Химия-10 "Обобщение по углеводородам"
презентация к уроку по химии (10 класс) по теме

Акимова Ольга Васильевна

Представляю игровой урок по обобщению знаний об углеводородах в 10 классе. Урок состоит из нескольких конкурсов (как командных, так и индивидуальных). Лучше проводить на сдвоенном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obobshchenie.ppt1.71 МБ
Microsoft Office document icon obobshchenie10.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

10 класс

Обобщение знаний об углеводородах

Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Углеводороды»

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, «Черный ящик», хирургические перчатки, таблички с названиями команд, секундомер, каждому ученику по 2 листочка, на команду 2 листочка.

Тип урока: урок-соревнование

Ход урока.

  1. Оргмомент Слайд 1

Приветствие, тема урока

Цель урока - Повторить и систематизировать знания по теме «Углеводороды» Слайд 2

Девиз урока - «Мало знать, надо и применять.

  Мало хотеть, надо и делать»  

                                         Гёте. Слайд 3

Форма проведения – соревнование команд

Для того чтобы фиксировать результаты вашей работы нам потребуется помощь консультанта

  1. Соревнование

Разминка

Команды распределены раньше. Каждая команда оглашает свой девиз, исходя из названия «Предельные» и «Непредельные»

Капитаны команд оглашают свои девизы

Конкурс 1 «Кто больше? Кто быстрее?» Слайд 4

На конкурс дается 3 минуты каждой команде. Все члены команды отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное число вопросов – 12

Вопросы 1-й команде:

  1. Кто создатель теории химического строения? - Бутлеров
  2. Какова общая формула алканов? – СnH2n+2
  3. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное химическое строение? – изомеры
  4. Назовите формулу ацетилена. – С2Н2
  5. Что получают, обрабатывая каучук серой? – резину
  6. Какова общая формула алкенов? - СnH2n
  7. Какой вид гибридизации атомов углерода в алкинах? – sp
  8. Какова формула этилена? – С2Н4
  9. Как  называется реакция присоединения водорода к алкенам? – гидрирование
  10. Какова общая формула алкинов? –  СnH2n-2
  11. Назовите тип гибридизации в алканах? – sp3 
  12. Каково расстояние между атомами углерода при двойной связи? – 0,134 нм

Вопросы 2-й команде:

  1. Как называют вещества, имеющие сходное строение, но разный состав? – гомологи
  2. Кто впервые получил синтетический каучук? – Лебедев
  3. Как называется реакция отщепления водорода от молекул углеводородов? – дегидрирование
  4. Какаво расстояние между атомами углерода в алканах? – 0,154 нм
  5. Какой тип гибридизации в алкенах? – sp2 
  6. Как называется реакция соединения молекул углеводородов между собой? – полимеризация
  7. Каково расстояние между атомами углерода при тройной связи? – 0,120 нм
  8. Какова формула бутадиена? – С4Н6
  9. Какова общая формула аренов? – СnH2n-6
  10. Как называется реакция присоединения воды к углеводородам? – гидратация
  11. Какова формула дихлорэтана? - С2Н4Cl2
  12. Перечислите виды изомерии алкенов. – углеродного скелета, положения связи, пространственная, межклассовая

Конкурс 2 «Графический диктант»

Слайд 5 

(Работают на листочках самостоятельно)

На листочке подпишите свою фамилию и поставьте цифры от 1 до 10. я буду читать утверждения, если речь идет об алканах ставим знак «-», если об алкенах «=»

  1. в названиях имеют суффикс –ан.
  2. характерна sp2 гибридизация
  3. в молекуле только σ-связи
  4. в молекуле имеется двойная связь
  5. характерны реакции замещения
  6. характерна sp3 гибридизация
  7. в названиях присутствует суффикс –ен
  8. характерны реакции присоединения
  9. общая формула СnH2n
  10. характерна реакция полимеризации

Правильные ответы: Слайд 6 Самопроверка

Если 10 правильно – «5»

9-7 правильно – «4»

6-5 правильно – «3»

  1. -   =
  2. -
  3. =
  4. -
  5. -
  6. =
  7. =
  8. =
  9. =

По окончании диктанта самопроверка и выставление оценок, согласно критериям.

