Методика подготовки к ЕГЭ по химии . Решение С2.
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Галенко Алексей Михайлович

 

Выполнение задания С2 предполагает углубленное изучение свойств неорганических веществ и понимание взаимосвязей между различными классами и группами веществ.

При выполнении этого задания анализ возможных превращений следует осуществлять по двум направлениям: 1. Реакции без изменения степени окисления (кислотно-основные свойства, реакции иного обмена) и  2. Возможность протекания окислительно-восстановительного взаимодействия между веществами.

Задание С2, проверяет знания о свойствах веществ, в том числе и амфотерных свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_s2.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Галенко Алексей Михайлович

Учитель химии и биологии

МОУ СОШ № 67

г. Волгоград

Методические рекомендации для подготовки учащихся к ЕГЭ по химии.  Решение заданий С 2.

(Основной источник – сайт педагогического университета ИД « 1 сентября», методические рекомендации О. С. Габриеляна)

Выполнение задания С2 предполагает углубленное изучение свойств неорганических веществ и понимание взаимосвязей между различными классами и группами веществ.

При выполнении этого задания анализ возможных превращений следует осуществлять по двум направлениям: 1. Реакции без изменения степени окисления (кислотно-основные свойства, реакции иного обмена) и  2. Возможность протекания окислительно-восстановительного взаимодействия между веществами.

Задание С2, проверяет знания о свойствах веществ, в том числе и амфотерных свойствах.

Иногда в заданиях встречаются задания на амфотерные свойства о которых мало где рассказывается.

 Поэтому для успешного выполнения этого задания нужно знать еще и способы разрушения комплексных солей.

Оксиды и гидроксиды многих переходных металлов имеют амфотерные свойства. Они нерастворимы в воде, но взаимодействуют и с кислотами, и со щелочами. При подготовке к ЕГЭ нужно усвоить материал о свойствах соединений цинка, бериллия, алюминия, железа, хрома. Рассмотрим некоторые реакции на примере цинка, алюминия и их соединений.

Основные свойства при взаимодействии с сильными кислотами:

ZnO + 2HCl  =  ZnCl2 + 2H2O

Zn(OH)2 + 2HCl  =  ZnCl2 + 2H2O

Al2O3 + 6HCl  = 2AlCl3 + 3H2O

Al(OH)3 + 3HCl  = AlCl3 + 3H2O

Кислотные свойства при взаимодействии со щелочами:

а)  Реакции при сплавлении.

Формулу гидроксида цинка записывают в кислотной форме H2ZnO2 (цинковая кислота).

H2ZnO2  + 2NaOH  =  Na2ZnO2 + 2H2O (цинкат натрия)

ZnO + 2NaOH  =  Na2ZnO2 + H2O

        Кислотная форма гидроксида алюминия H3AlO3 (ортоалюминиевая кислота), но она неустойчива, и при нагревании отщепляется вода: H3AlO3 – H2O = HAlO2, получается метаалюминиевая кислота.

        По этой причине при сплавлении соединений алюминия со щелочами получаются соли – метаалюминаты:

Al(OH)3 + NaOH  =  NaAlO2 + 2H2O

Al2O3 + 2NaOH  = 2NaAlO2 + H2O

б) Реакции в растворе происходят с образованием комплексных солей:                             Zn(OH)2 + 2NaOH  =  Na2 [Zn(OH)4]

ZnO + 2NaOH + 2H2O  =  Na2[Zn(OH)4] -

тетрагидроксоцинкат натрия.

Al(OH)3 + NaOH  =  Na[Al(OH)4]

Al2O3 + 2NaOH + 3H2O  =  2Na[Al(OH)4] -

тетрагидроксоалюминат натрия.

При  взаимодействии соединений алюминия со щелочами в растворе получаются разные формы комплексных солей:

Na[Al(OH)4] - тетрагидроксоалюминат натрия,

Na3[Al(OH)6] - гексагидроксоалюминат натрия,

Na[Al(OH)4 (H2O)2] - диакватетрагидроксоалюминат  натрия.

Форма соли зависит от концентрации щелочи.

Соединения бериллия - ВеО и Ве(ОН)2 - взаимодействуют со щелочами аналогично соединениям цинка, соединения хрома (III) и железа (III) - Cr2O3, Cr(OH)3, Fe2O3, Fe(OH)3 - аналогично соединениям алюминия, но оксиды этих металлов взаимодействуют со щелочами только при сплавлении.

Cr2O3 + NaOH  =  NaCrO2 + H2O –

метахромит натрия, хромат (III) натрия.

Fe2O3 + 2NaOH  =  2NaFeO2 + H2O –

феррит натрия, феррат (III) натрия.

При взаимодействии гидроксидов этих металлов со щелочами в растворе получаются комплексные соли с координационным числом  6.

Гидроксид хрома (III) легко растворяется в щелочах.

Cr(OH)3 + 3NaOH = Na3[Cr(OH)6 –

гексагидроксохромат (III) натрия.

Гидроксид железа (III) имеет очень слабые амфотерные свойства, взаимодействует только с горячими концентрированными растворами щелочей:                      Fe(OH)3 + 3NaOH = Na3[Fe(OH)6] -

тетрагидроксоферрат (III) натрия.

