Методическая разработка по теме "Интеграция предметов искусств в начальной школе" (на примере изобразительного искусства и музыки)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

На сегодняшний день проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна как для теории, так и для практики. Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин. которые содержательно и методологически плохо согласуются между собой; ее основной принцип - предметоцентризм - функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом пораждает серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствует органичному восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Как сказал замечательный исследователь русской культуры Ю.М.Лотман "современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства". Действительно. создать у учащихся целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов, т.е. объединения их в единое целое.

Данная методическая разработка содержит теоретические сведения об интеграции как методическом явлении, о художественной деятельности младших школьников в системе интегрированной педагогики о связи музыки и живописи в развитии художественно-образного развития детей , а также разработку серии интегрированных уроков по ИЗО и музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx67.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – «Средняя

общеобразовательная школа №2 округа Муром»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: Интеграция предметов искусств в начальной школе

(на примере изобразительного искусства и музыки)

Выполнила:

Анисимова Марина Владимировна

        

Муром, 2010г.


Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………………………………………………….стр.3

1. Интеграция как методическое явление и ее возможности

в начальном обучении

        1.1.Что такое интеграция?...................................................................................стр.5

        1.2.Отличие интеграции от подобных ей подходов.

        Ее преимущества……………………………………………………………………………………………..стр.7

        1.3.Польза и вред интегрированных уроков…………………………………………………..стр.9

 2. Художественная деятельность младших школьников в системе

интегрированной педагогики

2.1.Связь музыки и живописи в развитии художественно – образного мышления младших школьников……………………………………………………………………………………….стр.11

2.2.Через красивое – к человеческому…………………………………………………………….стр.14

 3. Практическая часть………………………………………………………………………………………..………..стр.16

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..стр.22

Приложение………………………………………………………………………………………………………………….стр.23


Введение.

        Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики.

        Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методологически плохо согласуются между собой; ее организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Как сказал замечательный исследователь русской культуры Ю.М.Лотман, «современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства».

        Действительно, создать у учащихся целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов, то есть объединения их в единое целое. Кроме того, имея музыкальное образование, меня заинтересовала проблема интеграции таких учебных предметов эстетического цикла как музыка и изобразительное искусство.

        Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области:

        1)интеграция через поиск межпредметных связей (вплоть до так называемых интегрированных уроков);

        2)тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;

        3)разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов (типа курсов народоведения, эстетики).

        Все это свидетельствует о необычайной актуальности самой проблемы интеграции. Актуальность данной темы также продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе.

        Цель данной методической разработки состояла в том, чтобы дать педагогическое обоснование условий успешного применения интеграции музыки и изобразительного искусства на уроках данных эстетических дисциплин, то есть доказать возможность интеграции данных учебных предметов. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

        1)изучить научно – теоретические основы данной проблемы, опыт ее реализации, психолого – педагогические основы интеграции;

        2)формировать духовный мир ребенка, любви к культуре предков, к человеческим ценностям через музыку и изобразительное искусство;

        3)формировать у детей художественно – образное мышление как основы развития личности;

        4)заложить основы целостного представления о мире и сформировать собственное отношение к законам развития природы, общества;

        5)научить детей рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях;

        6)осуществляя взаимосвязь разных видов деятельности – эстетического восприятия и практических действий, добиться активного, заинтересованного включения детей в учебный процесс.


1.1.Что такое интеграция?

        Развитие любой науки и методики в том числе, всегда напрямую связано с формированием ее терминологии. Поэтому неудивительно, что и в методике начального обучения время от времени появляются новые слова – названия типа методист – исследователь, новатор, оптимизация обучения, технология учебного процесса и т.п.

        Последняя новация такого рода, получившая глобальное распространение – это интеграция учебных предметов.

        Посмотрим, что же такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения. И попробуем проанализировать.

        Хорошо известно, что латинское слово integratio – восстановление, восполнение, а integrer – целый, принято к употреблению в двух значениях:

        1)объединение в целом каких – либо частей, элементов;

        2)процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух или более государств с однотипным общественным строем.

        Первое значение признается книжным, второе – экономическим, т.е. терминологическим для данного рода наук.

        Интеграция – не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного, или для ускорения процесса обучения, или для закрепления переноса знаний, умений и навыков. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике использованием внутри – и межпредметных связей в обучении, что, конечно же, есть проявление тенденций, предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция.

        Изучая данную проблему, я столкнулась с публикациями таких авторов как А.Я.Данилюк, Е.Коротеева, Н.П.Шишлянникова. В процессе работы с литературой удалось выявить различные определения понятия «интеграция».

        Для данной методической разработки за основу взято определение «интеграции», данное исследователем русской культуры Ю.М.Лотманом. «Интеграция - это создание нового, целого на основе выявленных однотипных элементов и частей и их объединение в несуществовавший ранее монолит особого качества».

        Планируя деятельность интеграции, мы должны ответить на следующие вопросы:

        1.Интеграция чего и с чем?

        2.На какой основе интегрируются эти элементы?

        3.Во что они интегрируются?

        На уровне учебного материала (предмета) деятельность интеграции может быть описана так:

        Интеграция:

-чего и с чем? – учебный материал нескольких учебных предметов (в данном случае музыка и изобразительное искусство);

-на какой основе интегрируются? – общий объект изучения, общий способ преобразования объекта, ведущая идея курса (это заложено внутри программ);

-во что интегрируются? – интегрированный курс (серия интегрированных уроков, которая является основой для разработки интегрированного курса).

        Хотя интегрированные учебные предметы существуют уже много лет, до настоящего времени нет однозначного определения этого понятия. Широко распространено определение интегрированного курса как учебного предмета, объединяющего изучение нескольких учебных предметов в единый. Таким образом, на вопрос: интеграция чего и с чем? – равным образом можно ответить: межпредметного материала нескольких учебных дисциплин.

        Следующий уровень – уровень учебного материала нескольких научных дисциплин, конкретных учебных предметов. Речь пойдет о внутрипредметной интеграции, она может быть описана так:

        -интеграция чего и с чем? – конкретные, подлежащие усвоению фрагменты содержания, составляющие основу обучения данному предмету;

        -на какой основе интегрируются? – возможности теоретического общения;

        -во что интегрируются? – общая (интегрирующая) тема (раздел)

        Следовательно, в практике начального обучения надо использовать, развивать и внедрять внутри – и межпредметные связи как «зону ближайшего развития» для дальнейшего постепенного и осторожного использования интеграции учебных предметов.


1.2.Отличие интеграции от подобных ей подходов. Ее преимущества.

        В школьной практике интегрированные курсы завоевывают все более прочные позиции. Однако возникает и вопрос: в чем же принципиальное отличие интегрированного преподавания от других методик, в какой мере этот подход является новым и альтернативным?

        Вопрос правомерен еще и потому, что многие годы среди характеристик школьного урока присутствовала и такая, как использование «межпредметных связей». В чем отличие этой формы работы от интеграции? Да и есть ли оно вообще?

