Элективный курс "Моя будущая профессия- технолог"
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Махно Ирина Николаевна

Программа элективного курса "Я-будущий технолог" предназначена для учащихся 9-х классов. Курс позволяет учащимся лучше изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями , которые предявляет выбранная ими профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Основной целью курса являетя формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическая работа Приготовление адыгейского сыра

Слайд 2

Так выглядит мини-цех по производству адыгейского сыра

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ СЫР Сыр - это один из наиболее питательных пищевых продуктов, получаемый путем специальной переработки молока. При переработке молока для получения сыра на молоко воздействуют молочнокислые бактерии, ферменты, и в результате сложных биохимических, микробиологических и ферментативных процессов образовавшийся продукт приобретает новые, по сравнению с молоком, весьма ценные вкусовые и питательные свойства.

Слайд 4

Химический состав продукта «сыр адыгейский» Питательные вещества, витамины, микроэлементы на 100 г: Калорийность: 315.0 ккал Вода: 50.0 г Белки : 21.1 г Жиры : 25.5 г Углеводы : 0.3 г Ненасыщеные жирные кислоты: 16.3 г Холестерин: 69.0 мг Моно- и дисахариды: 0.3 г Органические кислоты: 0.3 г Зола: 2.8 г Витамин A : 0.4 мг Витамин B1 : 0.03 мг Витамин B2 : 0.3 мг Витамин B3 : 1.2 мг Витамин B6 : 0.2 мг Витамин B6 : 0.2 мг Витамин B9 : 39.0 мкг Витамин B12 : 0.6 мкг Витамин C : 0.6 мг Витамин E : 0.4 мг Витамин H : 4.2 мкг Витамин PP : 0.2 мг Железо: 0.6 мг Калий: 103.0 мг Кальций: 644.0 мг Магний: 35.0 мг Натрий: 634.0 мг Фосфор: 450.0 мг Медь: 60.0 мкг

Слайд 5

Для выработки сыра должны применяться следующие сырье и основные материалы: - молоко коровье, заготовляемое, соответствующее требованиям, предъявляемым к молоку для сыроделия по ГОСТ 13264; - сыворотка молочная по ОСТ 10-02-02-3; - соль поваренная, пищевая по ГОСТ 13830-84, не ниже первого сорта молотая, нейодированная. Технологический процесс приготовления мягкого сыра (типа Адыгейского) Сыр Адыгейский вырабатывается из пастеризованного и нормализованного по жирности молока с кислотностью не выше 21°Т путем свертывания его кислой молочной сывороткой, с последующей специальной обработкой. 1. Подготовку к переработке и созревание молока проводят аналогично описанному выше процессу для производства твердого сыра. 2. Кислая молочная сыворотка, применяемая для свертывания белка, получается из свежей профильтрованной сыворотки, которая хранится до нарастания кислотности 85-120°Т. Для ускорения нарастания кислотности сыворотки в нее добавляют 1% закваски, приготовленной на чистых культурах болгарской палочки или Lbm.helweticum. Производство адыгейского сыра в промышленности

Слайд 6

3. Свертывание молока и образование сгустка. В подготовленное молоко вносят, при постоянном помешивании, кислую молочную сыворотку в количестве 8-10% от количества молока. Сыворотку вносят осторожно небольшими порциями по краям ванны. Образующийся хлопьевидный сгусток выдерживают при температуре 93-95°С в течении 5 минут. Сыворотка должна выделяться желтовато-зеленоватого цвета кислотность 18-33°Т. 4. Формование и самопрессование. 4.1. Всплывшую наверх сырную массу выкладывают сетчатым ковшом на длинной ручке в сырные формы, одновременно сливая сыворотку из ванны. 4.2. Сыр в формах, размещенных на столах, подвергают самопрессованию в течение 10-15 минут. За это время сыр один раз переворачивают, слегка встряхивают форму. 5. Посолка и обсушка сыра. 5.1. После самопрессования производят посолку поверхностей сыра сухой солью из расчета не более 2% соли в готовом продукте. 5.2. Формы с сыром направляют в камеру с температурой 8-10°С, где выдерживают не более 18 часов. За это время для лучшего просаливания и обсушки, сыр в формах переворачивают 1-2 раза. Формы с сыром в камерах рекомендуется устанавливать на стеллажах с сетчатыми полками. 6. Маркировка, упаковка, хранение и транспортирование сыра проводятся в соответствии с ТУ 10.02.847-90

