Открытый урок по теме «Оксиды» с применением ИКТ
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Измайлова Галина Григорьевна

Урок по теме «Оксиды»

Использование объяснительно- иллюстративной технологии на основе методического и дидактического реконструирования материала.

ТЕМА УРОКА: «Химические свойства оксидов».

ТИП УРОКА: Объяснение нового материала.

ВИД УРОКА: Блок – схема с элементами игрового пояснения.

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся записывать уравнения реакций химических свойств оксидов.

ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Выделить основные свойства оксидов по блок-схеме. 2. Показать различия и сходство между кислотными и основными оксидами. 3. Проговорить схему «словами». 4. Научить подставлять в схему формулы оксидов и писать соответствующие химические уравнения. 5. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: 1. Заранее приготовить блок-схему (используя доску, плакат). Наиболее интересным и эффективным является составление компьютерной блок-схемы с анимацией при поэтапном ее объяснении. 2. Продумать работу учащихся с дидактическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_oksidy.docx413.1 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Оксиды» с применением ИКТ

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ХИМИИ  

МБОУ «Карабай- Шемуршинская СОШ»

Измайлова Галина Григорьевна (2010)

                                                 

                          Урок по теме «Оксиды»  

Использование объяснительно- иллюстративной технологии на основе методического и дидактического реконструирования материала.

ТЕМА УРОКА:

«Химические свойства оксидов».

ТИП УРОКА: Объяснение нового материала.

ВИД УРОКА: Блок – схема с элементами игрового пояснения.

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся записывать уравнения реакций химических свойств оксидов.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Выделить основные свойства оксидов по блок-схеме.

2. Показать различия и сходство между кислотными и основными оксидами.

3. Проговорить схему «словами».

4. Научить подставлять в схему формулы оксидов и писать соответствующие химические уравнения.

5. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

1. Заранее приготовить блок-схему (используя доску, плакат). Наиболее интересным и эффективным является составление компьютерной блок-схемы с анимацией при поэтапном ее объяснении.

2. Продумать работу учащихся с дидактическим материалом.

Оборудование и ресурсы

1.Компьютер, экран,  диск «Мультимедийное учебное пособие нового образца» для 8 класса

2.Урок в кабинете биологии и химии №214

3.Учебник для 8 класса. (Фельдман, Рудзитис)

ПЛАН УРОКА:

1. Вводное слово учителя о цели и задачах урока.

2. Повторение опорных знаний о классификации оксидов.

3. Работа по блок – схеме:

  1. Устная (проговаривание свойств «словами»);
  2. Письменная (составление уравнений химических реакций по схеме).

4. Закрепление материала.

ХОД УРОКА:

1-й этап урока

РАБОТА С ОПОРНЫМИ ЗНАНИЯМИ

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поближе познакомимся с очень важными соединениями – оксидами.

Некоторые сведения о них вы уже имеете  и, надеюсь, легко ответите на мои вопросы.

ВОПРОСЫ:

ИКТ. Урок 38 стр. 2. «Оксиды. Общая  формула, классификация.»

1. Оксиды - это простые или сложные вещества? Свой ответ мотивируйте, т.е. докажите, почему вы так думаете.

2. Дайте определение оксидов.

3. Какие виды оксидов вы знаете?

 Урок 38 стр.3 « Получение оксидов и их  названия»

Вы хорошо ответили на мои вопросы .Теперь рассмотрим данную схему.

Прошу пока ничего не зарисовывать в своих тетрадях. Это вы сделаете немного позже.

                                                                                                                                                                                                                                 

CaO + H2 O=        Ca (OH)2                                             А основной оксид с водой

                                                                          Образует  основания   !    

1(Осн. Оксид + вода = основание)

CaO + H2 SO4             CaSO4 + H2 O

2.(Осн. Оксид + кислота = соль + вода)

SO3  + H2 O               H2 SO4                                         Кислотный оксид с водой

3.(Кисл. Оксид + вода = кислота                    Льет дождливой кислотою!

SO3 + Ca (OH)2         Ca SO4 + H2 O

4.(Кисл. Оксид + осн-е = соль + вода)

CaO + SO3           Ca SO4

5.(Осн. Оксид + кисл.  оксид = соль)

2-й этап урока

УСТНАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ

Учитель:

1. Почему одни оксиды называют кислотными, а другие – основными?

  1. Дети отвечают, что в кислотных помимо кислорода содержится атом неметалла, а в основных оксидах – атом металла.