        Отличие, безусловно, заключается в характере деятельности учителя (учителей), участвующих в этих педагогических процессах. Установление межпредметных связей обычно понимается как использование материала, формы и способа изложения, присущих одному предмету в рамках другого. «Межпредметные связи» не требуют ни выработки учителем единой педагогической «стратегии», ни обязательной взаимности применения им определенных понятий и фактов в разработке уроков по изучаемой теме, то есть всего того, без чего немыслима интеграция предметов.

        Но, пользуясь математической формулировкой, эти требования нужно считать необходимыми, но и достаточными показателями для интегрированного преподавания. Так как интеграция может существовать в разных формах и на разных уровнях, не надо думать, что в оценке урока как интегрированного необходимо участие обоих учителей, ведущих курс, или обязательное использование в одном уроке материала по всем интегрируемым предметам. Смысл интегрированного курса состоит именно в том, что в нем могут быть запланированы соответственные уроки по общей теме, проводимые разными учителями в разное время.

        Главное, что делает урок интегрированным – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, направленные на ее реализацию.

        Указав характерные отличия интеграции от подобных ей подходов, связывающих разные предметы в системе школьного преподавания, посмотрим, в чем же ее преимущества, какие задачи она может решать?

        Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

        Применение интеграции в школе требует достаточно сложных, нестандартных решений от администрации школы. Основанием интеграции может служить и необходимость совместных усилий учителей по формированию общеучебных умений и навыков учащихся, и невозможность изолированного преподавания предметов, общность их тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в их программах.

        Единство тем является предпосылкой для более глубокого освоения школьниками учебного материала, поэтому главная цель интегрированного курса – научить их рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях и системах.


1.3.Польза и вред интегрированных уроков.

        Сама идея интеграции неоднозначно воспринимается учителями начального звена школы. Хотелось бы обратить внимание на достоинства и недостатки самой идеи интеграции.

        Интеграция как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой и функциональной их однотипности – совсем не новое методическое явление. Оно ценилось и использовалось еще К.Д.Ушинским, в частности при построении курса обучения грамоте аналитико – синтетическим методом.

        В интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, т.к. он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элементы двух видов речевой деятельности – письмо и чтение. Созданный К.Д.Ушинским средством интеграции письма и чтения метод обучения грамоте оказался столь хорош, что в основе используется и поныне.

        Современный курс «Внеклассное чтение» - курс несомненно интегрированный. Основа обучения учащихся читателей на уроках внеклассного чтения – точное выполнение детьми всех учебных действий поэтапно: за учителем, с учителем, под наблюдением учителя и интуитивно.

        К сказанному следует добавить, что эффективность курса высока.

        Оба эти курса с точки зрения интеграции нельзя не расценить как явления удачные в русле начального обучения несомненно положительные, тем более, что в методике начального обучения есть и такие, так сказать, условно отрицательный факт интеграции – это комплексные программы 20-х годов. Причины неудачи, которую потерпели эти программы, легко объяснить, если рассматривать их с точки зрения уровней и возможностей интеграции учебных предметов в начальном обучении. А идея интеграции в них просматривается явно. Налицо единство цели: интегрируя учебные предметы в комплексы, авторы программ мечтали сформировать личность раскрепощенную, творческую. Комплексы и были теми частями или элементами, совокупность которых должна была сделать учение интересным, связанным с жизнью, пробуждающим и питающим творческую инициативу детей, а однонаправленность учебных усилий повторялась в рамках каждого комплекса.

        Таким образом, из общих условий, обеспечивающих успех интеграции и ее замысла, было учтено, казалось бы, все. Неучтенным оказалось лишь то, что широкая междисциплинарная модель интеграции изначально непродуктивна в младших классах школы, т.к. не может дать обучающимся элементарных, но прочных и системных умений и навыков: она уже предполагает наличие такой базы и, кроме того, строится в рамках какого – то одного ведущего специального предмета, т.е. не ранее, чем в среднем звене школы.

        Там, где комплексные программы были внедрены по – настоящему, они, на первый взгляд, достигли цели: процесс общения с учителем детям нравился, они жаждали творчества, наиболее талантливые из них проявляли удивительную раскованность фантазии, но им явно недоставало системных знаний, и в массе своей они просто не умели бегло читать и грамотно писать. Вывод, который неизбежно следует из сказанного: чем младше ученик, чем он меньше знает и умеет, тем ограниченнее для него возможности интеграции учебных предметов и тем осторожнее должны обращаться с интеграцией те, кто ею озабочен. Такова точка зрения некоторых учителей начальной школы. Конечно, ее нельзя оставить без внимания. В этом проблемном вопросе нужно рассматривать не только положительные, но и отрицательные стороны.

        Но, тем не менее, интегрированные курсы все чаще и чаще находят признание у учителей начальной школы. По существу, интеграция обучения имеет целью уже в начальной школе заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития.

        Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта.

        В начальной школе, закладывающей фундамент общего образования, многие понятия являются сквозными и рассматриваются на уроках русского языка, природоведения, музыки, изобразительного искусства и так далее. В настоящее время имеет смысл разрабатывать и апробировать систему интегрированных уроков, психологической и методической основой которых будет установление связей между понятиями, являющимися сквозными, общими в ряде учебных предметов.

        Заслуживает внимание и то, что детям нравятся интегрированные уроки, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, дают большой эмоциональный заряд.

        Психологи утверждают, что интересы детей подчас бывает трудно распознать и что их пробуждению может способствовать знакомство с каким – то ярким фактом, книгой и так далее. Вот почему так настойчиво поддерживается интегрированного обучения, которое позволяет за сравнительно короткое время узнать интересы ребенка и наметить пути их дальнейшего развития.


2.1.Связь музыки и живописи в развитии художественно – образного мышления младших школьников.

        В настоящее время существует довольно много интегрированных курсов. Среди них следует выделить возможность сочетания таких учебных предметов, как чтение – русский язык, чтение – природоведение, природоведение – математика, чтение – изобразительное искусство, изобразительное искусство – трудовое обучение.

        Но, возвращаясь к теме и целям данной методической разработки, хотелось бы рассмотреть взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой.

        Изо всех вышеперечисленных подходов, обозначившихся на сегодняшний день:

1)интеграция через поиск межпредметных связей (вплоть до так называемых интегрированных уроков);

2)тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;

3)разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных учебных предметов (типа курсов народоведения, эстетики)

Выбираю такой, как интеграция через поиск межпредметных связей (вплоть до так называемых интегрированных уроков).

        За основу интеграции таких учебных предметов как музыка и изобразительное искусство была взята ассоциативно – образная связь языка художественной выразительности:

Музыка

Живопись

1.Гармония (сочетание звуков)

1.Колорит (сочетание красок)

2.Мелодия

2.Линия

3.Форма

3.Композиция

4.Динамика (f, p)

4.Насыщенность цвета

5.Тембр

5.Цвет

6. «Три кита» (танец, марш, песня)

6.Характер мазка

7.Интонация, характер музыки

7.Холодные, теплые краски

        Обогащение художетсвенно – образного мышления учащихся является важной задачей в развитии творческого потенциала детей. От того, насколько мышление школьников наполнится образным элементом и ассоциативными связями, зависит успех в учебе и развитии общих способностей. Связь музыки и живописи многоплановы и разносторонни. Использование живописи на уроках музыки и музыки на уроках живописи – тема не новая для педагогики. И тем не менее на исчерпана до конца. Приведу несколько примеров, в которых наглядно проявляется ассоциативно – образная связь языка художественной выразительности музыки и живописи.

