Азот. Оксиды азота
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

 Вера Александровна Иванова

 В данной методической разработке представлена  организация  работы в группах на уроках химии.  При такой организации деятельности учащиеся становятся активными субъектами собственного обучения, формируются коммуникативные умения, сотрудничество..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова В.А.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель химии  Иванова Вера Александровна

Класс 10

Автор УМК     О.С. Габриелян, Химия, 9 класс

ТЕМА: Азот. Оксиды азота

Цель урока: сформировать у учащихся  понятия о строении, свойствах азота, оксидов азота, создать условия для усвоения и осмысления новой учебной информации

Задачи урока:

Образовательная: конкретизировать у учащихся знания о строении атома, ковалентной неполярной связи,

рассмотреть физические и химические свойства азота, рассмотреть оксиды азота, получение, применение

Развивающая: создать условия для дальнейшего развития познавательной активности учащихся,  их  мыслительной  деятельности  и  навыков в  установлении причинно-следственных связей строением  свойствами азота,  процессе  работы с текстом,  развивать  умения выделять главное.

Воспитательная:  продолжить формирование культуры общения и умения работать в  группах, коммуникативное общение,

прививать навыки самоорганизации

Дидактический тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Используемые технологии:  

  • Проблемно-поисковые
  • Личностно-ориентированные

Материально-техническое обеспечение: 

  • дидактические материалы для учащихся    
  • периодическая система химических элементов
  • учебник     О.С. Габриелян, Химия, 9 класс
  • Планируемые результаты:

Предметные

  • Уметь характеризовать элемент азот  на основании  его положения  в  периодической системе,  строение атома,  уметь объяснять причину химической инертности молекулы азота
  • Знать химические свойства  простого вещества азота, составлять уравнения реакций
  • Уметь характеризовать оксиды азота, строение молекул

Метапредметные :

  • Уметь: делать выводы, аргументировать свой ответ,  наблюдать, фиксировать результаты наблюдений

Личностные: 

  • Овладение  навыками в планировании своей деятельности, постановки цели, развитие навыков самооценки

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

1.Орг. момент

Приветствие, контроль готовности

к уроку

Готовность  к уроку

2

2.Целеполагание, мотивация

Какой составляет большую часть атмосферы Земли и содержится 78% по объему?

Отвечают на вопрос. Записывают тему урока

Познавательные Самостоятельное формулирование темы

2

3. Актуализация знаний, умений

Антуан Лавуазье  в 1776 г  предложил термин азот, что в переводе с греческого языка означает  «безжизненный»,

Перевод с латинского языка название «азот»- нитрогениум - рождающий селитру. Почему же?

Выдвигают мнения, формулируют  цели урока

Регулятивные

Умение слушать, анализировать

3

4. Изложение нового материала

Класс работает в группах, делится на 4 группы.

Каждая группа  работает по заданию, указанному в рабочей карте. Приложение

1 группа Строение атома, молекулы азота. Физические свойства.

Дать характеристику атома азота по положению в периодической системе элементов. Приложение 1

2 группа. Химические свойства азота

Назвать продукты реакции,  составить электронный баланс, указать окислитель и восстановитель  Приложение2

3 группа Оксиды азота  Приложение3

4 группа Получение азота. Применение Приложение4

Учитель координирует работу учащихся

Знакомятся  с полученными заданиями.

 Обсуждают,  оформляют конспект и готовят краткую информацию по теме на 3 мин.

Учащиеся оформляют опорный конспект

Выступают с сообщениями от каждой группы.

Предметные

Строение свойства азота,  получение, применение, характеристика оксидов азота

Познавательные

Уметь найти и выделить необходимую информацию, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи

Коммуникативные Умение слушать, работа  в группах, самоконтроль

Личностные  самоорганизация

26

5. Осмысление учебной информации

Учитель задает вопросы.

1.Какой тип связи в молекуле азота?  

2. Почему азот химически инертен?                        3. С какими веществами он реагирует?

Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют

Познавательные

 Умение  аргументировать, сравнивать

6. Закрепление учебного материала

Проводит тестовую работу

Приложение 5

Выполняют самостоятельно  работу с тестом.

Выберите правильный ответ

Предметные

Знание строения, свойств азота, оксидов азота

Регулятивные Самоконтроль

7

7.Домашнее задание

Подводит итог.

Инструктирует по выполнению домашнего задания

Записывают домашнего задания.

Доказать  с помощью уравнений реакций, что азот обладает и окислительными и восстановительными свойствами

Регулятивные

Адекватно воспринимать оценку  деятельности учителем

2

8. Рефлексия

Самооценка работы на уроке

Закончите предложения:

Мне было интересно на уроке, потому что….

Я не все понял… ( сформулировать вопрос)

Выполняют задание

Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные

Самооценка своих действий

Личностные

Самопознание,  удовлетворенность результатами своей деятельности

3

Приложение 1

Дать характеристику  атома азота по его положению в периодической системе. Указать тип связи в молекуле азота.

