Повышение интереса к изучению предмета химия в общеобразовательных классах
материал по химии по теме

Салтанова Наталья Викторовна

Для повышения интереса к предмету химия использую опорные блоки ( по методике Шаталова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_avgustovskom_pedsovete.docx47.57 КБ
Файл pedagogika-himiya.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Городская  конференция по теме «Интеграция естественнонаучных и гуманитарных  учебных предметов в условиях базового и профильного обучения химии»

Доклад на тему:

«Повышение интереса к изучению химии в общеобразовательной школе»

 Слайд 1

Цель  моего выступления – показать как преподавая в средней общеобразовательной школе при нагрузке в 8-9 классах-2 часа в неделю, а в 10-11 классах 1 ч в неделю привить интерес к предмету.

Древнекитайская мудрость гласит:

«Скажи мне, и я забуду

 Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому
            И я научусь.»

Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от ряда устоявшихся традиций и стереотипов. Подталкиваемая  технологизацией  и рыночными отношениями, она вплотную подошла к пониманию того, что  воспитательный труд в общем виде отличается от  других видов общественно-полезного труда  только спецификой, он имеет свой продукт, свои технологии и рыночную стоимость. Педагог  на рынок труда выставляет свой профессионализм, в основе которого лежит знание педагогических технологий.

Слайд 2

Смысл, сущность и место педагогической технологии иллюстрируется схемой:

Методы

Продукт

Формы

Ученики

Учитель

Технологии

        

Средства

Содержание

Задачи

        Педагогическая технология - это связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, обеспечивающие достижения цели; технология – это все то, что находится между целью и результатом.

Технология всегда и везде направляется  на создание продукта.

Возрастающий объём информации, непрерывное пополнение учебных дисциплин, рост химофобии  в обществе привело к тому, что интерес учащихся к химии снизился. Отсюда и нежелание читать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умения и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло  за собой слабые знания по предмету и низкую мотивацию. У учащихся возникает вопросы? «Для чего изучать химию?» «Как она  мне пригодится в дальнейшей жизни?» « Мне это не надо». И, как результат слабые знания по предмету.

Растет противоречие между возрастающими требованиями общества к подготовке  высококвалифицированных и грамотных работников. В связи с этим возникает необходимость проведения научно-методических  исследований проблемы повышения эффективности обучения химии без увеличения учебных часов и исключающих перегрузки учащихся.

 Слайд 3

ФГОС от 15. 02.2011 говорится, что:

Современная школа должна готовить учащихся, умеющих:

- самостоятельно добывать знания

- ориентироваться в конкретной ситуации

- критически подходить к той или иной информации

Всё это возможно только при достаточной сформированности отдельных мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации.

Слайд 4

В каждом классе  общеобразовательной школы можно вычленить условно 3 группы детей, у которых возникают вопросы:

Зачем я учу этот предмет?

Хочу изучать, но не знаю как?

Знаю, но ещё не готов к профильному обучению.

Развитие педагогического процесса по продуктивной схеме подтверждается наблюдением.

Слайд 5

Учащиеся учатся продуктивно когда

1.Имеют надлежащую мотивацию

2. Применяются продуктивные методы

3.  Обучаемые достигают успеха

4. Обучаемые уверены в положительном конечном результате.

Слайд 6

1. Используется опыт обучаемых

2 Процесс надлежащим образом контролируется

3 Знания применяются на практике

4. Процесс развивается в комфортных условиях, с учетом интереса.

Слайд 7

Лев Семёнович Выготский писал:

«Интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного  стремления, указанием  на то , что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.»

Интерес к учению  есть только, там где есть вдохновение, рожденное от успеха. Учитель должен обеспечить учащимся чувство успеха, вселить уверенность в том, что успех обязательно будет, прежде всего научить правильно выполнять работу, рационально учиться, применяя при этом различные дидактические принципы.

Один из таких принципов – принцип наглядности обучения.

Слайд 8

Доказано, что пропускная способность каналов связи от рецепторов к ЦНС различная:

-Оптический канал -1,6 х 106 бит/с

- акустический – 0,32 х 106 бит/с

- тактильный – 0,13 х 106 бит/с

Следовательно, через органы зрения мозг получает почти в 5 раз больше информации, чем  через  органы слуха и почти в 13 раз больше, чем через тактильные органы.