        Один из них родился из концепции Дмитрия Кабалевского. Прием этот основан на восприятии детьми трех музыкальных «китов» - марша, танца и песни. На протяжении уже многих лет учителя изобразительного искусства используют его в занятии «Передача различных настроений природы». Дети изображают море «танцующее – вальсирующее», море «поющее» и море, торжественно «шагающее» в бесконечном просторе.

        Восприятие музыки становится исходным моментом, определяющим движение руки и в соответствии с ним характер направления мазка. Ритмический же повтор мазков образует живописную фактуру, естественно создающую тот или иной образ моря. Думается, что этот прием можно использовать и на уроках музыки.

        Если музыка уже предполагает разнообразное сочетание звуков: высоких и низких, громких и тихих, то живопись – сочетание разных цветов: теплых и холодных, прозрачных и насыщенных. Лишь когда в рисунке ребенка появляется такое разнообразие цветов, несущих эмоциональное содержание, мы говорим о музыкальном звучании созданного им образа.

        На уроках музыки, когда дети поют песни невыразительно, скучно, педагог нередко говорит о том, что их пение можно сравнить с рисунком, выполненным одним цветом. Поэтому в исполнение нужно внести яркость и красочность!

        В живописи цвет должен звучать, быть разнообразным и богатым, как разнообразны и богаты музыкальные звуки в произведениях композиторов.

        Если небо изобразить только одним цветом, например, синим, то в «переводе» на музыкальный язык это будет звучание одной ноты, одинокой в пространстве всего неба. Можно сказать, небо однозвучное. Но если же внести в цветовой замысел белую краску, небо оживает! Цвет становится где-то по-прежнему густым и ровным, а где-то интенсивность едва слышится.

        Подобное изменение цвета ассоциируется с разной динамикой музыки: громко, довольно громко, тихо и т.д. «Музыкальность» и «многоголосие» неба в рисунке возрастает, если в цветовую композицию внести небольшое количество краплака или рубиновой. Тогда небо разольет свою мелодию холодными фиолетово-сиреневыми голосами.

        Школьникам, только начинающим осваивать цветовое многообразие живописи и находящимся в поиске эмоционального звучания цвета, бывает трудно решиться изобразить живописное пятно, смешивая несколько красок. Часто приходится наблюдать, как первоклассники для изображения пейзажа используют открытые локальные цвета: небо – синее, крона деревьев – зеленая, дорога – коричневая и т.д. Главным образом, изображение представляет собой раскрашенные ровным цветом объекты. Эмоциональная выразительность пейзажа явно недостаточна, а работа учащихся носит механический характер.

        В этом случае эффективным методом развития творческого, образно-художественного мышления оказывается сравнение живописи с музыкой. Исходным моментом для учеников являются слова учителя: «Твой рисунок будет интересен тогда, когда в нем зазвучит музыка!»

        Для развития цветочувствительности детей используется много творческих заданий. В их основе лежит метод составления аккорда цветов одной гаммы, метод создания цветовых ритмов, метод контрастного сопоставления цветов по отношению к главному, доминирующему цвету, который можно назвать ведущим «мелодическим голосом». А уплотнение одного цвета сравнить с нарастанием звучания одного звука – «крещендо».

        На уроках, посвященных сравнению колорита и содержания всей картины со звучанием того или иного музыкального произведения или инструмента, можно использовать музыку А.Вивальди и живопись В.Борисова – Мусатова, произведения М.Врубеля и С.Рахманинова, В.Кандинского и А.Шнитке.

        Об органической связи живописи и музыки, их изначальной общности как искусства свидетельствуют творческие процессы и само творчество композиторов Н.Римского-Корсакова, А.Скрябина, художника В.Кандинского, Ф.Платова. Эти и другие мастера свои ощущения от восприятия музыки передавали в цвете. Например, слух В.Кандинского ассоциировал звук трубы и громкие удары барабана с ярко-красным цветом, звуки флейты – с нежно-голубым, а звучание английского рожка или гобоя «на глубоких басах» - с фиолетовым цветом.

        Творческое наследие Ф.Платова хранит циклы живописных композиций, посвященных произведениям А.Скрябина, С.Рахманинова, С.Прокофьева и творчеству других композиторов.

        Много общего имеют эмоциональная атмосфера музыкального произведения и колорит в живописи. Звучание музыки в едином образно-эмоциональном ключе, где каждый аккорд, каждая фраза развивает и утверждает идею композитора, сопоставимо с колоритом в живописи, построенным на цветовом единстве, передающем настроение художника, его отношение к изображаемому.


2.2.Через красивое – к человеческому.

        Эффективность воздействия искусства на детей во многом зависит от постановки художественного воспитания в школе.

        Мастерство педагога проявляется в том, насколько он способен увлечь своих воспитанников искусством, научить их чувствовать и сопереживать, быть с ним в психологическом контакте.

        Ведущее место в программе обучения изобразительному искусству учащихся 1-3 классов должно быть отведено рисованию сказочных образов. Мир доброй русской народной сказки близок и понятен детям. Детская фантазия в иллюстрировании сказок неистощима. Стараясь воссоздать в рисунке атмосферу переплетения реального и фантастического, что составляет главное поэтическое очарование сказки, ребенок активно включается в систему духовных ценностей народной культуры. Необходимыми художественно-выразительными средствами для раскрытия сказочных образов, помогающим создать эмоциональный настрой, является цвет и музыка.

        В школе на уроках изобразительного искусства используется цветная тонированная бумага. Ассоциативное восприятие цвета помогает созданию сказочных образов, усиливая идейно-символическое содержание, заложенное в тексте самой сказки. Например, в работе над иллюстрацией к русской народной сказке «Гуси – лебеди» исходный голубой цвет бумаги ассоциируется с голубым простором неба, на котором дети изображают летящую стаю белокрылых лебедей, уносящих мальчика. Белые силуэты птиц, голубой цвет фона хорошо сочетаются с диском солнца, включенным в композицию.

        В работе над образом Жар – птицы из «Сказки об Иван царевиче, Жар – птице и сером волке» фиолетовый цвет бумаги ассоциируется со звездным небосводом, озаряемым сверкающим опереньем «Жар – птицы, прилетающей в полночный сад царя Демьяна. Создавая атмосферу ночи, дети убеждаются на конкретном примере, как фиолетовый цвет звездного неба, темно-зеленый цвет кроны яблони и сияющее оперенье птицы выступают в гармоническом цветовом соответствии. Новые краски привносит и музыка, раскрывая характер загадочной красивой и гордой птицы (Эдвард Григ. «Пер-Гюнт». Танец Анитры).

        В иллюстрациях к сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» или сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» розовый цвет бумаги как бы передает отсвет от цветка, распространяющийся повсюду и, благодаря музыкальному сопровождению, пробуждает в детских душах чувство нежности, восхищения прекрасным.

