УРОК «СОЛИ» (8 класс)
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

 

Изучение состава, строения и номенклатуры солей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_соли_of.doc50.5 КБ
Office presentation icon soli презентация.ppt2.57 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК «СОЛИ»

(8 класс)

Цель урока: Изучение состава, строения и номенклатуры солей.

Задачи урока:

образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;

развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;

воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический  эксперимент.

Оснащение урока:

презентация "Соли", компьютер, проектор, интерактивная доска; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль); индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;

раздаточный материал с планом и заданиями урока (тематическая карта).

Ход урока

       I. Организационный момент.  Мотивационно - ориентировочный этап.

Эпиграф урока (Слайд 1)

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь"

А. Дистервег (немецкий педагог)

Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир.

С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.

II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.

Чтобы узнать, что это за класс, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном  ящике.

Творческое  задание учащихся: "Угадайте вещество" (Cлайд 2)

В чёрном ящике -

  1. вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;
  2. это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;
  3. в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг  этого вещества;
  4. это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;
  5. говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Это-……(соль).

        "Знаете ли вы, что: "(Cлайд 3)

Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.

Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем130 м.

А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.

Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса.Итак, какая тема урока сегодня?  

Тема урока: Соли    (Слайд 4) 

III. Проверка знаний учащихся. (Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений.) Все вещества делят на простые и сложные. Какие классы сложных веществ вам известны? (Слайд 5) Что такое оксиды?  Что общего в их составе?  (Слайд 6) Какие вещества называют основаниями? Что общего в их составе? (Слайд 7) Какие вещества называют кислотами? Что общего в составе кислот? (Слайд 8)

IV. Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.

Соли. (Слайд 9) Выделите существенные признаки состава солей и попробуйте сформулировать определение солей. (Слайд 10)

  Какая связь существует в этих соединениях?   Что такое ионы?  Из каких ионов состоит формула поваренной соли? (Слайд 11)

"Интеллектуальная разминка" (Слайд 12) Установите соответствие между названием класса и его представителями:

СaО,  CО2,  BaSO4 , H24 , HCl , H23 ,Fe2О3 , CaCO3 , Сa(ОH)2 , P2О5 , Сu(ОH)2 , KОH , Na2SO4 , CuО,  Mg(NO3)2  , NaОH , H34 , NaCl , Ba(ОH)2, HNO3 

 Как распознать вещества, относящиеся к разным классам? Что такое индикаторы?

Экспериментальная задача (лабораторный опыт) (Слайд 13)

 На столах в 3-х пробирках под номерами прозрачные растворы: гидроксид натрия, соляная кислота и поваренная соль. Определите содержимое каждой пробирки. (Инструктаж по правилам ТБ). (Работают в паре, используя таблицу "Окраска индикаторов").

       Составление формул солей. Пошаговый алгоритм составления формул солей (Слайды 14, 15) (интерактив).

Алгоритм действий при составлении формулы соли

  1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.
  2. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.
  3. Разделить полученное число:

-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;

-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.

 Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка. (Примеры)

Номенклатура солей (Слайд 16)  (Таблица №5 учебника)

V. Закрепление изученного материала.

1. Тренажер "Составление формул солей кальция".

Задание: составьте формулы солей, назовите вещества (Слайд 17) (интерактивное задание).

  2. Составление обратных генетических рядов (Слайд 18) (интерактивное задание).

Для соли составить формулы соответствующего ей основания и кислоты.  Для последних напишите формулы соответствующих им оксидов,  а для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла.

                       ?                     ?                       ?  

Al2(SO4)3      основание           оксид металла                 металл

     

                      ?                      ?                        ?  

                            кислота               оксид неметалла              неметалл

 VI. Подведение итогов урока.

        VII. Домашнее задание:  §21, упр. 2; учить таблицу 5 (Слайд 19)

       VIII. Рефлексия собственной деятельности

Ответьте на утверждение знаком "+" или "-" : (Слайд 20) 

1. На уроке было над чем подумать.

2. Я понял новую тему.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.

4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация учителя.

5. На уроке я поработал добросовестно.

ЛИТЕРАТУРА

  1.   Габриелян  О.С. "Химия 8 класс". - Дрофа, М, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 8 классе " Кислоты и соли"

Урок посвящен обобщению тем " Кислоты и соли". На уроке повторяются вопросы о строении, свойствах и взаимосвязи этих классов веществ. Задания представлены в занимавиде загадок , ребусов, кроссвордов. ...

Урок в 11 классе "Гидролиз солей"

Данный материал предназначен для проведения урока в 11 классе по химии с целью углубления и систематизации знаний в рамках подготовки к ЕГЭ...

Технологическая карта урока "Соли" (химия, 8 класс)

Урок разработан к учебнику О. С. Габриеляна, 8 класс. Урок формирования новых знаний.Урок, отвечающий современным требованиям.Содержит этапы: мотивационныйпсихологическая подготовка к изучению но...

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока "Соли" 8 класс

Урок проведен в рамках курсов повышения квалификации "Содержание и методика преподавания химии в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Разработка урока «Соли» 8 класс

На уроке используются техники формирующего оценивания "Сигналы рукой",Рассуждение по алгоритму","Матрица запоминания" для лучшего усвоения материала по теме "Соли"....

Презентация к уроку Соли - 8 класс

Данная презентация поможет при объяснении нового материала при первоначальном знакомстве с классами неорганических соединений. Дано определение солей, классификация, название некоторых солей. Предложе...