Элективные курсы
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит межпредметный характер. Содержание там расширяет представления учащихся о химических веществах, используемые в медицине, в средствах гигиены, косметических средствах. Актуальность данного курса подкрепляется и практической значимостью тем, что способствует повышению интереса к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с химией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа с.Минаевки

                         Асиновского района Томской области

Элективный курс

Химия в повседневной

жизни человека

                                                         

                               

                                                                                                   Учитель химии

                                                                                                 Суцкель ТМ

                                                    2007г

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит межпредметный характер. Содержание там расширяет представления учащихся о химических веществах, используемые в медицине, в средствах гигиены, косметических средствах.

Актуальность данного курса подкрепляется и практической значимостью тем, что способствует повышению интереса к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с химией.

Цель :

  1. показать роль достижений химии в становлении современной цивилизации, а также в повседневной жизни человека.

Задачи курса: 

  1. формирование умения комплексного осмысления знаний в химии;
  2. помощь учащимся в выборе профиля;
  3. удовлетворение интересов школьников, увлекающихся химией.

На первом занятии дается краткий обзор всех разделов курса, предлагается учащимся выбрать форму итоговой работы , определяет темы. На итоговом уроке проводится защита проектов.  

Ведущими формами занятий являются:

  1. практические занятия
  2. конкурсы
  3. проектирование
  4. экскурсии
  5. работа с Интернет-ресурсами

На уроках используются следующие методы:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. проблемный;
  4. исследовательский.

Краткий обзор тем.

1.ХИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ И КОСМЕТИКИ

  1. эфирные масла
  2. духи
  3. дезодоранты        
  4. мыло

2.ХИМИЯ И ПИЩА

  1. химические основы домашнего приготовления пищи

3.ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ

  1. Вещества, улучшающие внешний вид продуктов
  2. Вещества, изменяющие структуру

      и физико-химические свойства пищевых продуктов

  1. Подслащивающие вещества
  2. Консерванты
  3. Ароматизаторы

4.ПРИРОДНЫЕ ТОКСИКАНТЫ И ЗАГРЯЗНИТЕЛИ

5.ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ

6.ХИМЧИСТКА НА ДОМУ

  1. Выведение жирных пятен и масляных пятен
  1. Выведение цветных пятен органического происхождения
  2. Практическое занятие по теме «Домашняя химчистка»

7. КОНФЕРЕНЦИЯ-ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

                 Темы сообщений и проектных работ.

1.Соединения серы и селена в косметике                                                 2.Химическая завивка и обесцвечивание волос                                      3.Химические и вещества для аппретирования одежды                          4.Дезодоранты и озоновый слой                                                                    5.Домашняя аптечка                                                                                     6.Декоративная косметика –театральный грим                                               7.Лекарства и яды в древности

Содержание программы

                   Тема

Форма организации

обучения

Количество

 учебных часов

1.

ХИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ И КОСМЕТИКИ

Лекция, демонстрация,

эксперимент Сообщение учащихся

2

2.

ХИМИЯ И ПИЩА

Лекция, демонстрация,

эксперимент Сообщение учащихся

1

3.

ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ

Лекция, демонстрация,

эксперимент Сообщение учащихся

1

4.

ПРИРОДНЫЕ ТОКСИКАНТЫ И ЗАГРЯЗНИТЕЛИ

Сообщение учащихся

1

5.

ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ

Лекция, демонстрация,

эксперимент Сообщение учащихся

1

6.

ХИМЧИСТКА НА ДОМУ

Лекция, демонстрация,

эксперимент

2

7.

КОНФЕРЕНЦИЯ-ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

1

8.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

1

Итого 10ч.

Прослушав элективный курс, школьник должен знать :

  1. Состав и средства химических веществ, входящих в средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, наиболее используемые в домашней аптечке лекарства.

                                                                                  уметь:

  1. Соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными и косметическими средствами, препаратами бытовой химии.
  2. Проводить эксперимент по домашней чистке

Литература и другие источники информации

1.Ширшина Н В.Химия для гуманитариев. Волгоград. «Учитель»2004.

2.Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1982.                               

СD

Большая энциклопедия Кирилла и мефодия.

Сайты в Интернете:

www.vashdom.ru                                                                                           www.duhi.nm.ru                                                                                                       www.lpt.ru                                                                                                                        www.cosmoneus.ru



Предварительный просмотр:

            МОУ средняя общеобразовательная школа

                   с.  Минаевки Асиновского района                                                                                                                          

     

   

                                                               

       

                                         Программу элективного курса подготовила

                                         учитель химии: Суцкель Т.М.

                                                                           

                                                       

                                             2005г.

    Программа элективного курса

 «Химические вещества в повседневной жизни человека.»

                          Пояснительная записка.

Программа элективного курса  предназначена для учащихся 9 класса.

 Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Эти вещества, несмотря на свою простоту, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только расширяет кругозор учащихся, но и раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

   В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами  и оборудованием.

Проектные работы, тематика которых приводиться в программе, позволят сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

Динамику интереса к темам элективного курса поможет анкетирование на  первом и последнем этапе изучения курса.

Изучив данный элективный курс, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках. бумаге, карандашах, об экологических проблемах чистоты воды; уметь проводить эксперимент по очистке поваренной соли, выращиванию её кристаллов, дистилляции воды,  определять химические свойства различных    пирофоров,  соблюдая правила безопасности.

                      Тематический план

   наименование тем

кол-во

часов

виды деятельности

1

Вода

Вода в масштабе планеты.

круговорот воды .Вода в организме человека. Пресная вода и её запасы. Экологические проблемы чистой воды

    2

лекция, сообщения учащихся, практическая работа

2

Поваренная соль

Роль соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение соли и её очистка. Использование в хим.промышленности.

    2

семинар, сообщения учащихся, практ.работа, тест.

3

Спички

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России.

   

     2

Лекция.

Работа с СД.

Лабораторная работа.

4

Бумага

От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

 

     2

Семинар.

Тест.

Анкетирование

5

Карандаши и акварельные краски

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок.

      2

Лекция.

Сообщения учащихся.

Собеседование

6

Стекло

Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла.

      2

Лекция.

Сообщения учащихся

7

Керамика

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов.

    2

Лекция.

Сообщения учащихся

8

Практические работы и лабораторные опыты (на выбор учителя)

Очистка загрязнённой поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.

     1-2

9

Получение дистиллированной воды. Жёсткость воды и способы её устранения. Получение белого фосфора. Изучение свойств различных пирофоров.

Итого: 16 часов ( в том числе 1 час резервный)

           Примерные темы для подготовки сообщений:

1. Чудесный мир бумаги.

2. Много ли соли в солонках страны?

3. «Соляные бунты» в России.

4. Физиологический раствор в медицинской практике.

5. Имеет ли вода память?

6. Влажность воздуха и самочувствие человека.

7. «Скользкая» и «мокрая» вода.

8. Выводим пятна со страниц книги.

9. Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной бумаге.

10. История бумажных денег.

              Темы проектных работ.

1. Вода в космосе.

2. Анализ проб воды в различных районах посёлка.

3. История спички.

4. Слайд – презентация «Бассейн реки».

5.Экологтческие проблемы акватории страны.

6.Бумага – материальный носитель различных видов искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...