        С замиранием сердца вслушиваются дети в тончайшие оттенки музыкальных интонаций, представляя себе прекрасную Царевну – Лебедь и маленькую Дюймовочку, сидящую на пестике цветка, ковер-самолет, сказочный град на острове Буяне.

        Используя музыку на уроках изобразительного искусства, прежде всего нужно подбирать ее так, чтобы она была не просто музыкальным фоном для рисования, не только создавала приятный настрой для работы, а активно, наравне с символикой и образностью цвета работала на ассоциативную характеристику художественного образа.

        На уроке «Дымковские игрушки» (свистульки) на столе, подобно ярмарочным товарам, расставлены предметы народных промыслов. Эта выставка рисует в воображении детей атмосферу русской ярмарки, где каждая артель или отдельные мастера состязались в своих достижениях.

        На таком уроке уместно использовать музыкальное произведение, в котором также воплощена идея непрерывного, неистощимого по выдумке состязания исполнителей. Это виртуозное оркестровое сочинение «Озорные частушки» Родиона Щедрина. В музыке бурлит жизнь ярмарки, зорко увиденная и мастерски отображенная композитором.  В оркестре трещат деревянные ложки, свистят дудки и свирели; кажется, что и свистульки народных мастеров высвистывают свою тему в этих музыкальных скороговорках. Характерно, что дети на уроке, воспринимая эту музыку, чувствуют в ней живое отображение спектральных цветов – красного, синего, желтого, оранжевого.

        Музыка – неистощимый источник вдохновения. Знание основ цветоведения и музыкальное сопровождение на уроке помогают детям справляться со сложными творческими задачами.

        Продуманное сочетание сюжетных образов, цветной бумаги и музыкального сопровождения способны оказывать не только художественное, но и морально-этическое воздействие на духовный мир ребенка. Литературный, музыкальный и живописный образы, обогащая друг друга, способны слиться в одно художественное целое, пробуждая в детях энергию мышления, развивая духовные силы.

        Таким образом, обнаруживается логика связей между проявлениями в разных искусствах одной и той же идеи. Эта единая логика организует художественное воздействие на духовный мир ребенка, выступает как подчинение всех проявлений искусства решению единой идейно-художественной задачи – формированию в человеке подлинно человеческого, которое бы поднимало его еще на одну ступеньку культуры.


Глава 3. Практическая часть.

        На основе изученного теоретического материала, в практической части данной методической разработки, я попыталась разработать серию интегрированных уроков «изобразительное искусство» и «музыка», которая включает в себя взаимосвязь всех элементов таблицы.

        Анализ практики показывает уже давно наметившуюся устойчивую тенденцию к интеграции педагогического процесса в школе через комплексное взаимодействие с предметами искусства.

        Тенденция к интеграции просматривается и в базисном учебном плане школы, где выделены не отдельные предметы, а блоки – «образовательные области». Примером могут служить уроки изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» - «образовательная область» на основе интеграции изобразительного искусства и трудового обучения. Фактически предлагается интегрированное построение учебного процесса. Интеграция это путь к восстановлению утраченной целостности. Сегодня многие достижения в педагогической практике связаны с педагогикой искусства, которая играет большую роль в процессе перехода от знаний, умений и навыков к педагогике развития.

        Ведь именно искусство учит ребенка главному – умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека – художника, композитора. Искусство учить и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, - более многомерное, целостное.

        Поэтому первый этап работы в разработке серии интегрированных уроков состоял в ответе на вопросы, с помощью которых планировалась деятельность интеграции:

1.Интеграция чего и с чем? – учебный материал нескольких учебных предметов (в данном случае музыки и изобразительного искусства).

2.На какой основе интегрируются? – общий объект изучения, общий способ преобразования объекта, ведущая идея курса (внутри программ). Были взяты программы Б.М.Неменского по изобразительному искусству и Д.Б.Кабалевского по музыке. Почему именно эти программы?

        Анализируя их, я выяснила, что обе программы содержат сходные цели и задачи:

        1)ввести учащихся в мир большого музыкального (художественного) искусства;

        2)изучение музыки(изобразительного искусства) как живого искусства;

        3)воспитать в учащихся музыкальную (художественную) культуру как часть всей духовной культуры;

        4)научить учащихся любить и понимать музыку (изобразительное искусство) во всем богатстве их форм, жанров;

        5)вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка (изобразительное искусство) – важная часть самой жизни в целом, а не простое развлечение и добавление;

        6)создать в обучении атмосферу творческой заинтересованности и, следовательно, процесс обучения будет процессом не только логически понятным, но и эмоционально увлекательным.

        Взяв за основу интеграции музыки и изобразительного искусства ассоциативно-образную связь языка художественной выразительности, была разработана серия интегрированных уроков. Моя увлеченность работой над образным восприятием музыки и живописи обусловила создание серии творческих интегрированных уроков для детей.

        Тематическое планирование интегрированных уроков «Музыка» и «Изобразительное искусство» в 1 классе.

В процессе прослушивания музыки педагог фиксирует естественную реакцию школьников на музыку, выраженную через движение рук, головы, корпуса («в такт музыке») Именно на этом моменте построена методика проведения уроков. Учитель по достоинству оценивает непосредственность выражения эмоций своих учеников, предлагаю прослушать музыку еще раз, попробовать ее «протанцевать» движением рук. Основной вопрос: «А можно ли таким движением нарисовать мазок и какой?»

        I.Введение (2 урока)

        В течение этих уроков учащиеся знакомятся с музыкальными понятиями, с понятиями, которые соответствуют изобразительному искусству (живописи), учатся их сопоставлять, сравнивать на конкретных примерах и приходят к выводу, что каждому определенному понятию в музыке соответствует определенное понятие в живописи.

        Дети узнают, что гармония – это сочетание звуков, а колорит – сочетание красок, сравнивают их и ставят наравне, как сходные понятия из разных предметов искусства.

        Далее школьники узнают сходство между мелодией и линией, формой (в музыке) и композицией (в живописи).

        Прослушав музыку, убеждаются в том, что чем громче она, тем насыщеннее будет использование цвета, чем тише – тем прозрачнее, бледнее, т.е. устанавливают взаимосвязь между динамикой в музыке (f, p) в музыке и насыщенностью цвета.

        Начальное изучение музыки в 1 классе начинается с «Трех китов» которым в изобразительном искусстве соответствует определенный характер мазка.

        Вводная часть завершается установлением связи между интонацией, характером музыки и холодными и теплыми красками. Во введении предполагается практически только беседа учителя с учащимися, ведется целенаправленная работа, главная задача которой – понимание учащимися взаимосвязи музыки с живописью.


        II. «Три кита» (3 урока)

1.Песня.

2.Танец.

3.Марш.

На этих уроках дети узнают, что «Три кита» в музыке – это песня, танец и марш. Знакомятся с особенностями каждого жанра музыки (Какую музыку мы можем называть маршем, какую – танцем, а какую – песней). Изучая отдельно каждый из «трех китов» дети одновременно знакомятся и с характером мазка, соответствующим каждому «киту».

