План-конспект урока по теме: "Ковалентная связь"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Чесноков Александр Николаевич

На этом уроке обучающиеся знакомятся с новым типом химической связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok__10.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема урока:       Ковалентная неполярная связь        

Цели урока:      

 1)    Дать понятие о ковалентной химической связи.

  1. Научить школьников записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул.
  2. Сформировать понятие о кратности  ковалентной связи.

Задачи: 1. Как атомы элементов могут завершить свой внешний энергетический уровень.        

2.  Какие атомы элементов образуют ковалентную неполярную связь.

3.  Как записываются схемы образования ковалентной неполярной связи.

4. Как  в формулах обозначается одинарная, двойная, тройная связь.

5. Какая зависимость между длиной и прочностью связи.

Ход урока:

      I. Организационный момент.

     II. Проверка знаний:

     1. Сравнить строение и свойства атомов элементов:

     а)  С и Si;   б) Si  и  P;     в) C  и  N.

      2. Составить схемы образования ионной связи между атомами:

      а) Na и  O; б)  Li и  Cl; в)  Mg  и  F; г)  K и  N;

  1. Изучение новой темы:

Ковалентная химическая связь

Ребята, вам уже известно, как возникает химическая связь между атомами металлов и неметаллов: посредством обмена электронов. При этом их атомы превращаются в противоположно заряженные ионы, которые притягиваются друг к другу и образуют ионные соединения.        

А как образуется химическая связь между одинаковыми атомами неметаллов, как в двухатомных молекулах известных вам простых веществ: кислорода, водорода, азота, галогенов?

        Выписываем формулы на доску: О2, Н2, N2, Г2 (условная запись всех галогенов). Ставим ту же проблему: достижение завершенного внешнего уровня из 8 электронов. Но решается она здесь по-другому. В данном случае речь не может идти об отдаче и принятии электронов, поскольку атомы совершенно одинаковы. Остается единственный способ: сделать внешние электроны общими для обоих атомов.

Схемы образования ковалентной химической связи.        

Далее рассмотрим схему образования молекулы фтора F2 (учеб. стр. 60). При рассмотрении этого вопроса обязательно сосчитайте число электронов вокруг каждого атома фтора при образовании двухатомной молекулы. Покажем, что таким образом формируется завершенный внешний восьмиэлектронный уровень для каждого атома фтора.

 Ковалентная связь — это химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар.

Вводим понятие электронной пары и непарных электронов. Число непарных электронов легко рассчитать по известной формуле 8 — N, где N — номер группы, в которой расположен элемент. Другими словами, сколько электронов не хватает до завершения внешнего уровня, столько и непарных электронов в атоме. Для фтора (7 группа): 8 — 7=1 непарный е

Существует также другой прием: записывать внешние электроны вокруг химического знака по четырем сторонам света вначале по одному, и лишь

затем только спаривая их. Например:

  ..                             ..                              ..                                   .

·Cl:                         ·N·                            ·S:                         ·C·

  ¨                              ˙                               ˙                                   ˙

При рассмотрении схемы образования связи в молекуле фтора вводим понятие структурной формулы, где химическая связь обозначается черточ кой. Ребята должны четко усвоить, что черточка — это пара электронов, т. е. одна химическая связь. Например, Г—Г. Рассмотрим по представл енному алгоритму более сложный случай образования ковалентной свя зи — для молекулы азота N2.

Далее  формируем представление о кратности ковалентной свя зи. Если атомы соединены между собой одной общей электронной парой, то та кая связь называется одинарной, если двумя — двойной, если тремя — тройной. Подводим обучающихся к выводу о том, что кратность связи в моле куле определяется (в основном) числом непарных электронов. После рас смотрения двух примеров этот вывод будет сделать несложно. Связываем кратность связи с длиной связи (расстояние между ядрами атомов). Чем больше кратность связи, тем меньше длина связи. Сравниваем прочность мо лекул азота и фтора.

Обязательно уделим время на рассмотрение вопроса о природе химиче ской связи. Подчеркнем, что в основе образования ковалентной связи (так же как и при образовании ионной связи), лежит взаимодействие электрических зарядов. Положительно заряженное ядро атома притягивается к отрица тельно заряженному облаку общей электронной пары. Природа любой хи мической связи одна и та же — электрическая.

ІV. Закрепление.

Составить схемы образования ковалентной неполярной связи для веществ:

а) О2 ; б) Br2 .

    ІV.Домашнее задание: § 10. упр. 2,3,4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Ковалентная химическая связь»

Данная разработка содержит подробный конспект урока по химии по теме "Ковалентная химическая связь"....

Урок по теме "Ковалентная связь"

Конспект урока по химии...

Урок по теме "Ковалентная химическая связь" для 11 класса

Урок по теме "Ковалентная химическая связь" для 11 класса БУП 1 час по программе О.С.Габриелян...

Мультимедийный тест по теме "Ковалентная химическая связь"

С помощью  теста " Ковалентная химическая связь" можно оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения по данной теме. Возникающие ошибки сразу исправляются и ошибочные представления н...

Урок по теме "Ковалентная неполярная связь"

Рассматривается краткое содержание урока по этапам и видам деятельности...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

Презентация по теме "Ковалентная химическая связь"

Презентация используется при изучении темы "Химическая связь" на занятиях химии в группах технического профиля СПО...