портрет в изобразительном искусстве и музыке
план-конспект урока музыки (5 класс) по теме

Шарипов Айдар Нагимович

 урок по музыке 5 класс на тему: Портрет в изобразительном искусстве и музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_25portret_v_izobrazitelnom_iskusstve_i_muzyke.docx15.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок 25

« Портрет в изобразительном искусстве и музыке»

Цель урока: познакомить учащихся с жанром портрета;  научить правильному построению рисунка; научить учащихся видеть портрет в музыке; познакомить с музыкальными портретами посредством музыки С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского; развивать творческое мышление, воображение.

                        Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Объяснение нового материала.

Беседа о жанре портрета.

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Изображение человека мы называем жанром портрета.

В русском искусстве жанр портрета начал свою блестящую историю с начала 18 столетия. Обычно на портрете художник изображает известных людей своего времени или людей, которых он хорошо знает.

  1. Ребята, о чём нам может рассказать портрет?

Значит каждый хороший портрет- это рассказ о человеческой жизни, о личности.

В 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Михайловичем Эйзенштейном был поставлен фильм «Александр Невский», который воскресил на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами в 1242 году.

Музыку к этому фильму и одноименной кантате написал великий русский композитор.

  1. Вспомните имя композитора, и как называется кантата?

В кантате С.С.Прокофьева 7 частей. Слушая кантату, как будто видишь перед собой отдельные картины – бескрайние равнины Руси, разорённый немцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель немецких рыцарей в холодных волнах озера.

Завершается кантата торжественным, величественным финалом «Въезд Александра во Псков»

           Слушание 7 части – «Въезд Александра во Псков» из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский». 

Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине.

  1. Каким композитор рисует нам портрет Александра Невского?
  2. Какой характер музыки?

( Разбор произведения и картины П.Д.Корина «Александр Невский»).

Для детей композиторы сочиняли очень много музыки. У С.С.Прокофьева есть сборник фортепианных пьес «Детская музыка», а у П.И.Чайковского «Детский альбом», который он посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Оба эти сборника помогают нам прожить с воображаемым героем, ребёнком из дворянской семьи  19 века целый день – с утра и до вечера. Оказывается, как много можно сделать, узнать, сидя дома: слушать сказки, танцевать, мысленно путешествовать по разным странам, не только играть в мальчишечьи игры, но и  огорчаться, радоваться новой игрушке. На картине В.А.Серова «Мика Морозов» мальчик слушает чей-то рассказ. Представьте, что его любимая няня рассказывает ему сказку. И сейчас мы послушаем о чём же ему поведала няня.

Слушают из  «Детского альбома» П.И.Чайковского:

        Нянина сказка.

       Баба-Яга.

  1. Посмотрите на портрет. Прослушав музыку, скажите о чём могла ему рассказать няня?
  2. Какая это была сказка? О чём в ней могло говориться?
  3. Какой характер музыки? Что она может изображать?

  1. Самостоятельная работа учащихся.

 -Прослушайте фрагмент из балета «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева- «Джульетта-девочка» и скажите сколько здесь характеров?

2 характера: весёлый и грустный

                     игривый и мечтательный

-Какой композитор изобразил нам Джульетту-девочку?

V. Подведение итогов. Анализ работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Интеграция предметов искусств в начальной школе" (на примере изобразительного искусства и музыки)

На сегодняшний день проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна как для теории, так и для практики. Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин. кото...

Портрет в изобразительном искусстве

Портрет в изобразительном искусстве. Презентация к уроку искусство в 8 классе....

«Портрет - жанр изобразительного искусства»

Представляю  методическую разработку занятия на тему «Портрет - жанр изобразительного искусства», целью которого, является знакомство с портретным жанром в изобразительном искусстве, ...

Психологический портрет в изобразительном искусстве. 6 класс

На уроке используется технология проблемного обучения. В разработке предсталена технологическая карта урока....

Портрет в изобразительном искусстве

Портрет - это вид изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей. Цель урока: Сформировать  представление о портретном жанре, его разновидностях....

«Портрет в изобразительном искусстве ХХ века», 6 класс.

Урок нацелен на закрепление знаний по основам портретного творчества через работу с живописными и графическими портретами поколений. Урок проводится в форме творческой игры в группах. Высокий темп раб...