Элективные курсы
элективный курс по химии (9 класс) по теме
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит межпредметный характер. Содержание там расширяет представления учащихся о химических веществах, используемые в медицине, в средствах гигиены, косметических средствах. Актуальность данного курса подкрепляется и практической значимостью тем, что способствует повышению интереса к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с химией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
him_v_zhizni_cheloveka2007_suckel.doc | 73.5 КБ |
progr._el.k_him._v-va_v_povsedn._zhizni_suckel.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ средняя общеобразовательная школа с.Минаевки
Асиновского района Томской области
Элективный курс
Химия в повседневной
жизни человека
Учитель химии
Суцкель ТМ
2007г
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит межпредметный характер. Содержание там расширяет представления учащихся о химических веществах, используемые в медицине, в средствах гигиены, косметических средствах.
Актуальность данного курса подкрепляется и практической значимостью тем, что способствует повышению интереса к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с химией.
Цель :
- показать роль достижений химии в становлении современной цивилизации, а также в повседневной жизни человека.
Задачи курса:
- формирование умения комплексного осмысления знаний в химии;
- помощь учащимся в выборе профиля;
- удовлетворение интересов школьников, увлекающихся химией.
На первом занятии дается краткий обзор всех разделов курса, предлагается учащимся выбрать форму итоговой работы , определяет темы. На итоговом уроке проводится защита проектов.
Ведущими формами занятий являются:
- практические занятия
- конкурсы
- проектирование
- экскурсии
- работа с Интернет-ресурсами
На уроках используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- исследовательский.
Краткий обзор тем.
1.ХИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ И КОСМЕТИКИ
- эфирные масла
- духи
- дезодоранты
- мыло
2.ХИМИЯ И ПИЩА
- химические основы домашнего приготовления пищи
3.ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ
- Вещества, улучшающие внешний вид продуктов
- Вещества, изменяющие структуру
и физико-химические свойства пищевых продуктов
- Подслащивающие вещества
- Консерванты
- Ароматизаторы
4.ПРИРОДНЫЕ ТОКСИКАНТЫ И ЗАГРЯЗНИТЕЛИ
5.ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ
6.ХИМЧИСТКА НА ДОМУ
- Выведение жирных пятен и масляных пятен
- Выведение цветных пятен органического происхождения
- Практическое занятие по теме «Домашняя химчистка»
7. КОНФЕРЕНЦИЯ-ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ
Темы сообщений и проектных работ.
1.Соединения серы и селена в косметике 2.Химическая завивка и обесцвечивание волос 3.Химические и вещества для аппретирования одежды 4.Дезодоранты и озоновый слой 5.Домашняя аптечка 6.Декоративная косметика –театральный грим 7.Лекарства и яды в древности
Содержание программы
№ | Тема | Форма организации обучения | Количество учебных часов |
1. | ХИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ И КОСМЕТИКИ | Лекция, демонстрация, эксперимент Сообщение учащихся | 2 |
2. | ХИМИЯ И ПИЩА | Лекция, демонстрация, эксперимент Сообщение учащихся | 1 |
3. | ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ | Лекция, демонстрация, эксперимент Сообщение учащихся | 1 |
4. | ПРИРОДНЫЕ ТОКСИКАНТЫ И ЗАГРЯЗНИТЕЛИ | Сообщение учащихся | 1 |
5. | ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ | Лекция, демонстрация, эксперимент Сообщение учащихся | 1 |
6. | ХИМЧИСТКА НА ДОМУ | Лекция, демонстрация, эксперимент | 2 |
7. | КОНФЕРЕНЦИЯ-ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ | 1 | |
8. | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 |
Итого 10ч.
Прослушав элективный курс, школьник должен знать :
- Состав и средства химических веществ, входящих в средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, наиболее используемые в домашней аптечке лекарства.
уметь:
- Соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными и косметическими средствами, препаратами бытовой химии.
- Проводить эксперимент по домашней чистке
Литература и другие источники информации
1.Ширшина Н В.Химия для гуманитариев. Волгоград. «Учитель»2004.
2.Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1982.
СD
Большая энциклопедия Кирилла и мефодия.
Сайты в Интернете:
www.vashdom.ru www.duhi.nm.ru www.lpt.ru www.cosmoneus.ru
Предварительный просмотр:
МОУ средняя общеобразовательная школа с. Минаевки Асиновского района
Программу элективного курса подготовила учитель химии: Суцкель Т.М.
2005г. |
Программа элективного курса
«Химические вещества в повседневной жизни человека.»
Пояснительная записка.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Эти вещества, несмотря на свою простоту, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только расширяет кругозор учащихся, но и раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.
Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, тематика которых приводиться в программе, позволят сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Динамику интереса к темам элективного курса поможет анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса.
Изучив данный элективный курс, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках. бумаге, карандашах, об экологических проблемах чистоты воды; уметь проводить эксперимент по очистке поваренной соли, выращиванию её кристаллов, дистилляции воды, определять химические свойства различных пирофоров, соблюдая правила безопасности.
Тематический план
№ | наименование тем | кол-во часов | виды деятельности |
1 | Вода Вода в масштабе планеты. круговорот воды .Вода в организме человека. Пресная вода и её запасы. Экологические проблемы чистой воды | 2 | лекция, сообщения учащихся, практическая работа |
2 | Поваренная соль Роль соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение соли и её очистка. Использование в хим.промышленности. | 2 | семинар, сообщения учащихся, практ.работа, тест. |
3 | Спички Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России. |
2 | Лекция. Работа с СД. Лабораторная работа. |
4 | Бумага От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование. |
2 | Семинар. Тест. Анкетирование |
5 | Карандаши и акварельные краски Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок. | 2 | Лекция. Сообщения учащихся. Собеседование |
6 | Стекло Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла. | 2 | Лекция. Сообщения учащихся |
7 | Керамика Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. | 2 | Лекция. Сообщения учащихся |
8 | Практические работы и лабораторные опыты (на выбор учителя) Очистка загрязнённой поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. | 1-2 | |
9 | Получение дистиллированной воды. Жёсткость воды и способы её устранения. Получение белого фосфора. Изучение свойств различных пирофоров. | ||
Итого: 16 часов ( в том числе 1 час резервный) | |||
Примерные темы для подготовки сообщений:
1. Чудесный мир бумаги.
2. Много ли соли в солонках страны?
3. «Соляные бунты» в России.
4. Физиологический раствор в медицинской практике.
5. Имеет ли вода память?
6. Влажность воздуха и самочувствие человека.
7. «Скользкая» и «мокрая» вода.
8. Выводим пятна со страниц книги.
9. Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной бумаге.
10. История бумажных денег.
Темы проектных работ.
1. Вода в космосе.
2. Анализ проб воды в различных районах посёлка.
3. История спички.
4. Слайд – презентация «Бассейн реки».
5.Экологтческие проблемы акватории страны.
6.Бумага – материальный носитель различных видов искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...