Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе "Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Цель: Расширить и закрепить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства, в произведениях которого  отражается  отношение художника к природе родного края.   Сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира и изображать характерные особенности пейзажа родной природы, используя нетрадиционные техники рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема: Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. Создание композиционного живописного пейзажа своей Родины.

Класс: 6

Тип урока: открытие новых знаний, обретения новых умений и навыков

Вид урока: урок смешанного типа

Цель: 

Расширить и закрепить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства, в произведениях которого  отражается  отношение художника к природе родного края.   Сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира и изображать характерные особенности пейзажа родной природы, используя нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить с произведениями художников пейзажистов Оренбургской области, передать их отношение к  природе родного края.

2. Совершенствовать умение анализировать и  эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ отечественных художников.

3. Освоение нетрадиционных техник рисования в процессе выполнения творческой работы.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родной стране.

Развивающие:

1. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

Планируемые результаты обучения

(в соответствии с ФГОС)

Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; воспитание                        уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей, отзывчивости к красоте природы в произведениях русской живописи. Формирование  умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.

Предметные: Учащиеся учатся понимать и   объяснять язык живописи, его выразительные средства.

- Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

- Использовать выразительные средства живописи для создания образов родной природы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: (организация учащимися своей учебной деятельности): определять цель действий, проговаривать   план,  предлагать версии; работать по предложенному плану; учащиеся учатся оценивать свою работу и работу с одноклассниками (рефлексивные умения).

Познавательные УУД: умение отбирать нужную информацию и использовать при ответе; работать с схемами- иллюстрациями; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками; постановка вопросов; оценка и коррекция                   действий партнера, аргументировать свою точку зрения.

Организация пространства:

Зрительный ряд: презентация  PowerPoint по теме урока,  справочник, визуальные материалы (плакаты, слайды, видеофрагменты),

Литература: 

Видеоряд: фрагмент фильма

Материалы: Краски (гуашь), бумага,

Инструменты: кисти, малярный скотч, пластиковая карта

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года» - «Март. Песнь жаворонка».

Межпредметные связи:

Формы и методы работы:

Изобразительное искусство, история, литература, музыка.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: целеполагание; вопросительные слова;  проблемная ситуация; самостоятельная практическая работа по алгоритму, самоанализ; самооценивание;  эвристическая беседа; рассказ; рефлексия.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель: Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

– Здравствуйте, ребята! Мне   приятно видеть вас!

          Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

          Работой своею довольны остались.

          Пусть этот урок нас порадует всех,

          А каждый из вас –ощутит свой успех.

          Ну, что? Вы готовы, ребята, к уроку?

А вот готов ли ваш мозг к фантазиям, творчеству и воображению?

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на экран.

(1 СЛАЙД) Вы видите человека. Поднимите руку у кого человечек вращаются по часовой стрелке?

А у кого человек движутся против часовой стрелки? У кого в обе стороны?

 Всё, что вы сказали – правильно. Не смотря на то, что все ваши ответы разные. Если человечек на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга, которое отвечает за логические процессы. Если же он поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие, т. е. активны творческие процессы. Возможно в конце урока вы увидите изменения. Всем желаю творчества и вдохновения!

Выполняют самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

18 марта День воссоединения Крыма с Россией

Регулятивные (прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения)

2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Цель: Мотивация учебной деятельности. Помочь вспомнить материалы уроков по разделу «Пейзаж»

- Ребята, несколько уроков мы изучаем раздел «Пейзаж». Чтобы перейти к изучению нового материала нам необходимо закрепить знания, полученные на предыдущих  уроках.

 - Напоминаю, не забываем  оценивать свои успех на каждом этапе уроке.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ «ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ»

Задание 1. (Фронтальная работа)

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

- Вспомните определение, что такое пейзаж?

- В пейзаже особое значение придаётся построению перспективы и композиции. 

-Что такое композиция?

-Что такое перспектива?

- Назовите виды перспективы необходимые в изображении пейзажей?

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.                                                                                                                                            Какие виды пейзажа  знаете вы?

