Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе "Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Цель: Расширить и закрепить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства, в произведениях которого отражается отношение художника к природе родного края. Сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира и изображать характерные особенности пейзажа родной природы, используя нетрадиционные техники рисования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тема: Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. Создание композиционного живописного пейзажа своей Родины.
Класс: 6
Тип урока: открытие новых знаний, обретения новых умений и навыков
Вид урока: урок смешанного типа
Цель: | Расширить и закрепить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства, в произведениях которого отражается отношение художника к природе родного края. Сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира и изображать характерные особенности пейзажа родной природы, используя нетрадиционные техники рисования. | |
Задачи: | Обучающие: 1.Познакомить с произведениями художников пейзажистов Оренбургской области, передать их отношение к природе родного края. 2. Совершенствовать умение анализировать и эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ отечественных художников. 3. Освоение нетрадиционных техник рисования в процессе выполнения творческой работы. Воспитательные: 1. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родной стране. Развивающие: 1. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. | |
Планируемые результаты обучения (в соответствии с ФГОС) | Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей, отзывчивости к красоте природы в произведениях русской живописи. Формирование умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира. Предметные: Учащиеся учатся понимать и объяснять язык живописи, его выразительные средства. - Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. - Использовать выразительные средства живописи для создания образов родной природы. Метапредметные: Регулятивные УУД: (организация учащимися своей учебной деятельности): определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии; работать по предложенному плану; учащиеся учатся оценивать свою работу и работу с одноклассниками (рефлексивные умения). Познавательные УУД: умение отбирать нужную информацию и использовать при ответе; работать с схемами- иллюстрациями; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками; постановка вопросов; оценка и коррекция действий партнера, аргументировать свою точку зрения. | |
Организация пространства: | Зрительный ряд: презентация PowerPoint по теме урока, справочник, визуальные материалы (плакаты, слайды, видеофрагменты), Литература: Видеоряд: фрагмент фильма Материалы: Краски (гуашь), бумага, Инструменты: кисти, малярный скотч, пластиковая карта Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года» - «Март. Песнь жаворонка». | |
Межпредметные связи: | Формы и методы работы: | |
Изобразительное искусство, история, литература, музыка. | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: целеполагание; вопросительные слова; проблемная ситуация; самостоятельная практическая работа по алгоритму, самоанализ; самооценивание; эвристическая беседа; рассказ; рефлексия. | |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Цель: Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. | ||
Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. – Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть вас! Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работой своею довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех, А каждый из вас –ощутит свой успех. Ну, что? Вы готовы, ребята, к уроку? А вот готов ли ваш мозг к фантазиям, творчеству и воображению? Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на экран. (1 СЛАЙД) Вы видите человека. Поднимите руку у кого человечек вращаются по часовой стрелке? А у кого человек движутся против часовой стрелки? У кого в обе стороны? Всё, что вы сказали – правильно. Не смотря на то, что все ваши ответы разные. Если человечек на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга, которое отвечает за логические процессы. Если же он поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие, т. е. активны творческие процессы. Возможно в конце урока вы увидите изменения. Всем желаю творчества и вдохновения! | Выполняют самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. 18 марта День воссоединения Крыма с Россией | Регулятивные (прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения) |
2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Цель: Мотивация учебной деятельности. Помочь вспомнить материалы уроков по разделу «Пейзаж» | ||
- Ребята, несколько уроков мы изучаем раздел «Пейзаж». Чтобы перейти к изучению нового материала нам необходимо закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. - Напоминаю, не забываем оценивать свои успех на каждом этапе уроке. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ «ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ» Задание 1. (Фронтальная работа) ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС - Вспомните определение, что такое пейзаж? - В пейзаже особое значение придаётся построению перспективы и композиции. -Что такое композиция? -Что такое перспектива? - Назовите виды перспективы необходимые в изображении пейзажей? Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Какие виды пейзажа знаете вы? Задание 2 (Инд.работа) ВОПРОСЫ: « Виды пейзажа……. » СЛАЙД 2-6 (5 вопросов) - Ребята, поднимите руки те, кто выполнил это задание правильно. - В чем были затруднения? Поставьте полученный вами балл ( за каждый правильный ответ- 1балл) в лист оценивания
| Предполагаемые ответы обучающихся: Отвечают по очереди на вопросы задания Пейза́ж (в переводе с французского — страна, местность) — жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является природа. -Перспектива – учение о способах передачи пространства на плоскости изображения -Композиция – это составление и расположение, соединение в единое целое различных объектов в соответствии с идеей. -Линейная и воздушная перспектива Индивидуально отвечают на вопросы теста Проверь себя! 1) а 2) б 3) в 4) а 5) б (Сельский, городской, парковый, морской, архитектурный, индустриальный пейзаж.) | Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка результатов деятельности, выбор наиболее эффективных способов решения задач) Регулятивные (оценивать степень успешности своей индивидуальной деятельности ; контроль в форме сличения результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него; оценка качества и уровня усвоения) Коммуникативные (выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации); Личностные (выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках) |
3. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ | ||
Проблемная ситуация. Ребята, как называют художников пишущих пейзажи? Представьте -Сегодня мы все успешные художники-пейзажисты, работающие в престижной АРТ -студии. -И я вас поздравляю, у нас есть первые заказы. - Написать серию пейзажей по мотивам картин Оренбургских художников Постановка проблемного вопроса: Кто знает художников пейзажистов с.Курманаевка, Курманаевского района, Оренбургской области? | -Художник-пейзажисты Лозунг «Все способны!» | Познавательные (логические: подведение под понятие, выведение следствий) |
4.ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Цель: погружение в тему урока, формулирование совместно с учащимися цели и задач урока. | ||
Есть огромная Русь Это ширь без границы! Есть в ней край где ты рос, Где родное жилье. Как же мне не любить? Как тобой не гордиться? Оренбуржье мое, Оренбуржье мое! Вот так очень образно великий русский художник-пейзажист И задает тему нашего урока. Вопрос: Сформулируйте тему урока. Вопрос: Сформулируйте цель нашего урока. СЛАЙД Вопрос: Чтобы реализовать поставленную цель, что надо сделать?
