smm как способ повышения интереса к русскому языку и литературе
методическая разработка

Соломенная Анна Владимировна

“Smm-продвижение как  способ повышения интереса к русскому языку и литературе” - именно так названа работа, в которой представлен опыт учителя русского языка и литературы в ГБОУ СОШ №692 Калининского района г. Санкт-Петербурга. В качестве дидактического материала в данной работе выступают опубликованные посты в социальной сети ВКонтакте, посредством которых учителем достигалась одна важная задача - повысить грамотность учеников и сформировать устойчивый интерес к преподаваемым предметам. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №692»
Калининского района г. Санкт-Петербурга

развитие общего образования

дидактические материалы

smm как способ повышения интереса к русскому языку и литературе

Соломенная Анна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №692

Калининского района

г. Санкт-Петербурга

2020 г.

Пояснительная записка

“Smm-продвижение как  способ повышения интереса к русскому языку и литературе” - именно так названа работа, в которой представлен опыт учителя русского языка и литературы в ГБОУ СОШ №692 Калининского района г. Санкт-Петербурга. В качестве дидактического материала в данной работе выступают опубликованные посты в социальной сети ВКонтакте, посредством которых учителем достигалась одна важная задача - повысить грамотность учеников и сформировать устойчивый интерес к преподаваемым предметам.

В настоящей работе рассматриваются такие понятия, как «современная школа», «smm-продвижение», дается краткая характеристика задач образовательного учреждения и определяется задача современного педагога, приводятся статистические данные маркетинговых исследования социальных сетей в России, в том числе обуславливается выбор использования социальных сетей в качестве основного инструмента продвижения «товара» (предмета).

Целью данной работы является описание опыта использования социальных сетей в качестве удобного и продуктивного инструмента в педагогической практике. Автор на личном опыте доказывает, что коммуникация посредством соцсетей может стать не только сферой личного общения, но и полноценной образовательной сферой.

Структура работы представлена теоретической частью (глава 1. Современная школа и smm-продвижение) и практической частью (глава 2. Соцсети. Как превратить врагов в друзей?), где описан личный опыт использования социальных сетей, а именно социальной сети ВКонтакте, в целях повышения интереса к русскому языку и литературе и формирования предметных компетенций. В списке используемых источников при выполнении работы приведены в том числе и ссылки на личную страницу учителя, а также ссылки на видеоматериалы.

Опыт, описанный в работе, может быть полезен не только учителю русского языка и литературы, но и любому учителю-предметнику, в том числе педагогам дополнительного образования, занимающимся духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.  

Глава 1. Современная школа и smm-продвижение

Все мы прекрасно понимаем, что школа - это далеко не пассивное получение знаний, это активный процесс, связанный с поиском, исследованием, осмыслением материала. Школа - это умение находить информацию, анализировать её, систематизировать, а после грамотно излагать. Однако в динамично развивающемся и постоянно меняющемся мире этого будет недостаточно. Современная школа должна представлять собой высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.

В нашей стране перед системой образования стоят различные задачи. Согласно Федеральному закону от 29.12. 2012 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира.[1]

Однако не будем обманываться: с ускорением ритма жизни, со снижением уровня требований, предъявляемых к ученику как со стороны учителей, так и со стороны родителей (ибо жесткость дисциплины стала восприниматься как неуважение к интересам личности ребенка, о чем свидетельствуют участившиеся случаи обращения родителей с жалобами о ненадлежащем отношении к ребенку со стороны педагогов; а интернет пестрит предложениями компаний,  которые помогут родителям составить и подать жалобу в соответствующую инстанцию[2]), интерес к учебе стремительно падает. Вовлечение ребенка в образовательный процесс, повышение интереса к учебе, к познавательной деятельности порой напоминает попытку изобрести perpetuum mobile.

В сегодняшней ситуации, когда школа воспринимается как объект, который предоставляет ученику (читаем потребителю) образовательные услуги, на помощь педагогу приходят маркетинговые инструменты. Так, например, в маркетинге есть устойчивое понятие – smm (social media marketing), или smm-продвижение. Под smm-продвижением мы понимаем совокупность способов и средств использования социальных медиа в качестве инструментов для продвижения компаний и решения различных коммерческих задач. Так, в число интернет-ресурсов при продвижении товаров и услуг входят привычные многим пользователям социальные сети: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, LinkedIn, Insagram, LiveJournal, Twitter, YouTube.

