Урок по химии в 9 классе "Неметаллы"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Харапаева Вера Васильевна

Цели  урока: Обратить  внимание  учащихся  на  положение  неметаллов  в  периодической  системе, особенности  строения  их  атомов,  физические  свойства, аллотропию, состав  воздуха. Изучить  химические  свойства  неметаллов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok___v_9klasse.ppt1.18 МБ
Microsoft Office document icon nemetally.doc433 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок  химии  в  9 классе.

«Неметаллы».

Цели  урока: Обратить  внимание  учащихся  на  положение  неметаллов  в  периодической  системе, особенности  строения  их  атомов,  физические  свойства, аллотропию, состав  воздуха. Изучить  химические  свойства  неметаллов.

Оборудование: кислород, сера, фосфор, графит, бром, железо, вода,  держатель, пробирки,

спиртовка, спички, ложечка  для  сжигания  веществ.

План  урока.

Этапы  урока

Время,мин.

Приемы  и  методы

  1. Оргмомент
  2. Экспериментальная  работа
  3. Изучение  нового  материала

       4.Домашнее  задание

       

        5.Закрепление

                      1

                     15

                       25

                      2

                     

                      2

                     

Выполнение  опытов, записи  в  тетрадях.  

Лекция. Индивидуальная  работа.  Записи  на  доске  и  в  тетрадях.  Демонстрация  опытов.

Объяснение, запись  в  дневниках.

             Выводы  учащихся  по  уроку.

           

Ход  урока.

I.Оргмомент

II.Экспериментальная  работа  (слайд 3, 4).

III.Изучение  нового  материала.

1.Положение  неметаллов  в  периодической  системе. (слайд  5)

Неметаллы  в периодической  системе  расположены  справа  и  вверху  от  линии, соединяющей  элементы  бор  и  астат. Среди  известных  сегодня  114  химических  элементов,  к  неметаллам  относят  22.

Неметалл  водород  является  s-элементом,  и  чаще  всего  его  помещают  в  главную  подгруппу  I  группы  в  электронное  семейство  s-элементов  с  одним  s-электроном  на  внешнем  слое,  который  он  способен  отдавать, проявляя  свойства  восстановителя.   Но  атому  водорода  до  завершения  внешнего  электронного  слоя  так  же,  как  и  галогенам  недостаёт  1  электрона, поэтому  атом  водорода  может  принимать  1  электрон,  проявляя  свойства  окислителя (как  галогены),  и  водород  не  редко  помещают  в  VII  группу ,  главной  подгруппы,  вместе  с  галогенами.

2. Особенности  строения  атомов  неметаллов.(слайд  6)

Атомам  неметаллов  свойственны  небольшие  радиусы  атомов  и  число  электронов  на  внешнем  энергетическом  уровне  от  4 до  8.  Поэтому  атомы  неметаллов  при  химических  реакциях  с  металлами  стремятся  к  приему  электронов, проявляя  при  этом  окислительные  свойства.  Фтор- самый  сильный  окислитель, его  электроотрицательность  равна 4. (слайд  7).

В  ряду  электроотрицательности  неметаллов  окислительные  свойства  усиливаются  от  астата  к  фтору.(4 слайд)

Ряд  электроотрицательности  неметаллов

  1. H, As, I, Si, P, Se, C, S, Br, Cl, N, O, F

Окислительные  свойства  усиливаются  от   H  к  F

3.Физические  свойства  простых  веществ- неметаллов.(8 слайд)

Физические  свойства

  1. 1.Агрегатное  состояние:
  2. Твердые(сера, фосфор, йод, алмаз, графит).
  3. Газообразные(кислород, озон, азот, водород, хлор, фтор, благородные  газы).
  4. Жидкость(бром)
  5. 2.Металлический  блеск  имеют  только  йод  и  графит.
  6. 3.Большинство  неметаллов  не  проводят  электрический  ток(за  исключением  йода  и графита).
  7. 4.Цвет  представлен  разнообразными  оттенками.

      (слайд  9)

Многие  элементы  образуют  несколько  простых  веществ- аллотропных  видоизменений

(слайд  10)

Аллотропия

- это  существование  химического  элемента  в  виде  двух  или  более  простых  веществ.

  1. Аллотропные  видоизменения  имеют:

  - фосфор (белый, красный, черный);

  - сера (пластическая,  кристаллическая);

  - углерод  (графит, алмаз);

  - кислород  (кислород, озон).

Из  кристаллической  серы  в  лабораторных  условиях  можно  получить  серу  пластическую.

Опыт. В  ложечке  для  сжигания  веществ  расплавим  в  пламени  спиртовки  немного  серы, а  затем  выльем  ее  в  стакан  с  холодной  водой. Сера  превратилась  в  однородную  тягучую  массу  темно-коричневого  цвета, это  пластическая  сера.

Химические  свойства  неметаллов  

Д.О.  1. Fe+S=FeS

          2. S+O2=SO2

           3.NaI+Cl2=NaI+Cl2

( уравнения  реакций  записываются  на  доске, указывается  окислитель  и  восстановитель,  приводится  уравнение  реакции  взаимодействия  этилена  с хлором.)

Значение  неМе  в  природе  (слайд12,13,14)

Переменные  составные  части  воздуха

Случайные  составные  части  воздуха

Воздух-  это  океан  из  газов,  на  дне  которого  живут  люди, животные  и  растения.  Он  необходим  для  дыхания  и  фотосинтеза. Границы  жизни  на  Земле  Вернадский  назвал  биосферой. (слайд15)

(слайд 16)

4.Химия  атмосферы. (сайд 17,18)

Химия  атмосферы

  1. Масса атмосферы составляет 9∙10–5 % от массы Земли; На рис.  схематически изображено ее строение до высоты 100 км. Выше 100 км примерно до 1000 км простирается экзосфера, ниже – термосфера (85–100 км), мезосфера (50–85 км), стратосфера (10–50 км), и самый нижний слой составляет тропосферу (до 10 км). 90 % массы всей атмосферы сосредоточено в слое до 16 км, выше 100 км находится одна миллионная часть всей массы атмосферы.

IV.Домашнее  задание п.19, до  соед.  неМе ,упр 5.

V.Закрепление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)

Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических  и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...

Презентация урока по химии "Бытовая химия"

Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...