Доклад «Роль наставника в нравственно-эстетическое развитие и социально-творческая активность обучающихся в конкурсной деятельности»
статья по изобразительному искусству (изо)
Большую роль в жизни ребенка занимает творчество. В отделении дополнительного образования имеются большие возможности для развития интереса к изобразительной деятельности, т.к. занятия проводятся в самых разнообразных формах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Роль наставника в нравственно-эстетическое развитие и социально-творческая активность обучающихся в конкурсной деятельности»
учитель изобразительного искусства, методист
МБОУ БСОШ № 2
Горбачева Ольга Ивановна
Большую роль в жизни ребенка занимает творчество. В отделении дополнительного образования имеются большие возможности для развития интереса к изобразительной деятельности, т.к. занятия проводятся в самых разнообразных формах.
Развитие творческих способностей детей – сложная задача, требующая от педагога кропотливой работы, внимательного и бережного отношения к каждому ученику. Цель уроков изобразительного искусства состоит как раз в том, чтобы каждого ребенка научить видеть прекрасное, ценить его и самому творить. Умственное развитие учеников определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у учащихся уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, переживания. Как отмечает К.Д. Ушинский, «дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Рисование – одно из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Каким должен стать урок, чтобы он стал значим, переживаем, интересен для каждого ребенка?
Мы ведем своих учеников к творчеству маленькими шажками: сначала показывая чистые краски разноцветного мира, окружающего нас, учим прислушиваться, всматриваться, чувствовать. Из урока в урок терпеливо приближаем школьников к красоте рукотворной: дети узнают о том, что человек может сотворить своими руками, учатся удивляться прекрасному и объяснять его природу. Учащиеся стремятся к тому, чтобы своими руками создать что-то прекрасное. Какие средства и методы можно применить для развития творческих способностей учащихся?
Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Художественное развитие осуществляется в практической форме в процессе творчества учащихся. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, смыслового и ценностно- эмоционального восприятия произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать свое отношение к реальности при освоении средств художественной выразительности. Занимательные ситуации на уроках, применение различных технических средств обучения, масса наглядных пособий и дополнительных материалов тоже вызывают интерес к творческой деятельности.
Современная информационная среда предполагает самостоятельную активность учащихся в обретении информации и новых знаний. Современный школьник имеет возможности для виртуальных путешествий по коллекциям знаменитых музеев мира, для углубления своих представлений о творчестве великих художников. Компьютер становится также инструментом художественного изображения и новых выразительных и коммуникативных возможностей. Но как всякий инструмент, он имеет границы использования, и нельзя недопонимать роль художественных материалов в развитии эстетического опыта учащихся.
Только в единстве восприятия искусства и собственной творческой практической работы у учащихся происходит формирование образного художественного мышления. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы.
Несомненно, что встреча с подлинными произведениями искусства во время экскурсий в музеи или на художественные выставки крайне необходима. Именно учитель может сделать эту встречу действительно событием и переживанием для подготовленного к восприятию искусства ученика.
Под руководством учителя, который обучает художественному действию, ребенок на основе своих переживаний, своего жизненного опыта и своих индивидуальных качеств учится искать и находить свое решение заданий по теме урока. На основе творческого поиска, самостоятельной оценки явлений, личностных переживаний, развивается позитивный интерес к жизни и способность действовать в обстоятельствах , где необходима выдумка, неординарность решения.
Это является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей.
Развитие интереса к изобразительной деятельности у учащихся обеспечивается умением учителя сочетать индивидуальную и коллективную работу, правильной организацией учебной деятельности, от отношений между учениками и учителем.
Опыт показывает, что надо предлагать детям разнообразные задания для выполнения разными материалами (карандаш, цветные мелки, цветные гелевые ручки, фломастеры, гуашь, акварель). Необходимо постепенное усложнение учебного материала. Это развивает у учащихся творческое воображение, фантазию, образное мышление.
Реализация межпредметных связей также имеет большое значение для развития интереса к изобразительной деятельности. Для этого используется комплексное воздействие произведений изобразительного искусства, музыки, скульптуры.
В архитектурно-художественной региональной школе у детей более целенаправленно осуществляется развитие восприятия, формируются сенсорные способности: глазомер, чувство цвета , ритма, развитие художественно- творческих способностей. На уроках ребята часто слушают народную музыку, а многие занимаются на музыкальных отделениях, совмещая учебу в классе живописи с музыкой или хореографией.
Осуществляется знакомство с народными инструментами.
Большие возможности для развития творческих способностей заключает в себе народное искусство: изобразительное, музыкальное. Другим важным моментом является освоение учащимися истории родного края, знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством, с народными умельцами, художниками своего края и страны.
От родного слова, родной песни, картин родной природы к пониманию искусства ближайших соседей и к мировой художественной культуре и искусству - вот путь познания национальных культурных ценностей.
