Рабочая программа кружка "Занимательная химия"
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме

Иванова Алла Ивановна

 

Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_himiya_2012.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

 

                                                                                                                 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 СТАНИЦЫ СЕВЕРСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 30  августа 2011  года

Председатель педсовета

 Т.П. АДВАХОВА ___________

.  

       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

             

                                                                                                                                                                                  По    химического кружка «Занимательная химия»                                      

Ступень обучения класс   8  

                     

Количество часов         34 

                                                                                                                                       

Учитель:  ИВАНОВА А. И.                            

 Авторизованная программа, разработана на основе  программно методического материала «Химия 8-11 классы- Дрофа 2005

                                                                                             

Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Кружок “Занимательной химии” организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство

с приёмами лабораторной техники,

 с организацией химического производства,

изучение веществ и материалов, и их применение.

Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.

В реализации программы данного кружка сочетаются беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, химические лаборатории, в институты, чтение рефератов с проведением эксперимента.

Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.

Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (34 занятия по 1 часу в неделю или 34 часа).

Тематика занятий

  1. Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности.
  2. Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.
  3. Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание.
  4. Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.
  5. Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
  6. Растворы. Кристаллогидраты.
  7. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
  8. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
  9. Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».
  10. Химия и человек.
  11. Химия и медицина.
  12. Профориентация.
  13. Химия в быту.
  14. Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?».

Основные цели кружка:

Формирование ученического актива, расширение и углубление знаний учащихся, развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование информационной культуры

Основные методы:

Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию

Основные формы:

Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

                                      Содержание программы

1. Вводное занятие(1час)

 Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности(1час)

Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности.[4] ,[13]

3. Знакомство с лабораторным оборудованием(1час)

 Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).[9], [13]

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории(1час).

 Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8],[13],[14]

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.[14]

Экскурсия в химическую лабораторию аптеки

5. Нагревательные приборы и пользование ими(1час)

Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. [13].

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

6. Взвешивание, фильтрование и перегонка(1час).

 Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей

Практическая работа.

  1. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
  2. Перегонка воды. [11]

7. Выпаривание и кристаллизация(1час)

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . [11]

8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ(3часа)

Демонстрация фильма.

Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.

9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту(1час) 

Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.[11]

10. Кристаллогидраты(2часа)

Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).[3]

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12]

11. Химия и медицина(1час)

 Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.

Устный журнал на тему химия и медицина.[1]

Экскурсия в аптеку.

12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас(2часа)

Показ демонстрационных опытов.

  1. Вулкан” на столе, [5]
  2. “Зелёный огонь”, [5]
  3. “Вода-катализатор”, [5]
  4. «Звездный дождь» [4]
  5. Разноцветное пламя [4]
  6. Вода зажигает бумагу [4]

13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай»(3часа)

Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.[1] ,[6]

Игра. «Счастливый случай»

  1. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка(1час)
  2. .Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:
  1. “Химическая эстафета”[4]
  2. “Третий лишний”. [4]

15. Химия в природе(2часа)

 Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

  1. Химические водоросли [5]
  2. Тёмно-серая змея. [5]
  3. Оригинальное яйцо [6]
  4. Минеральный «хамелеон» [4]
  5. Природные индикаторы
  1. Химия и человек(1час)
  2. Чтение докладов и рефератов.

-Ваше питание и здоровье [9]

-Химические реакции внутри нас [3]

17. Проведение дидактических игр(4часа)

Проведение конкурсов и дидактических игр:

  1. кто внимательнее [1]
  2. кто быстрее и лучше
  3. узнай вещество
  4. узнай явление [1]
  1. Занятие по профориентации(1час)

Экскурсия 

  1. Химия в быту(2часа)

 Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.[2]

Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.

20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”(3часа)              

                                             

Ожидаемые результаты

На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Литература

  1. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
  2. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
  3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
  4. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
  5. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
  6. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
  7. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
  8. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
  9. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
  10. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
  11. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
  12. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
  13. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
  14. Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2005

            Календарно -тематическое планирование

 №

Тема занятия

Дата

Кол. часов

1

Вводное занятие.

8.09

1

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.

15.09

1

3

Знакомство с лабораторным оборудованием.

22.09

1

4

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

29.09

1

5

Нагревательные приборы и пользование ими. Нагревание и прокаливание.

6.10

1

6

Взвешивание, фильтрование и перегонка.

13.10

1

7

Выпаривание и кристаллизация.

20.10

1

8

Основные приемы работы с твердыми, жидкими веществами..

27.10

1

9

Основные приемы работы с газообразными веществами

10.11

1

10

Лабораторные способы получения неорганических веществ.

17.11

1

11

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

24.11

1

12

Кристаллогидраты.

30.11

1

13

Выращивание кристаллов

2.12

1

14

Химия и медицина.

9.12

1

15

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

16.12

1

16

Пиротехника, опыты  со взрывами. Правила техники безопасности.

23.12.

1

17

Подготовка к декаде естественных наук.

30.12

1

18

Подготовка к декаде естественных наук.

13.01

1

19

Игра «Счастливый случай»

20.01

1

20-21

Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов и членами кружка.

27.01

3.02

2

22

Химия в природе

10.02

1

23

Конкурс презентаций на тему «Природные индикаторы»

17.02

1

24

Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

24.02

1

25-28

Проведение дидактических игр:

  1. кто внимательнее
  2. кто быстрее и лучше
  3. узнай вещество
  4. узнай явление

2.03-16.03

4

29

Профориентационная лекция.

6.04

1

30-31

Химия в быту.

13.04-27.04

2

32- 34

Общий смотр знаний.

Игра “Что? Где? Когда?”

4.05-19.05

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....