По данным интернет-издания Popsters[3], в 2019 году в России насчитывалось порядка 93,6 млн человек, пользующихся интернетом ежемесячно, из них - 90, 7 млн человек заходят в сеть еженедельно, около 82 млн - ежедневно. В топ-10 социальных сетей и ресурсов вошли YouTube, ВКонтакте, Instagram и Одноклассники. По данным делового издания Tadviser[4], первые две соцсети обогнали все остальные по популярности у молодежи. Исследование РБК[5] показало, что самым популярным интернет-ресурсом у российской молодежи (пользователей до 18 лет) является соцсеть ВКонтакте (цитирование у этого сегмента аудитории - 492 тыс. раз).

Основная задача smm – выход на целевую аудиторию, привлечение ее разными способами и активизация интереса к предлагаемому продукту. Соцсети, конечно, нельзя рассматривать как торговую точку, так как они не имеют своей целью ведение прямых торговых операций. Но в условиях современной школы соцсети, как и в маркетинге, можно рассматривать как способ привлечения целевой аудитории (в нашем случае учеников) к дальнейшему распространению информации о продукте, добровольному и бесплатному.

Используя вышеперечисленные платформы, мы можем заниматься изучением потребностей аудитории, разрабатывать способы привлечения, проводить подписку на товар, побуждать к переходу на сайт компании и т.д. Контент, если он представляет интерес, быстро расходится через группы друзей и подписчиков. Если вам удается заинтересовать аудиторию, то информация о вашем «продукте» будет распространяться быстро: сработает «вирусность» соцсетей, когда интерес к продукту будет постоянно подогреваться, а количество подписчиков – расти. К тому же такой способ продвижения не вызовет отторжения, как, например, прямая реклама или призыв к активным действиям.

Если представить подобную модель продвижения относительно образовательной модели, то мы получим следующую схему: учитель выступает в качестве менеджера (продавца), его предмет (в нашем случае русский язык и литература) выступает в качестве товара, задачей учителя является продвижение товара, то есть русского языка и литературы, создание положительного имиджа. Так, мы переходим к планированию результата – появлению интереса к предмету как минимум и повышению уровня предметных компетенций. Также можно утверждать, что учителем будет достигнута одна из целей в преподавании предмета – формирование всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

Глава 2. Соцсети. Как превратить врагов в друзей?

Согласно исследованию Академии Касперского[6] около 90% педагогов используют соцсети в личных целях, порядка 70% добавляют своих учеников в друзья. Соцопрос показал, что дети с удовольствием добавляют учителей в друзья, общаются с ним онлайн, потому что им приятно видеть своих педагогов не только в кабинете, у доски, но и за пределами школы, школьникам интересно наблюдать за личностью учителя, знать, чем он увлекается, какую музыку слушает и т.д. Однако такая дружба накладывает определенные ограничения на поведение в сети (вспомним хотя бы скандал, связанный с увольнением педагога из Барнаула, разместившего на своей странице в соцсети фото в купальнике[7]). Но, если немного абстрагироваться, общение с учениками в соцсетях может стать дополнительным инструментом воспитания в образовательном процессе.

В своей работе я пошла именно по такому пути: создавая страницу ВКонтакте[8], я пыталась сделать ее минимально личной и максимально доступной для пользователей, то есть для моих учеников (собственно, страницу ВКонтакте я завела только тогда, когда устроилась работать в ГБОУ СОШ №692, то есть в 2015 году). На данный момент у меня 293 друга, из которых почти половина – это мои ученики. Я не самый активный пользователь сети, и страницей ВКонтакте пользуюсь по рабочей необходимости: все началось с необходимости информирования родителей, а после моя страница стала «инструментом» для продвижения «продукта» и формирования лояльности и, пожалуй, интереса к преподаваемым предметам.

Игра с весьма символичным названием «Орфографическая полиция» началась с публикации поста (от 06.05. 2016  г.). Это была афиша ДК Ленсовета. Приведу текст афиши (орфография и пунктуация сохранены): «Группа USB Дуэт 20:14. А так же дуэт «Да» и Андрей Бебуришвили. ДК Ленсовета. Каменноостровский проспект д. 40-42. Заказ билетов 364-04-38». Я опубликовала фотографию афиши и предложила своим ученикам исправить ошибку. Дети достаточно быстро отреагировали на публикацию, оставив под постом комментарий с исправленным словом: «В данном случае ТАКЖЕ пишется слитно».

Далее последовала публикация фотографии рекламы сети спортклубов Fitness House (пунктуация и орфография сохранены): «Я перестала стесняться своего тела благодаря тренеровкам.»  Ученики нашли ошибку в правописании слова «тренировкам», а также исправили постановку знаков препинания при цитировании.

Игра «Орфографическая полиция» приобрела своих постоянных участников. По условиям, исправлять ошибки было разрешено только ученикам, но взрослые (чаще всего это были родители моих же учеников) тоже старались принимать участие, присылая мне личные сообщения с правильными ответами. В числе постов с ошибками и опечатками стали появляться фотографии, сделанные моими подписчиками. Например, упаковка сыра: «Сыр голландский в нарезке. Откыть. Закрыть». Или заголовок статьи в газете: «Умеем видеть перпективу». В коллекции постов с опечатками появилась фотография корпоративного календаря УФСБ: «Управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленниградской области».

Практика показала, что публикация постов с фотографиями подобного рода помогла сформировать устойчивый интерес к предмету, развить умения не только находить ошибки, но и грамотно объяснять их. Таким образом, через социальную сеть ВКонтакте формировался положительный образ грамотного человека, при этом жесткой установки «ты должен это знать», «ты обязан это знать» не было. Дети без особого труда были вовлечены в образовательный процесс и проявляли при этом неподдельный интерес (если не комментировали сами, то присылали личные сообщения или просто просматривали посты).

В рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку рассматривались такие случаи: в рекомендации по применению спрея для очищения стеклокерамических плит, духовок, грилей, СВЧ-печей «Адриэль» было указано, что «перед началом работы рекомендуется одевать перчатки»; на упаковке кетчупа Uni Dan мои ученики обнаружили, что представленный продукт - это «кетчуп томатный с дольками помидор».

Заданием не для слабонервных оказалось прослушивание песен Александра Маршала «Новогодняя» и дуэта Artik&Asti «Очень-очень». Приведу отрывки из песен: «Запах мандарин из любых витрин / По проспектам и по линиям метро»  и «Мне не нужны с неба звезды даже, / Только твои губы шоколада слаже».

Особенно понравилось пользователям предложением работы от сайта Ваш Репетитор: «Цель – в школе игзамен по русскому языку». Почти 500 просмотров набрал пост про концерт Ольги Бузовой: «Конкурс это – круто! Дарим билеты. Бузова. Шоу: Принимай меня».

Игра «Орфографическая полиция» стала для меня тем «инструментом», который «смог продвинуть товар на рынке» и сформировал его положительный имидж. В процесс были вовлечены все подписчики, а некоторые стали сами проявлять инициативу, присылая мне фотографии с обнаруженными ошибками.

В целях «продвижения» литературы в том же ВКонтакте я задействовала немного иную схему. Три года подряд накануне 9 мая я с учениками записываю на видео стихотворения, посвященные событиям тех лет. Так проект «Дети читают стихи о войне» стал доброй традицией и помог в решении такой важной задачи, как формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского  достоинства, любви к своему Отечеству.

Своей целью я поставила запись стихотворений о Великой Отечественной войне с одним условием: стихотворение обязательно должен прочитать учащийся нашей школы, при этом стихотворения не должны были повторяться. Так за три года я с учениками ГБОУ СОШ №692 записала 45 стихотворений. Мои ученики выбирали стихотворения следующих авторов: А. Твардовский, М. Исаковский, В. Высоцкий, С. Орлов, Ю. Визбор, Б. Окуджава, К. Симонов, Ю. Друнина, Р. Рождественский, И. Бродский, А. Ахматова, Ю. Воронов и другие. Особенно приятно, что участие в таком проекте сподвигло одну из моих учениц написать собственное стихотворение и записать его на видео.

