Главные вкладки

    Урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна для общеобразовательных школ "Степень окисления"
    методическая разработка (химия, 8 класс) на тему

    Семенова Любовь Леонидовна

    Урок разработан с использованием технологии мультимедиа. Презентация к уроку активизировать внимание учащихся, проверять прочность усвоения нового материала. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stepen_okisleniya_na_konkurs.pptx178.11 КБ
    Файл stepen_okisleniya_elementov.docx32.16 КБ
    Microsoft Office document icon universalnaya_kartochka.doc27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Автор: Семенова Любовь Леонидовна учитель химии МОУ «Волоколамская средняя общеобразовательная школа №3» Электронное учебное пособие по теме:

    Слайд 2

    Знать: Э лементы с постоянной степенью окисления; Э лементы, высшая степень окисления которых не равна номеру группы, в которой они находятся периодической системе; Соединения водорода и кислорода, в которых эти элементы имеют не характерные для них степени окисления.

    Слайд 3

    Уметь Определять степени окисления элемента по его положению в периодической системе; Определять степени окисления элементов по формуле; Составлять формулы бинарных соединений по степени окисления; Называть бинарные соединения.

    Слайд 4

    Степень окисления(СО) – это условный заряд атомов, найденный и для ковалентных полярных соединений, как для ионных .

    Слайд 5

    Постоянная степень окисления Металлы (+) +1 Li, Na, K, Rb, Cs, Ag +2 Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn +3 Al Неметаллы (-) -1 F -2 O

    Слайд 6

    Переменная степень окисления Металлы (+) +1, +2 Cu, Hg +2, +3 Fe, Co, Ni +2, +3, +6 Cr, Mo Неметаллы (-) -1, +1 H -4, +2, +4 C, Si -3, +3, +5 N, P, As -1, +1, +3, +5, +7 Cl, Br, I -2, +4, +6 S, Se, Te

    Слайд 7

    Кислород в соединении со фтором имеет положительную СО Например: O +2 F 2 -1 Водород , соединяясь с металлами проявляет отрицательную СО Например: K +1 H -1 Ca +2 H -1 Запомни

    Слайд 8

    Неметаллы могут иметь Высшую положительную СО = N группы Низшую отрицательную СО находят по формуле ( N группы элемента - 8) Промежуточную СО

    Слайд 9

    Низшая отрица-тельная СО Промежуточная СО Высшая положи-тельная СО -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 N Н 3 N 2 Н 4 N Н 2 ОН N 2 N 2 О N О N 2 О 3 N О 2 N 2 О 5 Например: элемент азот может иметь следующие степени окисления

    Слайд 10

    Любая формула - электронейтральна , поэтому алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в молекуле =0 степени окисления записывают над символами элементов со знаком «+» или «-» перед их величинами.

    Слайд 11

    Как узнать какой элемент в соединении проявляет СО отрицательную? F, O, N, Cl, Br, S, P, C, H, Si, Al, Mg, Ca, Na, Cs х.э. стоящий в ряду левее проявляет (-) СО, а правее – (+) СО N 2 +5 O 5 -2 H 3 +1 N -3 Металлы во всех сложных соединениях имеют только положительные степени окисления.

    Слайд 12

    В соединениях с ионной связью степени окисления элементов равны зарядам ионов Например: Na + Cl - степень окисления натрия равна +1 , хлора = -1 K 2 + O 2- степень окисления калия = +1 , кислорода = -2 .

    Слайд 13

    В соединениях с ковалентной неполярной связью степень окисления =0 Например: О 2 0 , Р 0 , Н 2 0 , С 0

    Слайд 14

    В соединениях с ковалентной полярной свя з ью степень окисления элемента – это условный заряд его атома в молекуле, если считать, что молекула состоит из ионов, то есть рассматривать ковалентные полярные связи как ионные связи. Например: H : Cl считают, что общая электронная пара полностью переходит к атому хлора (ЭО Cl >ЭО H ), то есть связь становится ионной H + Cl - , следовательно степень окисления водорода +1 , а хлора -1. H +1 Cl -1

    Слайд 15

    Правила составления формул химических соединений 1. Если СО химических элементов, входящих в состав соединений, одинаковы, то индексы не ставятся. C +2 O -2 , Cu +2 O -2 , H +1 Cl -1

    Слайд 16

    2. Если СО одного х.э. делится на СО другого х.э., то значение большей СО делим на значение меньшей и ставим полученное число возле х.э. с меньшей СО S +6 O -2 6:2=3 → S +6 O 3 -2

    Слайд 17

    3. Если значения СО не делятся друг на друга, ставим их в виде индексов «крест- накрест» Al +3 O -2 →Al 2 +3 O 3 -2

    Слайд 18

    Определение степени окисления элементов Al 2 O 3 Ca 3 N 2 K 2 S P 2 O 5 C а O As 2 O 3 Al 2 +3 O 3 -2 Ca 3 +2 N 2 -3 K 2 +1 S -2 P 2 +5 O 5 -2 C а + 2 O -2 As 2 +3 O 3 -2

    Слайд 19

    Номенклатура бинарных соединений Первое слово + В корне слова от 3 до 5 букв латинского названия электроотрицательно-го х.э. + суффикс « ид » Второе слово русское название электроположительно-го х.э. в родительном падеже (с указанием СО, если она переменная)

    Слайд 20

    Химические элементы Корень слов Нитр огениум Бром ум Гидр огениум Окс игениум Силиц иум Сульф ур Карб онеум Фтор ум Хлор ум N Br H O Si S C F Cl

    Слайд 21

    Назовите бинарные соединения CO 2 оксид углерода (IV) FeCl 3 хлорид железа (III) SnCl 4 хлорид олова (IV) AlJ 3 иодид алюминия Оксид углерода (IV) Хлорид железа (III) Хлорид олова (IV) Иодид алюминия

    Слайд 22

    Составление формул соединений по названию Запишите формулы: 1.Оксидов марганца ( II ),( III ),( IV ),( VII ); 2.Нитридов: Na, Ca, Al 3.гидрида бария, хлорида сурьмы( V ), сульфида алюминия, хлоридов фосфора ( III ),( V ) Проверка: 1. MnO, Mn 2 O 3 , MnO 2 , Mn 2 O 7 2. Na 3 N, Ca 3 N 2 , AlN 3. BaH 2 , SbCl 5 , Al 2 S 3 , PCl 3 , PCl 5

    Слайд 23

    Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме Одно ключевое слово (словосочетание), определяющее содержание синквейна Степень окисления Несколько прилагательных, характеризующих данное слово Положительная, отрицательная Несколько глаголов, показывающие действия понятия Таит секреты, объединяет, помогает Короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение Важная характеристика состояния атома в молекуле Одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием Формула Рефлексия



    Предварительный просмотр:

    Семенова Любовь Леонидовна

    учитель химии МОУ «Волоколамская средняя школа №3»

    Урок разработан с использованием технологии мультимедиа, что дает возможность осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала, самоконтроль, самокоррекцию, визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране. В ходе урока учащиеся обучаются критическому мышлению, умению организовывать свою деятельность, анализировать результаты работы.

    Тема урока: Степень окисления элементов (8 класс)

    Тип урока: урок изучения нового материала с мультимедийной поддержкой

    Цели урока:

    1.Сформулировать понятие о степени окисления. Научить находить степени  окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления. Познакомить с началами номенклатуры химических соединений.

    2. Воспитание положительного отношения к знаниям.

    3. Развитие аналитического, критического  мышления.

    Средства обучения: компьютер, проектор.

    Методы и методические приемы: словесные, наглядные, самостоятельная работа

    Ход урока:

    Рассказ с демонстрацией слайдов, беседа, просмотр слайдов с комментариями учителя.

    1. Вступительное слово учителя:

    Степень окисления является важной характеристикой состояния атома в молекуле.

    Знать:

    1. элементы с постоянной степенью окисления;
    2. элементы, высшая валентность которых не равна номеру группы, в которой они находятся периодической системе;
    3. Соединения водорода и кислорода, в которых эти элементы имеют не характерные для них степени окисления. (Слайд №2)

    Уметь:

    1. определять степени окисления элемента по его положению в периодической системе;
    2. определять степени окисления элементов по формуле;
    3. составлять формулы бинарных соединений по степени окисления; Называть бинарные соединения. (Слайд №3)
    1. Изучение нового материала.

    1. Понятие о степени окисления (СО) (слайд № 4)

    2. Элементы с постоянной СО (слайд №5)

    3. Элементы с переменной СО (слайд №6)

    4. Нетипичные СО водорода и кислорода (слайд №7)

    5. Определение СО неметаллов (слайд №8)

                                      Неметаллы могут иметь

                                                                (+)                                    (-)

    Высшую положительную СО = N группы                     Низшую отрицательную СО находят по формуле

                                                                                                  (N группы элемента  - 8)    

                                             Промежуточную СО

    Например: Элемент азот может иметь следующие степени окисления (слайд №9)

    Низшая отрицательную СО

    Промежуточная СО

    Высшая положительная СО

    -3

    -2

    -1

    0

    +1

    +2

    +3

    +4

    +5

    3

    N2 Н4

    2ОН

    N2

    N2О

    N2О3

    2

    N2О5

    6. Любая формула является  электронейтральной, поэтому алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в молекуле =0.  Степени окисления записывают над символами элементов со знаком «+» или « - » перед их величинами. (Слайд №10)

    7. Как узнать какой элемент в соединении проявляет отрицательную СО?

    Металлы во всех сложных соединениях имеют только положительные степени окисления. (Слайд №11)

    8. В соединениях с ионной связью степени окисления элементов равны зарядам ионов.

