ОЛИМПИАДА – ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ
статья по русскому языку на тему

Мугтазирова Альфия Азатовна

Олимпиада – это своеобразное соревнование на лучшее знание языка. Она прочно вошла в жизнь и учащихся татарских школ. Учащиеся с удовольствием принимают участие в этом массовом мероприятии. Они проверяют на олимпиадах свои знания, меряются силами, узнают много нового. Олимпиады дают возможность выявить языковое чутье, самостоятельность, находчивость их участников, помогают обнаружить творческие способности учащихся, а также их знакомство с научно-популярной литературой по языку. В условиях национальной школы олимпиады – одно из действенных средств создания русской языковой среды, вовлечения учащихся в активную речевую практику, эффективный способ развития интереса к русскому языку как необходимого мотива его изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мугтазирова А. А.

с. Актаныш

 МБОУ «Актанышская средняя

 общеобразовательная школа №1»

ОЛИМПИАДА – ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ (Слайд 1.)

Знание русского языка помогает лучше усвоить все учебные предметы, потому что является фундаментом общего образования. Не владея языком, ученик не может познать все науки, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Новые сведения о языке дети получают в занимательной форме на внеклассных занятиях, в которых выходят за рамки учебников. Учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки: учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал на определенную тему, пользоваться справочной литературой, изготавливать пособия, выступать перед аудиторией и т. д.

Внеклассная работа по русскому языку в татарской школе призвана содействовать реализации на практике принципа коммуникативности и воспитывающего обучения.

Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку в татарской школе открывает большой простор для пробуждения у обучающихся интереса к русскому языку, воспитывает у них любознательность, зоркость к фактам и явлениям языка, стремление многое понять, помогает повысить речевую культуру.

Каждое внеклассное мероприятие должно способствовать расширению и углублению программного материала, развивать самостоятельность, творческую инициативу школьников, тренировать их ум, пробуждать уважительное отношение к языку русского народа.  Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – все это пробуждает интерес к русскому языку, культуре и традициям его носителей. Слайд 2.

В практике учителей-словесников выработались три формы внеклассных занятий по русскому языку: групповая, массовая и индивидуальная. Эти формы взаимосвязаны. Мне бы хотелось остановиться на массовом внеклассном мероприятии – олимпиаде. Олимпиада – это своеобразное соревнование (проба сил) на лучшее знание языка. Она прочно вошла в жизнь и учащихся татарских школ и предоставляет возможность, не страшась ошибок и очередной двойки, в духе азартного соревнования, задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных задач, которые подбрасывает нам русский язык.  Учащиеся с удовольствием принимают участие в этом массовом мероприятии. Они проверяют на олимпиадах свои знания, меряются силами, узнают много нового. Слайд 3.

Олимпиады дают возможность выявить языковое чутье, самостоятельность, находчивость их участников, помогают обнаружить творческие способности учащихся, а также их знакомство с научно-популярной литературой  по языку.

В условиях национальной школы олимпиады – одно из действенных средств создания русской языковой среды, вовлечения учащихся в активную речевую практику, эффективный способ развития интереса к русскому языку как необходимого мотива его изучения.

Олимпиады проводятся на уровне школы, района, республики. Для олимпиады в республиканском масштабе обычно избирают три тура. Один из них проходит в школе, другой – в районе, третий – в республике. Детей, желающих участвовать в ней, заблаговременно знакомим с основными ее условиями, системой оценки, правилами оформления и регламентом, отвечаем на возникшие вопросы. Для каждой параллели классов проводим один аудиторный тур. Таким образом соблюдается древний олимпийский принцип: «главное не победа, а участие», создаются равные шансы для всех учеников.

Вопросы и задания, поставленные перед учениками, могут быть самыми разнообразными, однако они должны  выявить знания по грамматике, орфографии, пунктуации и речевые навыки.

При подготовке заданий к школьной олимпиаде учителя нашей школы подбирают материал, соответствующий учебной программе. Он несет четко выраженную коммуникативную направленность, стимулирует умственную деятельность учащихся, выявляет их знание русского языка, умение общаться на русском языке в разнообразных жизненных ситуациях. Характер заданий отличается и оригинальностью, занимательностью. К школьной олимпиаде мы подбираем задания двух типов: лингвистические и ситуативно-тематические. (Слайд 4). К лингвистическим относятся: разгадывание языковой викторины, задание на подбор синонимов, антонимов, объяснение и включение в текст непонятных слов, упражнения на словообразование, объяснение и включение в текст фразеологизмов, подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов,  соответствующих по содержанию, из родного языка, стилистическая правка текста и т. д. Ситуативно-тематические задания предусматривают составление рассказа по предложенной ситуации, сочинение-рассуждение. (Слайд 5).  Большинство заданий составляем так, чтобы, обладая минимальными специальными знаниями, учащийся мог, сопоставляя предлагаемые слова, предложения, факты, переводя на родной язык,  ответить на поставленный вопрос. Участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые. Необходимо всеми возможными способами актуализировать собственный языковой опыт учащихся, развивать лингвистическую чуткость и навыки владения языком, поэтому олимпиада должна включать  в себя творческие опыты. Безусловно, олимпиада есть олимпиада, и побеждает в ней (а значит, выходит в районный тур) сильнейший. А сильнейшим оказывается тот, кто – где знанием, где интуицией – преодолеет все трудности, в том числе и трудности, всякому российскому школьнику до боли знакомые: орфографические и пунктуационные.

Непременным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками. Помня о развивающей цели мероприятия, учителя, не откладывая на неопределенный срок, дают верные ответы на все вопросы (кроме творческих заданий), обсуждают все возможные варианты, с тем чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить свое любопытство «по горячим следам».

К участию во втором (районном) туре допускаются учащиеся, занявшие I-II места, а на республиканский этап допускаются учащиеся, которые заняли I-II места в предыдущем туре.

В последние годы входит в жизнь учащихся и такая форма работы, как интернет-олимпиада, которая обычно проходит в два тура. I тур – заочный, II – очный.  Учащиеся 9-11 классов, набравшие большее количество баллов, приглашаются на II очный тур. Такие олимпиады проводят вузы нашей республики такие, как Казанский Федеральный университет, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов. Обучающиеся с желанием участвуют на таких мероприятиях, получают призовые места. Интернет-олимпиада является и профориентационной работой, так как школьники, занявшие призовые места будут пользоваться льготой при поступлении в вышеназванные вузы.

Всякая внеклассная работа требует внимательного руководства и контроля со стороны учителя. Методика здесь проста – хорошие знания учащихся по русскому языку и желание учителя увлечь их. Для этого не надо жалеть ни времени, ни сил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к русскому языку у учащихся предпрофильных классов через исследовательскую деятельность

Математическими способами ребенок решает поставленную задачу по русскому языку...

Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Говоря о проблеме развития интереса, я имею в виду следующие вопросы...

Статья "Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературы"

Как внеклассные занятия влияют на мотивацию изучения предмета "Русский язык и литература"...

smm как способ повышения интереса к русскому языку и литературе

ldquo;Smm-продвижение как  способ повышения интереса к русскому языку и литературе” - именно так названа работа, в которой представлен опыт учителя русского языка и литературы в ГБОУ СОШ №...

Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.

Министерство образования и науки РБМБОУ «Хоринская СОШ №1 им.Д.Ж. Жанаева»        Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассну...

Практико - ориентированный проект "Гуманитарная игра - эффективный способ развития интереса к классической литературе"

Цель реализации проекта - приобщение детей и подростков к отечественной литературе и истории во взаимодействии всех участников образовательного процесса....