Химия-8. "Степень окисления"
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме
Этот урок был разработан для программы О.С.Габриеляна, а затем немного модернизирован под программу И.И.Новошинского. Тема"Степень окисления" очень важна в курсе 8 класса, поэтому я постаралась провести этот урок так, чтобы он запомнился детям. Опробован в двух совершенно разных по подготовленности классах и дал хорошие результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya.ppt | 500.5 КБ |
statya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Степень окисления» с мультимедийным приложением
Формирование понятия «степень окисления» очень важно в курсе химии 8 класса. Предлагаемый урок имеет целью сформировать понятие степени окисления, опираясь на знания учащихся, полученные ими на предыдущих уроках: атомы, молекулы, химический элемент и простое вещество, сложное вещество, виды химической связи. Поэтому намеренно актуализации знаний уделено достаточно большое место в этом уроке. В своей работе я всегда придерживаюсь мнения, что необходимо добиться от учащихся понимания какого-либо явления и процесса, тогда ребенок сможет легко перенести знания в новую ситуацию, а не машинально выполнять задания по образцу (хотя и эта способность не у всех есть). Хотелось бы отметить, что данный урок не является «открытым», в том смысле, в котором мы обычно применяем это слово – это обыкновенный рабочий урок.
Предлагаемый урок можно использовать как при работе по программе О.С.Габриеляна, так и по программе Н.С.Новошинской и И.И.Новошинского.
Единственное отличие: в учебнике О.С.Габриеляна речь не идет о валентности на этом этапе изучения предмета, поэтому при необходимости эту часть объяснения можно убрать, добавив номенклатуру бинарных соединений.
Задания даны по учебнику:
Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Химия. 8 кл.: Учебник.— М.: Русское слово, 2010.
Цель: сформировать понятие о степени окисления на основании знаний учащихся о видах химической связи. Научить находить степень окисления по формуле и составлять формулы по степени окисления.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук
Тип урока - комбинированный
Ход урока.
- Оргмомент
Приветствие, сообщение темы и целей урока
Тема урока: «Степень окисления» Слайд1 Презентация 1
Цель нашего занятия разобраться, что такое степень окисления и научиться её находить Слайд2
- Актуализация знаний.
Давайте начнем урок с рассмотрения очень знакомого вам вещества поваренной соли.
Слайд3
Как влияет поваренная соль на наш организм?
Влияние соли на организм человек заметил очень давно. Недаром в пословицах её ставят наравне с хлебом: «Хлеб да соль» самое главное пожелание добра у русского человека. А ещё говорят «Чтобы узнать человека надо с ним съесть пуд соли». А за какое время это возможно? Кто-то знает?
В год человек потребляет 3,5 -5,5 кг соли.
А, интересно, как повлияют натрий и хлор на наш организм?
Слайд4
Натрий хранят как Кощееву смерть под семью замками. Вспомните, как это описано в сказке.
Натрий под слоем керосина в стеклянной банке, стеклянная банка в жестяной, на дне которой асбестовая крошка, банка в сейфе, сейф в лаборантской и т.д.
Все потому, что натрий может реагировать с водой и с составными частями воздуха.
Посмотрим опыт
Как повлияет на человека простое вещество натрий?
Слайд5
А вот как описывает английский поэт Уилфред Оуэн действие простого вещества хлора на человека:
Газ! Газ! Скорей! – неловкие движенья,
Напяливание масок в едкой мгле!
Один закашлялся, давясь и спотыкаясь,
Барахтаясь, как в огненной смоле,
В просветах мутного зелёного тумана.
Бессильный, как во сне, вмешаться и помочь,
Я видел только – вот он зашатался,
Рванулся и поник – бороться уж невмочь.
Хлор использовался как отравляющее вещество во время Первой мировой войны.
Так почему же поваренная соль имеет другие свойства?
Сейчас мы в этом разберемся.
- Объяснение нового материала
Открывайте тетради, записывайте число и тему урока «Степень окисления»
Не забудьте отступить 4 клетки.
Слайд6
Чтобы разобраться в нашем вопросе, давайте запишем строение атомов Na и Cl
Na0 +11 2е,8е,1е
Cl0 +17 2e,8e,7e
Натрий – Ме, хлор – неМе, какая связь может образоваться между ними?
Допишите на схемах как образуются ионы.
Запишите схему образования связи
Na0 + Cl0 → Na+ + Cl- → Na+Cl-
Все дело в том, что поваренная соль состоит из ионов, а ионы имеют свойства, отличные от свойств атомов.
Какой вид связи в хлориде натрия?
В соединении один ион натрия нейтрализуется одним ионом хлора – вещество не имеет заряда, т.е. 0
Поваренная соль – бинарное соединение, т.к. состоит из двух элементов.
На первом месте всегда пишут «обделённый» элемент, у которого отобрали электроны, т.е. «+», на втором « - »
Слайд7
Давайте вспомним, как образуется молекула хлороводорода
За счет чего дополняется внешний уровень у ковалентных соединений?
Какие заряды приобрели бы атомы водорода и хлора, если бы электрон совсем перешел от водорода к хлору?
Слайд8
А теперь вспомним образование молекулы хлора.
Какой в ней вид связи?
За счет чего образуется?
Образуются ли заряды у атомов хлора? Почему?
Слайд9
Сравним соединения NaCl, HCl, Cl2
Определим валентность Na, Cl, H. Правильно, она равна I
Валентность показывает число связей и не зависит от полярности молекулы.
Слайд10
Степень окисления – это условный заряд атомов химических элементов в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят из ионов
- Физкультминутка
- Объяснение нового материала
Слайд11
Рассмотрим правила определения С.О.
- С.о. атомов в простых веществах = 0
- С.о. фтора = -1
- С.о. кислорода = -2 (кроме Н2О2-1, O+2F2)
- С.о. водорода = +1 (кроме МеН-1)
- С.о.Ме I, II, III групп = номеру группы
- С.о неМе «+» = номеру группы
- С.о. неМе «-» = 8 – номер группы
Слайд12
Некоторые элементы имеют постоянную степень окисления, а некоторые переменную
У элементов с переменной с.о. различают максимальную, минимальную и промежуточную с.о.
- Положительная «+» равна числу отданных электронов. Максимальная с.о. равна номеру группы
- Отрицательная «-» равна числу принятых электронов. Минимальная с.о. равна 8 – номер группы
- Нулевое значение с.о. имеют атомы в молекулах с неполярной связью
Слайд13
Попробуем определить с.о. серы
- Максимальная +6 SO3
- Минимальная -2 H2S
- Сера может проявлять с.о. 0,+2,+4 – это промежуточные с.о.
Слайд14
Теперь применим те правила, с которыми познакомились сегодня для определения с.о. в соединении
N2O3
На первом месте стоит элемент с «+» с.о., на втором с «-»
У кислорода постоянная с.о.=-2
У азота переменная с.о.
x -2
N2O3
Стр.67 прочитайте как найти x
Объясните, как найти х двумя способами.
- Закрепление изученного
Слайд15
Задание 1
Определите С.О. по формулам
Cl2O7, NaH, Na2S, MgO, H3N, N2, Al2S3, Cu2O
- Подведение итогов
Всем, кто был у доски поставить оценки
- Д/з
Слайд16
§20 упр. 2,4 стр.68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "Степень окисления"
Данную презентацию можно использовать в 8 классе при изучении темы "Степень окисления" по программе О.С.Габриеляна...
Презентация по теме "Степень окисления"
Презентация к уроку химии по теме "Степень окисления" в 8 классе. В презентацию входит материал по бинарным соединениям. Поэтому в зависимости от уровня подготовки класса, можно разбить содержание на ...
Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).
Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся 8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...
Урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна для общеобразовательных школ "Степень окисления"
Урок разработан с использованием технологии мультимедиа. Презентация к уроку активизировать внимание учащихся, проверять прочность усвоения нового материала....
методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"
Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...
Урок химии "Понятие "степень окисления"в органической химии"
Урок для 10 и 11 класса. Цель: научить определятьстепень окисления в органических соединениях. На уроке отрабатываются умения определять степени окисления атомов химических элементов по формулам...
Степень окисления. Алгоритм определения степени окисления.
Степень окисления. Алгоритм определения степени окисления....