Доклад по химии
материал по химии по теме

Амелина Фаина Сергеевна

"Особенности содержания и структура учебника  по химии  для 9 класса

автора Новошинского И.И.».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_hiii_l.v.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Астрахановская ООШ»

Доклад  для районного семинара

для учителей химии и биологии:  

«Особенности содержания и структура учебника  по химии  для 9 кл

автора Новошинского И.И.».

Подготовила :

учитель биологии и химии  Амелина Ф.С.

2011 год

Апробированный учебник химии был выбран в качестве учебника для продолжения обучения химии учащихся, закончивших 8 класс. При этом учащиеся 9 класса – обучались по учебникам данной авторской линии впервые. Как показали результаты работы, эти учащиеся достаточно легко освоили аппарат ориентировки в новом для них учебнике. Поэтому можно считать, что этот учебник среди прочих обеспечивает мобильность и непрерывность школьного химического образования на второй ступени.
Структура учебника логична, не противоречит концентрическому подходу. В силу особенностей содержания курса химии в 9 классе для эффективной работы учителя по организации самостоятельной работы учащихся в тексте учебника не хватает смысловых переходов, как между разделами, так и между параграфами. Особенно это касается раздела, посвящённого органической химии..
Учебник полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии. Важно, что в учебнике для 9 класса явно прослеживается связь с методикой обучения химии, заложенной авторами в учебнике для 8 класса. Авторам удалось сохранить возможность использовать свой учебник в разных технологиях обучения, например, в технологиях развивающего, алгоритмизированного и дифференцированного обучения,. Практика работы показала, что апробированный учебник в силу его особой структуры и предложенной дидактики гораздо легче переструктурировать для работы по моделям интегрированного обучения химии.
Сильной стороной учебника, безусловно, является его организация, позволяющая на деле организовать индивидуализированное обучение, заинтересовать даже слабых учащихся в достижении личностно-значимых результатов обучения химии. При постоянной работе с учебником в условиях сложившегося дефицита учебного времени на уроке, в практике надомного обучения или выбора учащимся получения образования в форме экстерната очень удобно пользоваться предметным указателем и ответами к расчётным задачам. Важно, что авторы сохранили верность курсу химии 8 класса и продолжают знакомить учащихся с различными алгоритмами решения задач по химии. Практически после каждого параграфа предложены цепочки превращений и задания в тестовой форме. Это не только экономит время учителя, но и позволяет из урока в урок приучать учащихся к дифференцированной форме оценки, нацеливая учащихся на качественную проработку учебного материала параграфа.
Авторы, заботясь о своих учащихся и педагоге, заложили в учебник большое разнообразие: 10 относительно коротких и содержательных разделов, включая химию элементов и органическую химию; 7 практических работ, расширяющих знания учащихся, интересующихся более углублённым изучением химии в старшей школе; 59 рисунков и цветную вкладку с множеством фотографий реальных веществ, смесей веществ и процессов с ними происходящих; 18 лабораторных опытов и один домашний эксперимент по теме «Железо». Как показала апробация, всё это позволяет обеспечить высокую степень вариативности процесса обучения химии в 9 классе с любым контингентом учащихся, что весьма актуально для любой российской школы. Так, например, в ходе анкетирования учащиеся- чаще указывали на то, что именно с помощью таблиц и схем, размещённых в учебнике, химия ими усваивается легче.
Подводя итог анализу достоинств апробированного учебника, нужно  отметь, кроме уровневой дифференциации содержания обучения, учебник раскрывает возможнее направления и даёт широкие возможности учителю для организации самых разнообразных видов деятельности по освоению содержания образования, в том числе в дополнительном химическом образовании.

