Конспект внеклассного занятия по ИЗО, посвящённого году культуры народов России "Народные промыслы".
материал по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Димова Мария Валерьевна

     В начале внеклассного занятия чоздаётся доброжелательная атмосфера и ставится проблема для учащихся. С помощью поставленной проблемы они определяют тему занятия и задачи. Далее класс делится на группы и начинает выполнять проект на заданную тему. Каждой группе раздаются конверты с заданиями и материалами для проекта. Они всё обрабатывают, составляют проект и готовят защиту. Затем представляют свои проекты по группам. Рефлексия проходит в виде опроса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель ИЗО Димова Мария Валерьевна

Конспект внеклассного занятия по ИЗО, посвящённого году культуры народов России

«Народные промыслы»

Цель: Научить распознавать виды народной росписи.

Задачи:

- Создание мини-проекта по теме;

- Развитие эстетического вкуса, приобщение культурному наследию России;

- Воспитание чувства гордости за свой народ.

Ход внеклассного занятия:

I. Орг. момент (2 минуты)

- Добрый день друзья, я рада вас видеть. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Молодцы! Надеюсь, наш урок будет таким же добрым, как ваши улыбки!

II. Постановка проблемы (5 минут)

- Кто знает, каким годом объявлен 2022 год?

- 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России.

- Что такое культурное наследие?

- Это всё, что создал наш народ, все национальности, которые проживают в России, у каждого народа своя богатая культура.

- Посмотрите внимательно на предметы и скажите, какие они? Они относятся к культурному наследию?

- К какому виду искусства они относятся? (изготавливает народ: народное искусство)

- Итак, какова тема нашего занятия? (Народные промыслы)

- А как вы думаете, многие ли спешат в музеи, где представлены народные промыслы?

- Раньше это было распространено, а сейчас?

- Сейчас всё меньше народа ходит в музеи. У нас в Чите есть выставочный салон декоративно – прикладного искусства, там можно посмотреть и приобрести изделия для собственного творчества (ложки, уже готовые, но не расписанные, можно купить и дома попробовать самим расписать)

- Вы бывали там?

- Какая проблема назрела в обществе? (редко посещают музеи, забываются традиции)

III. Работа над проектом (20 минут)

- Поэтому, мы сейчас с вами создадим мини-книги о разных видах народной росписи. Для этой работы мы поделимся на три мини - группы: 1 – Саша, Глеб и Миша – вы изучаете жостовскую роспись; 2 – Маша, Дима, Егор – вы изучаете хохломскую роспись; Виталя и Тимур – познакомятся сами и познакомят нас с гжелью.

-  Для этого я предлагаю вам вот такие наборы, в которых есть информация о видах народной росписи, она характеризовалась в одной какой – либо местности.

- Вы вскрываете конверты, там три вида народной росписи, которые мы разберём с вами на уроке: гжель – гжельская роспись, жостовская роспись, хохломская роспись.

-  Ваша задача из этого материала выбрать тот, который по вашей теме. Для этого вам нужно поработать с текстами и определить, о каком виде идёт речь. Затем вы набираете элементы этой росписи по признакам, описанным в текстах и образцы готовых изделий, всё это склеиваете в книгу, а затем вы должны презентовать нам книгу и рассказать о том виде народной росписи, которая вам задана.

- А также я вам раздаю критерии оценивания, которые вы заполните по окончании работы.

IV. Представление готовых работ. Рассказ содержания проекта (10 минут)

- Каждая группа рассказывает, с чем познакомилась в ходе работы и свои эмоции (на сколько заинтересовал вид росписи, захотелось ли побывать в музее, захотелось ли нарисовать)

- Оценка по критериям оценивания (каждый ли этап работы выполнен, и какой вклад каждого в команде).

V. Рефлексия (5 минут)

- Выполнили ли мы с вами задачи урока и достигли ли цели?

- С чем мы познакомились на уроке (Что нового вы сегодня узнали на занятии?)

- Была ли эта информация для вас интересной и полезной?

VI. Домашнее задание (3 минуты)

- Я думаю, что никто из вас не остался равнодушным, поэтому предлагаю дома найти другие виды росписи или другие виды народных промыслов.

Народные промыслы

Гжель

        С незапамятных времён на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества – «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.

        Гжель — один из самых знаменитых и любимых видов русской народной росписи по фарфору. Фарфор — вид керамики, которую делают из смеси глины, кварца и каолина. Этот материал достаточно устойчив, не пропускает газ и воду.

        Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали.