        1-ый урок – «Песня и характер мазка»

При входе на первый урок музыки звучит в записи одна из песен. Урок начинается со вступительной беседы «Из чего состоит музыка»: сочинение (композитор), исполнение (исполнитель) и слушание (слушатель). Ребята делают вывод о том, что настоящей музыкой (искусством как частью жизни) музыка становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. После такого начала происходит переход к понятию «Три кита». Говорится несколько слов о древней легенде про трех китов. Дети понимают, что «три кита» – это три основы, в том числе и в музыке. Затем без слов учитель начинает исполнять на фортепиано одну из известных учащимся песен, и они сами приходят к выводу, что это песня, - первый из «трех китов» в музыке. Объяснение основывается на том, что песня всегда мелодия, а мелодия – важнейшая часть всякой музыки («душа музыки»).

        Большое внимание обращается на мелодию песни «Сурок» как пример простой, но очень яркой, необыкновенно выразительной мелодии. На примере фортепианной пьесы Г.Гладкова «Колыбельная» учащиеся понимают, что песня вовсе не обязательно поется человеком, что песню можно сыграть на любом музыкальном инструменте (композиторы иногда так и называли свое сочинение для какого-нибудь инструмента или оркестра – «Песня без слов»).

        Практическая работа: попробовать под музыку песни определить движение руки и изобразить на листе бумаги мазок, соответствующий одному из «трех китов» - песне.

        В результате все дети приходят к выводу, что песне подходит мазок вот такого характера             , который как бы отражает смысл песни, заключает в себе повтор музыки куплета и припева (именно поэтому используется мазок по кругу).

        2-ой урок – «Танец и характер мазка»

Урок строится следующим образом:

1)вспоминаются жизненные обстоятельства, при которых звучит музыка танца, по возможности, их названия;

2)слушание «Вальса» П.И.Чайковского и «Итальянской польки»;

3)определение разницы между этими произведениями, т.е. между плавным характером «Вальса» и веселой, задорной «Итальянской полькой».

Практическая работа: определить под музыку движение руки и подобрать к танцу мазок, отличный от мазка, соответствующего песне.

        Получается, что танцу соответствует мазок в виде запятой –                                             , который прекрасно отражает и плавный характер, и веселый, и задорный (в зависимости от того, как будет исполнен сам мазок: плавно или сильно загнут, играющий).

        3-ий урок – «Марш и характер мазка»

Также как и на предыдущем уроке, на занятии, посвященному изучению «марша», рассматриваются всевозможные жизненные обстоятельства, при которых звучат марши. (наибольшее количество примеров приводят сами дети). Говорится на уроке и о разнообразии маршей, показываются примеры маршей «для спортсменов», «для солдат», «для игрушечных солдатиков». Все эти определения дают сами дети в результате вслушивания в характер музыки, размышления и даже спора. Внимание ребят обращается на «Встречный марш», который дети наверняка слышали на военном параде на Красной Площади (по телевидению), и на «Футбольный марш», который дети также могут услышать по телевизору.

        Практическая работа заключается в определении движения руки под музыку марша и подбор определенного характера мазка к данной музыке. Получилось, что к музыке марша подходит мазок, который носит название «кирпичик» -                                      (он может использоваться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении). Именно «кирпичик» отражает сущность размера музыки марша 4/4 (четыре четверти).

        Данные уроки уже закладывают основу для изучения темы «Интонация, характер музыки и холодные и теплые краски», т.к. в их процессе уже происходит сравнение различных жанров музыки.

        III. «Интонация, характер музыки, теплые и холодные цвета»

Цель: установить взаимосвязь между музыкой и различными цветами в живописи.

Занятие проводится в виде беседы учителя с учащимися. Прослушивается различная по характеру музыка (грустная, веселая) и одновременно устанавливается связь: веселой музыке соответствуют теплые цвета, а грустной музыке – холодные. Используется музыка Л.В.Бетховена пьеса «Веселая. Грустная». Большое внимание уделяется на изменение характера сочинения. 1-ая часть – «Веселая» и, следовательно можно использовать для изображения теплые цвета; 2-ая часть – «Грустная», идет использование холодных оттенков красок. Именно к такому выводу приходят дети к концу данного урока. Это занятие плавно перетекает в следующее.

        IV. «Соотнесение звука и цвета».

Цели: учить детей сопоставлять звук и цвет; подбирать к конкретному звуку конкретный цвет; внимательно слушать музыку, сравнивать ее; изображать на листе бумаги с помощью цвета.

Организация урока

Урок был организован в виде беседы учителя с учащимися. Чтобы перейти к сопоставлению звука и цвета, учитель предложил детям в начале урока пофантазировать и представить, что могло бы произойти, если бы все цвета исчезли из окружающего мира. После этого дети вспомнили определение цвета (один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение), теплые и холодные цвета. В связи с этим учителем зачитывается отрывок из сказки о «Веселых и грустных красках», после чего учащиеся понимают, что каждая краска может «звучать» по-разному: быть веселой (яркой, теплой) и грустной (мрачной, темной, холодной).Затем перешли к условному сопоставлению цвета с музыкальной клавиатурой (-К каким звукам, какие бы цвета вы подобрали?)

Для занятия используется музыка: И.С.Бах «Шутка», Щедрин «Юмореска». Эти произведения подобраны не случайно. Они отличаются друг от друга характером и высотой звучания нот, а, следовательно, для изображения этих произведений должны использоваться различные цвета:

1)веселые, высокие звуки – это теплые, яркие краски;

2)низкие звуки – холодные и темные цвета

        Для рисования была взята гуашь. Задание:1)сравнить музыкальные произведения Баха и Щедрина; 2)подобрать к каждому из них соответствующую цветовую гамму; 3)изобразить музыку на листе бумаги

Итог урока: дети умело справились с заданием, верно подобрали цвета к данным музыкальным произведениям, о чем говорят выполненные ими рисунки.

        V. «Изображение музыки с помощью цвета на листе бумаги. (абстрактное)Динамика и насыщенность цвета».

Цели: закрепить соотнесение звука и цвета; учить подбирать различные цвета к музыке, которые выражают ее настроение; чувствовать и понимать музыку; довести до сознания детей, с увеличением громкости звука увеличивается насыщенность цвета, а с уменьшением громкости – цвет становится более бледным, прозрачным; учить с помощью цвета выражать свое отношение к услышанной музыке.

Оборудование: музыка П.И.Чайковского «Мелодия», которая сочетает в себе разнообразие звуков и динамики (высоких и низких, громких и тихих). Следовательно, краски используются от ярких, насыщенных, теплых до темных, бледных и холодных; гуашь, кисти, лист бумаги.

Организация занятия: в виде беседы, которая на данном уроке занимает времени гораздо меньше, чем на предыдущих занятиях. Учащиеся вспоминают лишь о том, какому звуку какой цвет соответствует, разговор о настроении детей и о том, может ли музыка влиять на изменение настроения (может, в зависимости от того какая это музыка: грустная или веселая). Предполагаем о том, какое настроение могло быть у композитора в момент создания данного произведения.

Задание: 1)внимательно прослушать музыку; 2)определить для себя ее настроение, характер; 3)подобрать цвета для изображения ее на листе бумаги с учетом динамики (увеличение и уменьшение громкости звучащей музыки); 4)изобразить музыку с помощью цвета.

Дети очень склонны к проявлению свой безграничной фантазии и работы получатся очень интересные, ведь в процессе прослушивания музыки каждый ребенок понимает ее по-своему, представляет что-то свое: свои мысли, чувства, настроение, свое видение данной музыки он передает с помощью рисунка.

Затем от абстрактного изображения музыки нужно перейти к конкретному изображению.

        Тема: Образ человека и его характер (сказочный женский образ)

        Цели: довести до сознания учащихся, что художник в произведении раскрывает свое представление о мире, чувства, мысли, свое отношение к тому, что он изображает (в этом большую помощь оказывает музыка, ведь композитор рассказывает нам о том же с помощью своего произведения); перейти от абстрактного изображения музыки к конкретному образу; учить передавать характер героя с помощью внешности, конкретных движений; развивать вариативное мышление.

        Организация урока: в начале урока вспоминаем разные лица людей

-Всегда ли красивый человек бывает добрым?

-А бывают ли добрые люди, которые не красивы внешне?

Сделали вывод, что главное – внутренняя, духовная красота человека.

Просмотр репродукции Врубеля «Царевна-Лебедь», иллюстраций к различным сказкам. Выяснили, что характер можно показать с помощью различных черт лица, движений.

        Задание: 1)прослушать фрагмент из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане»; 2)в процессе прослушивания увидеть определенный женский образ из известных сказок (выбрать для себя сказочный образ); 3)изобразить его

Каждый ребенок увидел свой сказочный женский образ (кто положительный, кто отрицательный; такой, как ему подсказала музыка, ее настроение, характер)

        Последнее занятие направлено на обобщение всех элементов таблицы и их понимание детьми. Оно объединяет в себе все интегрированные уроки.

        VII. «Соотнесение живописной картины и музыки»

Цели: закрепить знания и представления детей о всех понятиях таблицы; способствовать глубокому проникновению в мир музыки и изобразительного искусства; создать у учащихся целостную картину данных учебных предметов.

Оборудование: музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима»Ю репродукции зимних пейзажей: А.А.Пластов «Первый снег», А.К.Саврасов «Дворик», Н.П.Крымов «Масленица», Н.М.Ромадин «Незамерзающая речка».

Организация урока: урок начинается с повторения изученного материала. Дети вместе с учителем вспоминают основные понятия музыки и живописи, принцип по которому они соответствуют друг другу.

Задание: 1)прослушать музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима»; 2)соотнести ее со всеми понятиями таблицы из музыки и живописи; 3)выбрать картину одного автора, соответствующую данной музыке; 4)объяснить, почему выбрали именно эту картину, а не какую-нибудь другую.

Дети с заданием справляются очень хорошо, т.к. на протяжении нескольких уроков они учились слушать музыку, определять ее настроение, соотносить ее с красками, подбирать нужные цвета. Выполнив первые два задания, учащиеся верно выбрали картину, наиболее подходящую к данному музыкальному произведению. Это картина Н.М.Ромадина «Незамерзающая речка». Именно в данной картине художником использованы цвет и композиция, которые гармонично сочетаются с настроением и сюжетом музыкального произведения. Остальные картины отличаются совершенно другим сюжетом, композицией и использованием цветовой гаммы.

        Все разработанные интегрированные уроки способствуют решению поставленных задач. В результате их использования нужно добиться усвоения детьми учебного материала, глубокого проникновения в мир предметов искусства, активного включения детей в учебный процесс, развития художественно-образного мышления младшего школьника.

        


Заключение.

В результате проведенных исследований, изучения литературы по данной теме и, опираясь на опыт по интеграции предметов «изобразительное искусство» и «музыка» педагогов, преподающих данные учебные дисциплины в начальной школе, я пришла к вывод, что наличие слухового и зрительного восприятия способствует целостному представлению о мире и помогает учащимся рассматривать одни и те же явления и проблемы в разных ситуациях и аспектах, а, главное, глубокому проникновению в мир музыки и изобразительного искусства.

Развитие системы образования действительно должно происходить путем интеграции предметов, через поиск межпредметных связей до разработки цикла интегрированных уроков, интегрированного курса.

Интеграция предметов «музыка» и «изобразительное искусство» - качественно новый уровень работы с детьми, позволяющий вплотную подойти к решению проблемы междисциплинарной разобщенности методических подходов в преподавании предметов искусства в начальной школе.

Данное объединение позволит решить воспитательные задачи в обучении, сформировать художественно-образное мышление детей (пусть даже для кого-то в начальной стадии), заинтересовать их и добиться активного включения учащихся в учебный процесс. Все это подтверждает выдвинутые цели и задачи данной методической разработки.

Об успешном проведении интегрированных уроков изобразительного искусства и музыки будут «говорить» рисунки детей (в основе своей всегда яркие и веселые), их эмоциональное состояние, отзывы учителей о проведенной работе (удалось ли преодолеть предметную разобщенность музыки и изобразительного искусства).

Можно порекомендовать использовать интегрированные уроки не только учителям начальных классов, но и среднего и старшего звена. Они помогут решить проблему разобщенности предметов в школе, функционирования их как автономных образовательных систем.

И ведь можно не ограничиваться только разработкой серии интегрированных уроков. Нужно идти вперед, создавая интегрированные курсы. Ведь все, что мы делаем, мы делаем, прежде всего, для детей. Много зависит от нас, то, с какими знаниями выйдет ребенок из начальной школы и закончит ее.


Приложение

Тема: Соотнесение звука и цвета

Цели: довести до сознания учащихся, что художник в произведении раскрывает свое представление о мире, чувства, мысли, свое отношение к тому, что он изображает; учить соотносить звук и цвет; учить подбирать различные цвета к музыке; внимательно слушать музыку, сравнивать ее; изображать на листе бумаги.

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку

2.Вводная беседа. Повторение пройденного материала

-Ребята, сегодня у нас очень интересный урок. Мы попробуем рисовать музыку. Но не просто музыку, а будем учиться соотносить музыку и соответствующие ей цвета. Но прежде, давайте пофантазируем. Представьте себе, что все цвета исчезли из окружающего мира. Что бы произошло тогда?

-Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем лишь благодаря цвету

-Представьте 3 круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Что можно из них сделать?

-Мы можем «превратить» их в оранжевы апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив их в соответствующие цвета.

-Цвет помогает нам узнать, поспели ягоды или нет, или о том, что уже наступила осень. Почему?

-Потому что зеленые листья деревьев пожелтели и покраснели.

-Даже воздух по-разному окрашивает дали лесов или гор, помогает нам ориентироваться в пространстве. В различное время дня в зависимости от цвета освещения изменяются оттенки неба, земли и воды. Вот как много значит цвет в нашей жизни.

-Так, что же такое цвет?

 -Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.

-А теперь давайте вспомним, какие бывают цвета?

-Теплые: красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих оттенков. Теплые цвета напоминают нам цвет солнца, огня, т.е. того, что в природе действительно тепло. Холодные: синие, голубые, фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими оттенками. Холодный цвет напоминает нам действительно что-то холодное – лед, снег, волу, лунный свет

4.Изучение нового материала

-А сейчас послушайте небольшую историю

Чтение отрывка из «Сказки о веселых и грустных красках»

-О чем я прочитала?

