открытое бинарное занятие по физике и химии, посвященное юбилею М.В. Ломоносова
методическая разработка по химии по теме

Калиниченко Алена Федоровна

Данное занятие проводится  по окончании второго курса. Занятие посвящено выдающемуся русскому ученому М.В. Ломоносову. Цель занятия показать взаимосвязь между предметами: физика, химия, география, история, искусствоведение и другие на примере жизни М.В. Ломоносова. Форма занятия - занятие-конференция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области

бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 64»

Открытое бинарное занятие

по физике и химии

«Вклад М.В. Ломоносова в развитие наук»

(Занятие-конференция)

Составители:

Преподаватель физики

высшей квалификационной категории

Демченко З.А.

Преподаватель химии

второй квалификационной категории

Калиниченко А.Ф.

Р.п. Полтавка

2012 год

«Ломоносов был великий человек.

Между Петром I и Екатериной II

он один является самобытным сподвижником

просвещения. Он создал первый университет.

Он, лучше сказать, сам был нашим

первым университетом»

                                                 А.С.Пушкин

Цели:

  1. расширить представление обучающихся  о Ломоносове как о великом русском учёном;
  2. развитие самостоятельности суждений, нравственных качеств личности, чувство гордости за достижения Российской науки, ИКТ компетенцию обучающихся
  3. показать наличие межпредметных связей в области литературы, химии, физики, географии, истории, астрономии и МХК.

ЗАДАЧИ:

  1. Способствовать формированию естественнонаучного мышления обучающихся.
  2. Формировать у обучающихся способность логически мыслить, обобщать, делать выводы.
  3. Прививать обучающимся навыки подготовки и проведения научно-практических конференций.
  4. Закрепить в интерактивной форме (компьютерная викторина) знания, полученные в ходе проведения конференции.

Форма проведения – занятие-конференция

Оборудование – портрет Ломоносова, высказывания о Ломоносове и его собственные, презентация.

Цитаты

«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец,  он все испытал и все проник…»   А.С.Пушкин

«… Слава Россов, неподражаемый бессмертный Ломоносов»

«С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим.»     В.Г. Белинский  

«Прославиться  всяк  может подвигами, но ты был первый. Самому всесильному нельзя отъять от тебя того, что дал. Родил он тебя прежде других, родил тебя в вожди, и слава твоя есть слава вождя.»  А.Н. Радищев

«Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С. Пушкин

«Химия и физика так соединились, что одна без другой в совершенстве быть не могут» М.В. Ломоносов

«Химия руками математика, очами физическими по справедливости называться может» М.В.Ломоносов

Ход занятия

Вступительное слово преподавателя: 

(Слайд № 1 – 6)

Дорогие ребята, совсем недавно (19 ноября 2011 года) – наша страна отмечала  300-летие великого российского учёного и просветителя М. В. Ломоносова. Сегодняшнее занятие-конференцию мы посвящаем Великому русскому учёному, Гению русской литературы, реформатору и естествоиспытателю Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Нелёгкую жизнь прожил Михаил Васильевич Ломоносов, пройдя длинный путь от сына простого помора до великого первого русского академика.

В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук.

Документальный фильм (детство, годы учебы) – 12 минут

 (Слайд 7)

Слово преподавателя 

Выступление эксперта-химика. – 13 мин. 44 сек. – 15 мин. 28 сек.

До Михаила Васильевича Ломоносова каких-либо целенаправленных исследований по химии в России не проводилось. Именно он создал первую в стране химическую лабораторию. Выстроенная в Петербурге по его плану, она открылась 12 октября 1748 года. «Испытать всё, что только можно измерять, взвешивать и определять вычисление» - вот девиз М.В.Ломоносова. М.В.Ломоносов проработал в лаборатории с 1749 по 1757 год. 1744 год, получив необходимые химические препараты, Ломоносов осуществил большую серию экспериментов по растворению металлов в кислотах и солей в воде. Это был самый плодотворный период в его творческой деятельности как химика. Учёный регулярно посылал в академию наук «рапорты» о результатах проведённых работ и планах работ предстоящих. Ломоносов всегда стремился связать свои теоретические изыскания с живой и непосредственной практикой. Работа по изобретению цветных прозрачных и непрозрачных стекол была для него одним из средств обоснования теории цветов.

Он способствовал созданию многих химических производств в России, разработал рецепты и технологию приготовления цветных стёкол, которые использовал для своих мозаичных картин; одним из первых высказал гипотезу об органическом происхождении нефти и каменного угля.

Слово преподавателя: Спасибо, интересно, а как связано имя Ломоносова с изящными искусствами.

Выступление искусствоведа – 15 мин. 28 сек. – 16 мин. 38 сек.

Слайд 14 – 21

Раз уж упомянули о цветных стёклах, хочу вам рассказать о том, что научные интересы М.В.Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его в область изящных искусств! В начале 1750 – х годов он проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Начинает новое дело – строит фабрику цветных стёкол и создаёт художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. В сентябре 1752 года он закончил и преподнёс императрице Елизавете Петровне первую русскую мозаику – «Мадонна». Именно Михаилу Васильевичу мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой, - «Полтавская баталия». В 1753 году учёный получил привилегию на основание  фабрики мозаики и бисера. А в 1763 году он стал членом Академии художеств.

Слово преподавателя: Спасибо, да, поистине талантливый человек, талантлив во всем. Продолжит свой рассказ Физик.

Выступление эксперта-физика - 16 мин. 38 сек. – 19 мин. 39 сек.

Слайд 22 -26

Всё же главные открытия М.В. Ломоносова касаются физики. Он на десятилетия опередил западно–европейских учёных, но часто его разработки оставались незамеченными европейской наукой, которая не придавала особого значения развитию точных знаний в «варварской стране», которой они считали Россию.

Леонард Эйлер был едва ли не единственным современником М.В.Ломоносова, который понял масштабы его ума и оценил глубину его обобщений. Физические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда не изменился. Так был открыт закон сохранения материи- один из основных законов природы. Печатная публикация этого открытия последовала через 12 лет, в 1760 году, в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел». В истории закона сохранения массы и энергии М.В.Ломоносову по праву принадлежит первое место. Он также первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которых обычно связывают с именем Д.Бернулли.  Ломоносов считал, что все тела состоят из подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее.

В 1742-1743 годах он изучал северное сияние и высказал правильную догадку о его электрической природе, оценил его высоту. Ученый пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально.  В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию «Гугения» (Х.Гюйгенса) и разработал оригинальную теорию цветов.  Вместе с ним изучением электричества занимался его друг – немецкий учёный Георг Рихман. Эти исследования закончились печально: проводя в 1753 году опыт с молнией во время грозы, Г. Рихман погиб.

Слова преподавателя

Слайд 27 – 28  

В 1755 году по инициативе Ломоносова основан Московский университет, которому в 1940 году присвоено имя Ломоносова

Многие работы ученого посвящены исследованию оптических и электрических явлений, для проведения которых использовал сконструированные им приборы. А сейчас приглашаем Астронома.

Выступление эксперта астронома – 18 мин. 02 сек. – 19 мин. 52 сек.

Слайд 29 – 31

Всю жизнь М.В. Ломоносову не  была чужда астрономия. И родом он был из деревни Мишанинской, что находится недалеко от села Холмогоры, в котором за поколение до него была основана первая русская обсерватория. Далеко опережая современную науку, он первым из учёных разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена М.В.Ломоносова была и природа комет. Он высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи. Настоящий звездный час для Ломоносова – астронома  наступил в 50 лет. 26 мая 1761 года европейские астрономы, разъехавшись по всей Евразии, прильнули к окулярам своих телескопов. Шла одна из первых международных акций- наблюдение за прохождением Венеры по диску Солнца.

Ломоносов наблюдал не по общей программе, но «любопытства больше для физических примечаний». Существование атмосферы на Венере было подтверждено. В планы учёного входило детальное изучение поверхности планеты. Даже её горам он заранее дал названия: Семирамида, Клеопатра, Сафо.