     Например:

     Na+ Cl-   степень окисления натрия равна +1, хлора = -1

    K2+O2- степень окисления калия = +1, кислорода = -2. (слайд №12)

    9. В соединениях с ковалентной неполярной  связью степень окисления =0

    Например: О20, Р0, Н20, С0   (слайд № 13)

    10. В соединениях с ковалентной полярной  связью степень окисления элемента – это условный заряд его атома в молекуле, если считать, что молекула состоит из ионов, то есть рассматривать ковалентные полярные связи как ионные связи.

    Например:  H :Cl   считают, что общая электронная пара полностью переходит к атому хлора (ЭО Cl >ЭО H), то есть связь становится ионной H+Cl-   , следовательно степень окисления водорода +1, а хлора  -1. H+1 Cl-1 (слайд №14)

    11. Правила составления формул химических соединений (слайд №14,15,16,17)

    12. Упражнения  в определении степени окисления  (Слайд №18)

    13. Номенклатура бинарных соединений. (Слайд №19)

    Первое слово

    +

    второе слово

    В корне слова от 3 до 5 букв латинского названия электроотрицательного химического элемента + суффикс «ид»

    +

    русское название электроположительного химического элемента в родительном падеже (с указанием СО, если она переменная)

     (Слайд №20)

    Химические элементы

    Корень слова

    N

    Нитрогениум

    Br

    Бромум

    H

    Гидрогениум

    O

    Оксигениум

    Si

                Силициум

    S

    Сульфур

    C

    Карбонеум

    F

    Фторум

    Cl

    Хлорум

    14. Упражнения в названии химических соединений. (Слайд №21)

    15. Составление формул соединений по названию. (Слайд №22)

    1. Домашнее задание: §17, упражнения 1-3 (с.90)
    2. Подведение итогов урока.
    3. Рефлексия (составление синквейна)

    Литература:

    1. Габриелян О.С..  Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2009г.
    1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В..  Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2002г.
    1. Егоров А.С., Шацкая К.П. и др. Общая и неорганическая химия: учебное пособие для учащихся медицинских лицеев, медико-биологических классов и классов с углубленным изучением химии.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.



    Предварительный просмотр:

    Универсальная карточка

    проверки знаний 8-9 классы

    1.а) сравнить вещества:

    1) O u C; 2) Na* u O 3) H u F 4) Fe (III) u Cl

    б) составить формулы бинарных соединений

    в) дать характеристику элемента*

    2. а) назвать вещества:

    1. BaO, 2.H2O, 3. H2SiO3, 4. BaCl2, 5. AgNO3, 6. Na2SO3, 7. NaOH,

    8. Cl2O5, 9. Ca(OH)2, 10. Al2O3, 11. HNO3, 12. HNO2, 13. HMnO4, 14. ZnSO4, 15. O2

    б) определить степень окисления элементов в формуле №8

    в) определить класс веществ под № 2, 3, 4, 7

    г) определить вид химической связи и тип кристаллических решеток в подчеркнутых веществах

    д) описать химические свойства вещества под №9

    е) найти относительную молекулярную массу вещества под №13

    ж) вычислить массовые доли элементов по формуле в веществе под №11

    з) вычислить количество вещества под №1, если его масса равна 20г

    и) вычислить объем вещества под № 15, если количество вещества равно 2 моль

    к) вычислить число молекул вещества под №5, если количество вещества равно 5кмоль

    3. указать тип химической реакции

    а) Zn + O2 → Zn O

    б) Al(OH)3→Al2O3 + H2O

    в) Mg + HCl → Mg Cl2 + H2

    г) Ba(OH)2 + HNO3 → Ba(NO3)2 + H2O

    д) Ca(OH)2 + H2 SO4 → Ca SO4 + H2O

    е) Fe + Cu Cl2 → Cu + FeCl2

    ж) SO2+ O2↔ SO3

    з) H2 + Cl2 →HCl

    и) Cu + HNO3 → Cu(NO3)2+NO↑ + H2O

    4. составить ионные уравнения  к схемам (г, д, е)

    5. расставить коэффициенты методом подбора в схемах (а-з)

    6. расставить коэффициенты методом электронного баланса в схеме (и)

    7. определить при каких условиях химическое равновесие реакции (ж) сместится вправо.

    8. вычислить массы растворяемого вещества и растворителя в растворе массой 200г с массовой долей растворенного вещества 15%


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)

    Контрольная работа  по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако...

    Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс по программе О.С. Габриеляна

    Календарно- тематическое планирование по химии 8 класс по программе О.С. Габриеляна....

    Календарно- тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна.

    Календарно-тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна...

    Рабочая программа по химии на основе авторской программы О.С. Габриеляна при нагрузке 3 часа в 8 классе и 2 часа в 9 классе основной общеобразовательной школы

    Данная программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийных приложений, которые можно использовать на уроках, а также рабочие программы для 8 и 9 классов (при нагрузке 3+2 часа). Оформлен...

    Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

    Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

    технологическая карта урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема урока "Решение задач"

    Технологическая карта урока хими в 9 классе " соответствует программе Габриеляна О.С.. Урок  решения задач по теме "Вычисление массы или объема продукта реакции, если одно из исходных в...