Все видео [9] [10] [11]доступны для просмотра на моей личной странице ВКонтакте в разделе «Видео». Стоит отметить, что опубликованные видео набирают порядка 500-700 просмотров, и в этом году я со своими учениками так же, как и в предыдущие годы, планирую записать видео “Дети читают стихи о войне”, которое будет выложено на моей странице и будет доступно для всеобщего просмотра. Проект 2020 года станет особенным, поскольку принимать участие в нем будут только учащиеся 11 “А” и 11 “Б” классов ГБОУ СОШ №692. Выпускники сами проявили такую инициативу, решив, что их участие в проекте должно стать не “простым актом благодарности” живым и мертвым, но одним из заключительных этапов в летописи их школьной жизни.

Заключение

Сегодня вокруг социальных сетей много различных споров и разговоров. Но на своем опыте я смогла убедиться, что если подойти к вопросу практически и с творческой искрой, то так называемый враг может стать настоящим другом и помощников в нелегком педагогическом труде.

С помощью социальных сетей современный учитель может не только донести свое мнение, заинтересовать предметом. Социальные сети, столь популярные у молодого поколения, могут стать той неформальной площадкой, где к вам, учителю-предметнику, классному руководителю, педагогу дополнительного образования, прислушаются, где вас услышат и поймут. Социальные сети - это огромные возможности сделать скучное интересным, привычное - оригинальным, сложное - доступным и понятным.

Интернет - это не только огромное виртуальное пространство и бесконечные информационные потоки, это вполне реальный способ наглядно показать своим ученикам и их родителям, что быть грамотным - это здорово, а любить свой язык, свою культуру и свою страну - это норма поведения современного человека.

Список используемой литературы

Законодательные материалы:

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен 26 декабря 2012 года.] - Москва : Проспект : Кодекс. 2015. - 160 с. ; 20 см. - 5000 экз. - ISBN 978-5-392-18281-7. - Текст : непосредственный.

Ресурсы Интернет:

  1. Девяткина М. “ВКонтакте” и YouTube обогнали Facebook по популярности у молодежи. - URL : https://www.rbc.ru/technology_and_media/03/09/2018/5b8d4c409a79478dd070efcb - Текст: электронный.

  2. Лошкарева О. Учитель и соцсети: правила выживания: интернет-портал. - URL: https://pedsovet.org/beta/article/ucitel-i-socseti-pravila-vyzivania - Текст: электронный.

  3. Нефедова Н. “До педофилии недалеко”: учителя из Барнаула уволили за фото. - URL : https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2019/03/a_12264097.shtml - Текст: электронный.
  4. Интернет-доступ. Рынок России и СНГ - URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8) - Текст: электронный.

  5. Использование мобильного интернета в 2020 году: как это будет? - URL: https://popsters.ru/blog/post/94 - Текст: электронный.

  6. Словарь маркетолога: сайт. - URL:  https://callibri.ru/glossary/smm


[2] potreb-pravda.com; s-zem.ru; jurist-protect.ru

[3] popsters.ru

[4] tadviser.ru

[5] rbc.ru

[6] pedsovet.org

[7] газета.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные презентации в воспитании интереса к русскому языку и литературе

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.       ...

Игра как средство повышения интереса к русскому языку

Зачет по теме " Имя числительное" . Систематизация знаний о сложной части речи - имени числительном.Внеклассная работа по русскому языку. Игра как средство повышения интереса к русскому языку....

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

ОЛИМПИАДА – ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Олимпиада – это своеобразное соревнование на лучшее знание языка. Она прочно вошла в жизнь и учащихся татарских школ. Учащиеся с удовольствием принимают участие в этом массовом мероприятии. Они провер...

Статья "Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературы"

Как внеклассные занятия влияют на мотивацию изучения предмета "Русский язык и литература"...

Живопись и лепка на уроках литературы как средство повышения интереса к русскому языку через творчество

В данной методической разработке представлено использование творческих работ учащихся на уроках литературы как метода, гармонично развивающего потенциал личности в условиях индивидуальной и совместной...