Методическая разработка урока "Сложные эфиры" в 10 классе
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Полякова Ирина Владимировна

В методической разработке урока "Сложные эфиры", выстроенной в соответствии с ФГОС второго поколения, ведущим приемом деятельности по  интерактивной технологии является групповая организация работы на ведущем этапе данного типа учебного занятия. помимо этого, ребята, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Новые требования, предлагаемые учителю в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения  и практика последних лет развития общества в условиях всеобщей информатизации нацеливают работу учителя на использование системно-деятельностного подхода, предполагающего конструктивное взаимодействие ученика и учителя. Исходя из этого, учитель в процессе обучения становится помощником и наставником для учеников. При этом полностью меняется способ добывания знаний и информации ребятами, предполагающий активное участие в этом процессе прежде всего обучаемого. Для успешного и оптимального достижения поставленных перед учеником целей и задач в рамках системно – деятельностного подхода, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят элементы интерактивной технологии обучения в сотрудничестве и проблемный диалог между учителем и учеником. В методической разработке урока «Сложные эфиры», выстроенной в соответствии с ФГОС второго поколения, как один из приемов организации деятельности учеников по интерактивной технологии является групповая работа на ведущем этапе данного типа учебного занятия. Помимо этого, ребята, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания. Опираясь на собственный опыт и ни чуть не умаляя заслуг выдающихся педагогов, позволю заметить себе, что именно такой способ познания и изучения является наиболее результативным для ученика, а эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

.

Технологическая карта урока «Сложные эфиры»

10 класс

Дидактическая цель:  создать комфортные условия для изучения и  систематизации материала  по теме «Сложные эфиры», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Задачи урока:  

1. изучить физические и химические свойства  сложных эфиров, изучить  понятие «реакция этерификации». Описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции (предметный результат);

2. продолжить развивать умение работать с лабораторным оборудованием, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат); 

3. формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация к уроку «Сложные эфиры», проектор и компьютер,  учебник Рудзитиса и Фельдмана ХИМИЯ 10 класс , рабочие тетради,   инструктивные  карточки,  раздаточные материалы (образцы сложных эфиров:  растворы фруктовых эссенций; растворы формалина, глицерина, уксусной кислоты, сульфата меди ( II), гидроксида натрия, нитрата серебра, водный раствор аммиака; штатив с пробирками).


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ресурсы

Этап 1. Организационный (2 мин.)

Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Рада видеть вас  видеть! Посмотрите за окно. Весна. Прекрасная пора. А вы ощутили ароматы весны, когда шли по дороге в школу? Что вы заметили?

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, фантазируют.

Личностные

(смыслообразование)

Этап 2. Проверка Д/з(10 мин.)

Итак, на прошлых уроках мы с вами изучили спирты и карбоновые кислоты. Выполните в тетрадях для проверочных работ следующее задание: запишите возможные реакции взаимодействия предложенных веществ (слайд през. №2) I группа –с этиловым спиртом;

II  группа – с уксусной кислотой;

III группа – определите содержимое пробирок  под номерами 1,2,3.

Ребята работают в группах, решая поставленные задачи.

Затем проверочные тетради сдают, а к доске выходят по одному ученику из каждой группы и все вместе с помощью презентации осуществляем быструю проверку.

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Коммуникативные (определение способов взаимодействия)

 раздаточные  материалы:растворы формалина, глицерина, уксусной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, нитрата серебра, водный раствор аммиака; штатив с пробирками).

Этап 3. Этап подготовки учащихся к активной познавательной деятельности ( 5 мин.)

Учитель предлагает вновь посмотреть на слайд презентации №3 и подумать, какую еще реакцию можно записать?

Обращает внимание ребят на тему урока, записанную на доске, и просит записать в рабочие тетради.

Ученики фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленный вопрос, тем более что реакция этерификации им уже знакома.

Записывают тему урока в рабочих тетрадях.

Личностные

(смыслообразование)

Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)

Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция)

Презентация к уроку

Этап 4. Этап изучения нового материала (10 мин.)

Каждая группа получает свое задание. Необходимо также придумать название группы.

  Для выполнения используют учебник Рудзитиса, Химия 10 класс: параграф 30, стр.121.

I группа: используя материал учебника, составьте презентацию «Сложные эфиры» на листах бумаги формата А4 (не более 5 листов).

II группа: напишите реакции образования уксусноизоамилового эфира (CH3COO-C5H10); изовалерьяновоэтилового эфира (C4H9COO-C2H5); маслянопентилового эфира (C3H7COO-C5H11).

III группа: в пробирках выданы образцы напитков (дюшес грушевый, апельсиновый, яблочный). С помощью запаха и  карточек-подсказок определите название и химические формулы тех эфиров, которые использовались для изготовления данных напитков.

Ученики из I группы работают с учебником и составляют презентацию на  листах бумаги с помощью маркеров или фломастеров.

Ученики  II группы работают в рабочих тетрадях, составляя уравнения реакций образования эфиров.

Ученики III группы выполняют практическое задание, результаты которого также записывают в рабочие тетради.

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Коммуникативные (определение способов взаимодействия)

Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)

Регулятивные (прогнозирование, коррекция)

Учебник Рудзитиса Г. Е. «Химия 10 класс»

Этап 5. Этап проверки правильности  нового учебного материала (10 мин.)

Учитель предлагает отчитаться группам о проделанной работе.

После отчета всех групп учитель показывает презентацию по теме «Сложные эфиры».

Сначала ученик из I группы показывает презентацию и защищает ее.

Пока идет отчет первой группы, ученик из II группы готовит ответы на доске по заданию второй группы.

Позже защищает свой ответ.

Затем ученик из III группы рассказывает о том, какие эфиры были ими обнаружены.

В рабочих тетрадях записывают определение «сложные эфиры» реакцию этерификации.

Личностные (самоопределение)

Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)

Регулятивные (прогнозирование, коррекция)

Презентация к уроку

Этап 6. Первичное закрепление (3 мин.)

Учитель: на стр. 121 учебника есть химические формулы эфиров. Составьте уравнения гидролиза в рабочих тетрадях:

I группа – для метилформиата;

II группа – для этиацетата;

III группа – для изопентилацетата.

Ребята работают индивидуально, записывая уравнение гидролиза в рабочих тетрадях.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)

Этап 7. Домашнеее задание (2 мин.)

Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание (параграф 30, стр. 129 зад.1,2) Творческое задание: найти в интернете информацию о применении сложных эфиров и подготовить доклад.

Записывают домашнее  задание в тетрадь.

Этап 8. Подведение итогов.(2 мин.)

Оценивает работу учеников (не менее 5-7 отметок за урок). При этом на протяжении всего урока за ответы с места и у доски ученики получают от учителя талончики различных цветов (желтый – отметка «3», зеленый – отметка «4», красный – отметка «5»). При накоплении у ученика трех и более талончиков ему выставляется соответствующая отметка за урок.

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Этап 9. Рефлексия (1 мин.)

Вопрос классу: ваши личные достижения за урок?

Благодарит за урок!

Фронтально отвечают на поставленный вопрос.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Приложение 1

Раздаточные материалы для урока

(для II группы; на 4 этапе)

Составьте реакцию этерификации для:

  1. уксусноизоамилового эфира (CH3COO-C5H10);

  1. изовалерьяновоэтилового эфира (C4H9COO-C2H5);

  1.  маслянопентилового эфира (C3H7COO-C5H11).

Раздаточные материалы для урока

(для III группы; на 4 этапе)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...