 Задание 2 (Инд.работа) 

ВОПРОСЫ:  « Виды пейзажа……. » СЛАЙД 2-6  

(5 вопросов)

- Ребята, поднимите руки те, кто выполнил это задание правильно.

- В чем были затруднения?

 Поставьте полученный вами балл ( за каждый правильный ответ- 1балл) в лист оценивания

  1. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ «ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ»

Предполагаемые ответы обучающихся:

Отвечают по очереди на вопросы задания

Пейза́ж (в переводе с французского  — страна, местность) — жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является природа.

-Перспектива – учение о способах передачи пространства на плоскости изображения

-Композиция – это составление и расположение, соединение в единое целое различных объектов в соответствии с идеей.

-Линейная и воздушная перспектива

Индивидуально отвечают на вопросы теста

Проверь себя!

1) а          2) б          3) в       4) а           5) б

(Сельский,  городской,  парковый,  

морской,  архитектурный,  индустриальный пейзаж.)

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка результатов деятельности, выбор наиболее эффективных способов решения задач)

Регулятивные (оценивать степень успешности своей индивидуальной деятельности ; контроль в форме сличения результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него; оценка качества и уровня усвоения)

Коммуникативные (выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);

Личностные (выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках)

3. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ  ЗНАНИЙ

Проблемная ситуация.

Ребята, как называют художников пишущих пейзажи? Представьте -Сегодня мы все успешные художники-пейзажисты, работающие в престижной АРТ -студии.

-И я вас поздравляю, у нас есть первые заказы.

- Написать серию пейзажей  по мотивам картин Оренбургских художников

Постановка проблемного вопроса:

Кто  знает  художников пейзажистов с.Курманаевка, Курманаевского района, Оренбургской области?

-Художник-пейзажисты

Лозунг «Все способны!»

Познавательные (логические: подведение под понятие, выведение следствий)

4.ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Цель: погружение в тему урока, формулирование совместно с учащимися цели и задач урока.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Есть огромная Русь

Это ширь без границы!

Есть в ней край где ты рос,

Где родное жилье.

Как же мне не любить?

Как тобой не гордиться?

Оренбуржье мое, Оренбуржье мое!

Вот так очень образно великий русский художник-пейзажист И  задает  тему нашего урока.

Вопрос: Сформулируйте тему урока.

Вопрос: Сформулируйте цель нашего  урока. СЛАЙД

Вопрос: Чтобы реализовать поставленную цель, что надо сделать?

  1. Познакомится с творчеством Оренбургских художников
  2. Выполнить пейзаж в нетрадиционной технике рисования

Вопрос: Отлично, подумайте какими источниками  информации  можно воспользоваться для достижения цели урока?

Ребята, скажите, пожалуйста, что для человека самое дорогое?

Что для вас означает слово Родина?

C:\Users\Sm-a3\Downloads\jAdbBdX2EHE.jpg 

Ответ: Я думаю, что тема нашего урока «Пейзаж. Красота  родного края»

Ответ: Познакомиться с творчеством Оренбургских художников-пейзажистов

Ответ: Надо составить план. Определить задачи.

Ответ: Можно прочитать в справочнике, энциклопедии, учебнике, в интернете, в местном краеведческом музее.

Мама и Родина

Родина - это наша страна Россия, с её прекрасной природой, людьми, нет на земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы её ясным небом, цветущими садами, закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой.

Личностные (самоопределение, мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности)

Познавательные (общеучебные: формулирование познавательной цели; логические: выдвижение гипотез и их обоснование)

5. ЭТАП  УСВОЕНИЯ  НОВЫХ  ЗНАНИЙ

Каждый народ любит природу родного края. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины…

- Мне хотелось бы, чтобы вы познакомились и запомнили имя этого выдающегося человека, гордость Оренбургской области . (доклад обучающихся ).

А.И.Овчинников.

Вопрос: Посмотрите на работы художника.

К какому виду пейзажа можно отнести работы?

Какое настроение передают?

Какую цветовую гамму использует художник?

Н.Н.Розанов.

- Молодцы, вас теперь  можно считать начинающими искусствоведами,

- 18 марта День воссоединения Крыма с Россией. Красота крымских пейзажей  завораживает .