Интерес и положительная мотивация достигается с помощью:

1. Элективных курсов

2.Олимпиад

3. Проектной деятельности (в ФГОС особенный упор)

4. Внеклассные мероприятия 

5. На уроках (база)

Слайд 9,10

В 10 классе 1 час в неделю, следовательно, материал дается компактно, сжато.

Опрос с помощью опорных блоков. ( методика Виктора Фёдоровича Шаталова)

Напомню, что речь идет о создании и использовании в учебном процессе наглядных схем, которые служат опорами для запоминания тем ученикам, у которых память развита недостаточно.

На слайде представлена схема для учащихся 10 класса по теме «Строение непредельных углеводородов» (фрагмент); Опорная схема для учащихся 10 классов «Этилен. Химические свойства и получение»

Слайд 11   -итоги 2008-2010 (есть положительная динамика)

Слайд 12   Химия – это интересно!  На фото представлены: 1) урок, когда учащиеся выступают в роли учителя, готовя блок в блочной системе 2) Компьютерная презентация во внеурочное время, которая дополняет нехватку часов и углубление знаний по предмету 3) внеклассная работа с учащимися 1-2 классов, направленная на создание интереса и интеграцию предметов (окружающий мир)

Слайд 13 Успехов.

ГОУ СОШ № 599    учитель химии - Салтанова Наталья Викторовна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение интереса к изучению химии в общеобразовательных классах. « Скажи мне, и я забуду Покажи мне , и я запомню Дай мне действовать самому И я научусь.» Древнекитайская мудрость.

Слайд 2

Схема педагогической технологии Учитель Ученики Продукт Технологии Задачи Формы Средства Методы Содержание

Слайд 3

- Самостоятельно добывать знания - Ориентироваться в конкретной ситуации - Критически подходить к той или иной информации ФГОС среднего (полного)общего образования от 15.02.2011

Слайд 4

Зачем я учу химию? Хочу изучать, но не знаю как? Знаю, но ещё не готов к профильному обучению?!

Слайд 5

Факторы, влияющие на продуктивность дидактического процесса

Слайд 6

Факторы, влияющие на продуктивность дидактического процесса

Слайд 7

Интерес…. (Л.С.Выготский) Дидактические принципы Успех Вдохновение Интерес

Слайд 8

ЦНС и интерес Оптический -1,6 Акустический – 0,32 Тактильный -0,13

Слайд 9

CnH2n Sp 2 120 0,134 CnH2n-2 Sp 120 0,134 (для изолированных) CnH2n-2 Sp 180 0,120 ИЗОМЕРИЯ

Слайд 10

Нефть Алкан Алкилгалогенид Спирт(одноатомный) -H2 +H2 - HCl + HCl -H2O + H2O C2H4 +( присоединение ) Окисление (горение) CO2+ H2O этиленгликоль Опорная схема по теме «Этилен. Химические свойства и получение.»

Слайд 11

Результаты зачетов 10 классах 2008-2010г

Слайд 12

Химия- это интересно!!!

Слайд 13

Желаю успехов! С уважением учитель химии ГОУ СОШ № 599 Салтанова Наталья Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение интереса к изучению предмета химия в общеобразовательных классах

Для повышения интереса к предмету химия использую опорные блоки ( по методике Шаталова)...

Тезисы доклада по теме "Повышение интереса к изучению предмета у учащихся общеобразовательных классов через проблемные уроки"

Данная работа - личный взгляд на ситуацию веденения предмета химии в общеобразовательных классах, при нагрузке в старших классах 1 ч в неделю....

Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету

Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками,- одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объем...

Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"

Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся  к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....

Повышение уровня образованности и воспитанности у выпускников детского сада и начальной школы через повышение интереса к изучению различных аспектов русского языка.

В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой ощественностью. Речь наших современников ...

Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету.

Главной задачей современной школы является создание нужных и полноценных условий для личного развития каждого учащегося, формирование активной жизненной позиции.  В связи с этим внедрение активны...