Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Матвеева Наталия Валентиновна

Урок – практическая работа (8 класс, программа О.С.Габриеляна).  Данная работа включена в практикум «Свойства растворов электролитов», проводится в рамках изучения темы «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР».Содержание работы полностью соответствует программе, выполняется строго по учебнику, за исключением одной реакции (сульфит натрия с азотной кислотой), т.к. данная реакция не даёт ожидаемых признаков реакции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

Цель: осуществить практически реакции ионного обмена, выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Задачи

Для учителя: 

Для обучающихся:

Образовательные: продолжить формирование умения записи химических уравнений в ионной форме.

Развивающие: развивать навык работы с лабораторным оборудованием, умение наблюдать, анализировать и делать выводы,

Воспитательные: учить бережно обращаться с оборудованием, экономно расходовать реактивы, умение сотрудничать в паре с целью выполнения конкретных учебных задач.

Осуществить практически реакции ионного обмена,

выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 

Уметь:
 - составлять полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.

Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.

Ход работы: (Чертят таблицу, см. презентацию)

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций. Выводы.

Указания по выполнению работы:

-экономное расходование реактивов, чистота и порядок на рабочем месте (не путать крышечки, наливать реактивы над лоточком, не переливать из пробирки в бутылочку)

Инструкция по технике безопасности:

  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  2. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г . После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
  3. Кислоты и щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

Первая помощь при порезах:

а) ОБРАТИТЬСЯ К ЛАБОРАНТУ! в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.

Прежде, чем приступить к работе, вспомните:
-Что такое реакции ионного обмена?
- Что такое сильные электролиты?
- Что такое слабые электролиты?


Работа выполняется по инструкционной карте учебника. Открываем учебник, приступаем к работе.

Опыт №1. 

В 1-м опыте 3 реакции, проделывать их будем поочерёдно.

1. Какие вещества необходимо взять для реакции? (СuSO4 и NаOH)
- Что наблюдаем в результате реакции? (голубой студенистый осадок)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (да, т.к. образуется осадок)
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Cu
2+ и OH-)

Оформляем работу (СМ.СЛАЙД.        )

2. Какие вещества необходимо взять для реакции? (KCl и Nа3PO4)
- Что наблюдаем в результате реакции? (нет изменений)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (нет, т.к. не образуется осадок, газ вода)
- Почему не происходит образования осадка, газа воды (в растворе нет ионов слабого электролита, которые могли бы связываться между собой)

3. Какие вещества необходимо взять для реакции? (BaCL2 и Al2(SO4)3)
- Что наблюдаем в результате реакции? (белый осадок)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (да, т.к. образуется осадок)
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Ba
2+ и SO42-)

Опыт №2.

Для опыта используется только карбонат натрия и раствор азотной кислоты.

- Что наблюдаем в результате реакции? (выделение газа)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (да, т.к. образуется газ)
- Какой газ образуется и почему? (углекислый, в следствие распада угольной кислоты)
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Н
+ и СO32-

Опыт №3.

1. Какие вещества необходимо взять для реакции? (NаOH, ф-ф, НСl)
- Что наблюдаем в результате реакции? Объясните наблюдаемые изменения. (раствор окрасился в малиновый цвет, а затем обесцветился; изменение среды)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (да, т.к.образуется вода)
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Н
+ и OH-)
- Как называется такая реакция? (р. нейтрализации)

2. Готовый гидроксид меди (11) возьмем из опыта 1, добавим серную кислоту.

- Что наблюдаем в результате реакции? (растворяется голубой студенистый осадок)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (да, т.к. растворяется осадок, а образуется вода)
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Н
+ и OH-)

Подведём итоги:

Анализ результатов опытов,

 формулировка общего вывода (с опорой на слайд).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическая работа № 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

Слайд 2

Цель: . Осуществить практически реакции ионного обмена, выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Слайд 3

Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.

Слайд 4

Ход работы: Что делали Наблюдения Уравнения реакций. Выводы.

Слайд 5

Инструкция по технике безопасности: Запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

Слайд 6

Осторожно: кислоты и щёлочи – едкие вещества. Разрушают ткани, раздражают кожу, слизистые оболочки.

Слайд 7

3. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

Слайд 8

Первая помощь при порезах Обратиться к лаборанту или учителю (остановить кровотечение; кожу вокруг раны обработать йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени; закрыть стерильной салфеткой, перебинтовать) при попадании кислоты на кожу рук: смыть большим количеством воды обработать 2% раствором питьевой соды. при попадании щёлочи на кожу рук: смыть большим количеством воды обработать 2% раствором борной кислоты. При необходимости обратиться в медпункт.

Слайд 9

Ход работы: Что делали Наблюдения Уравнения реакций. Выводы. р-р CuSO 4 р-р NaOH Cu(OH) 2 ↓ Опыт 1.1 Образовался голубой студенистый осадок Молекулярное уравнение Полное ионное уравнение Сокращённое ионное уравнение Вывод: реакция идёт до конца, т.к. ионы … и … связываются c образованием … (………… электролит) Cu(OH) 2 ↓ слабый С u 2+ _ ОН

Слайд 10

Опыт 1. Cu(OH) 2 ↓ Na SO 4 PO 4 Na Cl K Cl 2- 3- BaSO 4 ↓ + + + _ Al 3+ _ I II III р-я идёт до конца р-я не идёт до конца р-я идёт до конца слабый электролит слабый электролит

Слайд 11

Опыт 2. CO 2 ↑ Na NO 3 + _ H 2 O Н 2 СО 3 р-я идёт до конца слабый электролит

Слайд 12

Опыт 3. Na SO 4 Cu H 2 O H 2 O + 2+ 2- I II р-я идёт до конца р-я идёт до конца слабый электролит слабый электролит Cl -

Слайд 13

Вывод: Реакция ионного обмена протекает до конца при условии, что в растворе присутствуют ионы ………. электролита, которые ………………. друг с другом с образованием… осадка ↓ ; газа ↑ ; воды. слабого связываются

Слайд 14

Домашнее задание: Повторить § , подготовиться к проверочной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Электролиты. Реакции в растворах электролитов"

Обобщающий урок  по теме "Электролиты. Реакции в растворах электролитов" . Урок включает в себя фронтальный опрос, дифференцированные задания, парную лабораторную работу. Проведен в 8 классе....

Методическая разработка обобщающего урока по теме "Электролиты. Реакции в растворах электролитов". Химия 8 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты. Реакции в растворах электролитов»Образовательная задача:Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион,...

Практическая работа по химии 8 класс по теме: "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца"

Методические указания для подготовки и выполнения практической работы по химии 8 класс по теме: "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца"( по учебнику О.С. Га...

Тест: «Реакции в растворах электролитов» 9 класс

Тест по теме: «Реакции в растворах электролитов» 9 класс...

Технологичная карта урока "Признаки и условия протекания химических реакций"

Данный урок является 17 в разделе «Первоначальные химические понятия». В планировании на эту тему отведено 22 часа по УМК Химия 8 класс Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акцион...

Обобщение и систематизация знаний по теме: Реакции в растворах электролитов.

Предпоследний урок в теме: Химические реакции в растворах....