Презентация к уроку "Подгруппа азота"
презентация к уроку (химия, 9 класс) по теме

Панова Людмила Юрьевна

Презентация к открытому  обобщающему уроку в 9 классе в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_otkrytomu_uroku.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27» Азот N Фосфор P Мышьяк As Сурьма Sb Висмут Bi Урок-семинар в 9 классе по теме "Подгруппа азота" Подготовила учитель химии Панова Л.Ю.

Слайд 2

Цели урока: В занимательной форме обобщить, закрепить, систематизировать и проверить степень усвоения знаний о свойствах азота, фосфора и их соединений; Умение в составлении ионных уравнений, окислительно-восстановительных реакций; Навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.

Слайд 3

Девиз урока : « Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» Гёте

Слайд 4

Приветствуем участников игры: 1 команда «Азот»; 2 команда «Аммиак»; 3 команда «Азотная кислота»; 4 команда «Фосфор».

Слайд 5

1 конкурс «Презентация команд» Придумать девиз и сделать сообщение о веществе , которым названа ваша команда, рассказать об интересных моментах его открытия и физических свойствах Оценка конкурса: 1 балл за сообщение; 1 балл за девиз.

Слайд 6

Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен. - «ядовитый воздух» - « дефлогистированный воздух» - «испорченный воздух» - «удушливый воздух» - «безжизненный воздух» В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд В 1772 году английский химик Джозеф Пристли В 1773 году шведский химик- аптекарь Карл Шееле В 1774 году английский химик Генри Кавендиш В 1776 году французский химик Антуан Лавуазье И это все об азоте

Слайд 7

Азот образует прочные двухатомные молекулы N 2 с малым расстоянием между ядрами

Слайд 8

Азот в соединениях может проявлять как отрицательную, так и положительную СО.

Слайд 9

Газ, с характерным запахом. Легче воздуха Хорошо растворим в воде H 2 O NH 3 NH 3 Молекулярная кристаллическая решетка Аммиак

Слайд 10

Применение Свойства NH 3 Рассчитайте массовую долю азота в аммиачной селитре Запишите уравнение реакции разложения гидрокарбоната аммония Рассчитайте объем аммиака для приготовления 50г 5% - ного нашатырного спирта (при н.у.) Как осуществить превращения ? NH 3 → NO → NO 2 HNO 3 Составьте окислительно-восстановительную реакцию взаимодействия хлорида аммония с оксидом меди. Какой объем при нормальных условиях будет занимать 1 кг жидкого аммиака. Аммиак содержит ценный для растений элемент - азот. Аммиак - газ. Аммиак имеет резкий запах. Взаимодействует с Кислородом. Аммиак- хороший восстановитель При испарении жидкого аммиака поглощается большое количество теплоты.

Слайд 11

Азотная кислота

Слайд 12

Одна связь с кислородом образуется по донорно-акцепторному механизму, но из-за близости расположения атомов в молекуле становятся равноценными . Строение

Слайд 13

Азотная кислота широко используется для производства азотных удобрений, искусственных волокон, органических красителей, лаков и взрывчатых веществ. Применение

Слайд 14

неметалл, Ar=31 V группа, главная подгруппа 3 период, 3 ряд степени окисления -3.0,+1,+3,+5. оксиды Р 2 О 3 и Р 2 О 5 - оба оксида кислотные Кислоты: H 3 PO 3 –фосфористая кислота H 3 PO 4 –фосфорная кислота летучее водородное соединение РН 3 -газ фосфин ( связь ковалентная почти неполярная) Р Фосфор ( Phosphorus - C ветоносец) Фосфор

Слайд 15

8.Применение. Белый фосфор применяют для получения других его аллотропных модификаций, фосфорных кислот, фосфатов, как боевое зажигательное вещество, для изготовления ядохимикатов и медикаментов.

Слайд 16

Красный фосфор применяют для изготовления спичек и как наполнитель (пары) в лампах накаливания для производства удобрений и кормовых добавок для животных.

Слайд 17

История открытия. В поисках “философского камня” немецкий алхимик Х. Бранд занимался перегонкой сухого остатка от выпаривания мочи. В приемнике оказалось вещество, испускавшее голубоватый свет. Так в 1669 году был открыт белый фосфор.

Слайд 18

2 конкурс «Самый быстрый» 1. Почему Даниэль Резерфорд назвал открытый им газ «зловредным», а Антуан Лавуазье дал ему общее название - азот, т.е. «безжизненный»? 2. Чем обусловлена химическая инертность азота? 3. В какое соединение превращается азот в верхних слоях атмосферы во время грозовых разрядов?

Слайд 19

2 конкурс «Самый быстрый» 4. Как получают азот в промышленности? 5. Почему азот называют «элементом жизни»? 6. Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют? 7. Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?

Слайд 20

2 конкурс «Самый быстрый» 8. Каким способом следует собирать аммиак? Почему? 9. Как можно распознать аммиак? 10. Что такое нашатырь? Для чего его используют? 11.Какое применение находит карбонат и гидрокарбонат аммония? 12. Какие вещества называют селитрами?

Слайд 21

2 конкурс «Самый быстрый» 13. Какой газ называют «бурым»? 14. Что такое «ляпис»? 15. Что такое «царская водка»? 16. Какая из модификаций фосфора светится в темноте? 17. На каком свойстве основано применение оксида фосфора (V) в химической промышленности в качестве осушителя?

Слайд 22

По одному представителю от каждой команды выбирают конверт с условием задачи и решают её у доски . Оценка конкурса: Правильно решённая задача оценивается в 5 баллов За каждую ошибку снижается по 1 баллу. 3 конкурс капитанов «Реши задачу»

Слайд 23

Все члены команд разгадывают кроссворд. Команда, первая отгадавшая кроссворд поднимает руку и оформляет ответы на доске. (3 балла). Возможные ошибки при ответе исправляются членами команды или командой соперника (1 балл). Отвечающий получает индивидуальный балл: «5», «4», «3». Команда соответственно получает такое же количество баллов (5, 4, 3).

Слайд 24

КРОССВОРД 1 . Учёный, открывший фосфор. 2. Какой элемент академик А. Е. Ферсман назвал «элементом жизни и мысли»? 3. Как называют нитраты щелочных и щелочноземельных металлов? 4. Какой фосфор светится в темноте? 5. Газ, образующийся при разложении солей аммония. 6. Второе название хлорида аммония. 7. Общее называние веществ, используемых в качестве подкормки для растений? 8. Газ, составная часть воздуха.

Слайд 25

Какая из команд быстрее и больше заметит ошибок, допущенных в прочитанном тексте. Оценка конкурса: По 1 баллу за «пойманную» ошибку. 4 конкурс «Лови ошибку»

Слайд 26

ТЕКСТ : «…Азот образует несколько соединений с водородом, из них наибольшее значение имеет аммиак. Это бесцветный газ, без запаха, почти в два раза тяжелее воздуха, хорошо растворимый в воде. Водный раствор аммиака называется нашатырём. В химическом отношении аммиак довольно активен, он вступает во взаимодействие со многими веществами, проявляя при этом как окислительные, так и восстановительные свойства. Водный раствор аммиака в воде проявляет кислотные свойства и не изменяет окраску фенолфталеина. При взаимодействии аммиака с кислотами образуются соли аммония. Это твёрдые кристаллические вещества, плохо растворимые в воде. При нагревании они разлагаются с образованием кислорода. Соли аммония находят широкое применение в народном хозяйстве, большая часть из них используется для получения азотной кислоты»

Слайд 27

Решение задач: Задача № 1 Дано:

Слайд 28

Решение задач: Задача № 1 Дано:

Слайд 29

Оценка конкурса: Команды, которые первые справились с заданием, сообщают результаты опытов, записывают на доске уравнения реакций, получают по 5 баллов. Команды получают экспериментальное задание: две команды должны доказать опытным путём . 5 конкурс «Экспериментальный»

Слайд 30

1. Доказать, что в состав сульфата аммония входят ионы аммония NH 4 + и сульфат-ионы SO 4 2- ; 2. Распознать среди выданных веществ: фосфат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия. 1 пробирка 2 пробирка 3 пробирка

Слайд 31

Командам предлагается для эстафеты выбрать цепочку превращений и приступить к её решению у доски. 6 конкурс «Эстафета»

Слайд 32

Каждому участнику семинара выполнить тестовую работу на выданных карточках. Необходимо выделить правильный ответ. Заключение Например: Вопрос А) Б) В) Г)

Слайд 33

СПАСИБО ЗА УРОК!