«Использование личностно – ориентированного обучения на уроках химии»
статья по химии по теме

Семёнычева Лариса Витальевна

Личностно – ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного процесса. В современном учебно-воспитательном процессе очень важны субъект-субъектные, партнерские взаимоотношения учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Технология личностно – ориентированного обучения на уроках химии - это не просто создание учителем благожелательной творческой жизнедеятельности. В связи с этим перед процессом обучения стоит основная цель и задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования

Ставропольский край

Опыт работы по теме:

«Использование личностно – ориентированного

обучения на уроках химии»

Учителя химии

МОУ СОШ №12

г. Новоалександровска

Семёнычевой Ларисы Витальевны

г. Новоалександровск, 2010 г

Личностно – ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного процесса. В современном учебно-воспитательном процессе очень важны субъект-

субъектные, партнерские  взаимоотношения учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Технология личностно – ориентированного обучения на уроках химии – это не просто создание учителем благожелательной творческой ат жизнедеятельности. В связи с этим перед процессом обучения стоит основная цель и задачи.

Цель: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета    

           и развития индивидуальных особенностей школьников.

Задачи:   * использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

     * создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

     * использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее  

        значимые для него вид и форму учебного содержания;

     * поощрение стремление ученика на мосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной ходить свой способ работы,  анализировать  

        работу других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

     * создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять    

        инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

Актуальность

 Новизну исследования вижу в методах направленных на развитие ребёнка как личность, его  всемерный учёт возможностей и способностей, создание, необходимых условий для развития их индивидуальных способностей.

Теоретические основы организации творческой деятельности учащихся

Теоретическую основу работы составляет научные исследования в области личностно – ориентированного обучения педагогов и психологов. Среди современных разработок наиболее значимы, интересны и эффективны: технологии системы личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской, система В. М. Монахова.

Практическая реализация опыта

Когда  ребенка оценивают по конкретному результату его действий (школьной отметке, экзамену и т.д.), он находится в постоянном стрессовом состоянии. Ребенок испытывает страх - "а вдруг не смогу?". Важно понять, что дети не делятся на "хороших" и "плохих". Все дети хорошие, лишь учатся они по-разному. Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Решать эту проблему мне позволяет технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО). В рамках ЛОО как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникативные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе активно использую три основные технологии ЛОО:

  1. Технология разноуровневого обучение
  2. Технология проектной деятельности
  3. Игровые технологии

Технологии уровневой дифференциации: обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам; создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне. Использую типы уроков: объяснения, тренировочные, помощи и взаимопомощи, проверки обязательного обучения (или проверки усвоения темы в форме зачета) Элементы уровневой дифференциации начинаю вводить на уроках в 8 классе. Даю возможность детям заранее знать, к чему они должны быть готовы, какие знания должны усвоить очень четко. Тематические зачеты провожу по основным темам курса 8 класса. Всего в 8 классе 4 зачета: 1)  Периодический закон Д.И. Менделеева. Атомы химических элементов. 2) Соединения химических элементов. 3) Изменения, происходящие с веществом.  4)  Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

Такие зачеты показали, что если ученик систематически занимается изучением материала темы, то ему сдать зачет легко. Отдельные учащиеся, успешно сдавшие тему, помогают учителю принимать зачет у остальных учащихся.