Из рассматриваемых металлов с растворами щелочей взаимодействуют только Ве, Zn, Al:

Be + 2NaOH + 2H2O = Na2[Be(OH)4] + H2 -

тетрагидроксобериллат натрия.

2n + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2

2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2

Железо и хром с растворами щелочей не реагируют, эти реакции возможны только при сплавлении с твёрдыми щелочами.

         При рассмотрении способов разрушения комплексных солей можно                     выделить несколько случаев:

При действии избытка сильной кислоты получается две средних соли и вода:

Na[Al(OH)4] + 4HClизб. = NaCl + AlCl3 + H2O

K3[Cr(OH)6] + 6HNO3 изб. = 3KNO3 + Cr(NO3)3 + 6H2O

При действии недостатка сильной кислоты получается средняя соль активного  металла, амфотерный гидроксид и вода:

Na[Al(OH)4] + HClнед. = NaCl + Al(OH)3 + H2O

K3[Cr(OH)6] + 3HNO3 нед. = 3KNO3 + Cr(OH)3 + 3H2O

При действии слабой кислоты получается кислая соль активного металла, амфотерный гидроксид и вода:

Na[Al(OH)4] + H2S = NaHS + Al(OH)3 + H2O

K3[Cr(OH)6] + 3H2CO3 = 3KHCO3 + Cr(OH)3 + 3H2O

При действии углекислого или сернистого газа получается кислая соль активного металла и амфотерный гидроксид:

Na[Al(OH)4] + CO2 = NaHCO3 + Al(OH)3

K3[Cr(OH)6]+ 3SO2 = 3KHSO3 + Cr(OH)3

При действии солей, образованных сильными кислотами и катионами Fe3+, Al3+ и  Cr3+ происходит взаимное усиление

 гидролиза, получается два амфотерных гидроксида и соль        активного металла:

3Na[Al(OH)4] + FeCl3 = 3Al(OH)3 + Fe(OH)3 + 3NaCl

K3[Cr(OH)6] + Al(NO3)3 = Al(OH)3 + Cr(OH)3 + 3KNO3

6.  При нагревании выделяется вода:

Na[Al(OH)4] = NaAlO2 + 2H2O

K3[Cr(OH)6] = KCrO2 + 2H2O + 2KOH

           

Литература:

1.Неорганическая химия. В 2 томах.

2.Неорганическая химия. В 2 томах.

Том 1: Д. Шрайвер, П. Эткинс — Москва, Мир, 2009 г.- 680с.

Том 2: Д. Шрайвер, П. Эткинс — Санкт-Петербург, Мир, 2009 г.-488 с.

3. Неорганическая химия: Д. А. Князев, С. Н. Смарыгин — Москва, Дрофа, 2004 г.- 592 с.

4. Общая и неорганическая химия в вопросах: Р. А. Лидин, Л. Ю. Аликберова, Г. П. Логинова — Санкт-Петербург, Дрофа, 2004 г.- 304 с.

5.Общая и неорганическая химия: Н. Н. Павлов — Санкт-Петербург, Дрофа, 2002 г.- 448 с.

6. Общая химия: Н. Л. Глинка — Москва, Интеграл-Пресс, 2008 г.- 728 с.

7. Общая химия: Т. И. Дробашева — Москва, Феникс, 2004 г.- 448 с.

Сборник задач и упражнений по общей и неорганической химии: — Санкт-Петербург, Дрофа, 2005 г.- 240 с.

9. Химический атлас: Л. Д. Борзова, Н. Ю. Черникова, В. В. Якушев — Москва, Издательство            Российского Университета дружбы народов, 2004 г.- 224 с.

10. Химия. Экзаменационные ответы: — Санкт-Петербург, Буклайн, 2006 г.- 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки урока решения обучающих задач

Урок решения обучающих задач в общей системе уроков стоит сразу после урока решения ключевых задач....

Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...

ПРОЕКТ «Методика подготовки выпускников решению задач по теме «Задачи на проценты» , включенных в ОГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Авторы проекта Майоров Петр Ивановичучитель математики МБОУ «Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района РТЕфремова Наталья Валерьевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишев...

Проектная работа по тема «Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Проблема Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике»Цели:Собрать информацию о разнообразных задачах на движение, включенные в ЕГЭ, о ме...

Методика подготовки учащихся к решению задач (ОГЭ и ЕГЭ)

Методика подготовки учащихся к решению задач раздела «Реальная математика»(ОГЭ и ЕГЭ)Выполнила:Полякова Ольга Васильевна учитель математикиМБОУ «СОШ№8»г. Новомосковск...

Рабочая программа общеразвивающего курса дополнительного образования "Подготовка к ОГЭ по химии (решение химических задач)"

Данный элективный курс является дополнительным при изучении химии по программе курса химии (общая химия) для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.Программа рассчитана на 140 часов обучения для у...

«Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по математике. Решение текстовых задач»

Текстовые задачи – традиционно трудный материал для значительной части школьников на ГИА и ЕГЭ. Вместе с тем, задачи играют важную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Они являютс...