-Что нового узнали?

-Как же еще можно познакомиться со свойствами цвета?

-Еще один путь знакомства со свойствами цвета состоит в возможности сравнить, сопоставить цвет и звук.

Вывешивается изображение музыкальной клавиатуры.

-Скажите, к каким бы звукам какие цвета вы подобрали?

И.С.Бах «Шутка»

-Прослушали музыку. Можно ли нарисовать музыку?

-Какая это музыка?

-Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это музыкальное произведение? Почему?

-Какие здесь звуки услышали?

-Какие цвета могут подходить к этой музыке?

Слушание произведение Щедрина «Юмореска»

Задаем те же самые вопросы и сравниваем два этих музыкальных произведения

-Отличаются или похожи произведения разных композиторов?

-Чем отличаются друг от друга?

-Какие краски подберете ко второй музыке?

Задание: выберите близкий вам по настроению музыкальный отрывок, подготовьте соответствующие ему краски и изобразите, что вы чувствуете.

5.Самостоятельная работа учащихся

6.Итог урока

7.Оценка работ. Обсуждение.

Интегрированные уроки "Мы рисуем музыку" (блок из 8 парных уроков)

Цель уроков: учить детей трансформировать музыкальные образы в художественные; учить изображать свои впечатления, полученные от прослушивания музыки.

Задачи:

  1. Учить учащихся приемам передачи настроения музыкального произведения через художественные средства изображения; показать учащимся взаимосвязь выразительных средств музыки и изобразительного искусства.
  2. Развивать у учащихся творческие способности, фантазию; развивать эмоциональные чувства на красоту природы, на интересные события, связанные с разными временами года.
  3. Воспитывать у учащихся эстетический вкус; интерес к классической музыке; воспитывать внимательность, усидчивость, аккуратность при работе красками.

Оснащение уроков: репродукции картин известных художников (И.Шишкин, И.Левитан, А.Куинджи, И.Э.Грабарь, А.Саврасов); фотоальбом "Времена года"; таблицы по цветоведению; запись "Времена года" П.И.Чайковского на CD; музыкальный проигрыватель.

Блок делится на 4 части и проводится по четвертям. Каждая часть имеет свою подтему:
1 четверть. «Осень» (2 парных урока)
2 четверть. «Зима» (2 парных урока)
3 четверть. «Весна» (2 парных урока)
4 четверть. «Лето» (2 парных урока)

Урок 1 (парный). "Осень"

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа:

- Ребята, сегодня мы с вами будем слушать музыку и попробуем нарисовать, проиллюстрировать услышанные музыкальные произведения. В музыке и в изобразительном искусстве много общих выразительных средств. Такие знакомые нам художественные термины как ритм, тон, нюанс, настроение и др. также применяются и в музыкальном мире. На примере одного из самых знаменитых фортепьянных произведений всей русской музыки "Времена года" П.И.Чайковского мы рассмотрим, какими выразительными средствами автор передавал настроение каждого сезона.

П.И.Чайковский написал этот цикл по заказу для журнала "Нувеллист". Каждый месяц печаталось по одному произведению, и к концу года получился целый цикл, названный впоследствии "Времена года".

Сегодня мы прослушаем три произведения из этого цикла, посвященных осенним месяцам. Первая пьеса называется "Охота". Сентябрь". Послушайте, какие стихотворные строки А.С.Пушкина являются эпиграфом к этому произведению:

"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах"

Прослушивание музыки.

- Ребята, опишите, что вы услышали в этой музыке?

Очень динамичная музыка. Движение вперед. В мелодии слышны охотничьи рога.

Охота в дворянских поместьях всегда считалось развлечением, и проходила весело, шумно, в сопровождении охотничьих собак и под веселые звуки охотничьих рогов.

- Какую цветовую гамму можно использовать для передачи настроения данного произведения?

-Какими композиционными приемами можно показать движение?

-А теперь перейдем к следующей пьесе, она называется "Осенняя песнь". Октябрь".

Эпиграф:

"Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."
(А.К.Толстой)

Красота осенней природы вдохновляла многих поэтов, писателей, художников, музыкантов. Посмотрите, как изобразил это время года в своей картине "Осень" И.Левитан: природа, одетая в свой золотой наряд, переливающийся множеством теплых оттенков, передает радостное, веселое настроение. А теперь послушаем, как эту тему раскрывает П.И.Чайковский.

Прослушивание музыки.

- Скажите, какие нотки вы услышали больше - веселые или грустные?

-Какими цветами вы нарисовали бы природу в начале, в середине, в конце произведения?

Осень пора, когда природа готовится к зиме. Позади теплые летние дни. Природа потихоньку угасает. Эти грустные интонации можно услышать в начале произведения. В средней части слышны радостные, веселые нотки, как бы появляется надежда на жизнь. Но потом опять - осенняя прохлада, унылый пейзаж.

- Третья пьеса называется "На тройке". Ноябрь".

Эпиграф:

"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши".
(Н.А.Некрасов)

Прослушивание музыки.

- Ребята, какие образы вы представили, слушая эту музыку?

В ноябре в России уже лежит снег. И после осеннего бездорожья впервые можно запрягать лошадей. Появляется надежда на жизнь. Тройка лошадей с колокольчиками , которые при быстрой езде переливаются серебряным звучанием, олицетворяют продолжение жизни. В течение всей музыки чередуются грустные и веселые нотки.

- А теперь, ребята, вам нужно проиллюстрировать одну из прослушанных пьес. Надо обратить внимание на цветовое решение, чтобы более полно раскрыть характер иллюстрируемого произведения. Вспомните, какие композиционные приемы применяем, чтобы показать динамику (движение), статику (покой).

По завершении работы над рисунками будет организована выставка. Чтобы все рисунки смотрелись в едином стиле, предлагается сделать рамки на работах шириной 3 см. Цвет рамки должен повторять общий колорит рисунка. Также можно ввести в рисунок текст в виде эпиграфов к пьесам.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Урок 2 (парный). "Осень"

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Самостоятельная работа учащихся.

Продолжение и завершение работы над заданием.

3. Подведение итогов. Выбор лучших работ для выставки.


Урок 3 (парный). "Зима"

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа:

- Ребята, мы сегодня продолжаем знакомство с музыкальным циклом "Времена года" П.И.Чайковского. Музыка, которую мы прослушаем сегодня, посвящена зимним месяцам.

Первая пьеса из зимнего цикла называется "Святки". Декабрь".

Святки - это время от Рождества до Крещения. Это веселый праздник, когда из дома в дом ходили ряженые, девушки гадали о своей будущей судьбе.

Эпиграфом к этой пьесе подобраны стихотворные строки В.А.Жуковского:

"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали".

Прослушивание музыки.

- Ребята, что вы услышали в этой музыке?

Здесь мы можем услышать и фрагменты народной музыки, и эпизоды вальса. Ведь вальс тогда был очень популярным танцем, и семейные праздники не обходились без него.

- Вторая пьеса из зимнего цикла называется "У камелька". Январь".

Камельком называли камины в дворянских домах или очаг в крестьянских избах.

Эпиграф:

"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела".
(А.С.Пушкин)

Прослушивание музыки.