Слайд 7

Технология приготовления Адыгейского сыра в домашних условиях Первым делом возьмите побольше молока, литров шесть. Помните! Хорошее молоко - хороший сыр, плохое молоко - сыр не будет иметь никакого вкуса! Лучше всего иметь котел, но можно приготовить сыр и в эмалированной кастрюле. Второе - это хорошая кислая сыворотка. Обычно в адыгейской семье она хранится от прежнего приготовления сыра. В первый раз можно использовать закваску из сметаны. Но чем кислее сыворотка, тем вкуснее будет сыр. Kогдa молоко начнет зaкипaть, нaчинaйте медленно лить в него сыворотку, выливайте не сразу всю, a понемногу, постепенно, нaчинaя с боков кaстрюли, помешивaя, выливaя немного нa середину. Вы увидите, кaк молоко нaчнет сворaчивaться. Kогдa молоко свернется и отделится от сыворотки, долго держaть кaстрюлю нa огне не нaдо: сыр получится не очень сочным. Откиньте свернувшееся молоко нa дуршлaг, отожмите и переложите в особую плетеную корзиночку. Дaйте сыру отпежaтaться нa узоре корзинки с двух сторон: когдa он будет готов, узор очень крaсиво очертит бокa сыру. Выложите нa тaрелку. Посолите сыр с двух сторон. Положите сверху тяжесть и выдерживайте в течение дня. Оставшуюся сыворотку зеленого цвета слейте в стеклянную посуду и поставьте в теплое место. Долго храниться сыворотка не может, поэтому ее используют для приготовления следующей партии сыра.

Слайд 8

Блюда с адыгейским сыром китайская капуста 3-4 листа; огурец 1 небольшой; перец сладкий 1 небольшой; оливки 1/2 банки; адыгейский сыр 150 гр; оливковое масло; дижонская горчица 1 ч.л.; светлый бальзамический уксус 2 ч.л.; мед 1 ч.л.; сок лимона 1 ст.л.; базилик 1 ч.л. (у меня был сухой); прованские травы 1 ч.л.; грецкие орехи (совсем чуть-чуть).

Слайд 9

Уррра !!!!!!!! Сыыыыррррр!!!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессия Инженер технолог молока и молочных продуктов

Слайд 3

Получить образование по данной специальности можно во многих ВУЗах России Воронежская государственная технологическая академия (ВГТА) Воронежская государственная технологическая академия - один из старейших и ведущих вузов России по подготовке высококвалифицированных кадров для пищевой и химической промышленности. Город: Воронеж

Слайд 4

В Воронежской технологической академии обучается большое число иностранных студентов

Слайд 5

и Студенты готовят молочную продукцию к дегустации

Слайд 6

Профессия инженера-технолога интересна и юношам и девушкам

Слайд 7

Кубанский государственный технологический университет Кубанский государственный технологический университет - первоклассное по оснащенности и качеству преподавания учебное заведение. Аналогов ему нет не только в России, но и за ее пределами. Город: Краснодар Тип вуза: технический вуз

Слайд 8

Московский Государственный Университет Пищевых Производств - крупнейший технический вуз России по подготовке специалистов для пищевых и перерабатывающих отраслей АПК, микробиологической и витаминной промышленностей.

Слайд 9

и Процесс обучения неразрывно связан с практикой на ведущих молочных заводах



Предварительный просмотр:

Элективный курс по химии

Для учащихся 9-х классов

« Я- будущий  технолог»

                           Автор :

учитель химии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Самойловка Саратовской области»  Махно И.Н.

                          Р.П.Самойловка 2011

                                               Пояснительная записка

Программа элективного курса «Я- будущий технолог» предназначена для учащихся 9-х классов.

Курс позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Основной целью курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

      Содержание программы элективного курса знакомит учеников в первую очередь с профессией инженера –технолога молочной промышленности .В последнее время в нашем государстве ощущается  значительный дефицит в квалифицированных инженерных кадрах. В своих выступлениях президент страны Д.А.Медведев неоднократно обращал  внимание на восстановление былого престижа инженерного труда. В связи с этим актуальность данного элективного курса очевидна.

           В ходе изучения  элективного курса ребятам будет предложен интереснейший материал об истории возникновения и становления молочного дела в России , они подробно изучат химический состав молока, познакомятся с ГОСТом на молоко заготовляемое для молочных предприятий. Узнают о  процессах, лежащих  в основе производства основных молочных продуктов: таких как кисломолочные напитки, мороженое, масло, сыр.

Тематический план курса рассчитан на 10 учебных часов и

         предполагает проведение 3-х практических работ :

  1. «Изготовление ряженки»
  2. «Изготовление адыгейского сыра»
  3. «Органолептический анализ молочных продуктов».

Выполнение практической части элективного курса – обязательное условие его успешности ,так как это позволит учащимся самим поучаствовать в таинственном процессе приготовления казалось бы таких обычных в повседневной жизни  продуктов, узнать историю их возникновения , особенности национальных сортов сыра. Ну а научиться правильно дегустировать молочную продукцию-это очень интересное занятие.

Изучив данный элективный курс , возможно, ребята с другой стороны посмотрят на профессию инженера, поскольку курс обладает выраженной  профориентационной направленностью. Он значительно дополнит их знания об основных составных частях пищи- белках, жирах, углеводах. А кроме того,  научиться самостоятельно варить сыр или готовить варенец или ряженку-  просто необходимо любой хозяйке.

                                          Тематический план 

Наименование темы

Количество часов

Виды деятельности

1

Профессия инженер- технолог молочного производства

1

Лекция

2

История развития молочного производства в России

1

Лекция

3

Молоко как сырье для молочной промышленности. Химический состав молока

1

Лекция

4

Основные виды молочных продуктов и способы их производства .Химизм процессов сквашивания молока, производства мороженого, масла, сыра.

4

Лекция

5

Практическая работа №1 «Приготовление ряженки»

Практическая работа№2 « Приготовление адыгейского сыра»

Практическая работа №3 «Органолептический анализ молочных продуктов»

3

Лабораторная работа

Итого: 10 часов , из низ 3 часа- практические работы.

  Темы для сообщений учащихся :

1.Пищевая и биологическая ценность сыров

2.Молочный сахар. Вторсырье или…?

3.История знаменитого сыра с плесенью.

4.Химические вещества, применяемые в молочной промышленности.

5.Заменители грудного молока . Не

опасны ли они?

6.Ассортимент молочной продукции в магазинах поселка.

                                         Литература

1.Технология молока и молочных продуктов/Г.И.Твердохлеб,З.Х.Диланян,Л.В.Чекулаева Г.Г.Шиллер.-М:Агропромиздат , 1991.-463с: ил.-(Учебники учебные пособия для студентов высших учебных заведений)

2.Энциклопедия для детей.(Том 17).Химия /ред.коллегия : М.Аксёнова, В.Володин , И.Леенсон и др.- М .: Аванта +, 2006 .- 640 с.: ил.

Ресурсный материал занятий курса.

Занятие №1 «Профессия инженер-технолог молочного производства»

Цель занятия: дать учащимся как можно большее представление о профессии инженера- технолога.

Задачи:

  1. .Познакомить учащихся с молоком - одним из первых и важных  

     продуктов  питания

  1. уделить внимание  образовательными областями ,которых касается в своей трудовой деятельности технолог.
  2. Обратить внимание на востребованность этой специальности в современных условиях
  3. рассказать о должностях, занимаемых выпускниками технологических вузов и перспективах их карьерного роста.

5  рассказать о ведущих технологических ВУЗах России.

                     Ход занятия (лекция с мультимедиа презентацией)

Испокон веку крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом "чем бог пошлет". Отсюда и извечная мечта русского народа о "молочных реках "- символе сытости и благополучия. Первый же молочный ручеек человек открыл для себя примерно 7 - 8 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют раскопки археологов, предания, легенды, сказки и мифы. Кстати, молоку в этом отношении очень повезло. Редкий народ не сложил о нем свою историю. Так, древние римляне считали, что Юпитер был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи и потому в качестве жертвы подносили грозному богу именно молоко. "Потчевали" им не только Юпитера, но и других богов и богинь, покровительствовавших плодородию, деторождению, пастухам и их стадам и т. д. Человек давно познал целительную силу молока. Гиппократ, например, назначал молоко больным туберкулезом. Он считал также, что оно чрезвычайно полезно при нервных расстройствах. Аристотель признавал наиболее ценным молоко кобылиц, затем ослиное, коровье и наконец козье. Плиний Старший выделял коровье молоко. Однако он же утверждал, что в лечебных целях можно использовать и свиное молоко.  

Активно врачевал различные болезни молоком Авиценна. Особенно полезным он считал его для детей и людей, "подвинутых в годах". По мнению Авиценны, самым целебным является молоко тех животных, которые вынашивают плод примерно столько же, сколько и человек. В связи с этим он полагал, что для человека наиболее подходит коровье молоко.

Выдающийся русский ученый С. П. Боткин называл молоко "драгоценным средством" для лечения болезней сердца и почек. Целебные свойства молока высоко ценил и автор "русского способа" лечения кумысом больных туберкулезом Г. А. Захарьин. Всеми и всегда, писал И. П. Павлов,- молоко считается самой легкой пищей и дается при слабых и больных желудках и при массе тяжелых общих заболеваний.

В конце XIX века петербургский врач Карелль применил молоко для лечения заболеваний желудка, кишечника, печени и других болезней. Причем он впервые использовал обезжиренное молоко, постепенно увеличивая дозу от 3 до 12 стаканов в сутки и не давая больному другой пищи в течение нескольких дней. Такой метод лечения полностью оправдал себя и был одобрен Боткиным.

Одним 113 замечательных свойств молока является его способность к сквашиванию. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Люди давно заметили это свойство молока и употребили его себе во благо. Русские издавна готовят простоквашу и варенец, грузины — мацони, казахи — кумыс, украинцы — ряженку, болгары — йогурт — все это кисло-молочные продукты. Их ассортимент у разных народов настолько широк, что и не перечислить.

Вкус и консистенция этих продуктов зависят от очень многих факторов — свойств молока, видов заквасок, способов сбраживания и др. Готовят кисло-молочные продукты из молока почти всех видов домашних животных. В нашей стране для этой цели используют в основном молоко коров, кобылиц и овец. Однако молоко- продукт скоропортящийся и требуется немало знаний и усилий , чтобы сохранить все его полезные и питательные свойства в переработаном виде :в виде сыра, масла, кисломолочных напитков и т.д.

А для того , чтобы овладеть всеми тонкостями приготовления всего этого «молочного великолепия» , необходимо получить специальность название которой инженер-технолог молока и молочных продуктов.

 Студенты данной специальности получают углубленные знания в области технологии молока и молочных продуктов.

Изучают:

  1. методы рациональной организации производства и эффективного использования сырьевых, материальных и трудовых ресурсов;
  1. технологическое оборудование и проектирование предприятий молочной отрасли;
  1. современные способы и методы контроля сырья и молочной продукции;
  1. биохимические и технологические особенности производства;
  1. управление микробиологическими процессами.

