Разработка к уроку"Алканы"
план-конспект урока химии (10 класс) по теме

Изучение строения, гомологического ряда, физических свойств и способов получения алканов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_himii_dlya_10_ogo_klassa.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по химии для 10 ого класса(на 2 урока, если  2 часа в неделю)

Урок №1

Тема урока : «Алканы»

Цель урока:  рассмотреть гомологический ряд  предельных УВ, строение молекул алканов.                                  

                      Ознакомить учащихся с изомерией предельных УВ, их физическими  свойства-

                       ми и основными способами получения.        

Оборудование и реактивы: шаростержневые и объёмные модели молекул алканов, образцы

                                                 парафина, жидкие алканы (пентан, гексан) бензин,

                                                      ХОД УРОКА

Организационный момент. Проверка домашнего задания.       

Устный опрос учащихся

Контрольные вопросы для проверки знаний  учащихся:

1.Перечислите основные  природные источники УВ.

2.Опишите физические свойства нефти.

3.Почему нет химической формулы нефти?

4.Каков состав нефти?

5.Сравните состав природного и попутного нефтяного газа.    

В это время у  доски пишут уравнения химических реакции горения-

 метана CH4,этана C2H6 , пропана C3H8 ,бутана C4H10,пентана C5H12 , гексана C6H14

                                              (1-2 ученика)

Основной момент. Изучение нового материала

Работа с книгой.

1.Найдти по учебнику определение алканов и общую формулу. Написать в рабочих тетрадях.

               Приводить все  понятия этого класса : алканы, предельные углеводороды,  

                                                                                  насыщенные УВ, парафины.

2.Написать в тетрадях гомологический ряд  алканов ,используя   общую формулу.(один ученик работает у доски) Пишут 10 членов гомологического ряда метана  и их названия (суффикс –ан), так же названия радикалов (суффикс –ил)

3.Работа с книгой. 26 страница,таблица№2  рассмотрим :

                                  *относительно-молекулярную массу

                                  *плотность

                                  *температуру кипения

                                  *температуру плавления

                                  *агрегатное состояние

                       Делают общие выводы:

     С увеличением относительной молекулярной массой увеличивается температура кипения и плавления так же, плотность увеличивается.

     Определяют , что  С1 – С4 –газы, С5 –С15 – жидкости,С16 - ∞ твердые вещества. Газы и твердые вещества запаха не имеют, жидкие имеют бензиновый запах. Легче воды. Плохо растворимы в воде. Молекула первого члена гомологического ряда алканов –метан имеет тетраэдрическое строение. Все атомы углерода в молекулах алканов находятся в состоянии sp3 гибридизации, угол между связами составляет109о28» длина связи  С — С в предельных углеводородах 0,154 нм.(Показать шаростержневую молекулу метана,и других алканов.Указать зигзагообразные формы)

                                      Учитель показывает образец парафина. (смесь твердых алканов

                                      (С18 –С35 ),получают из нефти)

Учащиеся описывают его физические свойство.(бесцветный продукт, без запаха и вкуса, жирный на ощупь)

Работа в рабочих тетрадях.

Задания.: Определить молекулярную формулу предельного углеводорода ,если его молекулярная масса равна 170. ( используем общую формулу ПУВ  СnH2n+2 )

Изомерия и номенклатура.

Спросить у учащихся определение изомерии.

Виды изомерии:       структурная   ( 3 вида: 1.изомерия углеродного скелета,

                                                                             2.положения кратной связи или функциональной

                                                                                 группы

                                                                             3.межклассовая)

Рассказ учителя

Для алканов характерна только изомерия углеродного скелета. Начиная с бутана у каждого алкана с линейной цепью появляется изомеры с разветвленным углеродным скелетом, возникла необходимость выработать систему их названий. Такая система была разработана Международным союзом теоретической и прикладной химии( ИЮПАК) и получила название международной номенклатуры ИЮПАК.

Алгоритм составления названия алканов.

1.В структурной формуле выбирают самую длинную цепь атомов углерода (главную цепь)

2.Атомы углерода главной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе разветвление (радикал)

3.В начале названия перечисляют радикалы и другие заместители с указанием номеров атомов углерода ,с которыми они связаны. Если в молекуле присутствует несколько одинаковых радикалов (два, три, четыре и т. д) то цифрой указывают место каждого из них в главной цепи и перед их названием ставят соответственно частицы ди-, три-, тетра-  и т.д.

4.Основой названия служит наименование предельного углеводорода с тем же числом атомов углерода, что ив главной цепи.

 Составления названия алканов.

  1              2            3               4                                                             1               2             3              4            5

CH3 − CH − CH2 − CH3                                                     CH3 − CH − CH2 − CH − CH3

            ǀ                                                                         ǀ                    ǀ

           CH3                                                                         CH3                     CH3                                                                              

   2-метилбутан                                           2,4- диметилпентан                        

           CH3

 1          ǀ2        3                                            7              6              5             4              3             2             1

CH3 − C − CH3                                     CH3 −CH2 − CH − CH2 − CH2− CH − CH3

            ǀ                                                           ǀ                              ǀ

           CH3                                                                      C2H5                        CH3 

2,2-диметилпропан                     2-метил-5-этилгептан

Объяснения учителя

Получение алканов.

Получение метана

1.В  п р о м ы ш л е н н о с т и:

              а)из природного газа

              б)синтез из оксида углерода (II) и водорода:

                                      Ni,300˚C   

                      CO + 3H2   →     CH4 ↑ +H2O

2.В л а б о р а т о р и и

               а)гидролиз карбида алюминия

                  Al4C3 +12H2O → 3CH4 ↑ +4Al(OH)3

               б )сплавление солей уксусной кислоты со щелочами

                                                          t˚

                 CH3COONa +NaOH (т)  →   CH4 ↑ +Na2 CO3   

Получение гомологов метана.

1. В   п р о м ы ш л е н н о с т и

          а) из природного сырья (нефть, газ, горный воск)

         б) синтез из оксида углерода (II) и водорода    

2. В  л а б о р а т о р и и

           а)каталитическое гидрирование непредельных углеводородов (алкенов,алкинов)

                                     Pt

                CnH2n + H2   →  CnH2n+2  

                                                      Ni,150˚C

                CnH2n-2 + 2H2 →  CnH2n+2

                 б) взаимодействие галогеноалканов с натрием (реакция Вюрца)

                          2R−Br +Na  → R−R +2NaBr

                           2CH3Br  + Na → CH3 − CH3 +2NaBr

Закрепление.

Решение задачи: Определить предельный углеводород, плотность паров которого по водороду равна 29.(ответ С4Н10)

Домашнее задание

§3 страницы 23-28прочитать,учить записи в тетрадях

Решить задания №7,8 стр.32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Алканы"

Презентация к уроку "Алканы"...

Блок уроков Алкены (олефины)

Здесь представлен материал для записей учащимися в свои тетради по теме блока уроков "Алкены"....

Блок уроков Алканы (Предельные углеводороды или Парафины)

Здесь представлен материал для записей учащимися в свои тетради по теме блока уроков "Алканы"....

Презентация к уроку "Алканы"

Презентация к уроку "Алканы"...

презентация к уроку алканы, 10 класс

В презентации представлены основные свойства алканов, области применения...

Урок: "АЛКАНЫ"

Цель: Сформировать первоначальные представления о составе, строении и изомерии алканов....

Разработка обобщающего урока по теме «Алкены»

Разработка обобщающего урока по теме «Алкены»Тема урока: Обобщение по теме «Алкены»Тип урока: Урок систематизации и обобщения знанийПри проведении урока осуществляется комплекс...