План мастер-класса для подростков и взрослых "От желтка до шедевра": изготовление натуральной яичной темперы по Чиннино Чиннини
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Рябченко-Лякс Наталья Сергеевна

На представленном мастер-классе подростки и взрослые могут познакомится с древней технологией изготовления темперы, а также "попробовать в действии".

Весь процесс  состоит из 3х главных этапов:

1) Перетирание пигментов на стекле (минимум 2), просушка и снятие готового пигмента.

2) Изготовление эмульсии, смешивание с пигментом (2 цвета).

3) Нанесение живописных слоёв на залевкашенную (грунтованную) поверхность.

Теория предполагает краткое пояснение технологии изготовления яичной темперы и её истории, а также демонстрацию подготовленных образцов природных материалов с пояснением свойств материалов. 

Главный акцент Мастер-класса - положительные эмоции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока: «Натуральная темпера: от яйца до шедевра. Практикум»

Целевая аудитория: взрослые (16+), начинающие и интересующиеся традиционными художественными техниками.

Количество участников: 10 человек.

Продолжительность: 1 академический час (45 минут).

Формат: мастер-класс с практическим выполнением ключевых этапов.

Цель: познакомить участников с историей и технологией создания яичной темперы, дать практический опыт изготовления эмульсии, коллективного перетирания пигмента и нанесения его на залевкашенную основу.

Задачи:

1. Дать краткие теоретические знания о темперной живописи, ее истории и свойствах.

2. Научить самостоятельно изготавливать темперную эмульсию по классическому рецепту.

3. Отработать навык коллективного перетирания сухого пигмента курантом на стекле.

4. Показать технику нанесения темперного красочного слоя кистью на левкашенный картон.

Ход урока (45 минут)

I. Вводная часть (10 минут).

1. Организационный момент (2 мин):

· Приветствие.

· Краткое представление темы: «Сегодня мы за 45 минут пройдем весь путь древнего художника: от куриного яйца до готового красочного слоя».

2. Краткая теоретическая справка (8 мин): Рассказывать параллельно с показом материалов.

· Что такое темпера? Краска на основе эмульсии. Желток – натуральный эмульгатор, который связывает воду (в вине) и масло (в желтке).

· Роль вина: Вода – разбавитель. Спирт – обезжиривает желток, делает эмульсию стабильнее. Кислота – консервант, не дает эмульсии испортиться.

· Почему картон? Переплетный картон, покрытый левкасом (гипс+клей) – прекрасная, доступная и не требующая долгой подготовки альтернатива деревянной доске.

· Техника безопасности: Важность перчаток – пигменты не должны оставаться на коже и тем более попадать в рот. Аккуратность со стеклом.

II. Практическая часть (30 минут)

· Демонстрация: Преподаватель показывает каждый шаг на своем примере так, чтобы все видели. Участники повторяют.

(Чтобы сэкономить время и материалы, возможно эмульсию изготавливается педагог, а участники смотрят).

1. Приготовление эмульсии (10 мин):

· Инструктаж: "У каждого своя эмульсия – это ваш личный рецепт".

· Отделение желтка: Аккуратно разбиваем яйцо, отделяем желток, прокатываем его на салфетке, чтобы убрать белок. Держим желток в руке (через салфетку), аккуратно прокалываем оболочку и выливаем чистый желток в свою баночку.

· Добавление вина: Заливаем в баночку с желтком отмеренное вино из стаканчика.

· Смешивание: Тщательно перемешиваем палочкой до однородной жидкости. Закрываем крышку, можно немного потрясти. Эмульсия готова!

2. Коллективное перетирание пигмента (12 мин):

· Организация: Участники собираются вокруг наборов для перетирания.

· Первый цвет (7 мин): Преподаватель руководит процессом пошагово:

· "Возьмите мастихин и насыпьте немного охры на стекло (примерно пол-чайной ложки)".

· "Рядом капните 5-7 капель эмульсии из своей баночки".

· "Возьмите курант и начинайте круговыми движениями с нажимом растирать пигмент. Цель – получить однородную пасту".

· Преподаватель помогает, контролирует консистенцию.

· Второй цвет (5 мин): Процесс повторяется со вторым пигментом (малахит/глауконит). Участники сами решают, кто какой цвет делает.

· Перенос на палитру: Каждый участник мастихином забирает немного готовой краски каждого цвета на свою индивидуальную палитру.

3. Нанесение краски на основу (8 мин):

· Объяснение техники: "Темпера не любит размазывания. Работаем короткими, четкими мазками, «положи» краску на поверхность. Кисть постоянно промываем!"

· Практика: Участники работают на своих залевкашенных картонках.

· Задача 1: Сделать цветовые пятна, почувствовать плотность и укрывистость краски.

· Задача 2 (по желанию/если успевают): Попробовать написать простой символ (линия, крест, круг) или сделать плавный переход от одного цвета к другому по сырому.

· Преподаватель контролирует процесс, помогает советом.

III. Заключительная часть (5 минут)

1. Подведение итогов и рефлексия (3 мин):

· "Сегодня мы успели: 1) создать свою эмульсию, 2) перетереть настоящие пигменты, 3) сделать пробные мазки".

· Вопрос группе: "Какие ощущения? Что было самым интересным или сложным?"

· Краткий ответ на вопросы.

2. Рекомендации и завершение (2 мин):

· "Ваши эмульсии в баночках можно забрать с собой и хранить в холодильнике 2-3 дня".

· "Картонки сушите горизонтально. Полное высыхание займет несколько дней".

· "Для серьезных работ краску нужно перетирать тщательнее и дольше, чем мы успели сегодня".

· Благодарность за участие и прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мастер-класса "Инсценировка сказки "Теремок" на английском языке"

план мастер-класса по теме "Инсценировка сказки "Теремок" на английском языке...

Календарно - тематическое планирование 5-6 класс и план мастер - класса по Городецкой росписи

Календарно м- тематическое планирование 5,6,7 класс, технология, девочки....

План мастер -класса английского языка 7 класс "Экологические проблемы"

МБУ школа № 1 имени Виктора Носова, сценарий мастер – класса (открытого урока) английского языка в 7Б классе на тему «Eco-problems», дата проведения: 19.03.2015, учитель: Инкина З.М., технологии: личн...

Seminar plan "Exercise Company in Teaching English in the classroom" (план мастер - класса в рамках аттестации БРИОП)

„Übungsfirma“ or “Exercise company” is a simulated company, where students practice English speaking in the classroom in a new  form. The students are involved in speaking during the organiz...

План мастер классов

План - сетка мастер классов на 8 марта "Подарок Маме!"...

Сценарный план мастер - класса "Создание газеты. Журналистские игры"

Опыт использования проектного метода обучения....

Мастер-класс «Цветы для милой мамы» панно-вязание крючком и изготовление цветов из пряжи

Мастер-класс «Цветы для милой мамы»панно-вязание крючком и изготовление цветов из пряжиЦель: Научить детей вязать цепочки из пряжи, держать правильно крючок, собирать цветочную композицию....