Развитие исследовательской активности школьников
статья по химии по теме

Формирование и развитие исследовательской активности школьников является одним из базовых элементов современного образования. Мотивационной основой успешного исследования какого-либо объекта школьником являются его любознательность и познавательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_issledovatelskoy_aktivnosti_shkolnikov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательской активности школьников.

Современная педагогика обладает огромным арсеналом методов и приёмов закрепления и проверки знаний, а вот преподнесение нового материала почти всегда одно и то же. Даже проблемное изложение часто мало отличается от традиционного, разнясь только в том, что учитель ставит вопросы, заинтересовывая учеников, а затем сам же на них и отвечает. У наших школьников очень сильна вера в  справедливость сказанного учителем. Решить эту проблему поможет исследовательская деятельность школьников, как в целом, так и отдельные её элементы.  Необходимо  вооружать учащихся средствами разного уровня для практической и познавательной деятельности в этом неопределённом и развивающемся мире – в том числе средствами решения комплексных задач и средствами самостоятельного исследовательского поведения. Именно это позволит детям в дальнейшем самостоятельно ставить и решать сложные творческие проблемы. Формирование и развитие исследовательской активности  происходит в чрезвычайно противоречивом социальном контексте. Практическое исследование новых неизвестных объектов часто сопряжено с теми или иными опасностями (например, возможность травм или даже гибели). Эта опасность, вообще говоря, может исходить не только от самих обследуемых явлений, предметов, но и от лиц, почему-либо заинтересованных в их защите. Поэтому управление формированием исследовательских способностей требует контроля и жёстких ограничений, связанных с безопасностью, соблюдением этических норм и т.д.

При исследовании сложной системы необходима  постановка разнообразных, разнотипных целей, которые могут конкурировать между собой. Мотивационной основой успешного исследования сложных систем человеком являются его любознательность и познавательная активность, в том числе бескорыстная.

Исследование по своей феноменологии для любого человека, в том числе и школьника,  имеет три составляющие, которые согласуются с факторами развития личности. Биологические предпосылки – исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение. Условия развития – социокультурные, исторически сложившиеся контексты, содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского поведения в исследовательскую деятельность, задающие нормы и средства осуществления этой деятельности. Внутренняя позиция – выработанная способность личности искать и осознавать проблемы; осознанно, активно и конструктивно реагировать на проблемную ситуацию, выстраивать исследовательское отношение к миру, к другим, к самому себе.

Направленность сознания и действий  на осуществление исследования в том или ином пространстве в первую очередь определяется значимостью его для общей жизнедеятельности человека. Во многих видах жизнедеятельности человека исследование выступает значимой способностью, выступая средством познания мира, других, самого себя, в основе чего выстраивается взаимодействие человека и мира. Развивающийся человек изначально находится в противоречивом состоянии выбора – исследовать или принимать на веру. Этот выбор мы совершаем постоянно и в большинстве случаев неосознанно. Развитая исследовательская позиция позволяет человеку успешно взаимодействовать с изменяющимися реалиями внешнего мира, социального окружения, а также с субъективной реальностью.  Существующая система обучения, в основном базирующаяся на репродуктивном принципе освоения знаний, зачастую «вытравливает» личностно значимую способность занимать исследовательскую позицию по отношению к миру, к другим, к себе самому.

С точки зрения внутренней организации, учебное исследование школьника является целенаправленной деятельностью. Как и любая другая деятельность подобного рода, она связана со следующими составляющими:

•    внутренним представлением цели;

•    мотивацией;

•    критериями достижения цели и организацией процесса;

•    основными операциями и действиями, направленными на реализацию цели;

•    последовательность операций и действий;

•    контролем за исполнением операций и получением промежуточного результата;

•    коррекцией операций или представления цели;

•    критериями прекращения реализации действий;

•    фиксацией результата деятельности.

У многих современных школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познава тельных интересов. И главная задача педагога в этих условиях за ключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит про блема активизации деятельности учащихся в процессе обучения.

Исследовательская де ятельность учащихся, в первую очередь, определяющаяся позна вательной активностью личности, во многом облегчает решение этой задачи. Участие большого количества учеников на начальном этапе работы над работой позволяет каждому найти вид дея тельности по интересам. Обращение к исследовательской деятельности обусловлено тем, что перед современным обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного тру да. Именно на развитие познавательной активности и самостоя тельности и направлена исследовательская деятельность, которая способствует накоплению творческого потенциала школьника. Использование основных приёмов познавательной деятельнос ти – наблюдение, сравнение, обобщение и т.д. – приводит к тому, что в процессе исследовательской работы формируется логичес кое мышление учащихся, развивается интуиция, систематизиру ются знания, расширяется общеобразовательный кругозор, накапливается полезный опыт работы с разнообразными источниками информации.

Не стоит забывать о том, что школьная исследовательская деятельность предполагает, что результатом процесса обучения могут стать как объективно, так и субъективно новые знания о предмете исследования. Каждый учитель способен в своей практике применять элементы исследовательской деятельности, а,  следовательно, и создавать условия для развития исследовательской активности учащихся в целом.

Литература:

1. Платонова Т. И. К научному стилю мышления – через исследовательскую деятельность// - М.: Первое сентября. Химия. № 8, 2009.

2. Плигин А. А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования. Электр. версия:  http://www.researcher. ru

3. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. Электр. версия: http://www.researcher.ru/methodics

4. Обухов А. А. Исследовательская позиция личности. Электр. версия: http://www.researcher.ru

5. Сафонова О. В. Проблема активности личности в обучении и исследовательская деятельность учащихся. Электр. версия:  http://www.researcher.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские общественные объединения как фактор развития социальной активности школьников

Данная статья раскрывает понятие детского общественного объединения, рассказывает о важности включения щкольников в социально значимую деятельность....

Детские общественные объединения как фактор развития социальной активности школьников

Школа  не может не учитывать влияние на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения....

Статья на тему: Развитие познавательной активности школьников во внеурочное время

Развитие познавательной активности является движущей силой функционирования ученического самоуправления.В нашей школе самоуправление строится на трёх ступенях развития школьников: младшие, средн...

Дидактическая игра на уроках географии и её роль в развитии познавательной активности школьника

Введение     В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деят...

Учебно-исследовательская работа-условие развития познавательной активности школьников

Обобщение опыта работы по методической теме "Учебно-исследовательская работа-условие развития познавательной активности школьников": цели, задачи, виды исследовательской деятельности школьников и резу...