ценностей. Важно, чтобы смысл проявления патриотизма был не просто усвоен, а превратился в жизненные принципы, руководящие поведением обучающегося. Методическая разработка по изобразительному искусству в 6 классе по теме: «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века: выполняем исследовательский
проект» направлена на становление таких принципов у обучающихся школы.
Цель: исследование работ художников военного времени, осознание их вклада в победу в Великой Отечественной войне, развитие аналитико-прогностических свойств личности, умений анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию, воспитание патриотизма, чувства уважения к личностям героев победителей.
Задачи:
- провести исследование о портретной живописи периода Великой Отечественной войны, художниках, работающих на фронтах, условиях их труда в военное время;
- проанализировать полученную информацию в ходе исследовательского проекта, и подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что художники, работавшие на фронтах Великой Отечественной войны, внесли значимый вклад в победу нашей страны над фашистскими захватчиками;
- создание стенгазеты о значимом вкладе художников в военное время в победу наших героических предков.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности на основе изучения социально-значимых качеств личности героев времен Великой Отечественной войны;
- духовно-нравственное развитие обучающихся путем познания культурных ценностей;
- формирование готовности к саморазвитию через социально-значимую деятельность в образовательном учреждении;
- формирование патриотического мышления обучающихся в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства военных лет, подходам к изображению человека в торжественные и трагические события;
- формирование личной причастности к жизни общества через искусство и изучение художественной культуры и истории своего народа;
- формированию отношения к миру, жизни, человеку, как духовному богатству общества путем выполнения учебного задания по исследовательскому проекту;
- формированию ценностного отношения к искусству, культурному наследию через восприятие изображения человека, его идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле;
- развитие активного познания окружающего мира при помощи исследовательской деятельности в процессе учебных проектов культурно-исторической направленности;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- анализировать структуру объекта наблюдения, зрительного образа;
- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
- классифицировать произведения искусства по видам и жанрам;
- вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной теме;
- самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции;
- использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях
искусства.
Коммуникативные:
- понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между
народами;
- вести диалог и участвовать в дискуссию, проявляя уважительное отношение к участникам общения
- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности.
Регулятивные:
- осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач;
- владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки;
- развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
- работать индивидуально и в группе.
Предметные:
- понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника;
- уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена великих советских художников-портретистов;
- иметь представление об отечественном жанре портрета в искусстве ХХ века.
Используемые технологии: проектная, ИКТ, сотрудничества.
Методы: документальный анализ, качественный анализ, исторический метод, метод агрегации данных, метод анализа представленных сообщений.
Приемы работы: анкетирование, создание проблемной ситуации, прием рефлексии «Я, мы, дело».
Формы работы: исследовательский проект, создание стенгазеты.
Материально-технические ресурсы: ватман, клей, цветной принтер, электронная и печатная литература, анкеты, портреты цифровые художников Константина Молчанова, Анатолия Горпенко, Николая Пильщикова, Веры Мухиной, Валентина Серова, Василия Яковлева, репродукции картин В.И. Мухиной «Партизанка», В.А. Серова «Портрет партизана Власова», В.Н. Яковлева «Портрет генерал-майора И.В. Панфилова», лист-рефлексии ««Я, мы, дело».
Кадровые ресурсы: библиотекарь, учитель изобразительного искусства, обучающиеся.
II. Основная часть.
1) Определение темы исследования.
А) Беседа по прослушанному отрывку стихотворения Людмилы Ураевой «Художник на войне».
Учитель:
- Прослушайте отрывок стихотворения Людмилы Ураевой.
Художник на войне запомнит краски,
И выложит их позже на мольберт:
Тревожный миг атаки без огласки,
И кем-то неотправленный конверт,
Щетину на щеках и злую стужу,
И кипятка спасительный глоток
Опишет, если Богу будет нужен
Его конкретно праведный итог.
Учитель:
- Какая тема этого стихотворения?
- О ком оно?
- О каком историческом событии пишет автор в своем стихотворении?
- Я не сказала вам названия этого стихотворения. Предположите, какое оно.
- Сегодня на уроке мы проведем исследование о портретной живописи ХХ века.
2). Постановка проблемы исследования.
А) Выявление уровня осведомленности учеников о роли художников в Великой Отечественной войне.
Проводится анкетирование обучающихся класса. Цель анкетирования: выявить знания коллектива школьников о портретной живописи художников на войне, а именно: имена известных художников, писавших картины о войне, названия картин, условия их работы во время Великой отечественной войны.
Предлагаемый текст анкетирования:
- Назовите имена известных советских художников, которые писали о войне?
- Назовите известные вам портреты, написанные художниками во времена Великой отечественной войны?
- В каких условиях трудились художники на войне?
- В чем подвиг советских художников времен великой отечественной войны?
Б) Оценка результатов анкетирования.
В) Прием создания проблемной ситуации на основе проведенного анкетирования.
(Результаты предварительного анкетирования показали, что тема портретной живописи ХХ века великой Отечественной войны оказалась сложной для большинства участников опроса. На основании этого анкетирования и обобщения результатов учитель делает с обучающимися вывод о том, что необходимо провести деятельность, которая восполнит эту нишу знаний как самих участников проекта-исследования, так и остальных обучающихся школы, предлагает оформить исследовательский проект в форме стенгазеты, которая и станет результатом исследовательской работы).
3) Сбор информации.
На этапе подготовки к проведению исследовательского проекта на уроке изобразительного искусства учитель определяет группы обучающихся с целью подготовки коллективных сообщений по следующим вопросам:
- Художники, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны: Константин Молчанов, Анатолий Горпенко, Николай Пильщиков.
- Портреты советских художников, вдохновлявшие солдат на подвиги (В.И. Мухина «Партизанка», В.А. Серов «Портрет партизана Власова», В.Н. Яковлев «Портрет генерал-майора И.В. Панфилова»).
- Опасность и трудность работы художников, работающих на фронтах Великой Отечественной войны.
4) Формулировка цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.
А) Анализ тем исследовательской деятельности с целью определения цели, задач и гипотезы исследовательского проекта.
Учитель:
- Перед вами на доске три темы, по которым необходимо было приготовить небольшие сообщения. Давайте их прочитаем:
- Художники, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны.
- Портреты советских художников, вдохновлявшие солдат на подвиги.
- Опасность и трудность работы художников, работающих на фронтах Великой Отечественной войны.
- Назовите цель и задачи нашего урока исследования?
5) Выдвижение гипотезы.
А) Беседа.
Учитель:
- Результатом работы нашего исследования будет стенгазета, в которой мы донесем вклад советских художников в победу нашей страны. Название нашей газеты, будет гипотеза, которую мы докажем или опровергнем в ходе проведения нашего урока. Сформулируйте ее.
(Так как обучающиеся 6 класса еще находятся на начальном этапе опыта исследовательских работ, формулируют совместно с педагогом).
- Гипотеза: художники, работавшие на фронтах Великой Отечественной войны, внесли значимый вклад в победу нашей страны над фашистами.
6) Проверка гипотезы.
А) Метод анализа представленных сообщений.
Обучающиеся зачитывают сообщения, которые приготовили к уроку.
(Сообщения должны быть эстетически оформлены, иметь сходное эстетическое оформление, размещены на формате бумаге А 4. Каждое сообщение закладывается в предварительный макет стенгазеты).
7) Обработка и анализ результатов исследования.
А) Метод агрегации.
(Проводится детальное обсуждение полученной информации в ходе исследования, их суммирование для получения общей картины).
Б). Обобщение полученных данных. Формулирование выводов об уровне понимания учениками темы.
Учитель:
- В процессе работы с вашими сообщениями по заданным темам были выявлены следующие ключевые направления. Знакомство с биографией художников, которые непосредственно принимали участие в Великой Отечественной войне, показало нам то, каким образом война отразилась на их вкладе в искусство и повлияла на творческий путь.
Работы "Партизанка" В.И. Мухиной, "Портрет партизана Власова" В.А. Серова и "Портрет генерал-майора И.В. Панфилова" В.Н. Яковлева поднимали боевой дух солдат, вдохновляли их на подвиги.
Изучив условия работы художников на фронте, мы поняли какие опасности и трудности они прошли, выполняя свой долг перед Родиной.
Работа художников в военное время – это риск, жизнь в сложных условиях бомбардировок и обстрелов со стороны врага. В своей работе они использовали все, что было доступно на данный момент, а именно: фанера, доска, обрывки бумаги, самодельные средства для рисования. Но их работы давали боевым товарищам надежду, пример для подвига, стойкость духа. Таким образом, Великая Отечественная война – это борьба идей и образов за боевой дух народа, веру в победу. А работа художников портретистов и других видов изобразительного искусства – подвиг.
В) Подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.
(Обучающиеся приходят к выводу о том, подтвердили ли в процессе исследования выдвинутую гипотезу).
8). Оформление результатов исследования.
(Обучающиеся оформляют стенгазету по теме: «Художники, работавшие на фронтах Великой Отечественной войны, внесли значимый вклад в победу нашей страны над фашистами»).
9). Подведение итогов. Рефлексия.
А) Прием рефлексии «Я, мы, дело».
Обучающимся предлагается оценить себя по 10-ти балльной шкале по следующим вопросам:
Я: Как я работал, был ли активен?
Какой вклад внес в работу?
Мы: Эффективно ли мы работали на уроке?
Достигли ли мы поставленной цели?
Дело: Полезное ли дело сделали на нашем уроке?
III. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы коллег.
Урок по изобразительному искусству в 6 классе по теме: «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века: выполняем исследовательский проект» разработан для обучающихся с целью углубления знаний у обучающихся подвигов художников во времена Великой Отечественной войны, их вклада в победу.
Форма исследовательского проекта выбрана не случайно. Именно в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, активной деятельности по их изучению, обучающиеся более всеобъемлюще погружаются в эпоху военного времени, осознают вклад работников искусства в достижении победы. Одновременно происходит работа по профессиональной ориентации.
Групповая исследовательская работа способствует формированию у обучающихся информационных, поисковых, коммуникативных компетентностей.
Начальным проведением исследования является этап сбора статистических данных. Его можно провести как на основе предложенного анкетирования, так и интервью. В методической разработке респондентами опроса являются ученики класса, в котором проводится урок-исследование. Анкетирование можно провести и среди учеников других классов.
Определение качественных результатов исследования предлагается провести на примере авторского анкетирования, предлагаемого в методической разработке урока.
Количественным результатом урока-исследования станет оформленная стенгазета, темой которой выбрана сама гипотеза проекта. Макет газеты – творческая деятельность обучающихся. Информационную стенгазету располагают в месте доступном всем обучающимся школы.
Методическая разработка урока является универсальной. Подобный исследовательский проект можно провести во время внеурочной работы, занятие на базе центра «Точка роста». В процессе поисковой деятельности можно затронуть разные как жанры и виды искусства. Поднять темы деятельности архитекторов, скульпторов, художников военного времени в разных параллелях классов.
Основная идея урока – донесение подвига деятелей искусства в общую победу Великой Отечественной войне.
IV. Использованные информационные ресурсы
- Институт стратегии развития образования /Федеральная рабочая программа основного общего образования изобразительное искусство для 5-7 классов. - 1 изд. - Москва: 2023. - 76 с.
- Алексеева В. С. Портрет в русской живописи XVIII – начала XX века / Алексеева В. С. – М.: Искусство, 1975. – 384 с.
- Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Том 3 / Алпатов М. В. – М.: Искусство, 1963. – 560 с.
- Бабурина Н. И. Советская живопись. 1917-1941 / Бабурина Н. И. – М.: Галарт, 2008. – 256 с.
- Дмитриева Н. А. Краткая история искусств / Дмитриева Н. А. – М.: Искусство, 1993. – 624 с.
- Дубровина И. С. (2020). Патриотическое воспитание в образовательном процессе. «Научный журнал. Образование и воспитание в XXI веке», 2(5), 45-58. [Ссылка на статью] (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44087737)
- Зюзина Л. Д. (2021). «Изобразительное искусство как средство формирования патриотизма у школьников. Научные записки. История, философия, культура», 3(1), 95-102. [Ссылка
статью] (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45087732)
- Иванова М. А (2021). «Влияние художественного образования на воспитание гражданственности и патриотизма. Научный вестник. Педагогика и психология», 4(8), 114-122. [Ссылка на статью] (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44011220 )










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портрет в изобразительном искусстве и музыке
урок по музыке 5 класс на тему: Портрет в изобразительном искусстве и музыке...

Портрет в изобразительном искусстве
Портрет в изобразительном искусстве. Презентация к уроку искусство в 8 классе....

«Портрет - жанр изобразительного искусства»
Представляю методическую разработку занятия на тему «Портрет - жанр изобразительного искусства», целью которого, является знакомство с портретным жанром в изобразительном искусстве, ...
Психологический портрет в изобразительном искусстве. 6 класс
На уроке используется технология проблемного обучения. В разработке предсталена технологическая карта урока....
Портрет в изобразительном искусстве
Портрет - это вид изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей. Цель урока: Сформировать представление о портретном жанре, его разновидностях....
«Портрет в изобразительном искусстве ХХ века», 6 класс.
Урок нацелен на закрепление знаний по основам портретного творчества через работу с живописными и графическими портретами поколений. Урок проводится в форме творческой игры в группах. Высокий темп раб...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по изобразительному искусству на тему: «Образ человека — главная тема в искусстве»
Человек — одна из основных тем в искусстве. Художников всегда привлекали образы людей, их индивидуальность. Портрет в изобразительном искусстве — это изображение человека или группы людей,...