Тезисы доклада по теме "Повышение интереса к изучению предмета у учащихся общеобразовательных классов через проблемные уроки"
статья по химии по теме

Салтанова Наталья Викторовна

Данная работа - личный взгляд на ситуацию веденения предмета химии в общеобразовательных классах, при нагрузке в старших классах 1 ч в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya__k_vserossiyskoy_konferencii.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение интереса к изучению предмета у учащихся общеобразовательных классов через проблемные уроки.»

Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа  от ряда устоявшихся традиций  и стереотипов. Подталкиваемая технологолизацией и рыночными отношениями, она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в общем виде отличается от других видов общественно-полезного труда только спецификой, он имеет свой продукт, свои технологии  и рыночную стоимость. Педагог на рынок труда выставляет свой профессионализм. В основе, которого лежит знание педагогических технологий.

Педагогическая технология – это связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, обеспечивающие достижения цели; технология - это всё то, что находится между целью и результатом. Технология всегда направлена на создание продукта.

Необходимость проведения научно-методических исследований проблемы повышения эффективности обучения химии без увеличения учебных часов и исключающих перегрузки учащихся.

«Интерес – естественный двигатель детского поведения он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.» Л.С. Выготский

Интерес к учению есть только  там, где есть вдохновение, рожденное от успеха. Учитель  должен обеспечить учащимся чувство успеха, вселить уверенность в том, что успех обязательно будет, прежде всего научить правильно выполнять работу, рационально учиться, применяя при этом различные дидактические принципы.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

  1. Привлечение учащихся  к целям и задачам урока
  2. Пробуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала
  3. Включение учащихся в интересную для них работу

Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач, которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяются ряд способов.

  Для систематизации знаний использую в своей работе опорные схемы и конспекты (по методике Шаталова).  Они позволяют ребенку, особенно хорошо успевающему, не ждать указаний  учителя, а двигаться вперед, а слабо успевающим  учащимся постепенно приводить свои знания в систему. Для того, чтобы у  ученика было достаточно опорных знаний, без  которых он не может продвинуться в учении, надо  использовать работу с опорными конспектами. Опорные конспекты позволяют ученику составить план изучения химического явления или закона, а также при необходимости быстро выполнить и повторить пройденный материал в следующих классах. Также возможен опрос с помощью опорных блоков.

Для того, чтобы проверить и скорректировать знания учащихся по предмету, работаем с карточками. Они позволяют учителю увидеть степень обученности учащихся, их уровневую подготовку.

Работая в старших классах, применяю лекционно-семинарские занятия. Лекция, как эффективное звено  в УВР  находится в тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего, с  семинарскими занятиями. В ходе лекции надо создавать проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием при помощи, которого удается организовать творческое  применение предшествующей  и усвоение   последующей информации, правильно сделать важны выводы, закрепить необходимые знания, навыки, умения. Равенство понятий «интерес» и «знание» способствует глубокому усвоению программного материала учащимися, применению полученных знаний.   Каждая лекция должна быть проблемной. Вначале ставится проблема, а учащиеся подводятся к решению этой проблемы.

Учебная лекция очень важна, это активная форма работы по развитию мышления учащихся. Учащимся рекомендуется составлять конспекты, схемы, опорные системы, блоки.

     Проблемное изложение.

            Этот способ организации проблемного обучения наиболее уместен в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объёмом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциативные связи. В этом случае поиск осуществляет сам учитель. Так, например, формирование понятия об ароматической связи в молекуле бензола возможно, если проследить историю синтеза и изучение бензола через анализ формулы Кекуле. Таким образом, учитель не просто сообщает выводы науки, но и раскрывает путь, который привёл к этим выводам.

Проблемное обучение имеет длительную историю своего развития.

Ещё в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Так, постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них характерны для дискуссий Сократа, этот же приём был известен и в пифагорийской школе.

В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

        Научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе дал российский дидакт М.И. Махмутов.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

     Технологическая схема проблемного обучения такова: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения и применение полученных знаний в решении практических задач.

   При реализации проблемного обучения учитель строит взаимоотношения с классом так, чтобы учащиеся могли проявлять инициативу, высказывать предположения, даже неправильные, но их во время дискуссии опровергнут другие участники.

           Проблемное обучение является одним из методов развития учащихся. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создаёт определённые организационные  условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия. Этот поиск может происходить при определённых способах организации проблемного обучения.

Таким образом, этап создания на уроке проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства. Обучающийся ставится в позицию субъекта обучения и, как результат, у него образуются новые знания.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых форм , более эффективных технологий, способствующих развитию творческих способностей и интереса учащихся .Необходимо, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса , а учитель являлся организатором познавательной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к русскому языку у учащихся предпрофильных классов через исследовательскую деятельность

Математическими способами ребенок решает поставленную задачу по русскому языку...

Повышение интереса к изучению предмета химия в общеобразовательных классах

Для повышения интереса к предмету химия использую опорные блоки ( по методике Шаталова)...

Повышение интереса к изучению предмета химия в общеобразовательных классах

Для повышения интереса к предмету химия использую опорные блоки ( по методике Шаталова)...

Перспективы развития интереса к предмету у учащихся и педагогов на примере уроков географии.

Почему в последнее время проведение занятий часто становится рутиной и не вызывает одухотворения у педагогов?Почему образование нуждается в пересмотре способов и форм донесения материала до ученика?По...

Об актуальности формирования у учащихся мотивации и интереса к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Целью настоящей статьи явилась необходимость определить место предмета ОБЖ среди изучаемых в школе предметов, его важность, значимость и актуальность для учащихся, отношение к ОБЖ со стороны обучающих...

публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...

МАСТЕР-КЛАСС учителя Шапочкина А.А. по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

Мастер- класс по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии». Мероприятие подготовленно и проведено н...