Вопрос: Отлично, подумайте какими источниками информации можно воспользоваться для достижения цели урока? Ребята, скажите, пожалуйста, что для человека самое дорогое? Что для вас означает слово Родина?
| Ответ: Я думаю, что тема нашего урока «Пейзаж. Красота родного края» Ответ: Познакомиться с творчеством Оренбургских художников-пейзажистов Ответ: Надо составить план. Определить задачи. Ответ: Можно прочитать в справочнике, энциклопедии, учебнике, в интернете, в местном краеведческом музее. Мама и Родина Родина - это наша страна Россия, с её прекрасной природой, людьми, нет на земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы её ясным небом, цветущими садами, закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой. | Личностные (самоопределение, мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности) Познавательные (общеучебные: формулирование познавательной цели; логические: выдвижение гипотез и их обоснование) |
5. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ | ||
Каждый народ любит природу родного края. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины… - Мне хотелось бы, чтобы вы познакомились и запомнили имя этого выдающегося человека, гордость Оренбургской области . (доклад обучающихся ). А.И.Овчинников. Вопрос: Посмотрите на работы художника. К какому виду пейзажа можно отнести работы? Какое настроение передают? Какую цветовую гамму использует художник? Н.Н.Розанов. - Молодцы, вас теперь можно считать начинающими искусствоведами, - 18 марта День воссоединения Крыма с Россией. Красота крымских пейзажей завораживает . Многие художники неоднократно писали море, горы. И.Айвазовский, «Черное море», «Лунная ночь в Крыму» Ребята, подумайте, в чём заключается особенность русского национального пейзажа? - Отлично, действительно, особенностью русского национального пейзажа является изображение природы: леса, полей, деревьев, рек. Русские художники изображают бескрайние поля, простор. - Чем же отличается природа России от природы других стран? -Молодцы, взгляните ещё раз на репродукции картин. Изображён ли на них простор, русская красота и загадочность? - Хорошо, а каких вы знаете художников, изображающих русский национальный пейзаж? - Молодцы. Кто сможет объяснить значение слов национальный пейзаж? - Совершенно верно. Мой друг, что может быть милей Зрительное восприятие красоты пейзажа родного края. Работа по учебнику (стр.152- 156 - 161) | Поисковое задание учеников. Выслушивают ответы учеников, оценивают качество и уровень выполнения задания. Поисковое задание (выступление ученика) Художники изображают русскую природу, родные места, лес. Слушают учителя Красотой, простором. Да Шишкин, Левитан, Кустодиев. Это изображение русской природы, родных мест. | Коммуникативные (планирование: определение целей и способов взаимодействия; постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра: контроль, коррекция и оценка действий партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли) Познавательные (общеучебные: поиск и выделение информации, моделирование; логические: анализ с целью выделения существенных признаков, синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений) |
6.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (ФМ) | ||
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер роняет росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем - И начнём рисовать. | Выполняют упражнения | Личностные: Проявляют физическую активность в выполнении упражнений. |
7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (20 мин) Цель: выполнить практическую работу. | ||
Вопрос: Получив информацию, теперь вы сможете выполнить задание, которое звучало в начале урока? Какое было задание? Написать серию пейзажей по мотивам картин Оренбургских художников «Красота родного края. Времена года» Карточки- задания 1. Летний пейзаж
– Приступайте к работе по плану: ПЛАН 1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам. 2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа. 3. Нарисуйте или обозначьте (при помощи малярного скотча) стволы деревьев. 4. Наберите фон картины, используя знания воздушной перспективы и учитывая сезонные особенности. 5. Размещайте на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане – крупнее и четче | Ответ: изобразить пейзаж уголка родной природы, по мотивам работ оренбургских художников Работа в парах Практическая работа: Учащиеся самостоятельно выбирают и выполняют задание), используя наглядное пособие. | Регулятивные (Оценка и осознание учеником того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.) |
8.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА | ||
Повторим! -Какова была тема урока? - Вы достигли поставленной цели? | Выслушивают ответы учеников, оценивают правильность ответов | Регулятивные (выполнение заданий и внесение необходимых дополнений и корректив в работу -Оценка и осознание учеником того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
9.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ | ||
Домашнее задание: 1. Составить кроссворд по творчеству художников-пейзажистов Собрать с помощью интернета небольшую коллекцию пейзажей отечественных художников. | - Записывают домашнее задание в дневники СЛАЙД | Личностные (смыслообразования: «какое значение и смысл имеет для меня учение» и уметь находить ответ на него) Познавательные (общеучебные: поиск и выделение информации; действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера) |
10.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Выставка, анализ и оценка работ учащихся. Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами. Давайте посмотрим на ваши работы. Насколько вам удалось передать красоту русской природы, её удивительный и загадочный мир (анализ и оценка) Подведем итог урока. Рефлексия – С произведениями каких оренбургских художников-пейзажистов мы сегодня познакомились? – Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту родной природы. – Давайте выберем наиболее удачные композиции, интересный колорит. Вы хорошо потрудились на уроке! Отразите свое мнение о нашем уроке на дереве достижений : желтый лист – мне всё понравилось, всё удалось; оранжевый лист – мне не всё удалось; красный лист – у меня ничего не получилось. Оцените себя: ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ - Я вижу, что вы довольны своей работой. Мне было тоже очень приятно работать с вами. Мне остаётся сегодня пожелать вам, Ребята, я уверена, что каждый из вас талантлив в чем-то! Если вы пока не знает, в какой области вы одарены, можно пробовать себя в самой разной деятельности, прислушиваться к себе, понять что же больше вам нравится, и ваш талант обязательно обнаружится! - Занятие закончено! Спасибо за работу! | Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности. Учащиеся выбирают для себя соответствующий по цвету лист, анализируют свою деятельность | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников. |
ЗАКАЗ: Летний пейзаж «Родные просторы» ПЛАН 1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам. 2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа. 3. Нарисуйте или обозначьте (при помощи малярного скотча) стволы деревьев. 4. Наберите фон картины, используя знания воздушной перспективы и учитывая сезонные особенности. 5. Размещайте на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане – крупнее и четче | ЗАКАЗ: Зимний пейзаж «Родные просторы» ПЛАН 1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам. 2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа. 3. Нарисуйте или обозначьте (при помощи малярного скотча) стволы деревьев. 4. Наберите фон картины, используя знания воздушной перспективы и учитывая сезонные особенности. 5. Размещайте на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане – крупнее и четче |
ЗАКАЗ: Весенний пейзаж «Родные просторы» ПЛАН 1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам. 2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа. 3. Нарисуйте или обозначьте (при помощи малярного скотча) стволы деревьев. 4. Наберите фон картины, используя знания воздушной перспективы и учитывая сезонные особенности. 5. Размещайте на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане – крупнее и четче | ЗАКАЗ: Осенний пейзаж «Родные просторы» ПЛАН 1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам. 2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа. 3. Нарисуйте или обозначьте (при помощи малярного скотча) стволы деревьев. 4. Наберите фон картины, используя знания воздушной перспективы и учитывая сезонные особенности. 5. Размещайте на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане – крупнее и четче |
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Фамилия Имя | |||||
Фронтальная работа | Тест «Виды пейзажа» | Поисковое задание | Творческое задание | Количество баллов | Оценка |
1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 5 | 5 | ||
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Фамилия Имя | |||||
Фронтальная работа | Тест «Виды пейзажа» | Поисковое задание | Творческое задание | Количество баллов | Оценка |
1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 5 | 5 | ||
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Фамилия Имя | |||||
Фронтальная работа | Тест «Виды пейзажа» | Поисковое задание | Творческое задание | Количество баллов | Оценка |
1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 5 | 5 | ||
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Фамилия Имя | |||||
Фронтальная работа | Тест «Виды пейзажа» | Поисковое задание | Творческое задание | Количество баллов | Оценка |
1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 5 | 5 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка, рельеф и полезные ископаемые».
7 класс «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые»...

Технологическая карта урока "Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования"
Технологическая карта по географии для 7 класса...
технологическая карта урока для 6-го класса "История Средних веков" Культура Западной Европы
Технологическая карта представляет собой разработку урока с приложениями. Использование игровых технологий....

технологическая карта урока "Настоящее завершенное и настоящее завершенное продолженное время:формы и значения"
Технологическая карта урока по английскому языку для 10 класса к учебнику "Радужный английский" Афанасьева О.В.,Михеева И.В.,Баранова К.М....

Технологическая карта урока английского языка по теме "История технологий" в 9 классе - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Английский язык «Радужный английский» 9 класс 2 часть. Индивидуальная карта ученика.
Технологическая карта урока английского языка в 9 классе по теме: "История технологий" к учебнику О.В. Афанасьева, И.В. Михеева "Английский язык "Радужный английский" 9 класс ...
Технологическая карта урока в 9 класе по истории "Отечественная война 1812г"
Технологическая карта урока в 9 класе по истории "Отечественная война 1812г"...
Технологическая карта урока английского языка в 9 классе, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Технологическая карта урока английского языка в 9 классе, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...
