Дополнительная образовательная программа по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Антышева Нина Александровна

пояснительная записка , содержание и тематическое планирование дополнительной образовательной программы по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_himii_v_9_klasse.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Нагорск Кировской области

                                                                                                   Утверждаю:

                                                                                                   Директор

                                                                                                   МКОУ СОШ с УИОП

                                                                                                   пгт Нагорск

                                                                                                   В.И.Леушина

                                                                                                   Приказ №           от

                                                                                                                           

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА    ПО ХИМИИ

«РЕШЕНИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ И УСЛОЖНЁННЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

для учащихся 9 классов

на основе  программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна   (соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. ООО «Дрофа» Москва 2006 год).

Автор – составитель:

Антышева Н.А.

учитель химии

высшей квалификационной категории

                                           

                                                   

Нагорск  2011 г

                                                        Пояснительная записка.

Курс по выбору «Решение усложнённых и комбинированных работ» предназначен для ориентции учащихся основной школы на получение естественно – научного образования в рамках средней школы. Данный курс представляется особенно актуальным, так как при малом количестве часов, отведённых на изучение химии, расширяет возможность совершенствования умений учащихся решать расчётные задачи, знакомит с различными способами их решения, т.е. углубляет знания учащихся.  Курс рассчитан на 17 часов.

Цели:

Расширение знаний учащихся о способах решений химических задач ( в т.ч. комбинированных и усложнённых);

Формирование умений грамотного и рационального решения задач.

Задачи:

  1. Создать условия для подготовки учащихся к экзаменам по выбору (ЕГЭ, централизованное тестирование, писменный экзамен по билетам);
  2. Предоставить учащимся возможность реализации химико-математических способностей;
  3. Способствовать развитию логического мышления;
  4. Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания, выбирать наиболее удобный способ расчёта.

                                                              Содержание курса.

Тема 1: Межпредметные и курсовые связи при решении расчётных задач по химии.

Важнейшее требовании дидактики и психологии – постоянно развивать и обобщать знания учащихся. В достижение этих целей огромное значение имеет умение учителя опираться на знания учеников, полученные при изучении других предметов. Рациональное использование знаний по физике и математике для решения расчётных задач в свете политехнической подготовки учащихся – одна из важнейших методических проблем. В химической задаче должно оставаться ведущим и определяющим компонентом в структуре решения химических задач.

Тема 2: Первоначальные химические понятия.

С помощью этих задач у учащихся развивается интерес к предмету, а некоторые элементы опережающего подхода помогают школьникам лучше усваивать химические понятия и расчёты.

Тема 3: Растворы.

В курсе неорганической химии учащиеся знакомятся с понятиями раствора, конценрации, способами её выражения, а также с соответствующими вычислениями. Рассматриваемые задачи условно классифицированы на 3 группы в зависимости от основного вопроса задачи:

 1. Проведение вычислений по приготовлению растворов;

 2. Вычисление отдельных компонентов и свойств растворов;

 3. Вычисление концентрации растворов и растворимых веществ;

Тема 4: Определение массовой или объёмной доли продукта от теоретически возможного.

При решении этого типа задач учащиеся получают политехническую полготовку, рассматривают химическое производство с количественной стороны.

Тема 5: Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

При решении задач этой темы развивается умение правильно находить избыток и недостаток данных веществ.

Тема 6: Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества , содержащего примеси.

В этой и предыдущей теме включаются комбинированные и усложнённые задачи и упражнения, позволяющие более подробно познакомиться учащимся с изучаемыми веществами (в разделах подгрупп элементов).

Тема 7: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.

В этой теме используются задачи, связанные с распространением изотопов в природе и свойствами элементов в зависимости от положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Тема 8: Основные закономерности химических реакций.

В этой теме разбираются задачи на нахождение скорости химических реакций.

Тема 9: Расчётные задачи курса органической химии.

В рамках 3 разделов рассматривается решение типовых задач и их вариантов, изученных ранее, с учётом специфики и материала органической химии.  

Тема 10: Комбинированные задачи.

В этот раздел включены задачи, охватывающие разные темы, позволяя учащимся мыслить более масштабно.

№                                       ТЕМА ЗАНЯТИЯ                                                            ДАТА

1.        Межпредметные и курсовые связи при решении задач.                        сентябрь

2.        Первоначальные химические понятия.                                                сентябрь

3.        Первоначальные химические понятия.                                                октябрь

4.        Произведение вычислений по приготовлению растворов.                         октябрь

5.        Произведение вычислений по приготовлению растворов.                         ноябрь

6.        Вычисление отдельных компонентов и свойств растворов.              ноябрь

7.        Вычисление отдельных компонентов и свойств растворов.             декабрь

8.        Вычисление конценрации растворов и растворимых веществ.             декабрь

9.        Вычисление конценрации растворов и растворимых веществ.              январь

10.        Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.                                                                                                            январь

11.        Вычисление массы и объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.                                                            февраль

12.        Вычисление массы и объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.                                                            февраль                              

13.        Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.                                                                         март

14.        Основные закономерности химических реакций.                                    март

15.        Расчётные задачи курса органической химии.                                    апрель

16.        Комбинированные задачи.                                                                       апрель

17.        Контрольная работа по задачам из каждой темы.                                    май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности".

Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности". (9 класс)....

Дополнительная образовательная программа по физике «Решение задач повышенной сложности»

Программа дополнительного образования «Решение задач повышенной сложности» рассчитана на учащихся 11 классов.  Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько...

Образовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности « Через решение задач к математическим открытиям»

Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:кружок  позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности...

Программа факультативного курса "Решение комбинированных задач по химии" для учащихся 11класса

Элективный курс «Решение комбинированных задач по химии» предназначен для учащихся 11 классов, увлекающихся химией. Программа курса рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Актуальность данн...

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Решение расчетных уравнений и комбинированных задач по химии

Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Во-первых, решение задач – это практическое применение теоритического материала, приложение научных знаний на практике. Во-вторы...