Работы сдаются консультанту для подведения итогов

Количество баллов, присужденных команде, рассчитывается как среднее арифметическое.

Физкультминутка Слайд 7

Конкурс 3 «Номенклатура» 

Работают в команде

На листочке подпишите название команды. Вам необходимо назвать пять веществ, чтобы быстрее справиться с заданием распределите вещества между собой. Работа командная максимально можно набрать 5 баллов.

а) СН3 – С = СН – СН – СН3

               │              │

               СН3         СН3

б) СН3 – СH – СН – СН2 – СН3

                  │     │

               СН2    СН3                 

                   │

               СН3

в)  СН3 – СН – С = С – СН – СН3

                  │     │     │    │

               СН3  СН2 СН3 СН3

                          │

                         СН3

                   СН3

                     │

г) СН ≡ С – С – СН3

                     │

                   СН3

д) СН2 = СН – СН – С = СН2

                         │       │

                         СН3   СН3

По окончании работы команды меняются листочками, проверяют по слайду, выставляют количество баллов

Слайд 8 Взаимопроверка

Конкурс 4 «Черный ящик» Слайд 9 

Кто отгадал, поднимает руку и отвечает, вторая команда может дополнить

Консультант вносит «Черный ящик». Выслушав комментарии к содержимому ящика, учащиеся должны угадать, какой предмет и из какого материала там находится.

Вещество, из которого изготовлено это изделие, было завезено в Европу известным мореплавателем.(3 балла)

В далёком прошлом его получали из тропических растений, а с 1932г стали получать искусственно.(2 балла)

Без этого изделия ни один хирург не встанет за операционный стол.(1 балл)

Та команда, которая первая правильно назвала предмет и материал, получает баллы, в зависимости от того, после какой подсказки оно угадано.

Конкурс 5 «Знаете ли вы...?» Слайд 10 

На слайде области применения вещества, команды отгадывают

В нашем девизе сказано «Мало знать(вы свои знания показали), надо и применять». Теперь вам предстоит по схеме применения вещества отгадать его. Картинка будет для каждой команды своя, если правильно ответили – 2 балла, если неправильно - даётся возможность ответить другой команде

1. метан

2. этилен

Конкурс 6 «Что горит?» Слайд 1

 (На листочке подписывают вещества и сдают консультанту для проверки)

Вам будет предложено три видеофрагмента под номерами. Ваша задача на листочке написать какое вещество сгорает на каждом фрагменте. Максимально можно получить 3 балла.

  1. этилен
  2. метан
  3. ацетилен

Конкурс 7 «Кот в мешке» Слайд 12 

(Каждый работает самостоятельно, в конце урока листочки сдаются учителю на проверку)

Индивидуальный конкурс. Он будет оценен на следующем уроке и не повлияет на общекомандный зачет. Пока вы решаете, мы подведем итоги.

  1. Составьте формулы четырех изомеров пентина, назовите их
  2. Осуществите цепочку превращений

С2Н4 → С2Н5Сl → C4H10 → CO2

  1. Исправьте ошибку

СН3 – СH = С – СН – СН3

                     │      │

                    СН3  СН2

                              │                     3-метил-4-этилпентен-2

                              СН3

  1. Подведение итогов Слайд 13 

Команды получают призы

Победители награждаются шоколадками, проигравшие - шоколадками поменьше.

За урок каждый получит 2 оценки за письменные работы, а также можно оценить активных членов обеих команд.

  1. Д/з подготовиться к к/р

Повторить §§ 3-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Углеводороды

Для общеобразовательной школы (непрофильных классов).Возможно использование: 1) при изучении нового материала (внимание: материалы по карбоциклическим и ароматическим углеводородам в презентацию не в...

урок "Углеводороды"

Урок-обобщение по теме "Углеводороды"...

Учебно-методический комплекс по теме "Предельные углеводороды"

Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения, урок пока остается основной ее формой. Моя презентация-это презентация целого ряда ур...

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...

Ароматические углеводороды. Бензол как представитель ароматических углеводородов.

ФОРМА УРОКА: презентация с музыкальным сопровождением.ТИП УРОКА:  изучение нового материала.ТЕМА УРОКА  «Ароматические углеводороды – арены. Бензол как представитель ароматических углеводоро...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"

Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....