 Многие художники  неоднократно писали море, горы.

И.Айвазовский, «Черное море», «Лунная ночь в Крыму»

Ребята, подумайте, в чём заключается особенность русского национального пейзажа?

- Отлично, действительно, особенностью русского национального пейзажа является изображение природы: леса, полей, деревьев, рек. Русские художники изображают бескрайние поля, простор.

- Чем же отличается природа России от природы других стран?

-Молодцы, взгляните ещё раз на репродукции картин. Изображён ли на них простор, русская красота и загадочность?

- Хорошо, а каких вы знаете художников, изображающих русский национальный пейзаж?

- Молодцы. Кто сможет объяснить значение слов национальный пейзаж?

- Совершенно верно.

Мой друг, что может быть милей 
Бесценного родного края? 
Там солнце кажется светлей, 
Там радостней весна златая, 
Прохладней легкий ветерок, 
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток, 
Там соловей поет звучнее.

Зрительное восприятие красоты пейзажа родного края. Работа по учебнику (стр.152-

156 - 161)

Поисковое задание учеников.

Выслушивают ответы учеников, оценивают качество и уровень выполнения задания.

Поисковое задание  (выступление ученика)

Художники изображают русскую природу, родные места, лес.

Слушают учителя

Красотой, простором.

 Да

Шишкин, Левитан, Кустодиев.

Это изображение русской природы, родных мест.

Коммуникативные (планирование: определение целей и способов взаимодействия; постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра: контроль, коррекция и оценка действий партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

Познавательные (общеучебные: поиск и выделение информации, моделирование; логические: анализ с целью выделения существенных признаков, синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений)

6.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (ФМ)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

И начнём рисовать.

Выполняют упражнения

Личностные: Проявляют физическую активность в выполнении упражнений.

7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (20 мин)

Цель: выполнить практическую работу.

Вопрос: Получив информацию, теперь вы сможете выполнить задание, которое звучало в начале урока? Какое было задание?

Написать серию пейзажей  по мотивам картин Оренбургских художников  «Красота родного края. Времена года» 

Карточки- задания

   1. Летний пейзаж

  1. Осенний пейзаж
  2. Зимний пейзаж
  3. Весенний пейзаж.

– Приступайте к работе по плану:

ПЛАН

1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.

2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.

3. Нарисуйте или обозначьте  (при помощи малярного скотча) стволы  деревьев.

4. Наберите фон картины, используя знания воздушной перспективы и учитывая сезонные особенности.

5. Размещайте на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане – крупнее и четче

Ответ: изобразить пейзаж уголка родной природы, по мотивам работ оренбургских художников

Работа в парах

Практическая работа:

Учащиеся самостоятельно выбирают и выполняют задание), используя наглядное                                                    пособие.

Регулятивные (Оценка  и осознание учеником того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.)

8.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Повторим!

-Какова была тема урока?

- Вы достигли поставленной цели?

Выслушивают ответы учеников, оценивают правильность ответов

Регулятивные (выполнение заданий и внесение необходимых дополнений и корректив в работу

-Оценка  и осознание учеником того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

9.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ,  ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

Домашнее задание:

1. Составить кроссворд по творчеству художников-пейзажистов

Собрать с помощью интернета небольшую коллекцию пейзажей отечественных художников.

- Записывают домашнее задание в дневники

СЛАЙД

Личностные (смыслообразования: «какое значение и смысл имеет для меня учение» и уметь находить ответ на него)

Познавательные (общеучебные: поиск и выделение информации; действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера)

10.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выставка, анализ и оценка работ учащихся.

 Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами.

 Давайте посмотрим на ваши работы.

Насколько вам удалось передать красоту русской природы, её удивительный и загадочный мир (анализ и оценка)

Подведем итог урока.
Чей пейзаж готов уж к сроку?
Приносите, не ленитесь,
Красотою подивитесь.
Мастеров здесь целый класс
Полюбуемся на вас.

Рефлексия

– С произведениями каких оренбургских художников-пейзажистов мы сегодня познакомились?

– Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту родной природы.

– Давайте выберем наиболее удачные композиции, интересный колорит.

Вы хорошо потрудились на уроке!

Отразите свое мнение о нашем уроке на  дереве достижений : желтый лист – мне всё понравилось, всё удалось;

оранжевый лист – мне не всё удалось;

красный лист – у меня ничего не получилось.

Оцените себя:  ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

- Я вижу, что вы довольны своей работой. Мне было тоже  очень приятно работать с вами.   Мне остаётся сегодня пожелать вам,

Ребята, я уверена, что каждый из вас талантлив в чем-то! Если вы пока не знает, в какой области вы одарены, можно пробовать себя в самой разной деятельности, прислушиваться к себе, понять что же больше вам нравится, и ваш талант обязательно обнаружится!

-  Занятие закончено! Спасибо за работу!

Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

Учащиеся  выбирают для себя соответствующий  по цвету лист, анализируют свою деятельность

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников.

        

ЗАКАЗ: Летний пейзаж «Родные просторы»

ПЛАН

1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.

2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.

3. Нарисуйте или обозначьте  (при помощи малярного скотча) стволы  деревьев.

4. Наберите фон картины, используя знания воздушной перспективы и учитывая сезонные особенности.

5. Размещайте на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане – крупнее и четче

ЗАКАЗ: Зимний пейзаж «Родные просторы»

ПЛАН

1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.

2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.

3. Нарисуйте или обозначьте  (при помощи малярного скотча) стволы  деревьев.

4. Наберите фон картины, используя знания воздушной перспективы и учитывая сезонные особенности.

5. Размещайте на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане – крупнее и четче

ЗАКАЗ: Весенний  пейзаж «Родные просторы»

ПЛАН

1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.

2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.

3. Нарисуйте или обозначьте  (при помощи малярного скотча) стволы  деревьев.

4. Наберите фон картины, используя знания воздушной перспективы и учитывая сезонные особенности.

5. Размещайте на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане – крупнее и четче

ЗАКАЗ: Осенний  пейзаж «Родные просторы»

ПЛАН

1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.

2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.

3. Нарисуйте или обозначьте  (при помощи малярного скотча) стволы  деревьев.

4. Наберите фон картины, используя знания воздушной перспективы и учитывая сезонные особенности.

5. Размещайте на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане – крупнее и четче

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Фамилия Имя

Фронтальная работа

Тест

«Виды пейзажа»

Поисковое задание

Творческое

задание

Количество баллов

Оценка

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

5

5

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Фамилия Имя

Фронтальная работа

Тест

«Виды пейзажа»

Поисковое задание

Творческое

задание

Количество баллов

Оценка

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

5

5

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Фамилия Имя

Фронтальная работа

Тест

«Виды пейзажа»

Поисковое задание

Творческое

задание

Количество баллов

Оценка

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

5

5

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Фамилия Имя

Фронтальная работа

Тест

«Виды пейзажа»

Поисковое задание

Творческое

задание

Количество баллов

Оценка

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

5

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка, рельеф и полезные ископаемые».

7 класс «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые»...

технологическая карта урока для 6-го класса "История Средних веков" Культура Западной Европы

Технологическая карта  представляет собой разработку урока с приложениями. Использование игровых технологий....

технологическая карта урока "Настоящее завершенное и настоящее завершенное продолженное время:формы и значения"

Технологическая карта урока по английскому языку для 10 класса к учебнику "Радужный английский" Афанасьева О.В.,Михеева И.В.,Баранова К.М....

Технологическая карта урока английского языка по теме "История технологий" в 9 классе - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Английский язык «Радужный английский» 9 класс 2 часть. Индивидуальная карта ученика.

Технологическая карта урока английского языка в 9 классе по теме: "История технологий" к учебнику О.В. Афанасьева, И.В. Михеева "Английский язык "Радужный английский" 9 класс ...

Технологическая карта урока в 9 класе по истории "Отечественная война 1812г"

Технологическая карта урока в 9 класе по истории "Отечественная война 1812г"...

Технологическая карта урока английского языка в 9 классе, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Технологическая карта урока английского языка в 9 классе, посвященного 75-летию  Победы в Великой Отечественной войне...