В Х класс приходят учащиеся, различающиеся не только способностями к обучению, но и уровнем знаний. Кроме того, лишь некоторые из них будут сдавать ЕГЭ. Остальных же интересует только отметка по предмету в аттестате зрелости. Если предъявлять к ним одни и те же требования, то процесс обучения станет для многих из них не только сложным, но и неинтересным. Технология уровневой дифференциации дает возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом учителя в выборе методов, средств и форм обучения.  При изучении нового материала в старшей школе я использую лекции, семинарские занятия, групповые и индивидуальные самостоятельные работы. В основе их содержания — подача материала блоками. На каждом уроке нацеливаю учащихся на достижение конкретных результатов при изучении темы. Веду текущий учет знаний учащихся, но главный итог их работы — тематический зачет. Каждый зачет составляю, в основном, в виде тестов с выбором ответа, но не исключаю и традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, расчетные задачи и т. д.). Готовлю обычно четыре варианта, включающие обязательную и дополнительную части. В кабинете химии на стенде «Готовимся к зачету» учащиеся могут познакомиться с требованиями к знаниям и умениям и примерами обязательных заданий по каждой теме. Это способствует созданию атмосферы эмоционального комфорта для всех учащихся. Вопросы, обязательные для усвоения всеми учащимися, подробно объясняю. На каждом уроке обращаю внимание учащихся па стенд, подчеркиваю, над каким тематическим требованием работаем на данном уроке. Список обязательных заданий позволяет учащимся контролировать себя, определяя, насколько они усвоили изученный материал. Поэтому для закрепления темы готовлю разноуровневый дидактический материал, который дает только положительный результат.

Технология проектного метода - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов. Технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья, ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения — одна из наиболее актуальных проблем.  Для этого я, прежде всего, выявляю, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют школьников: а) экологические проблемы; б) организация рационального питания; в) вопросы медицины.  Затем совместно с учащимися выбираем для исследования одну из тем  и совместно начинаем работать над ее реализацией. Заинтересовавшиеся учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблематике, ставят опыты, обсуждают все «за» и «против» и выбирают наиболее оптимальный вариант. Наиболее актуальные темы  рассматриваются на школе НПК, а затем предоставляются на районную  НПК школьников «Шаг в будущее

Игровые технологии  Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Функции игры: развлекательная, коммуникативная, самореализации, диагностическая, коррекционная. Игровые технологии использую, в виде части урока и в качестве внеклассной работы это позволяет заинтересовать учеников к  изучению предмета, расширить кругозора, увеличить познавательную деятельность учащихся.

Показатели результативности обучения школьников

Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе в течении трех лет дает высокие и стабильные результаты обучения развивает творческие исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету. Все это подтверждают результаты итоговой и промежуточной аттестации во всех параллелях, а также результаты ЕГЭ.

Результативность работы Семенычевой Ларисы Витальевны

Учебный год

Качество

Обученность

2007 – 2008

28

100

2008 – 2009

29

100

2009 – 2010

31

100

Участие в районной  НПК «Шаг в будущее»:

год

место

Ф. И. участника

тема

класс

2008 г

лауреат

Ключко Анастасия

«Резина и ее переработка»

10 «А»

2009 г

3

Маргарян Армине

«Амилаза слюны»

10 «Б»

2010 г

2

Бобкова Екатерина

«Чипсы – вред или польза»

9 «А»

Результаты ЕГЭ

2006 – 2007 уч г

2007 – 2008 уч г

2008 – 2009 уч г

обученность

100

100

100

качество

100

100

100

Средний бал

63

67

60

Перспективы дальнейшей работы

В своей работе продолжать активно применять  технологии личностно-ориентированного обучения: уровневой дифференциации, проектного метода, игровые метода.

Внедрять в работу информационно- коммуникативные технологии. Они относятся к личностно- ориентированному обучению легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, прививают культуру общения, воспитывают самостоятельность, ответственность,

самокритичность. Способствуют интенсификации учебно–воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности у учащихся и интереса к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: "Использование проектных технологий на уроках химии"

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического про...

Методика использования мультимедиа технологий на уроках химии.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемы...

Использование информационных техналогий на уроках химии

С этим докладом выступала на методическом обЪединении учителей химии.Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного разв...

Методическая разработка урока "Использование адаптивных технологий на уроках химии при изучении темы "Углеводороды" в 10 классе."

Теоретические аспекты использования технологии "Адаптивная система обучения"- это новая модель организации урока.Цель урока: используя технологию адаптивного обучения помочь ученику в его становлении ...

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...

Личностно-ориентированное обучение с использованием Интернет-ресурсов на уроках химии

Использование на уроках информационных технологий в ближайшее время может изменить не только формы и содержание школьного образования, но и дать новое направление его развитию. Важно научить учащихся ...

Формирование личностных УУД на уроках химии

Формирование личностных УУД на уроках химии...