        

        Изделия изготавливаются в несколько этапов:

- Сначала мастера выливают предметы из высококачественной смеси и обжигают их;

- Далее осуществляют роспись. Рисунок выполняется одной краской (кобальтом), которая после обработки приобретает синий цвет. Вещество разбавляется водой, узоры наносятся мазками, линиями, а в орнаменте появляются растительные мотивы. Узор выводится на поверхность точно и быстро;

- Последний этап — покрытие глазурью и контрольное обжигание, чтобы сохранить рисунок и сделать изделие долговечным.

Изначально гжель была многоцветная, а в XIX веке основными оттенками стали — синий и белый.

        Интересные факты:

- Любимый узор гжельских мастеров — роза.

- В XVIII веке особую популярность имели гжелевые игрушки. Согласно оценке некоторых источников, в год их изготавливалось несколько сотен тысяч.

- Гжельские художники всегда почитались и были свободными даже во времена крепостного права.

Народные промыслы

Хохломская роспись

        С незапамятных времён на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества – «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.

        Хохлома — пожалуй, самый известный вид русской народной росписи по дереву. Изделия с хохломской росписью появились после освобождения от татаро-монгольского ига. Жители деревни Хохлома и близлежащих сёл кормились за счёт этого промысла. Позже деревянные изделия с красными завитушками прогремели на весь мир, были любимы в Париже, Индии и Средней Азии.

Деревянные изделия с хохломской росписью актуальны и по сей день.

Они изготавливаются из дерева и расписываются мастерами вручную. Основные цвета: красный, чёрный и золотой. Но хохломское золото — лишь видимость. На самом деле дерево покрывается серебристым оловом, которое после обжига в печи и покрытия льняным маслом приобретает дорогой золотой оттенок. Тёмный фон усиливает контрастность.

Характерные элементы хохломской росписи — ягоды рябины, калины и земляники, а также птицы и звери.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок. Изделия два-три раза покрывали олифой, в поверхность втирали оловянный или алюминиевый порошок и сушили их в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

Интересные факты:

- Мировую популярность хохлома приобрела именно после выставки в Париже, в 1899 году.

- Существует легенда: технику росписи крестьянам показали старообрядцы, которые занимались иконописью.

- Хохломской промысел особо прославился своими нарядными ложками.

Народные промыслы

                                      Жостовская роспись

        С незапамятных времён на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества – «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.

        Жостовская роспись — художественная техника рисования на металлических подносах. Стиль росписи — цветочный. За основу берутся четыре вида композиций: собранный букет, букет враскидку, венок и гирлянда.

Ремесло зародилось в начале XIX века, в деревне Жостово Московской области, как прообраз изменённой тагильской росписи. Изначально таким стилем украшали фигуры папье-маше, но с развитием металлургии мастера перешли на роспись железных подносов.

Сами подносы изготавливаются из листового металла круглой, прямоугольной, восьмиугольной и овальной формы. Первые этапы производства — грунтовка, шпатлёвка, шлифовка и лакировка будущего изделия. После этого заготовка поступает к живописцу.

При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, их наносят мягкими беличьими кистями. Многослойное изображение создаётся в несколько этапов: подмалёвка, тенёжка, бликовка, а завершают оформление чертёжка и посадка семенцов.

        Интересные факты

- На родине жостовского промысла расписные подносы используются вместо табличек с номерами домов.

- При росписи подносов художник всё время держит изделие на коленях. После такого трудового дня у мастеров болит шея.

Критерии оценивания работы группы

Этапы работы

Не выполнен

Выполнен частично

Выполнен полностью

Подобрать информацию по своему заданию

Понят смысл прочитанного

Подобраны элементы росписи, согласно описанию в тексте

Подобраны образцы готовых изделий по теме

Аккуратность оформления работы

Раскрыта ли тема

Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по неделе русского языка "Великое русское слово", посвящённой Году культуры в России

Отчёт по неделе русского языка "Великое русское слово", посвящённой Году культуры в России...

Конспект внеклассного занятия "Живая память народа."

Презентация для участия в конкурсе "Мы против коррупции"...

конспект внеклассного занятия по ОРКСЭ (модуль православная культура) 4 класс

Третий год преподаю в 4 классе ОРКСЭ (модуль православная культура). Предмет для учащихся начальной школы новый, сложный, поэтому стараюсь учебный материал представить интересным, доступным. Использую...

Урок посвящённый Году Культуры в России.

Данное мероприятие прошло для 1-12 классов. Были приглашенны как самодеятельные, так и проффессиональные коллективы....

Конспект внеклассного занятия: "Народ России в Великой Отечественной войне"

Цель: познакомить с историческими событиями 1941-1945 годов; познакомить с героями ВОВ....

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Сценарий городского праздника, посвящённого Году культуры "Мой первый проект"

Сценарий посвящён Году культуры. Иллюстрируется слайд-презентацией "Культурные традиции моего города"...