Учитель: Это совершенно правильный ответ, но я хочу, чтобы вы еще раз внимательно вслушались в названия этих оксидов, может быть в них самих кроется ответ на вопрос?

  1. Кислотные
  2. Основные

Почему в их названиях скрываются кислоты и основания?

  1. По всей видимости, они сами образуют эти вещества.

Учитель: Ребята, взгляните на схему и попытайтесь догадаться, с каким веществом реагируют оксиды с образованием кислот и оснований?

  1. Учащиеся отвечают, что это вода.

ИКТстр.4 «Взаимодействие оксидов неметаллов с водой».

ИКТ стр.6 «Взаимодействие оксидов металлов с водой».

Учитель: Замечательно! Действительно кислотные оксиды с водой образуют кислоты, а основные – с водой образуют основания, поэтому они так и называются.

ИКТ стр.5. «Получение SO2 и H2SO4

     Кто догадается , видя стрелки в схеме, какими еще свойствами обладают оксиды?

●Кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями, в результате также образуются соль и вода.

Учитель просит учащихся еще раз повторить по схеме и провести по стрелкам «схемы» взаимодействия оксидов с водой, кислотами и основаниями и «проговорить», что в результате реакций образуется.

Учитель: И какое же последнее свойство у оксидов, исходя из схемы?

  1. Оксиды реагируют  друг с другом с образованием соли.

Учитель: Ребята, теперь попробуйте внимательно мысленно повторить свойства оксидов (даю 2 минуты!), затем я закрою схему и вы постараетесь по памяти ее зарисовать

в тетрадь. Итак, время пошло!

Примечание: Ограничение времени на задание обычно концентрирует у детей внимание и стимулирует желание быстрее и лучше других запомнить схему!

   После перенесения схемы в тетрадь по памяти учитель опять открывает свою рабочую схему и учащиеся проверяют правильность сделанной работы, выясняют, где допустили неточность или ошибку.

3-й этап урока.

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ, СОСТАВЛЕНИЕ  ХИМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ

Учитель: Ребята, прежде чем начать писать химические уравнения свойств оксидов, давайте вспомним, как мы узнаем кислоты, основания и соли? (см. урок «Основные классы неорганических соединений»)

  1. Учащиеся дают определения кислот, оснований и солей.

Задание №1.любовный треугольник.

Лакмус был страстно влюблен в Кислоту и в её присутствии всегда краснел, а ревнивая Щелочь, которая была к нему неравнодушна, раздражала Лакмуса до посинения.

Несчастный Фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щелочи, но, зная едкий характер, при малейшем к ней прикосновении весь становился малиновым

  1. Проводится быстрая игра «найдите лишнее»

Учитель: А теперь давайте подставим вместо названий оксидов формулы и напишем химические свойства конкретных оксидов:

 CaO + H2 O=        Ca (OH)2                                                     А основной оксид с водой

                                                                          Образует  основания   !    

1(Осн. Оксид + вода = основание)

CaO + H2 SO4             CaSO4 + H2 O

2.(Осн. Оксид + кислота = соль + вода)

SO3  + H2 O               H2 SO4                                         Кислотный оксид с водой

3.(Кисл. Оксид + вода = кислота                    Льет дождливой кислотою!

SO3 + Ca (OH)2         Ca SO4 + H2 O

4.(Кисл. Оксид + осн-е = соль + вода)

CaO + SO3           Ca SO4

5.(Осн. Оксид + кисл.  оксид = соль)

ИКТ-Урок № 38 стр.7 «Выводы»

Вызываются два ученика к доске – один пишет химические свойства кислотного, а другой – основного оксидов.

Например: SO2  и MqO (можно разрешить пользоваться схемой, зарисованной в тетрадь).

Учитель: Ребята, запомните, каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота:

Например:

CO2          H2CO3

SO2         H2 SO3  

SO3         H2SO4  

N2 O5           HNO3  

P2 O5         H3 PO4

Как вы думаете, почему так происходит?

Учащиеся отвечают, что

  1. В этом опять играет роль вода, эти оксиды при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислоты.

Например:

N2 O5 + 2 H2 O         2HNO3  + H2 O

ИКТ- урок №38 стр. 8 Упражнения 2,3,4

Заключение:

Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.

Домашнее задание:

Выучить схему. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: CO2   и    Na2 O.

         Спасибо за внимание!