Строение  азота. Паспорт элемента. Электронная конфигурация

Физические свойства.  Азот  бесцветный газ, легче воздуха, плотность 1,250 кг/м3  При температуре  tкип-195,8°С, конденсируется. Азот сжижается, плотность  жидкого азота 808 кг/м3 . Азот плохо  растворим в воде.                                                                                                                        

Приложение2

Записать уравнения химических реакций. Составить электронный баланс химических уравнений, указать окислитель, восстановитель.

Химические свойства азота.  При обычных условиях азот химически инертен.

При высоких температурах реагирует с кислородом, с образованием оксида азота (П)

О2 + N2   =  2NО  

Азот взаимодействует при нагревании с металлами с образованием нитридов

6Li + N2   =  2Li3N   

Взаимодействует  с водородом с образованием аммиака     3H2 + N2   =  2NH3  

Приложени3 

Записать формулы оксидов азота, указать степени окисления азота в оксидах. Составить электронный баланс, указать окислитель, восстановитель.

Азот образует пять оксидов:  N2O   NO   N 2O3   NO2   N2 O5   

Оксид азота (1) N2O, называют закись азота, « веселящий газ»,  несолеобразующий оксид. Возбуждает нервную систему, в медицине применяют как средство для наркоза

Оксид азота (П) NO, монооксид азота, бесцветный газ малорастворим в воде. Не взаимодействует с водой, растворами кислот, щелочей. Образуется при грозовом разряде  в атмосфере. Окисляется кислородом до оксида азота(IV), восстанавливается водородом до свободного азота.  Написать уравнения реакций         2NO + O2 = 2NO2                           

 2NO +2H2 = N2 + 2H2O

Оксид азота (III) N2O3, азотистый ангидрид, кислотный оксид  Жидкость темно-синего цвета. Оксид взаимодействует со щелочью, с образованием солей азотистой кислоты. Написать уравнения реакций.  N2O3 + 2NaOH = 2NaNO2 + H2O

Оксид азота (IV)  NO2, диоксид азота, газ бурого цвета, тяжелее воздуха, легко сжижается.      Взаимодействует с водой и растворами щелочей. Напишите уравнения реакций                     NO2 + 2NaOH =  NaNO2+  NaNO2 + H2O

Оксид азота (V) N2O5, пентаоксид диазота, азотный ангидрид бесцветное кристаллическое вещество, сильный окислитель. Взаимодействует с водой с образованием с азотной кислоты                     N2O5 + H2O = 2 HNO3 

Приложение 4  

Промышленный и лабораторный способы получения азота. Применение азота

В промышленности получение азота основано на разделении предварительно сжиженного воздуха, который затем подвергается разгонке,   при температуре  tкип-195,8°С  конденсируется 

В лаборатории азот получают разложением концентрированного раствора нитрита аммония   NH4NO2 = N2 + 2H2O, реакция экзотермична, хотя для начала реакции требуется нагревание.

 Применение. Основная  часть добываемого азота используется для  промышленного производства аммиака, который затем  в значительных количествах используют для производства азотной кислоты, минеральных удобрений, взрывчатых веществ.

Свободный азот применяют во многих отраслях промышленности: как инертную среду при разнообразных химических и металлургических процессах, для заполнения ртутных термометров, перекачки горючих жидкостей. Жидкий азот находит применение, как хладоагент,  в медицине: криотерапия.  В нефтехимии его используют для продувки резервуаров, трубопроводов, проверки работы трубопроводов под давлением. В пищевой промышленности  азот зарегистрирован в качестве пищевой добавки, применяется как газовая среда для упаковки, хранения продуктов. Азот является биогенным элементом, входит в состав важнейших веществ живых клеток: белков, аминокислот.

Приложение 5  Тест   по  теме «Азот. Оксиды азота»

Инструкция: выбрать правильный ответ

1.  Число электронов на внешнем слое атома азота:

а.  2        б. 5        в.  4     г. 6

2.  Вещества, расположенные в ряду имеют степень окисления -3  +2  +5

а.  N 2O3     NO         N 2O5

б.  N 2O     NO2        Н N O3

в.  N Н 3     NO         N 2O5

г.  N 2O3     NO2        Н N O3    

3. Оксид азота (П)  реагирует с

а. водородом           б.  кислородом      в.  водой       г. соляной кислотой

4.  Степень окисления азота в соединениях    N 2O5     и     N Н 3    соответственно равна

а.  +5 и +3

б.  -5 и   +3

в.  +2 и  -3

г.  +5  и -3

5.  Молярная масса нитрида кальция  соответственно равна:

а. 128 г/ моль    б.  148 г/ моль   в.  134 г/моль     г.  164 г/ моль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оксиды азота

Презентация к уроку...

Оксиды азота. Азотная кислота.

Презентация для 9 классов по теме: Оксиды азота. Азотная кислота....

Основные экзогенные доноры оксида азота (II).

В данной статье я рассматриваю основные пути превращения азотсодержащих соединений, в результате которых генерируется молекуса оксида азота - важнейшего нейромедиатора. Данная статья носит обощающий х...

Участие оксида азота в биохимических процессах.

Статья рекомендована к изучению студентами медицинских и фармакологических вузов....

Участие оксида азота в биохимических процессах.

Статья рекомендована к изучению студентами медицинских и фармакологических вузов....

Тесты по теме "Азот.Оксиды азота"

Рассчитана для учащихся 9 класса...