- Ребята, что вы представили, слушая эту музыку?

- Какое настроение у этой пьесы: радостное, веселое, грустное, мечтательное?

Долгими зимними вечерами у камина в дворянских семьях любили музицировать, читать вслух, а в крестьянских избах девушки плели кружева, пели грустные, лирические песни. Это настроение мечтательности, грусти мы можем услышать, слушая эту пьесу.

- Третья пьеса называется "Масленица". Февраль".

Масленица - это веселый праздник, с шумными гуляниями, балаганами, хороводами. Проводы зимы и встреча долгожданной весны.

Эпиграф:

"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир".
(П.А.Вяземский)

Прослушивание музыки.

- Ребята, опишите, что вы услышали в этой музыке?

- Какие цветовые сочетания вы использовали бы для передачи настроения этой пьесы?

В музыке мы слышим веселые звуки инструментов бродящих музыкантов, шум и смех гуляющей толпы. Озорной вихрь.

- Ребята, мы прослушали все три пьесы, посвященные зимним месяцам. Каждая из них интересна по своему и отличается от другого своим настроением. Вам нужно выбрать одну из пьес и нарисовать свои впечатления.

Подумайте, какие сочетания цветов нужно подобрать, чтобы показать мечтательную тишину январских вечеров или яркую, пеструю картину февральских масленичных гуляний.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Урок 4 (парный). "Зима"

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Самостоятельная работа учащихся.

Продолжение и завершение работы над заданием.

3. Подведение итогов. Выбор лучших работ для выставки.


Урок 5 (парный). "Весна"

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа:

- Ребята, мы сегодня продолжаем работу над иллюстрированием музыки П.И.Чайковского "Времена года". Этот блок посвящен весенним месяцам.

Первая пьеса называется "Песня жаворонка". Март". Послушайте, какие стихи А.Н.Майкова, подобранные как эпиграф, иллюстрируют эту пьесу:

"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездна полны ".

Прослушивание музыки.

- Ребята, опишите, что вы услышали в этой музыке?

Весной оживает природа. Пение жаворонка в России ассоциируется приходом весны, пробуждением природы от зимней спячки. Звуки флейты в пьесе имитируют пение жаворонка. Мечтательно-грустная мелодия переплетается с веселыми нотками.

Посмотрите, как это время года изображал в своей картине "Март" известный русский художник И.Левитан. Он показал начало пробуждения природы через свет ослепительно яркого солнца. В картине как бы все находится в борьбе: зима с весной, теплый солнечный свет с холодным лазурным цветом неба. Но такие контрасты не "спорят" между собой. В холодную синеву неба проникают теплые солнечные лучи, голубые рефлексы смягчают контраст желтой стены. Создается гармоничная мелодия красок.

Вторая пьеса, посвященная весне, называется "Подснежник". Апрель".

Эпиграф:

"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счасть
е ином..."
(А.Н.Майков)

Прослушивание музыки.

- Ребята, расскажите свои впечатления от прослушанной музыки.

Ткань этой мелодии очень нежная, чувствуется живое дыхание весны. Из-под подтаявшего снега пробивается беспомощный цветок. В пьесе можно услышать журчанье ручейка, звон капели.

-Третья пьеса называется "Белые ночи". Май".

На севере России в мае бывают белые ночи, когда ночью так же светло, как днем. Во время белых ночей народ любил ночные гуляния, пения. Послушайте, как А.А.Фет пишет про белые ночи:

"Какая ночь! На всем такая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"

Прослушивание музыки.

- Ребята, что вы услышали в этой музыке?

В пьесе можно услышать противоположные настроения: тишину и грусть, и восторженно- радостные нотки.

- Мы прослушали все три пьесы. Все они объединены сходным настроением - они мечтательны, как бы погружены в созерцание природы. Теперь вам нужно выбрать одну из них и нарисовать, что вы услышали, представили, слушая эти произведения.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Урок 6 (парный). "Весна"

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Самостоятельная работа учащихся.

Продолжение и завершение работы над заданием.

3. Подведение итогов. Выбор лучших работ для выставки.


Урок 7 (парный). "Лето"

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа:

- Ребята, сегодня мы с вами заканчиваем знакомство с фортепьянным циклом "Времена года" П.И.Чайковского. Сегодня прослушаем последние три пьесы, посвященные летним месяцам.

Первая пьеса называется "Баркарола". Июнь".

Слово "барка" в переводе с итальянского означает "лодка". А баркаролой называют песни итальянских лодочников. В XIX веке в России такая музыка получила большую популярность.

Эпиграфом к этой пьесе являются строки А.Н.Плещеева:

"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять".

Прослушивание музыки.

- Ребята, как вы можете охарактеризовать настроение этой пьесы?

- Какие образы вы представили, слушая музыку?

Мелодия этой пьесы мечтательная, представляются образы раскачивающихся на волнах лодок, слышны всплески воды от весел. Тихая, радостная музыка.

- Послушаем вторую пьесу, которая называется "Песнь косаря". Июль".

Эпиграфом, раскрывающим характер этой пьесы, являются строки А.В.Кольцова:

"Раззудись, плечо. Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!".

Прослушивание музыки.

- Какое настроение у этой пьесы в сравнении с предыдущей мелодией - "Баркарола"?

В контраст к предыдущей пьесе - тихой, мечтательной, успокаивающей "Песнь косаря" - динамичная, ритмичная. Можно представить сильные, монотонные движения косаря, который напевает народные песни, чтобы работа спорилась. Яркое солнце, жаркий день. Радостное настроение.

- Последняя пьеса, которую сейчас будем слушать, называется "Жатва". Август".

Послушайте эпиграф к этой пьесе:

"Люди семьями
Принялись жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрипит музыка".
(А.В.Кольцов)

Прослушивание музыки.

- Расскажите свои впечатления от музыки. Какое настроение у этой пьесы?

Август - это пора сбора урожая, жатвы. Народ дружно выходил на поля для работы. Нужно было быстро собрать урожай, до дождей. Работали вместе весело с песнями.

В мелодии также можно услышать монотонные движения, торопливость.

- Последние две пьесы схожи по настроению. Это динамичная, ритмичная музыка. Как вы думаете можно показать в рисунке динамику и ритм? Приведите примеры.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Урок 8 (парный). "Лето"

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Самостоятельная работа учащихся.

Продолжение и завершение работы над заданием.

3. Подведение итогов. Выбор лучших работ для выставки.

В течение учебного года учащиеся рисовали иллюстрации к фортепьянному циклу "Времена года" П.И.Чайковского. К концу IV четверти у них собралась целая серия рисунков, посвященных разным временам года. Теперь можно организовать выставку работ "Времена года П.И.Чайковского в детских рисунках".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Арт-технология КАРКАСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Изготовление новогоднего украшения с применением арт-технологии.

Презентация представляет опыт использования арт-технологий "Каркасное моделирование" на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 1

Презентация. Начало ."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 2 .

Презентация.Продолжение."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

Мастер - класс по технологии и изобразительному искусству для начальной школы. Пластилинография.

Мастер-класс по  пластилинографии  для начальной школы с пошаговыми инструкциями....

«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Открытый урок во 2 классе по теме "Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...