Специалисты данной специальности обладают следующими навыками:

  1. выполнения технологических расчетов;
  1. работы с необходимой справочной и нормативной документацией;
  1. проведения анализа сырья и готовой продукции для принятия управленческих решений;
  1. разработки и выпуска продуктов с заданными качественными характеристиками;
  1. проектирования и реконструкции предприятий молочной отрасли;
  1. разработки стратегии по улучшению производственных показателей хозяйствующих субъектов, на основе которых предлагают мероприятия по их реализации.

Инженер, освоивший программу образования по данной специальности, обладает знаниями технологии, биохимии, микробиологии и практическими профессиональными навыками. Это позволяет ему работать на молочных заводах и в цехах всех форм собственности, в Госторгинспекции, в научно-исследовательских, проектных и контролирующих организациях. Индустрия производства молочных продуктов - одна из самых развитых в пищевой промышленности. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что во всех продуктовых супермаркетах существуют специальные отделы, где реализуется молочная продукция. 

Выпускники данной специальности широко востребованы в современных условиях хозяйствования. Они пользуются огромным спросом на предприятиях молочной промышленности различных форм собственности, в учреждениях государственного контроля, в научно-исследовательских организациях, в сфере услуг, образования и т.д.

Занимаемые ими должности входят в состав административно-управленческого и производственного персонала:

  1. главный технолог;
  2. начальник производственного участка;
  3. заведующий производственной (научно-исследовательской) лабораторией;
  4. эксперт молочной продукции;
  5. специалист по развитию производства и др. 

В рамках специальности имеется специализация «Сертификация и экспертиза продовольственных товаров». Набор на неё осуществляется среди студентов четвертого курса на конкурсной основе, по 5 человек с каждой специальности. Выпускники, получившие эту специальность, участвуют в экспертизе кaчecтвa при закупках, хранении и реализации товаров, производят оценку товаров народного потребления, осуществляют или контролируют проведение сертификации прoдyкции и услуг, занимаются коммерческой деятельностью по закупкам и реализации товаров в розничной и оптовой торговле и т.д.  


Квалификация выпускника:  инженер-технолог 

Срок обучения:

  1. очная форма - 5 лет (сокращенное обучение: 3,5 года - на базе профильного среднего профессионального образования)

Получить образование по данной специальности можно во многиз ВУЗах России.

  1. 1. Воронежская государственная технологическая академия (ВГТА)
  2. Воронежская государственная технологическая академия - один из старейших и ведущих вузов России по подготовке высококвалифицированных кадров для пищевой и химической промышленности.
  3. Город: Воронеж 
  4. 2 МГУПП - Московский государственный университет пищевых производств
  5. Московский Государственный Университет Пищевых Производств - крупнейший технический вуз России по подготовке специалистов для пищевых и перерабатывающих отраслей АПК, микробиологической и витаминной промышленностей.
  6. 3 Кубанский государственный технологический университет
  7. Кубанский государственный технологический университет - первоклассное по оснащенности и качеству преподавания учебное заведение. Аналогов ему нет не только в России, но и за ее пределами.
  8. Город: Краснодар
    Тип вуза:
    технический вуз 

А также  в других учебных заведениях на факультетах соответствующей специальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"

Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...

Элективный курс "Биология и будущая профессия" 9 класс

Цель и задачи:Профессиональное просвещение учащихся относительно профессии и специальности, связанных с современной биологией;Расширение знаний о практическом применении биологических знаний;Формирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Информационные технологии в твоей будущей профессии»

На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области информационных технологий, в содержание обучения этому предмет...

Элективный курс " Физика в моей будущей профессии"

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса поможет учащимся использовать знания из области физики в разных профессиях....

Рабочая программа элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс

Рабочая программа  элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс...

Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)

В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...

Элективный курс "Моя будущая профессия" 10 класс

В учебном плане МАОУ Переваловской СОШ на изучение элективного курса «Моя будущая профессия» в 10 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Срок реализации программы 1 год.При ...