Наряду с традиционными уроками целесообразно проводить интегрированные и бинарные уроки (народные промыслы и народная музыка, народные промыслы и история, народные промыслы и устное народное творчество).
Одним из наиболее эффективных путей развития творческих художественных способностей является взаимосвязь народных промыслов и народной музыки. Поэтому возможно проведение уроков и внеклассных мероприятий, где народные промыслы и музыка работают в паре.
Для воспитания художественного вкуса необходимо постоянно подчеркивать, что делает изделие красивым (правильная компоновка рисунка, сочетание цветов). Учащиеся начинают понимать красоту окружающего, давать оценку своим работам, находить ошибки, если они есть. Народное искусство способствует развитию интеллекта учащихся. Изучение росписей можно строить на сравнении одной с другой, выделить сходство и различия. Для того чтобы учащиеся использовали свои навыки и умения в росписи по дереву, на практике ребята на уроках композиции расписывают деревянные заготовки. Реализация идеи развития творческих способностей при знакомстве с народным творчеством предполагает наличие определенной системы уроков. Учебные занятия проводятся по принципу «от простого к сложному»; усвоение учебного материала строится на поэтапном формировании и развитии умений и навыков.
Несколько уроков в году мы посвящаем русским народным промыслам. Ребята знакомятся с историей развития промыслов, технологией росписей, основами композиций, видами и свойствами красок и других материалов, применяемых в росписи. Затем выполняют творческие работы такие как: роспись посуды на бумаге в технике Гжели, роспись разделочной доски в технике Городецкой, матрешки - в технике Хохломской… Дети учатся выявлять материальные качества изображаемых предметов с проработкой деталей и орнаментов, передавать назначение и эстетическую ценность вещи, гармонично сочетать форму и цвет, устанавливать тональные отношения.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы. Реализация «модели выпускника» гармонично соотносится с целями и задачами дополнительного образования, направленная непосредственно на развитие личностного потенциала и соответствует Концепции дополнительного образования:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, активно участвующий в защите окружающей среды;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия. Регулярное проведение выставок рисунков, выполненных в рамках дополнительных занятий:
- Организация выставки творческих работ «Символ Победы», «Казачий костюм», - Участие в организации выставки ко Дню станицы - Организация поездки для участия в Донском областном пленэре юных художников и преподавателей
- Организация участия обучающихся в опросе (с 12 лет) в рамках фундаментального проекта «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления» ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российский академии образования» – Модератор Всероссийского изобразительного диктанта - Модератор различных художественных конкурсов конкурса
Социально-творческую активность обучающихся можно наблюдать по достигнутым результатам дистанционных всероссийских конкурсах. Разнообразие конкурсной тематики, регулярность, инициативность, ответственность, саморганизация, толератность, стремление к высоким результатам наблюдается в данном списке:
Победители и призёры Всероссийских детских творческих конкурсов:
1.«Сохраним планету»
2.«Проводы зимы»
3.«Весёлые ежики
4.«К Новому году готовы»
5. «Космос над нами»
6. «Великая Победа»
7. «Красная книга»
8. Всероссийская познавательная онлайн-викторина «Великая Победа в каждом из нас!»
8. Всероссийская познавательная онлайн-викторина «Дорога безопасности»
9. «Русские народные промыслы»
10. Всероссийский конкурс фотографий «Бессмертный полк шагает по планете – 2 победителя, 1 призер
ЮРМОШ – муниципальный (1 поб., 1 приз., 3 участ) 5 чел.;
- Всероссийский уровень UCHi.RU
1.Всероссийская метапредметная олимпиада «Ближе к Дальнему», январь 2025 - 10 победителей, 8 призеров, 7 участников;
2.Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по финансовой грамотности и предпринимательству, март 2025 – 7 победителей, 13 призеров, 5 участников;
3.Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по окружающему миру и экологии, март 2025 – 10 победителей, 7 призеров, 8 участников
4. Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по английскому языку -5 поб, 11 призеров, 8 участников
5. Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по естественным наукам «Наука вокруг нас» - 3 поб, 10 приз, 10 участ.
6.ПДН инспектор (письмо РОО) – муниципальный - 15 уч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проет "Интеграция инновационных технологий обучения – путь к развитию интеллектуальной и творческой активности обучающихся"
Презентация педагогического проекта для аттестации...

Формирование и развитие социальной и творческой активности обучающихся через организацию взаимодействия и сотрудничества
Педагогическая концепция....

Доклад "Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном развитии детей".
Доклад для музыкального руководителя детского сада. Здесь говорится о положительном влиянии музыки на общефункциональную деятельность организма....

Конкурсы как средство развития творческой и общественной активности обучающихся
С 2006 года являюсь руководителем детского объединении «Лига юных журналистов» МБУ ДО Кагальницкого Центра творчества Азовского района.. До 2006 года вела юнкоровское объединение шко...
Развитие познавательной и деловой активности обучающихся
В статье проанализирована важность развития познавательной и деловой активности у обучающихся основной общеобразовательной школы....

«Развитие индивидуальности и познавательной активности обучающихся через различные формы работы на уроках и внеурочной деятельности»
Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей о своём будущем ш...