Но, есть и некоторые критические  замечания.
Для развития интереса к химии важно не только устранять формализм в знаниях, но и в умениях. Поэтому в виду недостатка учебного времени на проведение экспериментов, иллюстрациям учебника  придается большое значение. Вот некоторые неточности в изображениях химических процессов:
• рис.2а (собирание водорода), рис. 25 (собирание кислорода методом вытеснения воды), рис. 4 (собирание водорода методом вытеснения воды) – сосуд для сбора никак не закреплён, что важно выполнить при проведении реального опыта;
• рис.5 (горение водорода в хлоре) – не изображена закрывающая сосуд пластина,  что приведёт к нарушению правил техники безопасности при проведении реального эксперимента;
Двухцветное исполнение большей части иллюстраций в самом учебнике:
• рис.34 (растворение аммиака в воде) – неестественный, красноватый оттенок воды, содержащей индикатор фенолфталеин, с аммиаком, напоминающий окраску лакмуса в кислой среде;
• рис. XX на цветной вкладке (получение гидроксидов железа) – на фотографии гидроксид железа (II) изображён как вещество белого цвета, в то время как на самом деле оно обладает характерной зелёной окраской, что принципиально важно при изучении учащимися качественных реакций на катионы и может стать причиной легко запоминающейся ошибки.
К сожалению, на странице 157 в схему круговорота вкралась явная опечатка в формуле гидрокарбонат кальция – «СаНСО3». Однако, с другой стороны это прекрасный повод вспомнить с учащимися диссоциацию двухосновных кислот или заработать баллы в викторине «Найди ошибку в учебнике». Хотелось бы обратить внимание и на сами схемы, поскольку многие их них являются не только иллюстрациями к тексту, но и могут помочь в обобщения и систематизации знаний учащихся.

• в схеме на рис. 47 (круговорот углерода в природе) в качестве введения в органическую химию, было бы весьма уместно написать уравнения реакций полного и неполного сгорания органических веществ, что послужило бы также поводом к систематизации знаний учащихся об основных способах решения задач по химии;
• на рис. 9, вероятно, более эффективной для иллюстрации свойств воды, а именно расширения при замерзании, была бы не статическая, а динамическая схема, которая бы показывала роль этого свойства воды не только в неживой природе, но и для живых организмов;
В силу своего цветового исполнения учебник оказался не лишён малоинформативных или, наоборот, запутанных иллюстраций, например:
• рис.43, рис.55 при их использовании на уроке сами по себе требуют отдельных пояснений со стороны учителя или вовсе не несут смысловой информации, что важно учитывать при работе со слабомотивированными учащимися, в том числе не способными сконцентрировать своё внимание на длительное время;
• на рис. 57 водный горизонт и поверхность земной коры оказались обозначены одним и тем же цветом, что запутывает учащихся, и заставляет задаться вопросом «А так ли нужен этот рисунок?».
С введением в курс химии 9 класса раздела «Органические соединения» авторами учебника, , предложено всего два лабораторных опыта с органическими веществами (не считая опыта по обугливанию сахара) – изучение свойств уксусной кислоты и качественная реакция на белки. В целом учебник по химии для 9 класса авторов Новошинского И.И. и Новошинской Н.С. отвечает всем требованиям к образовательному процессу в современной российской школе. Успеваемость девятиклассников составила по итогам года: оценку «5» 9% получил  учащихся, оценку «4» – 36%  и оценку «3» –   55%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме:"Проектно- исследовательская деятельность учащихся по химии во внеурочное время " (презентация)

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Вы...

Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Развитие познавательного интереса на уроке, эмоциональный момент урока, межпредметные связи на уроке химии, применение ИКТ...

Доклад по химии "Бытовые способы очистки воды"

Данный материал может  использоваться как дополнительный на уроках химии в 8 классе по темам: "Способы разделения смесей", "Бытовые способы очистки воды"...

Доклад на ШМО учителя химии и биологии Сергиевского филиала МБОУ Мучкапской СОШ Алимовой И.В. Тема: «Зачеты на уроках химии»

Логическнм завершением изучения многих тем по химии являет зачет.   Главная цель зачета - проверка качества знаний учащихся полноты, глубины, систематичности ,гибкости, «прочности «осознанно...

Доклад по химии на тему: «Использование результатов ГИА в подготовке обучающихся к итоговой аттестации по химии»

В докладе отражены  основные вопросы, взывающие затруднения у учащихся при написании ГИА по химии и способы решения этих вопросов....

ТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ДОКЛАДОВ ПО ХИМИИ. 11 КЛАСС.

Данный вид работы с учащимися предназначен для  организации  самостоятельной и творческой работы....