Михаил Васильевич Ломоносов готовил новые средства наблюдения. Он разрабатывал «ночезрительные трубы».  По своей схеме он изготовил телескоп-рефлектор и, испытав его,  пришёл к выводу, что «изобретение произошло в действие с желаемым успехом». Эта схема телескопа носит название Ломоносова – Гершеля. Ровно 200 лет спустя после звездного  года М.В.Ломоносова, в 1961 году, к Венере была запущена отечественная космическая станция – самая первая в мире. Радиоастрономия и космонавтика раскрыли некоторые тайны этой планеты. На Венере теперь есть и кратер Сафо, и кратер Клеопатра.

Преподаватель: Благодарим Вас за ценные и интересные сведения о Ломоносове-астрономе.

Сейчас вашему вниманию предоставляются приборы изобретенные Ломоносовым.

А сейчас слово предоставляется Географу

Выступление эксперта географа – 22 мин. 26 сек. – 23 мин. 40 сек.

Слайд 34

М.В.Ломоносов незадолго до смерти, в 1763 году, произнёс пророческие слова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».  Самые «умные очи» XVIII столетия разглядели в природе много такого, что оказалось недоступным другим; за что бы ни брался Михаил Васильевич, он всегда опережал своё время. Он не совершил ни одного путешествия в неизведанные страны. И всё же па праву считается одним из основоположников российской географии.

В  XVIII веке в России было совершено много географических открытий. Чтобы нанести на карту исследованные области, в 1739 году при академии наук был учреждён Географический департамент, трудами которого был издан «Атлас Российский». Это стало важным событием не только российской,  но и мировой географии. Однако в издании имелось немало недостатков. М.В.Ломоносов, как никто другой, понимал, что «Атлас» должен быть составлен на основе более строгих исследований. В 1757 году он написал специальную «Инструкцию Географическому департаменту». Учёный разработал подробный план создания нового «Атласа». Прежде всего,  он сочинил «Географические запросы» - специальную анкету, которую разослал по губерниям. Много ценных сведений ожидал получить Ломоносов от этой первой «географической инвентаризации» громадной страны. Население активно откликнулось, благодаря чему были собраны данные, которые впоследствии послужили источником для многих экономико-географических трудов. Да и сам термин «экономическая география» предложил М.В.Ломоносов.

Он одним из первых понял, насколько важно отыскать и освоить северный морской путь. Именно он стал изучать верхние слои атмосферы, предвидя, что наступит время, когда с помощью различных приборов можно будет предсказывать погоду.

В работе «О слоях земных» М.В.Ломоносов высказал мысль об изменении климата нашей планеты в процессе её развития. Эта работа положила начало геологической науки в России.

Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Так, учёный объяснил значение внутренних сил в образовании рельефа Земли. Учёный на протяжении всей жизни интересовался проблемами минералогии.

Преподаватель: Благодарим Вас за такой подробный и интересный рассказ о вкладе Ломоносова в развитие географии и геологии. А сейчас послушаем Филолога.

Выступление эксперта филолога – 23 мин. 40 сек. – 24 мин. 22 сек.

Слайд 36 – 41

Русский язык и литературу раньше называли «русская словесность». Работы М.В.Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Для того чтобы внести порядок в литературный язык, Михаил Васильевич распределил весь его словарный состав по трем группам- «штилям», связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии, торжественной оды как высокого. В 1739 году М.В.Ломоносов, учась в Марбургском университете, написал первую оду «На взятие Хотина» и составил «Письмо о правилах российского стихотворства». Особое место в его поэзии занимает образ Петра I. Ломоносов – автор фундаментальных филологических трудов: книги по риторике «Краткое руководство к красноречию» (1747), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1758), и «Российской грамматики»(1755) – первой научной книги о правилах русского языка. Ломоносов, как истинный гуманист, посвятил свою литературную деятельность гражданскому воспитанию общества, и художественные принципы классицизма вполне соответствовали его цели. Он считал, что поэзия должна нести людям возвышенные идеалы, поэтому основным его жанром стала торжественная ода.

Преподаватель: Это безусловно очень интересно. И наконец, слово предоставляется Историку.

Выступление эксперта историка – 24 мин. 22 сек. – 25 мин. 35 сек.

Слайд 42

Всю жизнь М.В.Ломоносов работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы- сутки.

Заботясь о просвещении в России, М.В. Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения.  В 1755 году по его проекту был образован Московский университет. В 1757 году Ломоносов становится канцлером, т.е. по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. М.В.Ломоносову пришлось взяться за изучение русской истории, так как немецкие историки, служившие в Академии наук, по его убеждению, превратно её толковали. Он сделал несколько тонных исторических  открытий и опубликовал «Краткий Российский летописец с родословием» (1760), где содержится перечень важнейших событий до эпохи Петра I  включительно.  В 1761 году он написал работу «О сохранении и размножении российского народа», по подлинным документам собрал «Древнюю Российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года».

Преподаватель: А сейчас мы вас приглашаем посетить музей Ломоносова

Вопросы викторины

1. Назовите год рождения М.В. Ломоносова

а) 1711

б) 1725

в) 1700

г) 1812

2. Место рождения Ломоносова

а) Архангельская область

б) Омская область

в) Костромская область

г) Московская область

3. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом»

а) Н.В. Гоголь

б) А.С. Пушкин

в) В.Г. Белинский

г) Н.А. Некрасов

4. В каком году Ломоносовым была создана химическая лаборатория

а) 1755 год

б) 1747 год

в) 1748 год

г) 17 74 год

5. Последняя мозаичная картина, выполненная Ломоносовым

а) Елизавета 2

б) Мадонна

в) Полтавская баталия

г) Петр 1

6. Друг Ломоносова, профессор, который был убит электрическим разрядом во время проведения опытов.

а) Дмитрий Виноградов

б) Рихман

в) академик Штелин

7. Как преодолел Ломоносов путь от Архангельска до Москвы

а) по реке на лодке

б) пешком с рыбным обозом

в) по железной дороги

г) путем автостопа

8. Какое первое учебное заведение окончил Ломоносов.

а) Цифирная школа

б) Хирургическая школа

в) Спасские школы

г) Славяно-греко-латинская академия

9. На какой планете Ломоносов открыл атмосферу.

а) Луна

б) Венера

в) Марс

г) Юпитер

10. В каком возрасте ломоносов поступил в Спасские школы

а) 19 лет

б) 10 лет

в) 25 лет

г) 17 лет

Слайд 44

Преподаватель: Умер Ломоносов случайно, от пустяковой  весенней простуды. Похороны учёного в Александро-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью.

Какую же длинную жизнь должен прожить человек, чтобы успеть столько сделать? 80 или 100 лет? Ломоносов прожил всего 54 года и оставил после себя огромное количество трудов и оригинальных идей для потомков. Он любил повторять своим студентам и ассистентам: «Чтобы покорить, надо знать, а мы пока знаем очень мало».

Сын простого рыбака из деревни, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской академии наук, дворянином, ученым, признанным в России и Европе. За всю историю Росси никто не смог повторить судьбу М.В. Ломоносова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие, посвященное юбилею Е.П.Крылатова

Открытое занятие с использованием ИКТ, посвященное 80-летнему юбилею Е.П.Крылатова и его творчеству...

Мероприятие по химии посвященное 300 летию со дня рождения М. В. Ломоносова

на примере гениальной и талантливой личности М.В. Ломоносова и его вклада в становление  науки  показать необходимость учения, самосовершенствования....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»

Открытый бинарный урок был разработан и проведен совместно с преподавателем ОГСЭ дисциплин Татьяной Сергеевной Рудневой. По мнению преподавателей и представителей администрации колледжа, посетивших эт...

Открытый урок по дисциплине литература в 10 классе, посвященный юбилею писателя В.Г. Распутина: «Живем и помним»

Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так называемой «деревенской прозы».С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а чере...

Методическая разработка открытого бинарного занятия по дисциплинам: «Экология – Информатика»

Тема занятия:«Решение экологических задач на устойчивость и развитие(Расчет  индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) субъектов РФ)»«Использование различных возможностей...