Развитие интереса к русскому языку у учащихся предпрофильных классов через исследовательскую деятельность
презентация к уроку русского языка (9 класс) по теме

Голова Нина Анатольевна

Математическими способами ребенок решает поставленную задачу по русскому языку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие интереса учащихся предпрофильных классов к изучению русского языка через исследовательскую деятельность. Голова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Лицей № 1» г. Салавата.

Слайд 2

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет * огромное значение в жизни нашего общества, * в становлении и развитии личности ребёнка.

Слайд 3

«Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком всё ещё не решена, что курс русского языка практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи». (Из Пояснительной записки к Программе по русскому языку для основной школы 5-9 кл. Образовательной системы «Школа 2100»).

Слайд 4

Принципы вариативного развивающего образования: 1. Личностно ориентированные (принцип адаптивности, принцип развития, принцип комфортности). 2. Культурно ориентированные (принцип картины мира, принцип целостности содержания образования , принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний). 3. Деятельно ориентированные ( принцип обучения деятельности , принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации , принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества ).

Слайд 5

Руководствуясь принципами вариативности развивающего образования, делаем попытку найти пути решения указанных проблем. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет организовать исследовательскую работу учащихся как на уроках, так и в самостоятельном открытии знаний.

Слайд 6

Проблемные ситуации, связанные с наименованием частей речи. Отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Правдин. Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана, так та покамест существительна. Может, в чём-то Митрофан прав?

Слайд 7

Может, и местоимение так называют, потому что употребляют « вместо имени » существительного или прилагательного? Почему пушкинский поэт-пророк « ГЛАГОЛОМ » должен жечь «сердца людей»?

Слайд 8

Хабибуллин Рауль , ученик 9 м класса МОУ «Лицей № 1» г. Салавата. Исследовательская работа по русскому языку на тему «Почему наречие не имеет имени собственного».

Слайд 9

Содержание работы. 1. Введение. 2. «Экскурс» в историю. 3. Образование наречий. 4. Употребление наречий. 5. Заключение.

Слайд 10

Что обозначает слово «наречие»? Почему именно « на- речие»? Это многозначное слово: 1)Наречие - совокупность говоров. 2)Часть речи в русском языке. Само слово "наречие" исконно - русское, произведено приставочно - суффиксальным способом от слова "речь". РЕЧЬ. Общеслав. Производное— от * rekti "говорить ", ср. устар. речь, реку. Слова «говорить» и «глаголить» (устар.) в русском языке являются синонимами. Способ образования данного слова (термина) – «наречие» указывает на функциональную значимость этой части речи в русском языке: она обозначает признак действия или признак признака.

Слайд 11

«Экскурс» в историю. В знаменитой грамматике Дионисия Фракийского ( 170 – 90 лет до н.э.)было указано 8 частей речи и размещены они были в строгом порядке следования: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз. Не было деления на самостоятельные и служебные. Главными были имя и глагол. Предлог был главнее наречия, потому что, по мнению античных грамматиков, он относился и к имени, и к глаголу, наречие же относилось только к глаголу . Дионисий Фракийский первым дал название этой части речи: «приглагол». Древние римляне тоже называли эту часть речи «приглаголием».

Слайд 12

Споры вокруг наречия в отечественном языкознании. * Название не соответствует функции наречия: оно относится не только к глаголу, но и к прилагательному, к другому наречию. А.А.Барсов (1730 - 1791). * Такой части речи не существует! К.С.Аксаков (1817 - 1860), Ф.И.Буслаев (1818 – 1897 ). * «Вернул» наречие в русскую морфологию профессор А.А.Потебня (1835 -1891). * Наречие занимает центральное место в системе частей речи в русской морфологии! А.А.Шахматов (1864 - 1920).

Слайд 13

Рассмотрев темы: Образование наречий Формы и значения наречий Смысловые группы наречий , ученик пришёл к выводу, что наречие тесно связано с такими частями речи, как глагол, существительное, прилагательное. Самая важная речевая функция наречия – давать характеристику действиям .

Слайд 14

в художественном тексте (поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»). Исследовав морфологический уровень текста произведения, ученик выявил, что употреблено 172 наречия, из которых – 85 определительных (49 %), 87 – обстоятельственных (51 %). Значит, определительные и обстоятельственные наречия в художественном стиле употребляются практически в равных пропорциях. Употребление наречий

Слайд 15

«Бой с барсом» - кульминационный эпизод в поэме «Мцыри». Наречия используются в произведениях как художественно-выразительные средства, например, в эпизоде «Бой с барсом»сравнительная степень наречия «крепче» («обнявшись крепче двух друзей») является тропом – сравнением; стали эпитетами наречия «медленней» («медленней дышать»), «грозно» («блеснули грозно»). Наречия-эпитеты обозначают качество действия. Использованы обстоятельственные наречия, обозначающие совместность действия: «упали разом»,время действия: «потом закрылись».

Слайд 16

В эпизоде «Бой с барсом » использовано всего 9 наречий, из них определительных – 5 (55 %), обстоятельственных – 4 (45 %). Процентное соотношение наречий в одном эпизоде практически совпадает с процентным соотношением наречий всего произведения. Значит, на основании этого факта, можно рассчитать и частоту употребления наречий в художественном стиле речи: всего слов в эпизоде 188, из них – 9 наречий, отсюда следует, что каждое 20-е слово – наречие.

Слайд 17

Попробуем установить процентное соотношение между всеми наречиями русского языка и всеми словами русского языка. Поступим следующим образом. В «Толковом словаре» С.И.Ожегова самая большая словарная статья посвящена букве «с» (всего здесь слов - 3968), из них только 36 наречий! Процентное соотношение наречий ко всем словам на «с» составляет 0,9%.

Слайд 18

Самая маленькая словарная статья в «Толковом словаре» С.И.Ожегова – на букву «е» (на «ё» наречий нет!). Всего слов – 138, из них – 5 наречий. Процентное соотношение наречий ко всем словам на «е» составляет 3,6 %. Найдём процентное соотношение всех слов русского языка ко всем наречиям: (0,9 % + 3,6 %): 2 = 2,25 % .

Слайд 19

Вывод. Исходя из истории происхождения наречия, способов его образования, речевой функции и частоты употребления, можно утверждать, что часть речи – наречие – не случайно обрело такое наименование.

Слайд 20

Исследовательская работа Хабибуллина Р. была отправлена на Российский заочный конкурс «Первые шаги в науку». 11.05.2011г. Хабибуллин Р.Р. получил приглашение на Всероссийскую конференцию учащихся в г. Обнинск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Говоря о проблеме развития интереса, я имею в виду следующие вопросы...

Тезисы доклада по теме "Повышение интереса к изучению предмета у учащихся общеобразовательных классов через проблемные уроки"

Данная работа - личный взгляд на ситуацию веденения предмета химии в общеобразовательных классах, при нагрузке в старших классах 1 ч в неделю....

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....

ОЛИМПИАДА – ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Олимпиада – это своеобразное соревнование на лучшее знание языка. Она прочно вошла в жизнь и учащихся татарских школ. Учащиеся с удовольствием принимают участие в этом массовом мероприятии. Они провер...

Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.

Министерство образования и науки РБМБОУ «Хоринская СОШ №1 им.Д.Ж. Жанаева»        Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассну...