Психологический аспект исследовательской деятельности учащихся
статья по химии по теме

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходимо что-то ещё?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический аспект исследовательской деятельности учащихся.

Каждый из нас изначально, по своей природе, – исследователь. Спонтанное, неосознаваемое исследование свойственно как любому человеку, так и животным. Первоначально мотивом к исследовательской деятельности выступает любознательность или, по словам И.П. Павлова, рефлекс «Что такое?»

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? Конечно же, нужны врождённые способности – это главное, но не только. Для исследователя важным компонентом  таланта является глубина мышления, способность додумывать и дорабатывать вопрос до конца. Другим важным качеством исследователя является критическое мышление, которое предполагает самостоятельность и непредвзятость мысли. Очень важно  трудолюбие, целеустремлённость. Томасу Эдисону принадлежит знаменитая фраза: «В гениальности – девяносто девять процентов труда и один процент вдохновения». Осмыслить своё открытие и доказать  его справедливость помогает уверенность в своих силах.

Почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов? Здесь необходимо обратиться к понятию способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям или навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. «Одной из важнейших особенностей психики человека,- писал Б.М. Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств совершенно другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности  вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека». Учебные и творческие способности  отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

В.А. Иванников показывает, что исследовательская потребность человека изначально характеризует уровень природного субъекта. Но на уровне культурного субъекта она преобразуется в познавательную потребность, которая направлена на создание картины мира и обслуживает созидательную деятельность человека и общества в целом. На уровне нравственного субъекта исследовательская потребность реализуется в поисках смысла жизни, в формировании мировоззрения. Таким образом, исследовательская потребность относится к числу тех, которые имеют «вертикальный» характер, то есть пронизывают все уровни потребностей2.

В настоящее время исследовательская активность (деятельность, поведение) человека изучается на протяжении всего жизненного цикла от младенчества до старости и в самых разных видах деятельности.

Эффективность осуществления исследовательской деятельности, как в профессиональной сфере, так и в повседневной практике, связана с развитостью и устойчивостью исследовательской по зиции личности. Исследовательская позиция – не только то, что актуализируется в ситуации неопределённости, но и та позиция, которая требует  осуществления конкретной исследовательской деятельности, последовательно проходя основные этапы исследования. Внутренне стремление к определённости во многом тормозит в нас изначальное стремление к свершению открытий. Находиться постоянно в «свободном полёте» поиска психологически трудно. Это требует постоянного внутреннего напряжения и вызывает большое сопротивление извне. Внешняя среда зачастую подавляет в развивающейся личности изначальное вопрошание к миру; она скорее предъявляет чёткие системы нормативов, незыблемых знаний, требуя от развивающегося человека их безапелляционного принятия. Сомнение в предъявляемых знаниях, критическое отношение к тем или иным нормативам – являются нежелательными.

Исследовательская активность проявляется в целом ряде различных форм деятельности и поведения человека (наблюдение, путешествие, вопросно-ответные формы деятельности и т.д.). Однако наиболее ярко она выступает в самостоятельных активных творческих действиях и преобразованиях обследуемого предмета, явления, ситуации.

Существующая система обучения, в основном базирующаяся на репродуктивном принципе освоения знаний, зачастую «вытравливает» личностно значимую способность занимать исследовательскую позицию по отношению к миру, к другим, к себе самому.

Идеальный исследователь в тестах исследовательского поведения – это человек, способный к добыванию максимально большого объёма информации от исследуемого объекта в ходе реального взаимодействия с ним. Особое значение исследовательская инициативность приобретает в настоящее время. Развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Огромное значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.

Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме; средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством восполнения и развития интеллектуального потенциала общества1. Социальный заказ на творческое исследовательское поведение, требует максимально полной свободы практических и интеллектуальных действий, способности  к выдвижению самых оригинальных идей.

Одними из основных эмоциональных состояний человека при исследовании сложных систем являются сомнение, готовность принять двоякие результаты действий и т.п. Эти эмоциональные состояния отражают принципиальную невозможность нахождения единственного обоснованного, «самого правильного со всех точек зрения» выбора: выбора единственного общего подхода, единственной цели, единственной гипотезы, единственного метода, единственного критерия оценки результата и т.д.

Особая роль при формировании психологии исследователя в общеобразовательных учреждениях принадлежит психологической службе школы. Данная служба (психолог) организует не только процедуры собеседования учащихся, диагностику и консультирование учащихся и их родителей, но и  принимает участие в руководстве учебными исследованиями, сопровождает выездные конкурсные работы, организует и проводит проектно-исследовательские игры.  Именно коллективная и целенаправленная работа психолога, педагога и представителей администрации школы должна быть основой при формировании различных аспектов психологии юного исследователя.

Литература.

1.  Алексеева Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся//Исследовательская работа школьников, 2002, №1, с. 24-33; Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. М.: МГДД(Ю)Т, 2002; Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся//Исследовательская работа школьников, 2002, №2, с. 43-55. Так же см. Интернет-портал Исследовательской деятельности учащихся : http://www.researcher.ru

2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во УРАО, 1998.

3. Немов Р. С. Психология. Книга 1//М.: Владос,2007, с. 374-377.

4. Пискунова М. В. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся. Электр. версия:  http://www.researcher.ru

5. Платонова Т. И. Творчество исследователя: достижимый рубеж или синяя птица?// -М.: Первое сентября. Химия. № 20, 2008.

6.  Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. Электр. версия: http://www.researcher.ru/methodics

7. Теплов Б. М. Способности и одарённость//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М.,1981, с.33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические аспекты организации познавательской и исследовательской деятельности учащихся в курсах истории и обществознания

Умение работать с информацией, извлекать необходимое, высказывать собственное мнение, иметь собственный стиль мышления - это все основные проблемы нашего образования, это то, что должен уметь и иметь ...

Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...

Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя. методические рекомендации

Данные рекомендации посвящены методике проведения диагностики профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности, разработаны правила оценочной деятельности. Работа адресована пед...

Аспекты исследовательской деятельности учащихся

Представленный  методический материал будет полезен как учителям, так и ученикам. Презентация содержит отличия реферата от учебной исследовательской работы, алгоритм подготовки, проведения  ...

Психологическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся

Проектно-исследовательская деятельность является важным ресурсом для интеллектуального и личностного развития учащегося среднего образовательного учреждения. Именно в процессе самостоятельной проектно...

Психологические аспекты исследовательской деятельности.

В процессе работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстр...