ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. (статья)
статья (химия) по теме

В условиях быстро развивающихся наук и накопления новых знаний, возрастает  потребность в творчески развитой личности, которая не просто обладает определенным набором отраслевых знаний, а умеет мыслить. Одной из основных задач современного процесса обучения является развитие мыслительных операций учащихся как составляющую интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matveeva_stat.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ.

         

Матвеева Ольга Николаевна

МОУ «Краснослободская средняя общеобразовательная школа №2» Волгоградская область.

Резюме

В условиях быстро развивающихся наук и накопления новых знаний, возрастает  потребность в творчески развитой личности, которая не просто обладает определенным набором отраслевых знаний, а умеет мыслить. Одной из основных задач современного процесса обучения является развитие мыслительных операций учащихся как составляющую интеллекта.

         Стремительное развитие научно-технического потенциала общества, нарастание объема информации в системе предметных знаний приводит к быстрому устареванию многих представлений и практических умений, приобретенных в процессе обучения. В сложившихся условиях развития общества и научно-технического прогресса обнаруживается недостаточная эффективность традиционной модели обучения. Способность просто заучивать и  воспроизводить  материал, жесткий автоматизм становится барьером  развития мышления. Возникает крайняя необходимость поиска новых методов, максимально стимулирующих самостоятельность и нешаблонность мышления ученика[2, 33].В последнее время все больше говорят не в отдельности о методах, формах, средствах обучения, а о технологиях обучения химии, ведь успех достигается лишь тогда, когда все они используются в комплексе. В широком понимании педагогическая технология- это отрасль педагогической науки, занимающее промежуточное, интегрирующее звено между дидактикой, теорией воспитания и методикой, предполагающая перевод операционного состава педагогической деятельности, на качественно новую ступень эффективности, наукоемкости[1, 4]. Таким образом, для любой технологии обучения характерна специфическая обработка содержания и жесткая организация процесса. Существует множество различных современных образовательных технологий.

         В своей работе я использую технологии развивающего обучения, а в частности - технологию личностно ориентированного обучения. Одна из моих целей  – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются  открытость новым идеям, собственное мнение.

         Думать  значит – проявлять любознательность; использовать исследовательские методы; ставить перед собой вопросы; вскрывать причины и последствия фактов; осуществлять планомерный поиск ответов; сомневаться в общепринятых истинах. Школьник способный  мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Для достижения данного результата у обучающихся я  применяю методы развития мыслительных операций.

         Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Учащиеся обретают знания только через собственную  мыслительную работу. Работа – это опыт. Учитель должен создать условия для обретения этого опыта.

         Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет завесить от задач и характера информации.

         Метод сравнения, позволяющий выявить сходства и различия между изучаемыми объектами в результате их сопоставления, может стать основой нетрадиционного подхода к изучению курса органической химии. Объединение нескольких классов веществ в модули способствует более быстрой ориентации учащихся в генетической связи между классами органических веществ.[4] Например, «Гомологические ряды» в теме «Углеводороды» изучаются одновременно у алканов, алкенов, алкинов. При таком подходе учащиеся быстро отмечают сходства и различия гомологических рядов этих классов соединений.

         Использование метода сравнения при выполнении тестовых заданий предполагает выполнение учащимися вначале упражнений, в которых конкретно указан признак сравнения. Например: сравните по растворимости в воде вещества –H2SO4, H2S, H2SiO3– и исключите из них «лишнее» соединение. Далее задания можно усложнить, предложив ученику самому определить признак сравнения. Например: установите признаки сравнения веществ –Ca, CaO, Ca(OH)2, CaSO4, NaCl – и исключите из них «лишнее» соединение. И только на заключительном этапе можно предлагать задание типа: исключите «лишнее».      

         Пример.
 В предложенных рядах исключите «лишнее» вещество. Объясните свой выбор.

А) H2SO4,  H2CO3, HCl. H2SO3, HClO

Б) KOH, NaO, NaOH, Ba(OH)2, Zn(OH)2  

В)K2O, CuO, Na2O, BaO,MqO

Учащиеся легко объясняют свой выбор в первом  случаи ,но во втором случаи затруднение вызывает если я прошу найти еще два варианта ответа кроме очевидного. В третьем случаи необходимо исключить оксид металла побочной подгруппы. Данный метод развивает способность к анализу и помогает в последующем искать ответы на поставленный вопрос не только по шаблону, но и идти  нестандартным путем к решения проблем. Гибкость мышления, которая формируется, поможет детям чаще испытывать чувство успеха.

         Классификация. В задачах подобного типа требуется распределить данный набор объектов (слов, символов, формул, явлений, элементов ) на группы (классы). Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить и иерархическую систему[2,34]. Надо отметить, что учащиеся могут и сами предлагать критерии по которым будет проводить классификацию.

         Пример. Даны вещества: Pb(OH)2, NaOH, HMnO4, Mg(OH)2, Ba(OH)2, H2SO4, KOH, K2O, CaO, H2C2O7, AqCl, SO, HNO3, SO2, NO, P2O5. Разделите указанные вещества на а) две группы; б) на три группы; в) на четыре группы; г) предложите свою классификацию. Подобного типа задания я провожу вначале урока или использую их как проверку знаний при обобщении. ( 8-9 класс), данный метод можно использовать и на уроках органической химии, но обязательно оставляйте возможность учащимся предложить свою классификацию.

         Для формирования метода классификации веществ и явлений можно использовать не только традиционные, но и тестовые задания. Например, укажите признак, который является существенным для классификации солей: а) вкус; б) цвет; в) запах; г) агрегатное состояние, д) элементный состав, е)основные или кислотные свойства, ж) способность вытеснять водород и так далее.

         Конкретизация понятия. Из предъявленного набора объектов требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия.

         Поиск закономерностей. Учащийся выявляет принцип, который позволил бы ему систематизировать набор объектов. Обычно вопросы формулируются так: продолжите ряд, расположите объекты в правильной последовательности[2,34].

         Примеры заданий на установления сходства, аналогии, конкретизации понятий и поиск закономерностей:

         Пример№1.Вставьте пропущенное слово:  К (металл) Сa: КOH (……) Ca(OH)2: Вa(OH)2 (…..) H2SO4 .

         Пример№2.Вставьте пропущенную формулу: а) К- K2O – KOH:  С- СO2- ? : P- ?- H3PO4  :  S- SO2- ? б) Na2O- CaO- Cu(OH)2: K2O- ?- AI(OH)3 : HCl- H2SO3- ?  в)Cr2O7- MoO3-V2O5-TiO2-?- ?- ?                                                                       

         Пример№3.Закончите фразу: Оксид это…… вещество, состоящие из двух химических…….и …….в степени окисления ……. Оксиды делятся на ……….и………

         Пример№4.Выберите характеристики обязательно присущие основаниям: сложное вещество, кислый вкус, жидкость, бесцветное вещество, соединение металла, взаимодействует с оксидами, растворимо в воде, кислородсодержащие вещество.

         Задания на логические умозаключения.

а) Все оксиды имеют в своем составе кислород. Угарный газ - оксид. Следовательно, он имеет в своем составе атомы кислорода.

б) Все оксиды - сложные вещества. Вещество Х - сложное. Следовательно, это вещество оксид.

в) Кислотные оксиды обычно оксиды неметаллов. Следовательно, оксид неметалла всегда будет кислотным оксидом.

г) Кислотные оксиды реагируют с основаниями. Вещество Х реагирует с основанием. Следовательно, вещество Х - кислотный оксид.

         Особо хочется остановиться на использовании заданий на преодоление ригидности (инертности) мышления, цель которых - формирование у учащихся способности критически переносить привычные способы действия  на решение новых задач.

         Пример. Задания на преодоление ригидности мышления.

За одну минуту подберите вещества, с помощью которых можно осуществить следующее превращение.

а) 2HCl+Fe = FeCl2+ ….

б) H2SO4+…= CaSO4+…

в)  HCl + …= AgCl+…

Приобретя опыт написания первых двух уравнений, учащиеся длительное время пытаются для реакции с HCL (уравнение в.) использовать не соль серебра, а серебро как простое вещество. В результате выполнения подобных заданий, методом проб и ошибок у ученика формируется четкое понимание того, что правильный ответ на поставленный вопрос не всегда лежит на поверхности.

         В процессе обучения химии я используются также эмпирическое и теоретическое обобщения. Каждый тип обобщения имеет свою область применения. При формировании частных химических понятий чаще используют эмпирические обобщения, а при подведении учащихся к пониманию общенаучных теорий, выводов мировоззренческого характера в большей мере используют теоретические обобщения. Основой теоретического обобщения изученного материала является выделение существенного через анализ, синтез, абстрагирование, классификацию, установление причинно-следственных связей. Известные науке понятия, принципы, законы, правила и есть обобщение[4].При проведении обобщающих уроков желательно предлагать учащимся задания по нахождению обобщающего термина для соединений, например, алкан-алкен, метан-гексан, цоклопрпан-пропен, кристаллическое сера - пластическое сера. Задания подобного типа можно использовать при изучении любой темы курса химии.

         Когда изучение объекта невозможно или затруднительно, возникает потребность в использовании метода моделирования. При этом создаются материальные модели, которые служат для учащихся объектом рассмотрения. Моделирование выступает как особая форма наглядности. Модельные представления особенно важны в процессе изучения объектов микромира, которые недоступны для непосредственного восприятия учащимися[4]. Поскольку никакая модель не может отразить всего многообразия сторон изучаемого объекта, я стараюсь сочетать разные виды моделей.

         В заключение хотелось бы отметить, что владея методами учебного познания, учащиеся наиболее полно познают объекты природы, сознательно и рационально изучают учебный материал, точно формулируют свои мысли, четко излагают усвоенные знания, самостоятельно проводят учебные исследования[3]. Широкое и осознанное применение в ходе обучения таких методов познания, как сравнение, аналогия, анализ, синтез, классификация, моделирование, обобщение, безусловно, способствует формированию у школьников умения выделять существенное в изучаемом материале.

Список литературы:

1.Шкилева О.А. Современные технологии обучения химии: учеб.- метод. Пособие.- Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена» , 2006.- С.4-8.

2.Журнал «Химия в школе» №6, 1993. Статья: Шабонов А.В., Стлюков Г.А. Использование приемов развития мышления при обучении химии. С. 33-36.

3.Газета «Химия» №4, 2009. Статья: Кузнецова Л. Основы новой технологии обучения химии. Методология и психология процесса обучения.

4.Газета «Химия» №17, 2008. Старья: Аспицкая А.Ф. Назначение общенаучных методов познания при обучении химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии

Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники сущест...

Применение личностно-ориентированного подхода на уроке химии.

Обобщение опыта по теме: "Применение личностно-ориентированного подхода в обучении химии". Личностно-ориентированный урок, презентация выступления на городском семинаре учителей химии....

Использование личностно – ориентированного обучения на уроках химии

Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Конечно, возможности традиционного урока, жестко рег...

«Использование личностно – ориентированного обучения на уроках химии»

Личностно – ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного процесса. В с...

Личностно-ориентированное обучение на уроках химии в школе пенитенциарной системы.

Использование форм и методов личностно-ориентированного обучения на уроках химии в школе пенитенциарной системы....

Личностно- ориентированное обучение на уроках химии

материал содержит особенности ЛОО,сравнивается традиционный и ЛО уроки, расмматриваются направления ЛОО...

Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...